Сущность и особенности цивилизационного подхода к истории



Всемирная история

1. История как наука и ее место в системе гуманитарного знания. 2

2. Сущность и особенности цивилизационного подхода к истории. 2

3. Периодизация истории. 4

4. Основные этапы антропогенеза. 6

5.Возникновение религии и искусства в первобытном обществе. 6

6. Неолитическая революция. Возникновение цивилизации. 9

7. Древневосточные государства-деспотии в Месопотамии. 10

8. Культура Древней Месопотамии. 12

9. Древний Египет: основные этапы истории и цивилизационные характеристики. 13

10. Религия и культура древнего Египта. 15

11. Древнегреческая цивилизация: основные этапы истории и цивилизационные характеристики. 17

12. Древнегреческий полис. Афины и Спарта. 19

13. Достижения Древнегреческой культуры. 23

14. Мифология Древней Греции. 25

15. Завоевания Александра Македонского и их исторические последствия. 27

16. Культура эллинизма. 28

17. Древний Рим: основные этапы истории и цивилизационные характеристики. 28

18. Римская Республика. 30

19. Римская империя: этапы истории. 30

20. Значение античного культурного наследия для последующих эпох. 30

21. Значение античного политического наследия для последующих эпох. 30

22. Византийская цивилизация: основные этапы истории и цивилизационные характеристики. 31

23. Средневековая цивилизация Запада: основные этапы развития. 32

24. Вассально-ленная система на Западе. 33

25. Крестовые походы. 35

26. Роль религии и церкви в средневековой цивилизации Запада. 37

27. Средневековый город. 38

28. Средневековое сословное представительство. 39

29. Рыцарство и его культура. 41

30. Итоги развития Западной Европы в средние века. 42

31. Ренессанс как культурно-исторический тип. 43

32. Художественная культура Ренессанса. 44

33. Великие географические открытия и их исторические последствия. 45

34. Реформация в Германии. 47

35. Реформация в Швейцарии. 49

36. Контрреформация в Европе. 50

 

История как наука и ее место в системе гуманитарного знания

Одной из важнейших общественных наук является история.

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (Историография — отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого.

Долгое время история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству. Не случайно в греческой мифологии покровительницей истории считалась одна из муз – Клио (произошло от греческого слова «прославляю»). И действительно, первые летописи, хроники, биографии посвящались, в основном, прославлению правителей.

Однако стало очевидно, что утрата чувства исторического времени, как и преувеличение рациональных возможностей, - это ошибки историков разных поколений древности, которые история, как наука, должна была преодолеть.

Первый человек появился приблизительно 2 млн. лет назад и, следовательно, период с того момента и по сегодняшний день мы можем рассматривать как область изучения исторической науки.

В современной мировой исторической литературе встречаются самые разнообразные определения предмета истории, вплоть до диаметрально противоположных (насчитывают до 30 дефиниций предмета истории как науки). Определение предмета истории связано с мировоззрением историка, его философскими взглядами.

Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей.

Господствующим в западной науке убеждением является то, что главным объектом изучения в истории является человек.

В марксистской историко-материалистической концепции конечной причиной и решающей движущей силой всех важнейших исторических событий, процессов считался труд, производство, способ производства. Наряду с этим признается и особенное в историческом процессе — исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности и т. д.), а также единичное — деятельность исторических личностей.

Также широкое распространение получила плюралистическая интерпретация исторического процесса, когда не признается общая причина исторического развития, а считается, что в обществе действует множество разнопорядковых факторов, которые регулируются многообразием интересов различных социальных организаций и групп

Для раскрытия проблемы историку необходимы сведения, сохранившиеся свидетельства о прошлом, в исторических памятниках и источниках. Но исторический источник всегда вторичен по отношению к факту, о котором он свидетельствует. Для того чтобы снять эту субъективность с источника, историк использует определенные методики. Основным методом познания истории является историзм – принцип подхода ко всем историческим явлениям в их развитии, взаимосвязи и с учетом исторического опыта. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.

Серьезные расхождения между учеными различных концепций касаются не только определения предмета истории, но и объяснения исторического процесса

Историзм лежит в основе частных методов, среди которых: сравнительно-исторический, историко-генетический, историко-типологический и др.

Также в истории для правильной объективной оценки очень важно выявить определенные законы и закономерности. К ним мы в качестве примера можем отнести закон неравномерности исторического развития.

История, одна из наиболее древних наук, тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономикой и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны и их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук за время развития человеческого общества прошла свою историю, и на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел.

Историческая наука стремится к достижению объективного знания о прошлом, но достижение истины в истории – это процесс постоянного приближения к реальности. Однако полное совпадение исторической реальности и нашего знания о ней недостаточно.

