Вопрос 4. Нравственные принципы службы в органах внутренних дел. Нравственные обязательства сотрудника ОВД



 

Нравственные принципы службы воплощают безусловные требования профессиональной и общественной морали к деятельности органов внутренних дел. Служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с нравственными принципами:

гуманизма, провозглашающего человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых составляет смысл и нравственное содержание правоохранительной деятельности;

законности, определяющей признание сотрудником верховенства закона, а также его обязательности к исполнению в служебной деятельности;

объективности, выражающейся в беспристрастности и отсутствии предвзятости при принятии служебных решений;

справедливости, означающей соответствие меры наказания характеру и тяжести проступка или правонарушения;

коллективизма и товарищества, проявляющихся в отношениях, основанных на дружбе, взаимной помощи и поддержке;

лояльности, предусматривающей верность по отношению к Российской Федерации, МВД России, уважение и корректность к государственным и общественным институтам, государственным служащим;

нейтральности по отношению к политическим партиям и движениям, предполагающей отказ сотрудника от участия в их деятельности в любых формах;

толерантности, заключающейся в уважительном, терпимом отношении к людям с учетом социально-исторических, религиозных, этнических традиций и обычаев.

ВЫВОД: Сотрудник не должен ни при каких обстоятельствах изменять нравственным принципам служебной деятельности, отвечающим требованиям государства и ожиданиям общества. Неуклонное следование нравственным принципам – дело чести и долга сотрудника органов внутренних дел.

Нравственные обязательства сотрудника

Органов внутренних дел.

 Сотрудник органов внутренних дел, руководствуясь требованиями Присяги, служебного долга, профессиональных чести и достоинства, принимает на себя следующие нравственные обязательства:

признавать приоритет государственных и служебных интересов над личными в своей деятельности;

служить примером строгого и точного соблюдения требований законов и служебной дисциплины в профессиональной деятельности и частной жизни, оставаться при любых обстоятельствах честным и неподкупным, преданным интересам службы;

относиться нетерпимо к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство, причиняющим боль и страдания, представляющим собой пытки или другие жестокие, бесчеловечные либо унижающие достоинство виды обращения и наказания;

быть мужественным и неустрашимым перед лицом опасности при пресечении правонарушений, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, а также в любой обстановке, требующей спасения жизни и здоровья людей;

проявлять твердость и непримиримость в борьбе с преступниками, применяя для достижения поставленных целей только законные и высоконравственные средства; в ситуациях морального выбора следовать этическому принципу: человек всегда является нравственной целью, но никогда – средством;

руководствоваться в профессиональной деятельности и общении «золотым правилом» нравственности: относиться к людям, своим товарищам, сослуживцам так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе;

хранить и приумножать служебные традиции органов внутренних дел, в их числе: мужество и готовность к самопожертвованию, корпоративную солидарность, товарищество и взаимопомощь, уважение и помощь ветеранам, семьям погибших и раненых сотрудников.

ВЫВОД: Безупречное выполнение нравственных обязательств обеспечивает моральное право сотрудника на общественное доверие, уважение, признание и поддержку граждан.

 

Вопрос. 5. Государство как механизм ограничения насилия

В обществе. Морально-правовые основы правового принуждения

 

Как вы помните, главная суть деятельности сотрудников ОВД это исполнение важнейшей конституционной обязанности государства - охрана и за­щита прав и свобод человека и гражданина (Конституция Россий­ской Федерации, ст. 2).

Все остальные их функции - охрана общественного порядка, собственности, борьба с преступностью, пресечение антиобщественных проявлений и др. — являются элементами этой важней­шей обязанности.

Органы внутренних дел являются одной из главных структур государства - той властной структурой, которая является гарантией пра­ва как системы социальных норм и отношений, организующей нормальную жизнедеятельность того или иного общества.

В компетенцию сотрудников ОВД входит ограничение в ряде случаев прав и свобод граждан. Нравственный смысл  правовых ограничений на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полициисостоит в том, что таким путем, действуя строго в соответствии с предписаниями закона, они осуществляют охрану законных интересов индивидов, организаций, общества и государства от общественно опасных посягательств.

Основными методами, через посредство которых правоохранительные органы осуществляют свою деятельность, являются профилактика правонарушений (т.е. воспитательная работа с гражданами) и принудительные санкции, принимающие в край­них случаях форму прямого насилия. Вспомним - действия, опирающиеся на принуждение (фактически, насилие) является основной характеристикой деятельности правоохранительных органов, в том числе и ОВД.

И здесь возникает вопрос: может ли быть принуждение, тем более прямое насилие, нравственным?

В том, что оно необходимо на данном уровне развития общества, а следовательно, целесообразно и неизбежно, сомнений в принципе не возникает.

