Основные понятия транзактного анализа



 Основатель трансактного анализа - американский психиатр Эрик Берн

 Цель ТА -понимание и действие, направленные на развитие и позитивные изменения человеческого взаимодействия.

Как теория личности ТА показывает, как устроен человек и как он взаимодействует с другими. Для этого используется модель эго-состояний, лежащая в основе структурного и функционального анализа личности. Кроме того, как теория развития личности ТА занимается анализом жизненных сценариев, раскрывая многие загадки поведения, имеющие саморазрушительные и болезненные результаты.

Как теория коммуникации ТА раскрывает законы внутриличностного и межличностного взаимодействия. ТА является своего рода философией, в соответствии с которой каждый человек представляет собой позитивную ценность. Он основан на трех основных идеях:

все люди хорошие;
каждый человек обладает способностью думать;
каждый сам определяет свою судьбу и вправе изменять свои решения.

С этими идеями связаны два основных принципа практического ТА: контрактный метод и открытая коммуникация.

Все люди хорошие. Человеческие отношения во многом обусловлены представлениями о самих себе, других людях и о том, как эти другие люди к нам относятся.

Создавая ТА, Э. Берн выдвинул идею о том, что уже в раннем детстве человек имеет определенные представления о себе и об окружающих его людях. Когда у малыша появляется способность замечать разницу между собой и другими, он вырабатывает свою основную жизненную позицию, которая определяет его отношение к другим людям. Эта позиция оценивает его самого: "Я хороший или плохой" - и других людей: "Ты хороший или плохой" (в английском варианте для обозначения экзистенциальной позиции используются выражения: "Я - ОК, Я - не ОК", "Ты - ОК, Ты - не ОК").

Главная идея ТА - все люди хорошие - означает, что ты и я, мы оба имеем ценность, значение и достоинство как люди. Я принимаю себя таким, какой я есть, и тебя я принимаю таким, какой ты есть. Временами мне не нравится то, что ты делаешь или то, как ты себя ведешь. Однако я принимаю тебя как человеческое существо, и в этом смысле ты - в порядке, ты хороший. Э.Берн рассматривает позицию "я хороший и ты тоже" как основную естественную установку человека. Отклонение от нее является источником множества проблем как социального, так и психического характера.

Каждый человек обладает способностью думать. На человеке лежит ответственность за принятие решений о том, что он хочет в жизни, поскольку каждый человек, за исключением людей, имеющих тяжелые травмы головного мозга, обладает способностью мыслить, разрешать проблемы, принимать решения. Вся жизнь человека в конечном итоге зависит от принятого им решения о том, какой она может быть и какой ее человек хочет видеть.

Каждый человек сам определяет свою судьбу. Эта идея о том, что каждый - хозяин своей судьбы и любые решения, малые и большие, могут быть изменены, тесно связана с первой и второй. Ты и я хорошие. Иногда наше поведение бывает не совсем правильным, потому что мы следуем стратегиям, принятым в детстве. Эти детские стратегии помогли нам выжить. Но даже когда мы были маленькими, никто не мог заставить нас развиваться в каком-то одном направлении. Родители и другие взрослые оказывали на нас сильное давление, однако мы сами принимали решение о том, подчиниться этому давлению, восстать против или игнорировать его. Именно мы сами несем ответственность за наши чувства, поведение и решения. Приняв решение однажды, мы можем изменить его впоследствии. Это особенно справедливо для детских решений. Если некоторые из них приводят к нежелательным последствиям, то, став взрослыми, мы можем изменить их.

 

Сущность гуманистической психологии

Гуманистическая психология предлагает новый подход к изучению человеческой природы. В ее рамках личность рассматривается как уникальная и целостная, открытая, динамичная и нередуцируемая система, находящаяся или способная находиться в процессе постоянного становления. Человек ответственен за реализацию возможностей, предоставляемых ему жизнью. Психология гуманности уделяет особое внимание вопросу о естественных основах человека. Биологические и социальные факторы служат истоком, фоном и средой для развития человека и, по существу, не ограничивают его свободный ценностный выбор и направление развития.

Метаценности и метапотребности (вершинные ценности и потребности) занимают особое место в гуманистической психологии. На огромном эмпирическом материале было доказано, что для сохранения психического здоровья личности необходимо помочь избрать ей такой путь развития, на котором эти ценности и потребности смогут сформироваться и быть реализуемыми. Особую важность и уникальность приобретает в этой связи экзистенциальный (жизненный и осмысленный) опыт каждого индивида.

Психология человечности помогает решить проблемы «экзистенциального вакуума» и смысла жизни человека. В рамках экзистенциально-гуманистической психологии разработана система понятий и принципов, которые доказали свою практическую эффективность как в психотерапии, так в уяснении сущности человеческой психики и поведения индивида.

Поиски ответов на фундаментальные вопросы человеческого существования сблизили гуманистическую психологию с экзистенциальной философией, прагматическим натурализмом, гуманистической этикой и философской антропологией. Гуманистическая психология – важная составная часть теории и мировоззрения современного гуманизма.

Основные принципы гуманистической психологии можно свести к следующим положениям.

