Шесть показателей правильности формы



Ма Хун - Об основах тайцзицюань

Одиночная форма – фундамент тайцзицюань

Занимаясь каким бы то ни было направлением научных исследований, всегда нужно обладать крепкой базой этого направления; чем глубже база и шире познания, тем лучше. Поскольку потенциал понимания этого направления повышается, воспитывается умение для собственного восприятия, понимания и анализа. Истории бесчисленного количества ученых подтверждают, что становление хорошего ученого невозможно без трех составляющих – базы, природных данных, решительности.
Тайцзицюань – это бриллиант китайской цивилизации; он в равной степени обладает боевым и культурным началами. Можно сказать, что тайцзицюань – это древняя и молодая наука нашей страны. Его внутреннее содержание необыкновенно богато. Тайцзицюань имеет оздоровительную функцию, несет функцию самообороны и обладает эстетической ценностью. Эти три потенциала сплавлены в одно целое. Поскольку тайцзицюань – это направление науки, люди, любящие тайцзицюань и занимающиеся его исследованием, должны добросовестно и серьезно изучать его основы. Что такое основа в тайцзицюань? На основании своего более чем 30-летнего опыта считаю, что основа тайцзицюань – это одиночная форма. Также скажу, каким образом могут развиваться три потенциала тайцзицюань – оздоровление, боевое применение и эстетика – без исследования фундамента, без концентрации внимания на углублении и расширении базовых основ одиночной формы?

Патриарх тайцзицюань стиля У господин У Цзянцюань требовал от своих учеников в течение трех лет правильно выполнить форму 10 тысяч раз (обратите внимание на слово «правильно»); так достигался навык. Известный наставник и теоретик господин Чэнь Пиньсань, представитель тайцзицюань стиля Чэнь в 16-ом поколении, писал: «Сделав форму 10 тысяч раз, божественная истина проявится сама». Патриарх тайцзицюань стиля Чэнь Чэнь Факэ каждый день делал форму 30 раз, от своего сына Чэнь Чжаокуя требовал ежедневно выполнять форму в низких позициях по 20 раз (обратите внимание на слова «низкие позиции», форма в низких позициях трудна в исполнении и передается по семейной линии).

Мастерство в выполнении формы, туйшоу, циньна, в свободном бое моего учителя господина Чэнь Чжаокуя было на самом высоком уровне. Это общепризнанный факт в мире тайцзицюань. Он делал очень сильный акцент на тренировку формы; он говорил: «Тренировка формы – самая главная работа в тайцзицюань, поскольку в таолу каждая поза – это набор эффективных боевых приемов. Каждый вид цюаньшу на начальном этапе – это отдельные приемы, потом из них составляются связки (дорожки), поэтому и называются «таолу» – комплект дорожек, или «цюаньцзя» – кулачный каркас. Через практику таолу можно на первых шагах делать так, чтобы собственные движения сочетались с правилами боя». Чэнь Чжаокуй также наставлял: «Тайцзицюань стиля Чэнь – это очень высокоразвитый вид рукопашного боя, он имеет глубокое внутреннее содержание. Его нельзя освоить в короткое время, вы должны хорошо это понимать; через соответственно длительный период времени вы хорошо научитесь. До такой степени натренируете тело, что будете обладать высоким мастерством. Обычно ученику достаточно полгода, чтобы выучить форму, однако, чтобы ее править необходимо несколько лет тяжелого труда, но, боюсь, что и этого недостаточно, чтобы поправить хорошо. Потому, что изучая форму, необходима точность в базовых движениях рук и ног, приемов и поз; в каждом приеме и позе есть правила, в каждом положении рук и стоп есть определенное место. Нельзя в начале обучения не следовать требованиям. Если делать как попало, после будет очень трудно исправить ошибки. Если сначала выполнять требования, будет заложена хорошая основа формы. На первый взгляд обучение будет идти медленно, зато после ошибки исправляются очень легко, а рост уровня будет быстрым. Некоторые люди хотят быстрей научиться, в короткие сроки овладеть тайцзицюань. Так достичь успеха невозможно. Есть и такие люди, которые, не освоив хорошо форму, сразу хотят заниматься туйшоу, сразу хотят выбрасывать людей, это смешно». «Одиночная форма – это база туйшоу, туйшоу это проверка освоения формы, туйшоу – это переходный этап от формы к практике свободного поединка. Если тренировать только туйшоу и не тренировать формы, то хотя и будет овладение некоторыми методами боевого применения, но полного и точного овладения базовыми движениями не произойдет. Легко формируются привычки неправильных движений, на более поздних этапах обретения технических навыков очень трудно успешно продвигаться вперед».