Что касается оправдания государственного принуждения, то в этике имеются два подхода.

Согласно первому подходу, сформированному еще в библии,а также в работах Льва Толстого, - следует проявлять «непротивление злу насилием».  Сторонники этой концепции считают, что «С моральной точки зрения принуждение всегда оценивается отрицательно, даже в тех случаях, когда оно, пожа­луй, единственное средство для политики» (Макс Вебер).

Второе – реалистическое, направление исходит из принципиального единства права и морали как отражения и выражения всеобщих интересов или же общих интересов тех или иных социальных групп.

Это доктрина доминирует. Так, в России получило широкое распростра­нение именно реалистическое направление, которое полагает принуждение и насилие необходимым компонентом любой фор­мы социальной жизнедеятельности (экономической, политической и духовной). С этой точки зрения говорить о безнравственности насилия - значит оторвать нравственность от жизненных реалий.

Свое конкретное выражение социальное насилие находит в применении (угрозе применения) государством различных форм, методов и средств пря­мого или косвенного принуждения и подавления в отношении отдельных индивидуумов, групп населения, других государств.

Принципиальное различие правового принуждения и насилия.Важно помнить, что атрибутивным признаком государственного принуждения (в отличие, например, от насилия со стороны преступности) является то, что такое принуждение может осуществляться исключительно на основании закона и в определенных законом рамках.

Вся деятельность сотрудников ОВД базируется на противодействии агрессивному злу. Такое противодействие может осуществляться не только ненасильственными (более предпочтительными), но и насильственными методами (см., например, статьи 18-21 ФЗ «О полиции»).

Конечно же ненасильственные методы предпочтительнее для деятельности ОВД. Их суть – в попытке переубедить оппонента, еще не переступившего правовые запреты.

Однако бывают ситуации, когда не обойтись без применения насильственных методов к нарушителям закона.

При этом насилие само по себе ни морально, ни аморально. Важно то – в каких целях оно применяется. Так, ножом можно вылечить человека, сделав операцию, а можно и убить.

Цель, направленная на благо, даже если она достигается насилием, - нравственна при том условии, что и средства будут оптимальны и будут более менее точно соответствовать характеру этой цели.

Таким образом, насилие не противоречит морали, а взаимодействует с ней. Иначе говоря, применяя насилие, сотрудники ОВД должны исходить как из правовых предписаний, так и из нравственных основ службы в ОВД.

Так, сотрудник ОВД не должен бездумно применять насилие к гражданам, а должен действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба (п. 3 ст. 18 ФЗ «О полиции»). Причиненный нарушителю вред должен быть соразмерен оказываемому противодействию и не превышать пределы необходимого.

Поэтому совершенно не правильно обывательское мнение о том, что задача сотрудников полиции – лишь устрашать правонарушителей, пресекать их действия.

Еще раз отметим, что применение насилия сотрудникми ОВД предполагает и проявление гуманизма, руководство нравственными началами сотрудников ОВД.

Таким образом, важно осознать следующее:

1. Мораль и право теснейшим образом взаимодействуют. Если в обществе мораль обесценивается (деградируют нравственные устои жизни), то и право обесценивается, переходя в свою противоположность – бесправие.

2. Отсюда недостаток нравственности не может быть заменен хорошим законодательством и отлаженной системой правоприменения.

3. Подлинно эффективно право и правоприменительная деятельность, которая основана лишь на нормах общественной морали, соответствуя нравственным представлениям общества.

4. Общим критерием как норм морали, так и норм права является их соответствие принципам гуманизма, справедливости, милосердия, уважения естественных прав человека, его гражданских и политических свобод.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подытоживая сказанное, можно сформулировать следующие основные выводы.

Профессиональная этика - область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии.

Профессиональная этика сотрудников ОВД имеет особенности. В отличие от этики сотрудников «гражданских» профессий, где этические нормы не являются строго обязательными, а предоставляют право широкого выбора и обеспечиваются исключительно силой воздействия общественного мнения, этические нормы сотрудников ОВД носят преимущественно деонтологический характер – то есть имеют строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями.

Профессиональная деонтологая - часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определенной профессиональной сфере и нос щих конкретно-императивный характер.

В отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (т.е. правовыми) санкциями.

Так, например, нравственные основы ОВД закрепляются Федеральными законами «О службе в ОВД», «О полиции», Дисциплинарным уставом ОВД РФ, Уставом патрульно-постовой службы полиции, в которых предписывается строго обязательные нормы поведения и взаимоотношений, неисполнение которых влечет за собой взыскания вплоть до увольнения из ОВД.

