Художественное своеобразие произведения.



Композиция.

«Детство» - все события группируются вокруг двух центров: день жизни в деревне – день в Москве. Столь незначительный временной промежуток вбирает в себя множество событий, действительно, день ребенка наполнен , а потому кажется очень длинным. Вокруг этих двух дней концентрируются воспоминания о людях, окружавших Николеньку в детстве, и о событиях, оставивших неизгладимый след в его душе.

Так же четко построено и «Отрочество». Ведущая композиционная линия – нарастающие злоключения героя: единица – самовольное отлучение из класса – ключик – угроза поркой – ненависть. Внутри повествования Толстой вводит отступления, раскрывающие настроения Николеньки.

События организуются по принципу контраста, антитезы: охота, игры, занятия в гостиной, грезы – трагическая судьба Натальи Саввичны; бал, ревность – неудача на мазурке; светлые мечте о Сонечке – письмо из деревни о болезни матери и смерть матери; беззаботная прогулка – крышка гроба у ворот.

Характеристика персонажей. Толстой показывает окружающий мир с точки зрения ребенка. Характеристики персонажей даны выпукло, ярко, в них подчеркнуты те черты, которые резко бросаются в глаза ребенку, отличающемуся наблюдательностью. Например: у княгини Корнаковой – неестественно умильный ротик, неприятные глаза, добренький голос. В бабушке – гордое и церемонное обращение с домашними и гостями.; в последние дни жизни – « на ее руке бледно-желтоватая, глянцевитая опухоль».( Этот прием мы встречаем и в других произведениях Толстого).

Основной метод характеристики персонажей – изображение их в действии. Иногда Толстой использует принцип параллелизма. Две девочки – Катенька и Любочка. Одна из них – «чистенькая девочка», другая – «дурна, ноги у нее гусем, прегадкая талия». Два воспитателя – Жером и Карл Иванович.

Изображение быта. С детской точки зрения нарисован Толстым и быт. Он любовно описывает детскую, классы, гостиную, кабинет папа. Детали уютного детства создают яркую картину домашнего мирка. Типичные картины быта: занятия с Карлом Ивановичем, охота, веселый пикник. В Москве: бал с его пышностью, красочностью, весельем и огорчениями. Повествование овеяно светлыми лирическим чувством, которое сменяется драматическими переживаниями.

Детский мир Николеньки, ограниченный пределами дворянской семьи и усадьбы, полон для него тепла и очарования, потому что прекрасна душа ребенка, воспринимающего этот мир. Однако в идеальном мире семьи есть трагические реалии, которые осознаются Николенькой лишь по прошествии времени: запутанное материальное положение, моральная нечистоплотность отца, трагизм образа матери, искалеченная жизни Натальи Саввичны, горькая участь Карла Ивановича. Еще более резко проявляется контраст между идеальными представлениями ребенка и реальностью в доме бабушки. Николенька чувствует фальшь царящих здесь порядков.В детском восприятии юного Николеньки отражаются реальные отношения, реальные явления жизни.

Своеобразие рассказчика. Трилогия написана в форме воспоминаний взрослого человека о ранних годах своей жизни. Поэтому рядом с Николенькой возникает образ рассказчика, умудренного жизнью человека, заново переживающего свое прошлое и критически оценивающего его. Причем точка зрения Николеньки и оценка событий рассказчиком далеко не тождественны. Таким образом, главный герой разделяется на два образа – один действует и мыслит, другой анализирует и судит первого с точки зрения жизненного опыта.

 

Л.Н. Толстой как выдающийся педагог и автор книг для детей.

Педагогическая деятельность Толстого началась еще в 40-х годах Х1Х века и продолжалась 50 лет. Лев Николаевич Толстой, будучи знаменитым не только в России писателем, обращается в 1859 г. к созданию собственной школы и отдается ее устройству вплоть до 1862 г. Несомненно; он принадлежит к плеяде тех русских художников слова, которые по­нимали, что без образования народа y России нет будущего. B этом смысле Л. Н. Толстой следует за Г. Р. Державиным, открывшим 6 народных училищ в Тамбове, за И. A. Крыловым, учившим детей князя Голицына, за B. A. Жуковским, учившим будущего царя Александра II, H. B. Гоголем, преподававшим историю и географию, И. C. Тургеневым, составившим проект «Общества для распростра­нения грамотности и первоначального образования» и учредившим школу в селе Спасское, В. Ф. Одоевским, написавшим несколько учебников, издававшим сборники для крестьян «Сельское чтение», деятельно участвовавшим в устройстве Детских приютов и школ, написавшим «Записки для моего праправнука о русской лите­ратуре».

Еще в 1849 году он начал занятия с крестьянскими детьми. Школу он задумал как альтернативу официальной, обучение в которой представлялось ему «одуряющим», убивающим душу и разум. Такой системе он противопоставил школу, в которой отношения между педагогом и детьми строились на принципе доверительности, свободного общения. В 1861 году начал издание журнала «Ясная Поляна»: в 1 части – теоретические вопросы, во второй – произведения для чтения детей.

Увлеченный идеями французского просветителя Жана-Жака Руссо, Толстой был сторонником свободного воспитания. Основой обучения, он считал, должны стать практические интересы народа: «крестьянину необходимо только обучиться читать, писать и считать, а не широкое образование. Наш идеал сзади – а не впереди». Воспитание, по его мнению, портит, а не исправляет человека. Таким образом, он допускает в школе только математику и грамматику, так как, преподавая их, можно избежать всякого направления.

Работая в яснополянской школе, Толстой начал писать произведения для детей. В статье «Кому у кого учиться – крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» он изложил свои мысли по поводу требований к произведению для детей. Он предлагал учиться у крестьянских ребят их способности видеть главное, найти деталь в изображении предмета, выразить увиденное лаконично и точно. В 50-е годы он пишет первые рассказы для детей, например: «Сказка о том, как другая девочка Варенька скоро выросла большой». Толстой создает новые приемы, вводит язык, которым говорит народ. Таким образом, Яснополянская школа стала своеобразной опытной лабораторией.

В 1872 году вышла книга Толстого «Азбука», плод его четырнадцатилетнего труда. Однако и педагогическая, и литературная критика восприняла эту книгу довольно отрицательно. Ему ставилось в упрек то, что он подходит к ребенку как к взрослому, желая его научить сразу же всему. В упрек писателю ставилась и простота языка. Решающим в судьбе книги стало сугубо отрицательное мнение министерства просвщения – «Азбука» не была рекомендована для школ. Толстой переработал свою книгу, в результате появилась «Новая азбука» и четыре книги для чтения, вышедшие в 1874-75 гг. Это дело он считал одним из самых важных в своей жизни. «Рассказать, что такое для меня этот труд многих лет – «Азбука» - очень трудно». С ней он связывал «гордые мечты», надеялся, что по ней будут учиться два поколения русских детей – от царских до мужицких – и получат из нее первые поэтические впечатления. «Написав эту «Азбуку», мне можно будет спокойно умереть», - продолжал он в своем письме. Действительно, книга Толстого пережила несколько поколений.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1061; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!