Международные кризисы: типология и примеры.



Международные отношения в структуре конфликтологии.

Объект – вся совокупность принципов и норм

Предмет – часть международных отношений (сводят к теории международного общества).

Гоббс – война против всех. Она доминирует всегда в мо. Другое направление – естественное состояние как объект применения области мо. Мо берут свое начало от состояния анархии. Порядок установки м.б. верховным правительством. Мировое общество сводится к ведение порядку в обществе, порой посредством принуждения.

Целью создания комплексной системы знаний на основе этой теории:

1.необходимо акцентировать внимание на соперничестве независимых государств

2.на форуме межд. организаций (М. Уайт) анархия явл. еще реальным и преимущественным состоянием. Арон – конфликтология мо возможна. Из этих положений выходит концепция мирового общества.. приверженцы этой системы принимают трехполярную модель: класс, статус, сила.

Карибский кризис

Подведём итоги. Карибский кризис продолжался 38 дней. Мир находился на грани войны и уничтожения. Разрешение ситуации вокруг Кубы поставило в неловкое положение СССР, который, спровоцировав кризис, тем не менее, не смог с достоинством из него выйти. Престиж страны и лично Хрущёва упал. Многие историки утверждают, что это дипломатическое поражение послужило в дальнейшем одной из причин свержения его руководства. Много недовольных было также и в США (в особенности, среди военных, которые посчитали отказ от вторжения равносильным поражению США). Кастро считал вывод ракет предательством со стороны СССР.

Разрешение кризиса дало толчок новому периоду разрядки в напряжённости международных отношений. Стремление в дальнейшем предотвратить опасность войны проявилось в организации прямой линии связи между Кремлём и Белым домом.

В странах Запада также усилились антивоенные выступления. Были подписаны международные договоры об ограничении испытания и размещения оружия массового поражения. Также ясно определились сферы влияния США и СССР – СССР стремился поддерживать те страны, где побеждал социализм, тем самым вызывая определённую реакцию у США и их союзников. Кроме того, кризис подстегнул развитие некоторых отраслей военной промышленности (морские, ракетные), которые до этого были «заброшены» в пользу ядерного оружия.

 

Реалистическая» традиция политической мысли о конфликтной природе международных отношений.

Более или менее систематизированные представления о внешней поли­тике и международных отношениях стали формироваться лишь в эпо­ху Возрождения. Одним из первых мыслителей этой исторической эпохи, обратившихся к исследованию международных отношений, стал Никколо Макиавелли. Считая войну неизбежной спутницей человеческой истории по причине изначальной склонности людей к применению силы и испорченности общественных нравов, Н. Макиавелли полагал, что достижение всеобщего мира между народами невозможно. Главная задача государства во внешнеполитической деятельности — это эф­фективная защита своих интересов. А интерес и выгода — мотивы, лежащие в основе любой политики на международной арене.

Н. Макиавелли отбрасывает моральные нормы не только во внут­ренней, но и во внешней (международной) политике. М.полагал, что государства не должны быть связаны никакими ограничениями при принятии решений о начале войны. В войне государство может преследовать две основные цели: завоевания и сохранение своей свободы. Завоевания же необходимы для того, «чтобы обогатиться самим и сделать врага беднее. Ни для чего иного победа не нужна».

В мирное урегулирование конфликтных ситуаций между государ­ствами Н. Макиавелли не верил, полагая, что только сила является реальным фактором политики. Он считал, что каждое государство должно стремиться к усилению, поскольку именно это даст возмож­ность ему достичь внешнеполитических целей. Делая ставку на силу, Н. Макиавелли предлагал отбросить не только моральные нормы, но и право. Лишь не останавливаясь перед насилием и обманом, можно добиться политического успеха в отношениях с другими государст­вами. Одновременно с этим, будучи горячим сторонником объедине­ния и освобождения своей страны, итальянский мыслитель выска­зался в пользу закрепления права народов на объединение и свободу от вмешательства извне, что можно считать одним из первых примеров провозглашения международно-правового принципа права на­ций на самоопределение.

Непреходящее значение для теории международных отношений сохраняет наследие Томаса Гоббса (1588-1679). В основу подхода английского философа к определению и пониманию сущности межго­сударственных отношений легла его общая социально-политическая концепция, в которой человек трактуется как существо эгоистическое, обладающее бессознательным стремлением к власти, господству над другими людьми и материальному обогащению. Как следствие есте­ственным состоянием человеческих взаимоотношений является «война всех против всех и каждого против каждого». Сохранение естественно­го состояния представляет угрозу для существования человеческого общества, так как таит в себе опасность самоуничтожения. Для того чтобы этого избежать, люди должны заключать общественный дого­вор. На основе такого договора и возникает государство (Левиафан), которому в обмен на гарантии безопасности, мира и спокойствия люди добровольно уступают часть своих прав и свобод. Отношения между людьми упорядочиваются в рамках «гражданского состояния», но отношения между государствами сохраняют «естественный» ха­рактер. Суверенные государства не связаны никакими ограничения­ми, и единственным регулятором их взаимоотношений остается сила. По мнению Т. Гоббса, государства — это «военные лагери», которые защищаются «друг от друга с помощью солдат и оружия».