Взаимодействует с социологией, юридическими науками, филологией, искусствоведением, литературоведением т.д.

Предмет изучения: всемирно-исторический процесс в целом (всемирная история), регионоведение (континентов, регионов мира), страноведение (стран, народов).

Классификация истории по изучаемым сферам человеческой деятельности: социальная, экономическая, политическая, военная, культурная, история повседневности, история частной жизни;

Классификация по характеристикам участников исторического процесса: гражданская, гендерная, детей ит.д.

Самостоятельные исторические науки:

Археология – изучение прошлого по материальным остаткам жизнедеятельности людей, вещественным источникам.

Этнология – реконструкция бытовых и культурных особенностей народов и племен, их образа жизни.

Вспомогательные исторический науки:

Хронология (структурирование исторических процессов во времени, определение дат исторических событий и явлений).

Дипломатика (изучение и классификация исторических документов государственного и правового характера).

Палеография (развитие письменности, определение авторства, времени и места создания письменного памятника).

Нумизматика (история денежного обращения, монетной чеканки).

Сфрагистика (печати).

Геральдика (гербы).

Источниковедение. Архивоведение. Музееведение (изучение, классификация, датировка, хранение исторических источников и памятников).

Историография (развитие исторических знаний, анализ концепций, взглядов ученых, закономерности становления исторической науки).

Историческая демография (наука о народонаселении).

Историческая география/психология/медицина.

Философия истории (осмысление исторического процесса и процесса познания, формирование всеохватывающих теорий исторического развития).

Методы:

Математические, статистические, лингвистический анализ, компьютерная обработка информации (базы исторических данных)

историческая/культурная антропология = высшие достижения человеческого духа в науке, искусстве, общественной жизни + наука о происхождении человека и его эволюции как биологического вида = никакие явления соц/полит/матер жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, ментальности, т.е. совокупности определенной общности людей – носителей определенной культуры. Первыми применили подход франц историки М.Блок и Л.Февр.

Сравнительный – сопоставление различных типов исторического развития, цивилизаций и обществ, синхронно существовавших во времени.

Функции:

Познавательная – общество познает свое прошлое и самого себя – интеллектуальное развитие + самоидентификация обществ, народов, цив-й

Прогностическая – прогнозы будущего

Практически-политическая – выявление исторических фактов закономерности развития общества, выработка научно обоснованного политического курса

Мировоззренческая – историческое сознание – основа мировоззрения общества и индивида; история – фундамент научных знаний о человечестве

Воспитательная – формирование личности, ценностей, идеалов, гражданских качеств, нравственных ориентиров.

Идеологическая – использование истории (потерявшей свой научный статус) в качестве укрепления идеологии политическими режимами.

 

Сущность и особенности цивилизационного подхода к истории

 

Теория "локальных цивилизаций"- является одним из критериев подхода к изучению истории. Существует несколько вариантов цивилизационного подхода.

· Понятие "цивилизация" совпадает с индустриальной стадией развития.

· Вместо понятия "цивилизация" вводится понятие "культурно - исторический тип".

· Понятие "цивилизация" является основной типологической единицей истории.

Принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия "цивилизация" разработаны английским историком, философом и социологом А.Д. Тойнби. По его мнению, история человечества - это совокупность историй отдельных локальных цивилизаций, которые проходят через стадию возникновения, роста, надлома, разложения и гибели. Стимулом развития цивилизаций являются проблемы, встающие перед обществом ("вызов"). Это могут быть тяжелые природные условия, освоение новых земель, нашествие врага, социальный гнет. Общество должно найти "ответ" на этот вызов. Факторами, определяющими цивилизацию, являются: географическая среда обитания; система ведения хозяйства; социальная организация; религия и духовные ценности; политическая индивидуальность; особая ментальность, позволяющая воспринимать и осознавать мир и самих себя.

Цивилизация (одно из многочисленных определений) – это исторически обусловленная специфическая форма существования крупномасштабного общества, прошедшего свой исторический путь (зарождение, развитие, расцвет и гибель), на котором были созданы присущие лишь данному обществу социально-экономическая, политическая и культурная системы с их основными ценностями и принципами жизнеустройства.

Центральное место в каждой цивилизации занимает человек, который и выступает ее носителем. Человек является не только частью системы социально-экономических связей, определяющихся его производственным и сословно-классовым положением, но и культурно-историческим типом, несущим в себе картину мира с присущими данной цивилизации базовыми ценностями и ориентирами, которые и формируют мотивацию поведения человека. Таким образом, изучение истории с помощью цивилизационного подхода раскрывается через познание человека данной эпохи. При этом прошлое познается через объективизацию субъекта, т.е. через раскрытие внутреннего «я» человека во всем многообразии его деятельности (трудовой, социальной, политической, идеологической, повседневно-бытовой) и общественных связей.