К сотруднику правоохранительных органов предъявляется ряд специфических моральных требований, состоящих в следующем:

- отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали;

- глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как работника правоохранительной системы, от которой в решающей степени зависят общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности больших масс людей;

- разумное и гуманное использование предоставленных законом работнику правоохранительных органов прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;

- принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений;

- безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации работника правоохранительных органов;

- сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомошь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных условиях;

- постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, этикета и такта, повышение общей культуры, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.

В перечисленных требованиях отражены основные нравственные качества, которыми должен обладать сотрудник правоохранительных органов.

Таким образом, совершенно очевидно, что соотношение таких понятий как этика, мораль, нравственность, служебный этикет становится определяющим фактором выполнения сотрудником полиции своего профессионального долга. Эти базовые профессиональные качества находятся в сфере применения Типового Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, который является ныне действующим нормативно правовым документом.

Знание и выполнение сотрудником положений Кодекса является обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности, а также соответствия его морального облика требованиям, установленным в МВД России.

Гражданин Российской Федерации, проходящий службу в органах внутренних дел или поступающий на службу, вправе, изучив содержание Кодекса, принять для себя его положения или отказаться от службы в органах внутренних дел.

Проблема воспитания является одной из стержневых при разработке вопро­сов, связанных с подготовкой высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел. Воспитание есть не только приобщение к культурным ценностям, но и вид культуры. Последняя состоит в общественной ценности человека, кото­рую он обретает, становясь субъектом социального действия, личностью. К лично-образующим компонентам относятся, прежде всего, ответственность перед други­ми людьми, личное достоинство и высокое самосознание.

Мотивы действий личности, в свою очередь, детерминированы нормами мо­рали, права, иными социальными установками. Вместе с тем субъектом созна­тельного социального действия выступает человек, являющийся личностью.

Выполняя определенный труд, человек совершенствует свое умение, свое искусство. Последнее составляет важнейшее субъективное условие достиже­ния целей и главной среди них - цели культурного развития. Искусство воспи­тания связано, в свою очередь, с задачей совершенствования общественного целого. Воспитание есть вся интегральная деятельность общества, формирую­щая личность.

Того, кто сознательно посвятил свою жизнь противоборству со злом, при­косновение к этическим знаниям может предостеречь от опасного компромис­са и, наконец, просто помочь остаться порядочным человеком. Так, В. Соловь­ев писал: «Нравственная философия есть не более как систематический указа­тель правового пути жизненных странствий для людей и народов... Но никакое изложение нравственных норм, то есть условий достижения истинной жизнен­ной цели, не может иметь смысла для человека, сознательно поставившего себе не эту, а совсем другую цель».'

И тем не менее началом нравственного воспитания является внесение этических знаний в сознание сотрудника органов внутренних дел. Другими словами, эта роль относится к процессу обучения. Важной задачей нравствен­ного воспитания является формирование у каждого сотрудника ОВД прочных моральных убеждений.

Все же некоторые сотрудники органов внутренних дел при достаточно высоком уровне осведомленности о морали и праве нарушают эти нормы, рас­сматривая эти их как досадную помеху на пути реализации своих индивиду­альных и ложно истолкованных общественных интересов. Факты негативного отношения к моральным и правовым нормам оказывают отрицательное влия­ние на нравственную атмосферу в обществе.

 

ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.

4. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

5. Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации».

6. Приказ МВД России от 6 мая 2013 г. № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации».

7. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)) // Официальные документы в образовании. 2011. № 36 (декабрь).

 

Основная:

1. Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие / – М.: ЦОКР МВД России, 2016.

2. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

3. Организация воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел. – М.: ДГСК МВД России, 2012.

4. Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел, противодействию коррупции: Курс лекций. – М.: ДГСК МВД России, 2012.

5. Основы профессиональной этики и служебного этикета: Курс лекций. – М.: ДГСК МВД России, 2012.

6. Обеспечение прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций. – М.: ДГСК МВД России, 2012.

7. Учебно-методические материалы по организации профилактики коррупции в органах внутренних дел: Сборник / Под общ. Ред. В. Л. Кубышко. – М.: ДГСК МВД России, 2012.

8. Полиция Российской империи / А. В. Борисов, М. В. Кожемякин,
А. А. Алькинская. – М.: Студия писателей МВД России, 2012.

9. Советская милиция. – М.: Студия писателей МВД России, 2014.

Дополнительная:

1. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2016.

2. История российской полиции в очерках и воспоминаниях. – М.: Студия писателей МВД России, 2011.

3. Кушнаренко И. А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие. – М.: Московский университет МВД России, 2016.

 

Составитель:

 

 

Старший преподаватель кафедры

общеправовых дисциплин

подполковник полиции                                                         О.П. Волошина


 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 15892; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!