Под эросом Фрейд понимает влечение к органической жизни, к сохранению и



Развитию ее во что бы то ни стало – в форме ли продолжения рода или сохраненияиндивида. Задачей влечения к смерти является возврат всех живых организмов вбезжизненное состояние неорганической, мертвой материи, стремление прочь отбеспокойства жизни и эроса.

Второй особенностью третьего периода является расширение состава

Бессознательного, обогащение его качественно новыми и своеобразными моментами.

Для второго периода было характерно динамическое понимание бессознательного

Как вытесненного. Вытесненное, состоявшее, главным образом из сексуальных

Влечений, враждебно сознательному «Я». В своей книге «Я и Оно» Фрейд предлагаетвсю эту область психики, не совпадающую с «Я», называть «Оно».

"Оно" - глубинный слой бессознательных влечений, психическая

"самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только

"принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и

Вопреки ей.

Оно» -это та внутренняя темная стихия вожделений и влечений, которую иногда

Так остро ощущает человек, и которая противостоит его разумным доводам и доброй

Воле.

"Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в том

числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с

"принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью.

«Оно» – это страсти, «Я» – это разум и рассудительность. В «Оно» нераздельно

Властвует принцип наслаждения; «Я» – носитель принципа реальности. Наконец,

«Оно» – бессознательно.

До сих пор, говоря о бессознательном, Фрейд имел дело только с «Оно»: ведьвытесненные влечения принадлежали именно ему. Поэтому все бессознательное

Представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же высшее, моральное,

Разумное совпадало с сознанием. Этот взгляд неверен. Бессознательное не только«Оно». И в «Я», и притом в его высшей сфере, есть область бессознательного.

Бессознателен исходящий из «Я» процесс вытеснения, бессознательна совершающаясяв интересах «Я» работа вытеснения. Таким образом, значительная область «Я» такжеоказывается бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое вниманиеФрейд в последний период. Она оказывается гораздо шире, глубже и существеннее,чем казалась вначале.

Высшую бессознательную область в «Я» Фрейд называет «Идеал – Я».

 "Идеал - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода

цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и

"Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать

бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности".

Идеал – Я» - это прежде всего тот цензор, веления которого выполняются

Вытеснением. Затем он обнаруживает себя в целом ряде других, очень важных

Явлений личной и культурной жизни. Оно проявляется в безотчетном чувстве вины,которая тяготеет над душою некоторых людей. Сознание не признает этой вины,борется с чувством виновности, но не может его преодолеть. Далее, к

Проявлениям «Идеал – Я» относится так называемое «внезапное пробуждение

Совести», случаи проявления человеком необычайной к себе самому строгости,

Презрения к себе, меланхолии и пр. Во всех этих явлениях сознательное «Я»

Принуждено подчиняться силе, действующей из глубины бессознательного, но в то

Же время моральной.

Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит изтого, что глубинный, природный ее слой ("Оно") функционирует по произвольновыбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку вудовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью,которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздатьбессознательные влечения и направить их в русло социально одобренногоповедения. "Оно"исподволь, но властно диктует свои условия "Я".

Как покорный слуга бессознательных влечений, "Я" пытается сохранить своедоброе согласие с "Оно" и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому внем самом образуется новая инстанция "Идеал - Я", которая царит над "Я" каксовесть или бессознательное чувство вины. "Идеал - Я" как бы является высшимсуществом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, властьродителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека"Идеал - Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этомсмысле как бы солидаризируется с "Я". Но по своему содержанию "Идеал - Я"ближе к "Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира "Оно",что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психикечеловека. Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастногосоздания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то вдругую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с "Оно", так и со"Идеал - Я".

Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность" бессознательного,вряд ли правильно утверждать, что он абсолютизирует силу и властьбессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Задачапсихоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобыбессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания иподчинить его своим целям. В этом смысле Фрейд был оптимистом, так как верил вспособность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выраженов формуле: "Там, где было "Оно", должно быть "Я"". Вся его аналитическаядеятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природыбессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлятьими в реальной жизни.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!