Хотя с морально-этической позиции Т. Гоббс осуждал войны, ви­дя в них «корень всякого несчастья и всех зол», из его концепции вытекало признание неизбежности этого явления до тех пор, пока сохраняется «естественное» состояние международных отношений. Согласно взглядам английского философа, лишь создание мирового правительства, стоящего над властью отдельных государств, способ­но покончить с войнами между народами. Однако сам Гоббс в такую перспективу не верил. Он был первым, кто теоретически обосновал анархический характер отношений между государствами. До сих пор сторонники реалистической парадигмы в теории международных от­ношений исходят из этих выводов.

Наиболее ярким представителем реалистического подхода к меж­дународной политике в эпоху Нового времени был великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Он полагал, что нормы права в международных отношениях не способствуют пред­отвращению конфликтов, а, напротив, порождают разногласия меж­ду государствами. Договорные нормы «допускают столько толкова­ний, что при самом точном определении всех возможных аспектов отношений всегда еще остается неисчислимое множество таких, по поводу которых могут вспыхнуть споры». Причем даже «если одна сторона осуществляет предоставленное ей право в тех пределах, которые ей даны, она обязательно затронет какое-либо право, закре­пленное за другой стороной» . По мнению Гегеля, войны — со­ставная часть правового регулирования международных отношений. Именно война решает, «какое право должно уступить... другому пра­ву, должна установить не истинность права той или другой стороны, ибо истинны права обеих сторон», а какое право из двух обречено на уступки.

Для Гегеля международное право является не системой положений, направленных на поддержание согласия между участниками между­народного общения, а совокупностью норм, «обеспечивающих» воз­никновение конфликтов между государствами. Поэтому сила здесь обретает статус ключевого момента регулирования международных отношений, изменяя правовые ситуации в соответствии с представ­лениями государств о своих выгодах и правах.

Гегель не считал возможным учитывать требования морали в меж­дународных отношениях. Он полагал, что «благо государства имеет совершенно другое оправдание, чем благо отдельного лица», следо­вательно, деятельность государства не должна опираться на «мораль­ные заповеди».

Гегель не поддерживал идею международного сотрудничества. Бо­лее того, философ характеризовал мирное время как время, когда особый размах приобретают многие «отрицательные» явления соци­альных отношений, а особые интересы государств порождают борьбу между ними. Он отрицал также идею совершенствования меж­дународного сотрудничества и создания международного парламен­та. Взгляды Гегеля были Использованы в XX в. при формировании основных концептуальных положений школы политического реализ­ма. До сих пор некоторые из данных положений находят свое выра­жение в трудах наследников этой школы.

Международные кризисы: типология и примеры.

Международные кризисы можно рассматривать как относительно самостоятельное явление мировой политики, и как фазу развития международного конфликта. Обычно кризис начинается с какого – либо инцидента, резко обостряющего отношения между втянутыми в конфликтную ситуацию сторонами. При переходе международного конфликта в фазу кризиса воздействие военного фактора многократно возрастает. Профессиональный долг военных заключается в способности обеспечить вооруженную защиту и реализацию национально – государственных интересов, формулируемых высшим политическим руководством. Когда военных начинают привлекать к принятию политических решении – они оказывают влияние, порой самое драматическое, на ход событий. Опасность возросла появления ядерного оружия во 2 половине 20 века и начало холодной войны. Наиболее серьезную угрозу всеобщему миру и безопасности представлял Карибский кризис, иначе говоря Кубинский ракетный кризис.

Опыт международных кризисов свидетельствует, что в такие периоды на принятие решений отводится очень мало времени, так как ход событий ускоряется. Дефицит времени сказывается на получении полной и достоверной информации, следовательно возрастает вероятность ошибок. По этим причинам в условиях международных кризисов необходимы особые подходы к принятию внешнеполитических решений, особые формы дипломатической деятельности, например, приемы челночной дипломатии, когда посредник перемещается между вовлеченными в конфликт сторонами.

5.Основные черты либеральной доктрины международной политики о путях предотвращения конфликтов.