Почему прежние поколения так внимательно относились к тренировке одиночной формы? Я считаю, что главная причина в следующем: есть тренировка формы, аименно правильная тренировка, именно тогда полностью проявляются три ценности тайцзицюань: оздоровление организма и функция самообороны, эстетическое наслаждение. Примером оздоровления организма – самого привлекательного аспекта тайцзицюань является улучшение кровообращения головного мозга, выравнивание давления, дыхания, омолаживания внутренних органов. Этого можно достичь практикуя форму тайцзицюань, в которой в сложных координационных движениях одно движение переходит в другое, скручивания шунь–ни, внутреннее вращение даньтянь, смена быстрых и медленных движений, раскрепощенная подвижность и упругое встряхивание. В движении и совершенствовании сущности, пневмы и духа (цзин, ци, шэнь) человека следует опираться на практику формы. При рассмотрении навыков боевого применения туйшоу – это необходимое содержание тренировочного процесса в тайцзицюань. Однако, боевые движения, которые есть в форме (например, удары коленями, локтями, ногами) в туйшоу не применяются. Некоторые боевые применения в движениях нельзя использовать и в свободном поединке, в процессе же практики одиночной формы они детальным образом прорабатываются. Кроме этого, эстетическая ценность тайцзицюань, воспитание личностных качеств человека и другие потенциальные возможности не заменить другими способами, кроме как практикой формы. Можно сказать: нет практики формы – нет целостности тайцзицюань. Разговоры типа: «главное сознание, форма не главное», «нужно сознание, форма не нужна», «туйшоу реально, одиночная форма не реальна», «практикуйте "стояние столбом", форма не нужна» и другие говорят о непонимании.

Шесть показателей правильности формы

Что означает фундамент тайцзицюань? Я полагаю, что это одиночная форма. Каким образом практикуется одиночная форма? Я считаю, что одиночная форма – это основное внутреннее содержание тайцзицюань. Фундамент тайцзицюань содержит как минимум шесть обязательных пунктов: внешняя форма, внутреннее усилие, боевое применение, силовая работа, воодушевление, теоретические принципы.

Точность внешней формы

Изучение формы похоже на изучение каллиграфии или живописи. В начале изучения тайцзицюань есть этап подражания внешней форме. Это начальный этап очень важен. Основное здесь – демонстрирование и наставления учителя. Обычно говорят: «Каков учитель, таков и ученик». Зачастую учитель сам не точен и что сказывается на ученике. Поэтому не важно, ученик он или преподаватель. В начале необходимо научиться делать точные и правильные положения рук, шаги, работу корпусом, взгляд в каждой позе. В каждой позе к каждому движению есть восемь элементарных требований:

1. Прямое положение корпуса: это главное требование к точности движений; например, господин Чэнь Факэ требовал: «Это так же, как сидеть на маленькой скамейке, комфортно и стабильно». Колени согнуты, но не выходят за линию носков, внутренняя сторона бедер округла, куа раскрепощены, грудь втянута и поясница обрушена, корпус распрямляется, подпирающее усилие направлено вверх, плечи раскрепощены и локти свешены вниз, внутренняя ци погружается вниз, пальцы ног «хватают» землю, центр тяжести устойчив, восемь сторон укрепляются.
2. Экспозиция, завязка, кульминация, развязка: каждое движение начинается, идет по определенной траектории и углу, меняет местоположение и заканчивается.
3. Методы и формы рук: особенностью является скручивание рук в фазах шунь и ни и смена местоположения.
4. Методы и формы шагов: особенностью является скручивание ног в фазах шунь и ни и положение подъемов–опусканий стоп.
5. Раскрытие–сжатие груди и поясницы: смена направлений, углов, раскрытия–сжатия вращений груди и поясницы.
6. Смена центра тяжести: содержит движение паховой области по нижней траектории, центр тяжести переходит влево и вправо, разделение в пропорции 40 и 60, 30 и 70, 20 и 80 и следование смене центра тяжести ягодичных мышц слева и справа должны быть точными.
7. Направление взгляда.
8. Дыхание внутреннее и внешнее должны координироваться с позами.
Если вы правильно выполняете перечисленные требования, то с каждым последующим выполнением формы вы будете исправлять ошибки и повышать свою квалификацию. Иначе исправлять ошибки будет очень трудно.

