Древнегреческий полис. Афины и Спарта.



В VIII - VI вв. шло формирование античных полисов - городов-государств с прилегающей к ним территорией.

Первоначально, в гомеровское время (XI-IX вв. до н. э.), слово «полис» могло означать просто огороженное, укрепленное место, оплот племени во время войны, постепенно становившийся его постоянным административным центром, то, что по-русски лучше было бы передать как «городище».

В архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н. э.), полисом стали называть и то более обширное и более развитое поселение, которое выросло под защитой этого древнего городища («верхним городом»), акрополем

Одновременно с этим слово «полис» стало обозначать и государство, поскольку в классической древности оно практически совпадало с городом и контролируемой им территорией. В позднеклассический период (IV в. до н. э.) понимание полиса как гражданской общины получило теоретическое обоснование – появление философии.

Полис – гражданская община, где каждый гражданин свободен и выступает в 3 ипостасях: законодатель, воин и земледелец, полис основан на двуединой форме собственности. Именно полис становится центром политической, культурной и экономической жизни общества.

В основе полиса лежала античная форма собственности, представлявшая собой единство государственного и частного принципов собственности - Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Одновременно только граждане полиса могли быть собственниками земли. Основным экономическим принципом полиса была идея автаркии (самообеспеченности), выступавшая в качестве экономической основы свободы. Выработалась и полисная система ценностей: идея превосходства земледельческого труда над всеми другими, осуждение стремления к прибыли и т.д.

Полисы: Олигархический и Демократический.

Олигархические полисы возникли главным образом в зоне дорийского переселения, где завоевание диктовало раннее утверждение жесткой сословной корпоративности. Гомеи - законные, гипомейонов - умалённые. Демократические полисы сформировались преимущественно в зоне первоначального греческого расселения, в особенности у ионийцев, в Аттике, на островах Архипелага.

Можно выделить два основных типа полисов: 1) аграрный, с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием торговли и ремесел, товарно-денежных отношений, большим удельным весом труда зависимых работников, как правило, с олигархическим устройством (Спарта, города Фессалии, Беотии); 2) торгово-ремесленный, с большим удельным весом ремесел и торговли, товарно-денежных отношений, внедрением рабского труда в производство, демократическим устройством (Афины, Коринф, Милет, Сиракузы и др.). Ранее всего полисный строй появился в южной части Греции на полуострове Пелопоннес (более всего изучена Спарта), позднее - в Аттике (Афины).

Спарта представляла собой объединение пяти деревень. Там никогда не было крепостных стен, рыночной площади. Но несмотря на это, Спарта являлась именно полисом-гигантом, поскольку каждый спартиат являлся земледельцем, членом народного собрания, воином.

Для удержания власти нужно было четко структурировать жизнедеятельность полиса. В Спарте была проведена целая серия реформ влиятельным законодателем Ликургом. Главный принцип – экономическое равенство. Чтобы добиться этого, Ликург запретил существование денег, а также запретил заниматься ремеслом и торговлей. Граждане были освобождены от земледельческого труда, на участках трудились илоты – государственные рабы. Спартиаты коллективно эксплуатировали порабощенное население: на каждый надел земли приходилось несколько семей илотов, которые были обязаны раз в год платить натуральный оброк, равный примерно 1/6 - 1/7 урожая.

Таким образом, у граждан осталось 2 сферы деятельности: политическая и военная.

В Спарте все наиболее плодородные земли были разделены в соответствии с числом полноправных граждан на 9000 наделов и розданы спартиатам во временное владение. Их нельзя было дарить, дробить, завещать, после смерти спартиата они возвращались государству. Роль денег выполняли железные прутья, которые нельзя было использовать в производстве. Благодаря этому, не было социальной дифференциации.

Был четко регламентирован образ жизни. Для Спарты характерны стремление к полному равенству, презрение к роскоши, суровая система воспитания, ограничение контактов с внешним миром. Время спартиады проводили в совместных военных и спортивных состязаниях и трапезах. При этом женщины в Спарте тоже занимались спортом, чтобы быть физически здоровыми и рожать здоровых детей. Система воспитания была призвана выработать в подрастающем поколении мужество, стойкость, неприхотливость в быту, безусловное подчинение вышестоящим.

В Спарте высшими должностными лицами были 2 царя, они являлись самыми знатными аристократами во всей Элладе. Власть их была наследственной. Однако их полномочия сводились только к функциям верховных главнокомандующих и верховных жрецов государства. Реально высшим органом управления в Спарте был совет старейшин – герусия. Герусия состояла из 30 человек. В нее входили цари и 28 граждан (не моложе 60 лет), избиравшиеся в совет пожизненно.

Высшей властью в спартанском государстве было народное собрание – апелла. Но фактически апелла созывалась редко и нерегулярно, и власть ее была ограничесна.