Основные аспекты цивилизации раскрываются по линиям взаимоотношений: человек-природа, человек-социум, человек-культура. Во всех сферах общественной жизни (природной, социальной, духовной) каждый культурно-исторический тип отвечал на «вызовы» времени в соответствии со своими представлениями об окружающем мире. При этом в своей творческой деятельности человек стремился максимально гармонизировать свои взаимоотношения с каждой из этих трех сфер.

Суть цивилизационной концепции заключается в том, что история человечества рассматривается как пространство, заполненное самобытными регионально-культурными организмами или локальными цивилизациями. Каждая из них в своем существовании и развитии подчиняется органическому принципу, проходя стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели.

Таким образом, движущим началом истории является практическая деятельность человека с целью гармонизации условий своего существования, а своеобразие цивилизации отображается в его картине мира.

В стадиальной теории на первый план выводит общее — единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций — индивидуальное, разнообразие исторического процесса. Таким образом, обе теории имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга.

Выделяют три основных типа Ц:

Народы без идеи развития (вне исторического времени) – первобытное состояние общества (адаптация, гармония человека и природы, повторение традиций, запрет на их нарушение) – племен в Африке, Америке, Сибири.

Восточный (циклический характер развития) – сохранение религиозных приоритетов, отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, наличие кастовых общин. Прогресс идет замедленно, циклами.

Европейский (прогрессивный) – идея непрерывного развития, рационализм, престиж результативного труда, развитая частная собственность, рыночные отношения, наличие гражданского общества.

Все типы Ц равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется. Восточное общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская Ц дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.

Более или менее законченную разработку теория локальных цивилизаций получила в работах историков Н. Данилевского (Россия), О. Шпенглера (Германия) и А. Тойнби (Англия). Научное значение этой теории заключалось в том, что она вскрыла ограниченность рационалистической концепции истории и дала толчок для дальнейшего развития исторической науки, обретения ею теоретической самостоятельности, а также способствовала развитию этнографических исследований народов Америки, Африки, Астралин, Полинезии и др., находящихся на первобытной ступени общественного развития. Эта теория способствовала преодолению европоцентризма, создала предпосьшки для непредвзятого, объективного изучения иных культур.

В последние годы большой интерес вызывают работы русского историка Л. Н. Гумилева. Опираясь на установки теории локальной цивилизации (прежде всего на работы Н. Данилевского и историков «евразийского» направления), он рассматривает в качестве базовой структуры исторического процесса этнос - общность людей, населяющих определенную территорию и объединенных действием пассионарного духа (биопсихической энергии, рождаемой сочетанием собственно этнических, географических, климатических условий жизни этой общности).

Плюсы цивилизационного подхода:

1) дает возможность изучать особенности повседневной деятельности и мотивации поступков человека в зависимости от господствующих в обществе духовных ценностей. Ориентирует на познание человека в истории;

2) большое внимание уделяется государству как центральному элементу политической структуры общества.

Минусыцивилизационного подхода:

1) не может объяснить причины и механизм перехода от одной фазы развития цивилизации к другой;

2) не существует единой цивилизационной теории и понятия «цивилизация».

 

Периодизация истории.

Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации.

Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн). Многие учёные, начиная от мыслителей XVIII века (А.Барнав, А.Фергюсон, А.Смит) до современных постиндустриалистов вроде Д. Белла и Э. Тоффлера, опираются на экономико-производственные критерии.

Первые донаучные периодизации истории были разработаны ещё в глубокой древности (например, от золотого века людей к железному). Другую попытку периодизации всемирной истории сделали историки-гуманисты: Средневековье они рассматривали как упадок, прежде всего — упадок культуры, а свое время оценивали как Возрождение.

Научные периодизации появились только в Новое время, когда в результате трудов итальянских гуманистов, но особенно Жана Бодена постепенно утвердилось сохранившееся и до настоящего времени деление истории на древнюю, средневековую и новую.

Идеологи Просвещения (Ж. - Ж. Руссо) делили историю человечества на три периода: естественного состояния, дикого и цивилизованного.

В XVIII веке появляется много различных периодизаций, среди авторов которых можно упомянуть А.Смита, Ж. Кондорсе. Возможно, наиболее известные из многочисленных периодизаций XIX века принадлежат Г. Гегелю, К.Марксу и Ф. Энгельсу.

