Одухотворенность в тайцзицюань



В традиционной китайской культуре, не важно – каллиграфия это, живопись, театральное искусство, музыка или боевые искусства, добиваются специфического
изящества. В тайцзицюань также добиваются некоего изящества, «аромата тайцзи», а именно боевой одухотворенности. Мы уже говорили, что тайцзицюань это вид рукопашного боя, развивающий и тело и психику, что через практику тайцзицюань выражается характер человека, его морально-волевые качества, а одухотворенность – один из важнейших показателей мастерства. Человек, исполняющий форму, тренирует психику. Взглянув на его исполнение, можно судить о его духе. Чтобы добиться определенных положительных критериев, следует отталкиваться от нескольких моментов.

1. Нужно понимать постулаты древнекитайской философии о взаимной поддержке инь и ян, о гармонии инь и ян. Это – основа для одухотворенности в традиционной культуре. К тому же они являются путем к расширению человеческого сознания.
2. Нужно понимать идею благородной стратегии тайцзицюань, обладать присутствием духа по отношению к противнику, непринужденностью бесстрашного полководца. «Противник не причиняет мне вреда, я не врежу противнику; противник собирается навредить мне, я должен его победить», «Я охраняю свои пределы, ни пресмыкаюсь, не возношусь», состояние духа естественное, как у великого полководца перед сражением.
3. Через практику формы развиваются моральные качества человека, его характер, выражается его совершенная истинная ци, проявляется высокое благородство духа. Тайцзицюань обладает большой силой воздействия. Практикующий наполняется внутренней силой, благодаря чему появляется сосредоточенность и легкость, открытость и концентрация, что позволяет человеку ощутить в себе большой душевный подъем.
4. Ритмичная мелодия в практике формы. Если в традиционной китайской живописи идея прекрасного выражается через гармонию точек и линий, то в тайцзицюань через гармоничные движения всего тела создается некая прекрасная мелодия. Проявленные в движениях тайцзицюань легкость и погруженность, взаимная поддержка мягкого и жесткого, взаимное содержание раскрытия и сжатия, спиральное скручивание, быстрота и медленность, змеиная гибкость («все тело мягкое, будто без костей») являются прекрасным проявлением сильной мелодии.
Благодаря одухотворенности, которая достигается в занятиях тайцзицюань, люди называют тайцзицюань гимнастикой духа и методом психической тренировки.
6. Полное соответствие всех движений теоретическим принципам тайцзицюань
Нужно изучать базовую теорию тайцзицюань, руководствуясь теорией, практиковать тайцзицюань, сделать теорию и практику тайцзицюань одним целым, чтобы каждое движение в каждой позе в форме соответствовало теоретическим принципам. Для того чтобы все движения соответствовали теоретическим принципам тайцзицюань, следует обратить внимание на следующие аспекты:

• уяснить и сформулировать связь учения древней китайской философии и теории тайцзицюань, особенно, как отразилось учение перемен («Ицзин») на учение инь-ян в тайцзицюань;
• осмыслить, как повлияло учение древней китайской медицины на внутреннюю работу в тайцзицюань, особенно учение о каналах и меридианах цзинло;
• проанализировать с точки зрения современной физиологии и психологии благотворное влияние тайцзицюань на здоровье человека;
• посредством изучения современной физики и биомеханики осваивать принципы внутренних усилий тайцзицюань и боевые применения движений;
• руководствуясь знаниями в области эстетики сделать занятия тайцзицюань одухотворенными;
• изучать произведения классиков тайцзицюань, впитать их основную суть, чтобы в собственной форме «все движения всегда соответствовали принципам».
На практике подтверждается, что осмысление основных теоретических принципов тайцзицюань дает очень хороший результат в деле изучения формы. Когда теория понятна, можно в тренировочном процессе по одной вещи узнать о многом, развиваться в нескольких направлениях. Те учителя, которые могут точно объяснить теоретические принципы в правильной форме, могут указать ученикам путь к постижению всех тонкостей, вести ученика верной дорогой.

Пути тренировки формы

Практика формы – это не прекращающийся поступательный процесс исправления движений, наполнения внутренним содержанием, укрепления силы.

1. Учитель раскладывает по полочкам, ученик тщательно пережевывает и медленно глотает.
Мой учитель, господин Чэнь Чжаокуй, кроме занятий в группе давал частные уроки, во время которых он спрашивал ученика: «Как хочешь учиться, тщательно или быстро?». Быстрый или медленный процесс обучения формы в тайцзицюань напрямую влияет на ее поверхностное или тщательное освоение. Если следовать подробным разъяснениям учителя, точно повторять за ним движения, то обучение будет длительным. Обучение же в течение года или даже двух лет – слишком короткий срок для того, чтобы хорошо освоить базу тайцзицюань. Кроме этого, форму также нужно делать медленно, кроме движений, где присутствует выброс силы, которые необходимо делать быстро, другие движения можно замедлить, делать медленно но не прерывая, медленно но не зажато, более того, должны быть «низкие позиции + медленные движения», тогда совершенствуется гунфу. Чэнь Синь писал: «Быстро, противник не догонит меня; медленно, противник также не догонит меня», это как раз об этом требовании.
2. Учитель тонко гравирует, ученик повторяет и исправляется
У строгого учителя хорошие ученики. Кроме того, что нужно просить учителя указать на ошибки и спрашивать помощи соучеников, следует самостоятельно в повседневных практических занятиях самому исправлять ошибки, постепенно продвигаться вперед. При каждом выполнении формы должно быть понимание тела, новизны ощущений, затем терпеливо многократно исправлять ошибки, тогда можно с успехом продвигаться вперед: жизнь учиться, всю жизнь тренироваться, всю жизнь осознавать, всю жизнь исправлять.
3. Взять форму за главное, сочетать тренировки формы, туйшоу, даньши, вспомогательной работы
Нужно сделать форму отправной и заключающей точкой. В тренировке туйшоу прорабатываются пути усилий (цзинь) в движениях формы; в тренировке даньши и вспомогательной работе укрепляется сила в движениях формы. Туйшоу и даньши можно практиковать периодически, тренировка формы является ежедневной обязательной практикой. Только упорная ежедневная практика на протяжении многих лет позволит в полной мере проявить весь потенциал тайцзицюань, в полной мере получить эффект от трех главных ценностей тайцзицюань.
4. Последовательно прорабатывать и следовать указаниям шести показателей правильности и в предельные сроки совершенствоваться
В рассмотренных основах тайцзицюань мы выяснили, что практика формы является главным пунктом из всех видов практик в тайцзицюань. Но это вовсе не некие «гунфу пяти уровней», «гунфу девяти уровней». Из шести показателей первый является главным; это отправная точка, первый шаг, другие также можно совмещать и совершенствовать. Порядок этих показателей человек может выбирать сам в зависимости от его потребностей. Однако чтобы форма была хорошей и правильной, требуется как минимум три года упорного труда.. Чтобы этого достичь, необходимо тренироваться как минимум 3,5 часа ежедневно, с пытливостью и восприимчивостью, следовать указаниям учителя. Только при этих условиях возможно выполнение всех шести показателей Только тогда фундамент будет добротным.

(5 июля 1992 года)

Перевод Р.Романов

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!