1. Каждый человек реально живет только в настоящем моменте (здесь-и-теперь), и именно этот момент, включающий в себя прошлое-в-настящем и будущее-в-настоящем существенно важен для него. Разъясним эти, на первый взгляд, сложные понятия: «прошлое-в-настоящем» и «будущее-в-настоящем» отражают тот простой факт, что и прошлое, и будущее даны человеку только в настоящем, единственно реальном времени его объективного существования. Но в более точном смысле настоящее экстериоризированного (выражаемого во вне, внешним образом) человеческого и социально-исторического времени представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего, поскольку практически все окружающее заключает в себе и свое, хотя и не стопроцентное прошлое и свое, также не стопроцентное будущее. Во внутреннем мире человека бытует субъективное или экзистенциальное время, в котором связь времен оказывается еще более сложной. Однако очевидно, что наша память и воображение имеют прямое отношение соответственно к прошлому и будущему

2. Человек свободен по-своему чувствовать, переживать, воспринимать жизнь, и потому он ответственен за свои поступки.

3. Природа человека не может быть определена исчерпывающим образом, поскольку ее сущностной чертой является не только то, что делает человек, но и то, как он это делает. Человек – это не только то, что он есть, но и то, кем он может быть, т.е. он не просто субстанция, но и проект, становление, обещание, надежда, мечта и идеал. Он стремится к развитию, и возможности его роста, прорыва за границы уже существующего беспредельны.

4. Человек должен признавать за другими право самостоятельно и свободно творить свою жизнь, ценить внутренний мир другого человека.

5. Любой опыт в жизни человека, даже оцениваемый личностью как негативный, – это полезный, значимый и уже неотъемлемый от внутренней жизни индивидуальный опыт человека, достойный уважения и признания – по крайней мере как урок, который нам, возможно, дорого стоил, но который предохраняет нас от многих ошибок в настоящем и будущем.

 

Коллективное бессознательное

Понятие, введенное в теории аналитической психологии К. Г.Юнга. Согласно ему, психика состоит их двух сфер — сознания и бессознательного, которые компенсаторнодополняют друг друга и вместе образуют тотальность психического. Бессознательное, рассмотренное соструктурной точки зрения, состоит из личного и К. б. Личное бессознательное содержит утерянныевоспоминания, вытесненные (намеренно забытые) мучительные представления, подпороговые восприятия,которые не были достаточно сильными, чтобы достичь сознания; и, наконец, содержания, которые ещесознательно не созрели. Однако бессознательное содержит в себе не только личностное, но инеличностное, коллективное, в форме наследственных категорий, или архетипов.

В бессознательном выделяются уровни, которые характеризуются мерой архаичности; этим уровнямставится в соответствие коллективный опыт человечества, опыт группы народов, отдельной расы, племени,рода и семьи. Уровням К. б. соответствует архаичность архетипических представлений. Согласно Юнгу,древние мистерии возрождения и закон сохранения энергии представляют собой разную, по архаичности,форму выражения общего архетипического представления.

В бессознательном существует тенденция, способствующая возникновению и развитию сознания. Дляструктурного описания сознания и бессознательного Юнг использует понятия установки (интроверсия иэкстраверсия) и психической функции (мышление, чувство, интуиция и ощущение). Доминирующая функцияи тип установки определяют тип сознательного способа реагирования. Функция, противоположнаядоминантной, неполноценная, плохо дифференцированная и архаичная, — конституируетбессознательное. Опыт, поставляемый недифференцированной функцией и установкой, переживаетсясознанием как чуждый, и если наступает нечто подобное, то идеи — весьма чужеродные — могут одолетьчеловека, совершенно здорового в другое время.

Отношения между сознанием и бессознательным описываются как единство и борьбапротивоположностей (принцип энанциодромии, «бег навстречу друг другу»). Компенсаторные в нормеотношения между двумя структурами могут перейти в конфликт при вторжении содержанийбессознательного в сознание, не способного к ассимиляции этого опыта. Развитие сознаниясопровождается развитием «персоны» — «компромиссом между индивидуумом и социальностью». Втопологической модели психики «персона» рассматривается как «фрагмент» коллективной психики.Последующее развитие описывается как процесс индивидуации, цель которого состоит в обретении своейистинной самости. Последнее понятие «с одной стороны, достаточно определенно, чтобы быть средствомвоплощения идеала человеческой цельности, а с другой стороны, достаточно неопределенно, чтобывыражать неописуемость и неопределенность этой целостности» (Юнг К.Г. Введение в религиознопсихологическую проблематику алхимии Этот процесс,инициируемый К. б., проявляется в том, что судьба, или ананке, ставит перед человеком непредвиденныепроблемы. Подобный опыт зафиксирован в древних обрядах инициации и в ритуалах жертвоприношения.

Для объяснения взаимовлияния сознания и бессознательного Юнг вводит понятие синхронистичности,с помощью которого описывается акаузальная связь между явлениями. Суть данного принципа состоит втом, что, события кажущиеся случайными (с точки зрения сознания), события могут иметь внутреннийглубинный смысл.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!