Вклад А.Адлера в психоаналитическую терапию



В отличие от Фрейда и Юнга Адлер не пытается выделить в структурные элементы личности и говорит о ее целостном характере. Центральным моментом в его теории является изначальное чувство несовершенства, которое потом перерастает в комплекс неполноценности и как следствие процесс компенсации.

Адлер подчеркивает, что комплекс неполноценности возникает абсолютно у любого человека независимо от объективных причин или его индивидуальных недостатков.

Компенсация по Адлеру может носить конструктивный и деструктивный характер. То, каким он будет, определяется внутрисемейным климатом. Стиль отношений в семье формирует модель развития процесса компенсации.

Конструктивная компенсация – связана с развитием социального интереса и стремлением занять в нем свое гармоничное место естественным путем. Эта модель связана с чувством сопричастности общему делу, которому соответствует благоприятный семейных климат.

Деструктивная компенсация – связан с унижением и уничтожением других людей, за счет которых происходит социальный рост.

Адлер отмечает две самые распространенные причины возникновения деструктивной компенсации:

1) Жесткая иерархия в семье, существующей «по закону джунглей», когда происходит подчинение младших старшим. Возникает культ силы и власти, к которым стремится человек с тем, чтобы занять доминирующее положение в семье, а затем и в обществе.

2) Избалованность и излишнее почитание потребностей ребенка. Он в свою очередь привыкает к такому отношению к себе и начинает требовать того же от остальных уже вне семьи. Когда он этого не встречает, то у него возникает внутренний протест, который он выражает в давлении на слабых.

Помимо компенсации Адлер вводит понятие сверхкомпенсации. Если компенсация – это преодоление чувства неполноценности, то сверхкомпенсация – это такая компенсация, которая ведет к полному подчинению жизни этому процессу, он становится центральным. Как пример Адлер приводит Наполеона, который своими завоеваниями компенсировал свой маленький рост и Суворова, который боролся со своим тщедушным телом. Современники отмечали, что часто Адлер озвучивал данные идеи, поскольку сам постоянно находился в болезненном состоянии, которое привело его к такой сверхкомпенсации.

Характеристика защитных механизмов: эскапизм, регрессия.

 

Эскапизм. Термином «эскапизм» (избегание) в современной психиатрии (и в первую очередь в ее психоаналитическом направлении) назы­вается поведение, направленное на уход от фрустрирующей си­туации, на ее игнорирование. Некоторые авторы не выделяют эс­капизм в самостоятельную категорию, считая, что он является од­ним из вариантов вытеснения.

Считается, что такой тип поведения экономит нервы, но, естественно, не помогает найти решение, обрести подлинную самостоятельность и свободу, а порой создает и дополнительные трудности, так как проблема не только не решается, но усугубляется, решение ее затягивается и становится все более трудным, а иногда и невозможным. Такой человек напоминает страуса, который, зарыв голову в песок, думает, что его не видно. На­пример, юноши, пережив неудачу в сексуальных отношениях, иногда начинают избегать их, что приводит к развитию комплекса других эмоциональных проблем. 

Эскапизм не следует путать с вполне рациональным уходом от занятия проблемами, которые не заслуживают трат сил и нервов, хотя эмоционально притягивают нас к себе, и мы, будучи неспо­собными оторваться от них, находим оправдания, что этот вопрос или поведение другого человека нельзя оставлять без внимания (см. рационализация).

Здесь психотерапевту очень важно разобраться и помочь ос­мыслить своему клиенту, когда избегание проблемы является не­рациональным самообманом, неврозом, а когда, напротив, - наиболее рациональным поведением (однако в этом случае такое по­ведение уже не будет называться эскапизмом в его общепринятом психоаналитическом смысле).

Регрессия. Особого внимания заслуживает такая модель ухода от фрустрирующей ситуации, как регрессия. По классической психоаналитической терминологии регрессией называется переход под дав­лением фрустрации на упрощенную модель поведения.

Психоаналитики обычно под регрессией понимают использование примитивного поведения, характерного для более ранних стадий развития индивидуума. Классическим примером этого фрейдисты считают то, что в стрессовой ситуации люди часто принимают так называемую утробную позу: подтянув колени к подбородку и обняв их руками, тем самым как бы возвращаясь к той стадии развития, в которой чувствовали себя полностью защищенными и спокойными.

Такое поведение создает иллюзию снятия с себя ответственности за решение своих проблем благодаря привычной позиции ма­ленького. Возможно, это и помогает преодолеть стрессовую ситуацию, но саму проблему не решает.

Однако мы считаем, что к поведенческим реакциям типа рег­рессии могут быть отнесены (в тех случаях, когда они являются уходом от решения проблем!) пьянство, секс, тяга к более при­митивным компаниям, зрелищам, развлечениям, кругу чтения, фильмам и т.п., чем те, которые более соответствуют вашему интеллекту.

Здесь тоже надо различать регрессию как типично невротиче­скую реакцию (боязнь обнажить проблему), регрессию как соци­ально-интеллектуальную деградацию (если круг интересов, обще­ния, тем разговоров имеет устойчивую тенденцию к снижению интеллектуального уровня) и регрессию как прием переключения (активного отдыха) с целью (часто неосознанной) лучше от­влечься, восстановиться для возвращения к штурму проблем, требующих высокого напряжения интеллектуальных и мораль­но-психологических ресурсов.