Цельная внутренняя сила

Соединив в одно целое точную внешнюю форму и правильные внутренние усилия, можно считать процесс обучения правильным. Внутренние усилия зачастую не видны, и их никак не сымитировать, однако это реальная и очень существенная материальная сила. Что такое внутреннее усилие – нэйцзинь? Это сгущенная целостная сила сущности–пневмы–духа в человеческом теле. Практически усилия (цзинь) и сила (ли) не имеют различий, только говоря об усилии, мы делаем акцент на внутреннем усилии и ловкой силе, вот и все. Внутренние усилия человеческого тела необыкновенно сложны, многочисленные виды источника силы переплетаются вместе; проявляющиеся с разными углами, скрытые внутри человеческого тела «усилия тайцзи» имеют несколько признаков:
1. Целостное усилие. Оно имеет два смысла. Во-первых, – это координация всех частей тела как единого целого, объединение сознания–энергии–силы и сущности–пневмы–духа; во-вторых, – это усилие всего тела, взаимодействующее между человеком и природой, именно, впитанные землей такие действия человеческого тела, как раскрепощение, «хватание» пальцами ног земли, давление стоп, топанье, сотрясение стоп с последующей силой отражения. В «Суждениях о кулачном искусстве» сказано: «Сила выпускается от стоп, движется по ногам, управляется поясницей, воплощается через пальцы», т. е. одним из источников силы человеческого тела является целостное усилие, которое объединяет силу действия человеческого тела и силу противодействия земли.
2. Внутреннее вращение даньтянь – центральное усилие движений всего тела. Малые и большие движения в тайцзицюань должны приводиться в движение даньтянем, «поясница не двигается – кисти не выбрасывают», «внутри неподвижно – снаружи не излучается». В «Суждениях о кулачном искусстве» сказано: «Все важное находится в изменениях между грудью и поясницей». Для движений груди и поясницы внутреннее вращение даньтянь является осью, вместе с тем внутреннее вращение даньтянь особенно эффективно для вскармливания жизни.
3. Усилие, переполненное внутренним ци, соединяет внутреннее и внешнее дыхание. В «Суждениях о кулачном искусстве» сказано: «Кости и суставы раскрепощены, кожа и волосы энергизированы», «ци должна переполнять»; здесь как раз говорится об этом усилии (смотрите статью «О раскрытии–сжатии «оборота небес» - к вопросу о дыхании в тайцзицюань»).
4. Симметричное усилие, уравновешивающее инь и ян. В «Суждениях о кулачном искусстве Ван Цзунъюэ» говорится: «Инь и ян дополняют друг друга, это способ понимания усилий». Что такое «понимание усилий»? Слова «инь и ян дополняют друг друга» означают симметрию инь и ян, несут идею противодействия, а также идею взаимного порождения и дополнения. Например, дополнение мягкого и жесткого, содержание раскрытия и сжатия, одновременного присутствия легкости и погружения, обоюдного порождения пустого и полного в тайцзицюань, сочетание атаки и нейтрализации в туйшоу – все это проявления уравновешивания инь и ян.
5. Спиральное усилие скручивания в фазах шунь и ни. Чаньсыцзинь – это не только скручивание в конечностях и суставах, а также циркуляция ци по каналам цзинло, внутренним органам, мышцам и работа всего тела при выпускании внутренней силы, ее внешне выраженная форма – это спираль, «во всем теле нет места без спирали». Чаньсыцзинь – это суть тайцзицюань, для присущих тайцзицюань касания–продолжения–прилипания–следования, раскрепощенной мягкой округлой подвижности, сочетания нейтрализации и атаки главным является чаньсыцзинь. Необыкновенно помогает это спиральное усилие беспрепятственной циркуляции ци и крови, что полезно для улучшения функций внутренних органов .
6. Возвратно-поступательное усилие сгибания–складывания (начинается от обратного, ее скрытое содержание – в раскрытии–сжатии груди и поясницы, сгибании–складывании и в возвратно-поступательной силе).
7. Уравновешивающее усилие выпускания с одной стороны и обрушивания с другой (выпускания спереди и обрушивания сзади, если есть движение вверх – обязательно есть движение вниз).
8. Волнообразное пронизывающее усилие (не важно, девятикратное или троекратное усилие – все это пронизывающие усилия).
9. Откликающееся троекратное усилие (как в военном деле: ударили по голове – отвечает хвост, ударили по хвосту – отвечает голова, ударили по центру – отвечает голова и хвост).
10. Усилие срединного постоянства, сменяющее пустое и полное (одно из действий, направленных на сохранение равновесия тела.
11. Осевое усилие поясничного отдела с обрушиванием вниз и закатыванием наружу (один из характерных признаков спирального выброса силы).
12. Раскрепощенное, подвижное, упругое, встряхивающее пружинное усилие.
Вышеназванные 12 разновидностей внутренних усилий накапливаются и тщательно прорабатываются в процессе практики формы, как точно сказано в «Речитативе тринадцати позиций»: «Каждую позицию пропусти через сердце и используй сознание, обретешь гунфу не ощущая трату [сил]».


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!