Быть сознательным – это прежде всего чисто описательный термин, который
Опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Психический элемент,например, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным.
Наоборот, характерным для него является то, что сознание осознанности быстро
Проходит; представление, в данный момент сознательное, в следующее мгновение
Перестает быть таковым, однако вновь может стать сознательным при известных,
Легко достижимых условиях.
Представление – или всякий другой психический элемент в определенный момент
Может быть в наличности в сознании человека, а в последующий может оттуда
Исчезнуть; через некоторый промежуток времени оно может совершенно неизменным
Снова всплыть в памяти, без каких-либо предшествующих новых чувственных
Восприятий. Учитывая это явление, можно сделать вывод, что представление
Сохранялось в душе человека и в этот промежуток времени, хотя было скрыто от
Сознания. Но в каком оно было виде, сохраняясь в душевной жизни и оставаясь
Скрытым от сознания относительно этого, неизвестно.
Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное — это
Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных
воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь
Психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание»,
|
|
«сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения
Действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и
Месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном,в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемымидействиями, невозможна и оценка их результата.
Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу
Существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличиядругих актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеетсямножество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушаетсяпсихическая непрерывность и становится понятным существо познавательногопроцесса с его сознательными актами.
Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования имела нормального,физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания,Фрейдже как психопатолог, исследуя характер и причины возникновения неврозов,натолкнулся на ту область человеческой психики, которая оставалась вне полязрения предшествующей психологии. Он оказался перед необходимостью исследованияприроды психического, внутреннего мира "Я" и тех структур, которые невписывались в собственно "сознательное" в человеке, и пришел к заключению, чточеловеческая психика представляет собойнекий конгломерат, состоящий изразличных компонентов, которые по своему характеру являются не толькосознательными, но и бессознательными и предсознательными.
|
|
В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две
Противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые
Представляют собой существенные характеристики личности. Сознательным Фрейд
Называет «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы
Воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается
Единственный смысл термина «сознательный».
Но во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не
Равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим
Суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией,
Надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по
Фрейду, обязано бессознательному и "выкристаллизовывается" из него в процессе
|
|
Развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики,а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться кдругим его качествам.
Три периода развития учения Фрейда о бессознательном
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1190; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!