Учитывая нарастающие интеллектуально-эмоциональные пе­регрузки большинства людей и стремление уйти от них хотя бы на время, психотерапевты должны обладать значительным арсена­лом рекомендаций наиболее эффективного ухода, не таящего в себе тенденции к устойчивой регрессии. Иначе казалось бы впол­не рациональное стремление к снятию напряжения может привес­ти к потере способности мобилизоваться в нужный момент для решения реальных проблем.

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности - это особенность эмоциональных и психологических ощущений личности, выражающихся в ущербном восприятии самого себя и превосходстве окружающих. Человек с комплексом неполноценности чувствует себя никчемным, ненужным, что-то типа бракованного товара. Эта проблема не дает ему спокойно жить, вызывая множественные неврозы и депрессии. В психологии комплекс неполноценности принято рассматривать с учетом общих условий существования человека. Оно может быть присуще всем людям и не является психическим расстройством. В некоторых ситуациях оно даже полезно, для переосмысления своей значимости и для нормального развития личности. Так как же избавиться от комплекса неполноценности и надо ли избавляться от него?

Чувство собственной неполноценности может возникать вследствие разных причин:

 - душевные травмы;

- жизненные неудачи;

- дискриминация и др.

Первым, разработавшим теорию комплекса неполноценности, был Адлер, отметивший, что это чувство зарождается еще в раннем возрасте. Он показал насколько беззащитным и беспомощным существом рождается человек. В процессе всей своей жизни он пытается самоутвердиться в социуме, сначала в детском саду, потом в школе и на работе. У каждого случаются неудачи, но на каждого они влияют по-разному. Кто-то встает и, отряхнувшись от пыли, идет дальше, а кто-то ломается и обвиняет себя в своей ничтожности.


14.Сценарные игры по Э.Берну

Сценарий в психологии — жизненный план человека, созданный им ещё в детстве, под значительным влиянием родителей или близких людей.

Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами. Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».

Концепция о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на паттерны поведение взрослых людей, является центральной не только в ТА, но и в других направлениях психологии. В теории сценария, кроме того, есть идея, согласно которой ребёнок составляет определённый план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь. Этот план составляется в форме драмы, имеющей чётко обозначенные начало, середину и конец.

Другой отличительной чертой теории жизненного сценария является то, что план жизни «достигает кульминации в избранной альтернативе». Составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к заключительной сцене. В теории сценария заключительная сцена получила название расплаты за сценарий. Теория говорит о том, что при проигрывании человеком жизненного сценария он бессознательно избирает поведения, которые приблизят его к расплате сценария.

Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой психиатром.

Термин «решение» в теории жизненного сценария используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в словаре. Ребёнок принимает решение о своём сценарии в результате чувств до того, как начинает говорить. При этом ребёнок использует доступные ему в том возрасте способы тестирования реальности.

Хотя родители не могут заставить ребёнка принять какие-то решения, они тем не менее оказывают на ребёнка сильное влияние, передавая ему вербальные и невербальные послания. На основе этих посланий ребёнок формирует свои представления о себе, других людях и жизни, которые образуют основное содержание сценария. Таким образом, сценарий подкрепляется родителями.

Жизненный сценарий лежит вне пределов осознания, поэтому во взрослой жизни человек ближе всего может подойти к воспоминаниям о детстве с помощью снов и фантазий. Проживая свои сценарные решения в поведении, человек, тем не менее, не осознаёт их.

 

Социальное чувство

        Инстинктивную и в то же время сознаваемую и управляемую способность "видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого". Эта способность опирается на чувство принадлежности к группе, народу; на стремление к глубокой эмоциональной коммуникабельности; на интерес к процессам, происходящим в обществе; веру в людей, способность доверять, быть откровенным, искренним и свободным в диалоге; на оптимизм и историческое чувство, готовность выслушать критику, трезво оценивать свои способности, признавать свое несовершенство, готовность проявить доброту, участие, инициативу.

 

Техники арт-терапии

Особенности арт-терапевтической сессии:

• Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим).

• Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях).

• Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом).

• Креативность.

• Спонтанность.

Участники получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о
художественности своих творений. Обычно во время рисования не
рекомендуется разговаривать, это помогает создать особую, новую
обстановку и внимательнее относться к чувствам и телесным ощущениям.

В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части.
Одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство
самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись).
Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и
визуальной коммуникации (70% сессии). Другая часть — вербальная, предполагает словесное обсуждение проделанной работы и её результатов, обратную связь от участников и ведущего по поводу и возникших впечатлений, ассоциаций от восприятия нарисованного (созданного) и всего процесса работы. (30% сессии).

Арт-терапевтическая сессия может включать в себя этапы:

1. Настрой (разминка, включение в работу, граница, оформляющая её начало);

2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущении; формирование запроса или темы работы.

3. Индивидуальная изобразительная или творческая деятельность;

4. Вербализация (коммуникация);

5.Доработка рисунка, продолжение работы для мультимодальных техник или коллективная работа (в парах; малых группах);

6. Рефлексивный анализ. Выводы.

Техник и упражнения арт-терапии часто создаются спонтанно, интуитивно, творчески. Некоторые классические техники описаны ниже: Рисунок себя; Рисунок состояния; Коллаж; Работа с глиной; Работа с эффектами; Взаимодействие с бумагой и т.д.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!