Спартанская армия имела четкую иерархия и каждый безоговорочно подчинялся вышестоящему лицу. Отбор в армию был очень жестким: каждый юноша должен был пройти обряд инициации – по достижении совершеннолетия юноша, вооружившись кинжалом, отправлялася в места, где проживали илоты, должен был убить самого сильного илота.

Спарта возглавляла Пелопоннесский союз. Однако она руководила только военно-политической сферой и не вмешивалась в экономику других полисов. Поэтому с экономической точки зрения Спарта выступала более отсталой.

В Спарте проживали свободные неграждане. Они имели право заниматься ремеслом и торговлей. Их называли периэки.

Спартанский полис демонстрировал стабильное развитие с XIII по IV вв. до н.э. Плохо была развита культура, единственное, что развито – игра на флейте.

Афины.

В афинский полис входила вся Аттика – область в восточной части Средней Греции. На этой территории находился город Афины, несколько небольших городков, а также множество демов – сельских поселений. На ранних этапах истории гражданское население Афин делилось по родоплеменному принципу.

Исключительно важную роль во всех сторонах жизни Афин играла аристократия. Полномочия ее как царей были сначала сокращены, а потом полностью ликвидированы. Должность царя превратилась из наследственной в выборную, стала доступной представителям различных знатных родов.

Население состояло из земледельцев и представителей торгово-ремесленных кругов.

В народное собрание избирались представители всех групп населения. Однако вплоть до VI в. до н.э оно не играло важной роли. Затем оно становится верховным органом власти Афин и собирается сначала 10, потом 40 раз в год, а также в чрезвычайных ситуациях.

Во главе государства стояла коллегия из 9 магистратов – высших должностных лиц, занимавших свой пост в течение года, между ними существовало определенное разграничение функций. Чрезвычайно важную роль в управлении играл Совет ареопага – главный оплот власти аристократии. Он осуществлял контроль над всей жизнью государства, а также являлся верховной судебной инстанцией, разбиравшей все наиболее важные дела.

Афины в экономическом отношении были более развиты, здесь быстрее разлагались родовые отношения. Законы Драконта (621 г. до н.э.) оформили право частной собственности. Важное место в них занимали законы об убийствах с целью ограничить кровную месть.

Особенной остроты социально-политическая борьба в Афинах достигла в начале VI в. до н.э. Для примирения и проведения реформ был выбран гражданин, близкий и к народу, и к аристократии – Солон. Самой важной из реформ Солона (594 г. до н.э.) была так называемая «сисахфия» («стряхивание бремени») - все долги, сделанные под заклад земли, были прощены, крестьяне восстановили статус собственников, было запрещено обращение афинян в рабство за долги, ограничен ссудный процент, введен земельный максимум для ограничения концентрации земельной собственности, разрешалось составлять завещания.

Полное господство аристократии подорвали не только экономические, но и политические реформы Солона. В итоге, все граждане полиса были разделены на 4 разряда в зависимости от их состояния, измерявшегося количеством натуральных продуктов, получаемых с земельных владений. Таким образом, роль каждого афинянина в жизни полиса и объем политических прав теперь определялись разрядом, которому он принадлежал.

Был учрежден совет четырехсот, в него входили по 100 человек от каждой филы. Одной из важных функций Совета стала подготовка проектов решений, выносившихся на рассмотрение народных собраний – в результате активизировалась деятельность народных собраний. Был учрежден суд присяжных – гелиэи.

Солон издал новый свод письменных законов, охватывавший все основные стороны отношений между людьми. В дальнейшем афинский полис в течение практически всей истории жил по законам Солона.

Следующим реформатором был Клисфен (507 – 500 гг. до н.э.). При нем была проведена важная административно-территориальная реформа. Все государство было поделено на 10 примерно равных фил, которые являлись территориальными единицами. При этом все граждане получили равные политические права.

Законодательная власть принадлежала народному собранию – экклесии. Роль постоянного органа при народном собрании играл Совет 500. В его состав избирались по жребию по 50 человек от каждой территориальной филы. Этот орган готовил проекты постановлений для вынесения на рассмотрение народного собрания, а также занимался текущими проблемами управления полисом.

Исполнительная власть принадлежала магистратам. При Клисфене была введена высшая магистратура – коллегия из 10 должностных лиц, именовавшихся стратегами, которые со временем стали управлять не только военными делами, но и гражданскими. 

Судебная власть принадлежала суду присяжных. (6000, избирали по жребию, чтобы невозможно было подкупить).

Казначей и стратеги выбирались поднятием рук (так как для этого нужно было образование и талант), все остальные – по жребию.

В результате в основных чертах завершилось становление Афинской демократии – политической системы, при которой власть в обществе принадлежала народу, т.е. коллективу граждан.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 3072; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!