Достижения Древнегреческой культуры.



Античная цивилизация, возникшая в начале I тыс. до н.э. сперва на территории Балканской Греции, островов Эгейского моря и побережья Малой Азии, заселенной греками, сыграла выдающуюся роль в истории европейской культуры. Она просуществовала до середины I тыс. н.э., то есть свыше 15 веков, и охватывала в период своего наивысшего развития огромную территорию. Античная культура Древней Греции и Древнего Рима превосходила все существовавшие ранее культуры тем, что достигла необычной полноты и завершенности развития. В каждом виде искусства, литературном творчестве и науке были созданы образцы, которым следовали и подражали все последующие эпохи. Другой отличительной чертой античной цивилизации является ориентация культуры на рядового свободного гражданина. Вследствие этого культура прославляет и возвеличивает гражданина, равного по правам и положению среди равных, она пронизана гуманистическим звучанием, и именно тогда сформировалась первая общечеловеческая система ценностей, непосредственно связанная с гражданином и гражданским коллективом, в который тот входил.

В наборе ценностных грека занимает не последнее место счастье, по представлению греков, счастливым греком был свободный, зажиточный гражданин, у которого была семья, который видел своих внуков, жил во время расцвета своего государства, умер, защищая свой полис. При этом гражданин выступал в 3 лицах: землевладелец (собственник и труженик), носитель высшей законодательной власти, воин народного ополчения.

Греки упростили слоговое фини­кийские письмо и создали новый, более простой в употреблении алфа­вит. Алфавитное письмо привело к демократизации образования; к VI в. до н. э. распространение грамотности среди свободных греков ста­ло повсеместным.

В Греции сложился лунный календарь, что повлияло на формирование представления о загробном мире только как о царстве теней, откуда нет возврата и где души умерших скитаются неприкаянными. Все греки страшились смерти. Но они решили проблему бессмертия, связав его со славой: счастлив человек, который погиб во цвете лет на поле боя, совершив подвиг. Такой герой обретал бессмертие, оставаясь в памяти людей на вечные времена. В честь героев сооружались статуи, надгробные памятники, складывались легенды. Так в античном обществе утвердилось представление о том, что мыслимое для человека счастье достигается именно при жизни в результате собственных усилий.

На рубеже предполисного и архаичного периодов в греческой культуре начинает проявляться агон – соревновательное начало, предопределившие своеобразие как духовной и материальной культуры, так и всей древнегреческой цивилизации в целом. Он зарождается в среде знати как демонстрация «лучшего». Аристократам необходимо постоянно подчеркивать социальный статус. Они часто проводили военные и спортивные состязания, которые и выявляли победителей. Признанием победы в этих состязаниях становится оливковая или лавровая ветвь – приз, не имеющий никакой материальной ценности, но подчеркивающий принципиальное отличие образа жизни аристократа от бытия простого общинника. Таким образом итогом появления агона стала организация Олимпийских игр (первые – 776 г. До н.э.).

В эпоху архаики греки перешли от религиозно-мифологического восприятия мира к научному, философскому объяснению организации космоса. Возникла новая область мышления, чуждая религии и священным мифологическим сказаниям. Была сформулирована идея космического порядка, покоящегося на законах, которым в равной степени подчиняются все составные элементы.

В VI в. до н. э. в Древней Греции был осуществлен грандиозный интеллектуальный прорыв — произошло рождение философии. Само слово «философия» древнегреческое, оно означает «любовь к мудрости». К концу VI в. До н.э. на смену традиционному мифу, пришел логос, понимаемый как истинное, научно обоснованное объяснение. Создание научной картины мира знаменовало интеллектуальный переворот в духовной культуре Древней Греции. Среди выдающихся греческих философов: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский, Пифагор.

Греческая литература появилась в VIII-VI вв. до н.э. и первоначально была представлена только эпической поэзией. Историю греческой литературы открывает творчество Гомера, создавшего самые яркие эпические произведения – «Илиаду» и «Одиссею». Кроме творений Гомера, в греческом эпосе было множество поэм о древних мифологических героях. Они получили название «киклический эпос».

Поэмы, в которых излагались мифы о богах, получили название гомеровских гимнов, хотя создал их не Гомер. В этих поэмах отсутствовало еще авторское начало.

Первым авторским произведением эпического жанра были сочинения Гесиода, младшего современника Гомера. Гесиод завершил начатое Гомером формирование эллинской религиозной картины мира.

Далее на смену эпосу приходят лирические сочинения. Величайшим лирическим поэтом греки считали Архилоха. Гражданская тема наиболее ярко представлена в творчестве спартанского поэта Тиртея, поэзия которого воспринималась как патриотический гимн полису.

Мотивы политической борьбы нашли отражение в творчестве многих древнегреческих поэтов. Среди них Феогнид,Солон.

Существовала и вокальная лирика (Алкей, Сапфо).

Поэт Арион прославился составление дифирамбов – популярных песен, посвященных Дионисию.