Английский историк А. Тойнби (30-е гг. XX в.) полагал, что в истории существовали так называемые локальные цивилизации (3) (всего он выделил 21 цивилизацию). Каждая из них проходит стадии зарождения, роста, разложения и гибели.

В СССР, как известно, была обязательной т. н. пятичленная периодизация, связанная с пятью способами производства (первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический).

Так как объектом истории является человек, то и ее периодизацию следует начинать с появления первого человека. Это около 2 млн. лет назад (питекантроп). Итак, первый период истории – это так называемая доцивилизация (или проистория), которая охватывает временные рамки с 2 млн. лет назад до приблизительно 4-3 тысячелетия до н.э., что было связано с началом бронзового века, который стал началом для перехода к цивилизации. Тогда же начинает появляться письменность, с которой связывают появление истории в классическом понимании, т.к. именно письменность дает возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

С появлением письменности (клинопись у шумеров в 3300 г. до н.э.) связывают начало периода Древнего мира, заканчивающегося падением Западной римской империи в 476 году. Этот период делится на две эпохи: эпоха Древнего Востока (III-II тыс-ие до н.э.) и античная эпоха (VIII в. до н.э.-V в. н.э.).

После Античности следует период Средних веков, который условно делится на три периода:

o Ранее Средневековье (476-сер.XI вв.): идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья

o Развитое Средневековье (сер.XI-кон.XIIIвв.): время развития средневековых феодальных институтов

o Позднее Средневековье (XIV-XVвв.): быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. Также Европе произошел резкий подъем развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства, что способствовало экономическому росту региона.

Затем идет Раннее Новое время (раньше этот период рассматривали как «позднее Средневековье»): начинает формироваться новое капиталистическое общество

Непосредственно начало периода Нового времени связывают с английской революцией XVII века. Этот период считают «временем великого прорыва». Ведь тогда благодаря внедрению технических нововведений повысилась производительность труда и ускорились темпы экономического развития. Период Нового времени стал переломным в отношениях Европы с другими цивилизациями. Если до этого Запад был относительно замкнутым, то Великие географические открытия (XV-XVII) раздвинули границы западного мира. Именно из-за влияния на Новое время Великих географических открытий, относящихся к периоду позднего Средневековья, последнее рассматривают как раннее Новое время. Также важно, что в период Нового времени большую роль играет не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Он характеризуется развитием светской науки и культуры. Окончанием данного периода считают завершение Первой мировой войны в 1918 году (некоторые историки считают начало ХХ века окончанием периода).

И наконец, последним периодом истории является Новейшее время, охватывающее период с 1918 по нынешнее время. Условным рубежом периода можно считать 1991 год, когда распался советский союз и многие социалистические страны вступили на путь реставрации капитализма, и образовалась многополярная система устройства мира.

Основные этапы антропогенеза

Антропогенез (греч. anthropos — человек, genesis — происхождение, возникновение) — происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества. Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Изучением антропогенеза занимается множество наук, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика. Антропогенезом называют также соответствующий раздел антропологии (науки о человеке).

Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек и народы всегда были и являются такими, как их создал Творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу.

Помимо главенствующих теорий антропогенеза, существует и немало менее известных, непроверенных гипотез происхождения человека (вплоть до откровенно фантастических).

**Авторы- генетики, отстаивающие особенно поздние даты отделения ветви высших приматов, отдают себе отчет в том, что результаты их исследований противоречат палеоантропологическим материалам, и это вынуждает их идти на радикальный пересмотр теории эволюции  - предполагается, например, что не двуногие формы произошли от четвероногих, а наоборот, человекообразные обезьяны — предки шимпанзе и гориллы — были потомками двуногих, прямоходящих гоминид, в частности афарского австралопитека, возникшего 6 млн. лет назад.

Согласно современным научным взглядам, человек возник в ходе длительной биологической эволюции. Его предки на некотором этапе были одновременно и предками современных человекообразных обезьян, а в более отдаленном прошлом - также и предками других животных. Однако принципиальное отличие антропогенеза от эволюции прочих организмов заключается в том, что на поздних этапах антропогенез был тесно связан с формированием общества - социогенезом. Это является спецификой антропогенеза и одновременно крайне расширяет горизонты исследований.

Последовательность эволюционных стадий, принятая казавшейся ранее стройной и хорошо обоснованной стадиальной теорией, теперь осложняется фактами длительного сосуществования таксонов (группа в классификации, состоящая из объектов, объединяемых на основании общих свойств и признаков разных уровней) разных уровней. Оказалось, что многие находки были неверно датированы.

С достаточной уверенностью и некоторыми оговорками можно только сказать, что прародителями гоминид (семейство наиболее прогрессивных приматов, включающее в том числе и людей) были высшие приматы.

