Связь фольклора с массовым искусством, альтернативными видами культуры и искусства.
Трудовые песни как жанр раннетрадиционного фольклора
Трудовые песни
В происхождении и развитии фольклора огромную роль играла трудовая деятельность.
Во время трудовых процессов, требовавших постоянных ритмических усилий, уже в глубокой древности зародились трудовые песни. Они известны у всех народов и исполнялись при подымании тяжестей, забивании свай, вспахивании поля, водо-черпании, ручном помоле зерна, выделке льна, во время гребли и проч. Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной. Песни содержали команды к одновременному действию. Их основным элементом был ритм, организовывавший процесс труда. Немецкий исследователь К.Бюхер писал: "...Мы приходим к выводу, что на низших ступенях своего развития работа, музыка и поэзия представляли собой нечто единое, но что основным элементом этого триединства была работа, между тем как остальные составные части имели только второстепенное значение. То, что их соединяло, был общий присущий им всем ритм, который являлся сущностью как древней музыки, так и древней поэзии..."
В русском фольклоре сохранились и дошли до нашего времени отголоски древних трудовых песен, не утратившие своих производственных функций. Это так называемые "дубинушки" — припевы в бурлацких песнях, исполнявшихся на Каме, Дону и в особенности на Волге. Их пели бурлаки, носильщики, лодочники, грузчики. В зависимости от вида труда, его ритма, создавался ритмический рисунок припева
|
|
Запевала: Эй, ребятки, собирайтесь!
За веревочку хватайтесь!
Артель подхватывает запевалу следующим припевом, который затем неизменно повторяется:
Эй, дубинушка, ухнем,
Эй, дубинушка, подернем,
Ай, зеленая, сама пойдет!
Дернем, подернем, да ухнем!
Варианты запевок бесконечны. Запевала часто импровизирует их, отражая в своих песнях быт и настроения своей артели или остро высмеивая своих работодателей.
Ну, ребята, не робейте,
Своей силы не жалейте!
Ну-ко, примемся за дело.
Чтоб оно у нас кипело!
Мы потянемте дружнее,
Чтобы было веселее.
Ну-тко, примемся дружнее.
Чтобы дело шло скорее!
Ну, ребята, не зевайте,
Веселее напирайте….
Бюхер отмечал: "Большинство песен этой группы носят следы чрезвычайно древнего происхождения; наиболее древние из них приводят нас даже к тем простейшим звукам природы, из которых, по всеми принятой гипотезе, произошла человеческая речь". В числе таких "простейших звуков" он назвал айда, да! волжских бурлаков. И далее: "Все это восклицания, всегда и повсеместно вырывающиеся из сдавленной груди во время быстрой тяжелой и напряженной работы, они вырываются бессмысленно, непроизвольно, и все же приносят облегчение. Вместе с тем они являются знаком для соединения многих отдельных слабых сил в единую гигантскую мощь, поэтому они повторяются, хотя и в самых разнообразных вариациях, в виде припева в большинстве песен этой группы: в виде djahoe яванцев, mahahahoho, mahahango! индусских и oigawa! японских носильщиков паланкинов, в веселом hihopp! работников, вколачивающих сваи, в hurojoleyгельголандцев, в pisombo! далматов, в быстром gichong, gichong японских гребцов и в тяжелом стоне эй, ухнем, вырывающемся из глубины души русских бурлаков. Многие из этих восклицаний передавались веками от поколения к поколению..."1.
|
|
Припев, собственно и являющийся древнерусской трудовой песней, возник при коллективных работах по валке деревьев, когда расчищались участки от леса для земледелия. "Дубинушка " — дерево, дуб; "идет-идет " — падает, валится. На постоянную значимость этой работы указывает древнерусское название января: сеченъ(одно из толкований: "время вырубки леса").
Подбирая артель бурлаков, хозяин особое значение придавал запевале, который исполнял, а точнее — импровизировал куплеты бурлацкой песни; ее припев подхватывал хор. Припев был сигналом к одновременному напряжению всех сил. Слова куплета должны были подстрекнуть товарищей к работе (насмешкой, бранью или ссылкой на мнение зрителей); они содержали размышления о самой работе, об орудиях труда, передавали радость или недовольство, могли содержать жалобы на тягость работы и на малое вознаграждение.
|
|
В середине XIX в. труд бурлаков ушел в прошлое. "Дубинушки" были использованы в профессиональном искусстве (литературе, музыке, живописи). Они воспринимались как символ тяжелого труда угнетенного народа.
1Бюхер К. работа и ритм / пер. с нем. – М., 1923. – с. Соотв.: 264;171-172.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 981; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!