Театр зарождается в VI в. До .н.э. Во время празднования Великих Дионисий участники празднеств разыгрывали сцены из мифов и распевали дифирамбы. Из них впоследствии и родилась трагедия. Театр стал одним из важнейших элементов жизни демократических Афин.

Считается, что первым афинским драматургом был Феспид, который включив трагедию помимо хора актера. Дальнейшее развитие театра связано с именами Эсхила, Софокла и Еврипида.

Эсхил вводит в действие второго актера, благодаря чему усиливается драматизм действия, оно становится более динамичным. Софокл ввел третьего актера, усилил драматическое напряжение действия, что помогло лучше раскрыть внутренний мир героя. Третьим великим драматургом Греции являлся Еврипид. Он изображал людей такими, какими они были на самом деле, с их страстями, страданиями, радостями, печалями. Его герои предстают реальными людьми, переживающими глубокие человеческие драмы.

Театральные представления были состязаниями драматургов, причем зрители определяли не только лучшую пьесу, но и лучшего актера, лучшего организатора постановки, которого награждали венками.

Большое развитие в Греции приобрело публичное красноречие, которым должен был владеть каждый гражданин. Сложилось 3 вида риторических выступлений: совещательные (Демосфен), судебные (Лисий) и эпидиктические речи.

В архитектуре главным достижением стала выработка 3 ордеров: дорического, ионического и коринфского. Они различались украшением капителей и применением фриза, а также пропорциями между несущими и несомыми частями здания.

Эталоном классической архитектуры можно назвать комплекс афинского Акрополя, возведенный в честь победы над персами в ходе греко-персидских войн и ставший символом величия античной Греции. Замысел и общее руководство принадлежат Фидию, который создал для Олимпии и скульптуру Зевса Олимпийского – одно из семи чудес света. Центром ансамбля был Парфенон – храм, посвященный Афине-Деве, выстроенный в строгом дорическом ордере.

Все образы – будь то боги или простые смертные – отличаются своей красотой и физическим совершенством.

Самыми значительными скульпторами классической эпохи были Мирон, Поликлет иФидий. Поликлет разработал специальный канон изображения человеческой фигуры, которому греческие мастера следовали вплоть до поздней классики, предварившей эллиническое искусство.

+Культура Древней Греции оказала огромное влияние на последующие эпохи (и тп).

 

Мифология Древней Греции.

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.

Мы знаем разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение — даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Епидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).

Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.

Однако практика вызывала частные отклонения, создавала те или иные комбинации. Если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.

Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования). Это почитание выражалось чисто внешним образом — посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины; и гражданам, и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел, искать удовлетворения своим религиозным потребностям.

Древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение.

В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов.

Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).

Не без влияния осталось местное и культурное расчленение эллинского мира; несомненно также присутствие восточных элементов в греческой религии.

Знаменательно отношение в греческой религии великих богов к божествам мелким, народным, и надземного мира богов к подземному; характеристично почитание усопших, выразившееся и в культе героев; любопытно мистическое содержание греческой религии.

К концу архаической эпохи окрепло ощущение единства греческо­го мира. Это выразилось в трансформации греческого язычества, совер­шившего переход от местных культов к оформлению единого грече­ского пантеона. Мифология приобрела более стройный, систематизиро­ванный характер. Вместе с тем из-за полисной разобщенности и отсут­ствия в Греции самостоятельного жречества каждый полис связывал себя со своим божественным покровителем из числа богов-олимпийцев. Например, в Афинах особо почитали богиню мудрости Афину; в Олим­пии — Зевса, царя богов; в Дельфах — бога покровителя муз Аполло­на. В представлении греков боги не были всемогущими. Над миром бо­гов и людей царила Ананке — судьба, рок, неизбежность, уйти от нее не мог никто. Три дочери Ананке – три мойры: Клото («Пряха») – прядущая нить жизни, Лахесис («Судьба») – определяющая длину нити, Атропос («Неотвратимая») – перерезающая нить жизни.

В эллинистическую эпоху в религиозной жизни побеждал Восток. Восточные боги вторглись в греческий пантеон, разрушая его. Восточный образ великой богини-матери сливается с образами древнегреческих Реи и Деметры. Гермес под влиянием египетской религии превращается в Гермеса Трисмегиста, носителя откровения, отца тайного знания. На передний план выдвигается образ умирающего и восстающего бога, подобного Аттису или Адонису. Появляются бо соединяющие в себе черты греческих и восточных божеств. Типичен в этом отношении бог Серапис, в котором слились греческие Зевс и Дионис и египетский Осирис. В Палестине и Египте на почве трансформации иудаизма возникли сектанские учения ессеев (одна из иудейских сект, получившая начало в первой четверти II в. до н. э), терапевтов (еврейская аскетическая секта). Их последователи были объединены в своеобразные религиозные братства, удалялись от мира и готовились к пришествию Мессии и последней битве Бога и Сатаны. На берегу Мертвого моря в Кумране были найдены рукописи и документы секты ессеев. Изучение этих источников позволило сделать вывод о бли­зости их религиозных позиций к христианству.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1006; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!