Предполагают, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных обезьян была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших 25—30 млн. лет назад. Примерно 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангутан, шимпанзе), и гоминид (людей).

Потомками этих высших приматов были первые прямоходящие существа — австралопитековые — ранние представители семейства гоминид. (Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий»(палки,камни, кости). Дальнейшее развитие стадности)

Непосредственными предшественниками первых людей считаются австралопитеки (южные обезьяны), обитавшие 5,5 млн. лет назад в Южной Африке. К этому виду специалисты относят, кстати, широко известную «Люси» (впервые найденный полный скелет древнейшего представителя австралопитековых).

Считается, что среди австралопитеков около 2,6 млн. лет назад выделилась группа высокоразвитых животных, которые уже использовали саамы примитивные орудия труда (например, заостренные гальки) Homo habilis(человек умелый) или олдувайский человек (т.к. его останки были найдены в ущелье Олдувай в Африке). Многие данные заставляют сомневаться в принадлежности основных находок, относимых к Homo habilis, к единому виду - слишком большая разница в длине тела, вариации в размерах мозга и др.

Примерно в это же время (ок. 2 млн. лет назад) появилось еще более развитое существо – питекантроп, или человек прямоходящий (homo erectus). Основным орудием труда питекантропа стало ручное рубило, которое постепенно совершенствовалось в последующие эпохи.

Среди ученых нет единого мнения, кого считать первым человеком: олдувайского человека или питекантропа. По этому вопросу есть два критерия: или связывать появление первого человека с гоминидной триадой (прямохождение, относительно развитый мозг, развитая рука) или с осознанным трудом.

Гоминидная триада как критерий несостоятельна и размыта, т.к. она соответствовала и австралопитекам. Тогда остается другой критерий: осознанный труд, который был характерен для homo erectus, т.е. первым человеком мы называем питекантропа.

Для добывания пищи и защиты от охотников первобытные люди изготавливали новые орудия труда преимущественно из камня (отсюда период получил название каменного, первая ступень которого называлась палеолит). Резкое похолодание вынудило человека научиться поддерживать огонь, а позднее и добывать его. Таким образом, трудовая деятельность людей и жизнь в коллективе способствовали их дальнейшему развитию.

То, что Homo erectus как вид был предком современного человека, почти ни у кого не вызывает сомнений, но если эволюционных ветвей Homo erectus по крайней мере две, то какая из них (или обе вместе) привела к Homo sapiens sapiens? Этот вопрос тесно связан с давним, поныне не прекращающимся спором между так называемыми моноцентристами (в зарубежной литературе — «migrationists», «replacement») и полицентристами (в зарубежной литературе — «evolutionists», «multiregional evolution»), т.е. сторонниками гипотез возникновения современных рас человека из единого центра эволюции древних гоминид либо из разных, независимых центров.

Гейдельбергский человек (Homo heidelbergensis), прямой потомок Homo erectus и предок неандертальцев, возникший в Европе, по всей видимости, не был предком современного человека, а был представителем боковой эволюционной линии.

Около 200 тыс. лет назад появился неандерталец (в советской литературе также именовался палеоантропом). Для него были характерны простешая форма речи (подобие лепета), сложные формы коллективной деятельности, забота о ближних. Современные учёные больше не считают неандертальцев предками современных людей, поскольку, согласно данным генетики, прямые предки людей происходят из Африки, которая лежит вне ареала обитания неандертальцев. В 2006 году началась расшифровка генома неандертальцев. Выяснилось, что генетическое расхождение между современными людьми и неандертальцами произошло около 500 тысяч лет назад, т.е. еще до появления современного человека

Итогом и вершиной сложной эволюции человека стало появление около 40 тыс. лет назад человека разумного современного типа (homo sapiens). С его появлением начался новый этап развития первобытного общества. У человека уже формируется настоящая речь, мышление. Развиваются собирательство, охота, рыболовство. В это время также выделяются и три основные расы.

12 тыс. лет назад в эпоху мезолита, с отступлением ледников, меняется климат, что изменило животный и растительный мир. У охотников появилось новое оружие – лук и стрелы, осваивалась высокоразвитая культура изготовления орудий из камня и кости.

Приблизительно 8-9 тыс. лет назад началась новая эпоха каменного века – неолит. Ее главной особенностью был переход от охоты и собирательства к новым формам хозяйства – к земледелию, скотоводству, ремесленному производству, т.е. переход от присваивающего к производящему хозяйству.

С началом бронзового века (приблиз. 4-3 тыс-ие до н.э.) уже возникают первые цивилизации.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 3232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!