либерализм - это либеральная теория, некая система философских и политических идей, оформившаяся на Западе в конце XVIII - начале XIX в. и опирающаяся на целую традицию в европейской общественной мысли, представленную именами Дж.Локка, Ш.Монтескье, А.Смита, И.Канта, В.Гумбольдта, Дж.Мэдисона, И.Бентама, Б.Констана, Дж.С.Милля и др. Будучи отражением процессов модернизации, начавшихся на Западе в XVI-XVII вв., либерализм вобрал в себя многое из наследия раннебуржуазной общественной мысли: в развитии его теории важную роль сыграли концепции онтологического индивидуализма, разработанные Т.Гоббсом и Дж.Локком и связанное с ним негативное понимание свободы, представление о связи свободы и частной собственности, обоснованное Локком, идеи веротерпимости, развивавшиеся в эпоху Реформации, принцип lassez-faire (“дайте действовать”), сформулированный французскими физиократами, теория разделения властей и доктрина верховенства права.

Авторы либеральных теорий использовали разные способы аргументации: либерализм опирался на утилитаризм и концепции естественных прав, идею автономии личности и теории общественного договора. Либеральная теория представляет собой определенное мировоззрение, имеющее философские, социальные, этические, экономические и политические аспекты, которые связаны друг с другом, взаимно друг друга дополняют, но в то же время обладают некоторой самостоятельностью. Отдельные составляющие либеральных доктрин приобретают большую или меньшую значимость в зависимости от конкретных обстоятельств. И хотя теории политического или экономического либерализма опираются на соответствующие онтологические концепции, они имеют и свои собственные обоснования и потому иногда рассматриваются в отрыве друг от друга. В России, как и в странах Восточной Европы, в первые годы демократических преобразований либерализм воспринимался как наиболее естественная альтернатива коммунизму, как идеология модернизации и вестернизации.

Наибольшая свобода, совместимая с равными правами других, обеспеченная разумными “правилами игры”, устанавливаемыми и поддерживаемыми государством - вот кредо “классического либерализма”. В качестве главной гарантии свободы рассматривалась частная собственность, безопасности которой придавалось важное значение, а главным предметом заботы была свобода экономическая. “Классические либералы” взяли на вооружение лозунг “laissez-faire”, сформулированный французскими физиократами (Кене, Мирабо, Тюрго) и развитый английскими экономистами А.Смитом и Д.Рикардо. Они разделяли уверенность в том, что, действуя свободно, без какого-либо принуждения со стороны власти, участники рыночных отношений не только наилучшим образом реализуют собственные интересы, которые никто не может знать лучше их самих, но и по “закону невидимой руки” будут способствовать максимализации общего блага.

Если в Англии главные проблемы, занимавшие либералов в первой половине XIX в., концентрировались вокруг экономики, то для их собратьев на континенте главной проблемой были политические гарантии гражданских свобод. Их политическая программа включала более последовательное разделение властей (согласно английским образцам), защиту свобод, особенно свободы слова, гарантии самостоятельности местного управления, создание Национальной гвардии, состоящей из представителей среднего класса как силы, противостоящей и черни, и королевской армии. Французский либерализм представлял собой программу “среднего класса”, противостоящего как аристократии, так и низшим слоям общества. Отстаивая идею народного представительства, французские либералы первой половины XIX в., как впрочем и английские, жестко увязывали собственность и политические права. По словам Констана, только собственность, дающая достаточный досуг, дает человеку возможность осуществлять политические права. Революции 1830 и 1848-1850 гг. во Франции в значительной мере реализовали программы либералов.

Правительство должно брать на себя то, с чем не могут справиться отдельные индивиды и частные ассоциации. Оно должно поощрять развитие промышленности и таким образом создавать рабочие места, законодательными мерами способствовать частной благотворительности в пользу тех, кто не может обеспечить себя сам, смягчать негативные проявления коммерции, культивировать в обществе дух взаимопомощи.

Таким образом, “новый либерализм” решительно отказывался от классической доктрины “laissez-faire”, радикально пересмотрев отношение к свободной конкуренции и функциям государства. “Прежний либерализм рассматривал самостоятельную и конкурентную экономическую деятельность индивидов в качестве средства к достижению общественного благосостояния как цели. Каждый человек имеет свой собственный жизненный план и вправе его осуществлять. Право на достойное существование - индивидуальное, а не коллективное право. Социал-демократические концепции опираются на органическое представление об обществе, аргументы, связанные с моральными требованиями к обществу (социальная справедливость, равенство и т.п.) и идею коллективных прав.

На наш взгляд, к числу этих принципов относится, во-первых, индивидуализм, приоритет интересов индивидов перед интересами общества или группы. Этот принцип получал разное обоснование: от онтологических концепций, в которых отдельный человек с его естественными правами предшествует обществу, до этического понимания индивидуальности как высшей ценности. Во-вторых, для либерализма характерна приверженность идее прав человека и ценности свободы личности. В-третьих, важным принципом, характерным для либерального подхода, является рационализм, вера в возможность постепенного целенаправленного усовершенствования общества реформистскими, но не революционными мерами. Либеральная доктрина предъявляет определенные требования к характеру проводимых преобразований.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2380; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!