Масленица. Масленичные обряды



Масленичные обряды во многом сходны с новогодними. Они содержат игры, песни, ряжение. Как отмечал в XIX веке известный фольклорист И.П. Сахаров, все дни масленой недели имеют свои особые названия: понедельник – "встреча", вторник – "заигрыши", среда – "лакомка", четверг – "широкий" ("широкая Масленица"), пятница – "тещины вечеринки", суббота – "золовкины посиделки", воскресенье – "прощеный день" (проводы).8

Важной была символика движения, прыжков, катания на качелях. Самой популярной забавой на Масленицу считалось катание на санках, сооружение снежных городков и взятие их приступом.

Символом масленичных обрядов являлся блин (с. «первый блин комом». Он напоминал солнце и был связан с культом предков.

Праздник встречи весны

В связи с сельскохозяйственными заботами широкое бытование в России приобретает обряд встречи весны. Он сопровождался бытовыми деталями крестьянской жизни. В начале марта пекли обрядовые печенья в виде птиц – жаворонков, дети и молодежь несли их в поле, забирались на высокие места, подбрасывали жаворонков вверх и выкрикивали песни-веснянки, в которых призывали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму:

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью, С великою милостию: Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными!

Приход весны в народном сознании нередко связывался с прилетом птиц. Поэтому в песнях-веснянках обращались к птицам, к жаворонкам:

Жаворонки, Жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам Лето теплое! Унесите от нас Зиму холодную! Нам холодная зима Надоскучила, Руки, ноги Отморозила! Жаворонки, Перепелушки, Птички-ласточки, Прилетите к нам! Весну ясную, Весну красную Принесите нам! На жердочке, На бороздочке, И с сохой, и с бороной, И с кобылой вороной…

В песнях крестьяне выражали обеспокоенность подготовкой к грядущим сельскохозяйственным работам: нужно было готовить бороны, точить сошки.

С приходом весны связан и другой обычай – в день Благовещенья выпускали из клеток птиц.

Пасха, Троица, праздник Ивана Купалы

Главным православным праздником является Пасха. Дню Пасхи предшествовала страстная неделя с чистым четвергом. В этот день готовились к празднику: чистили, мели, мыли в избе, пекли, варили, красили яйца. Главным предметом пасхального обряда не случайно считается крашеное яйцо. По преданию происхождение обычая одаривать друг друга крашеными яйцами связано с именем Марии Магдалины. Она, представ перед римским императором Тиберием, преподнесла ему в дар крашеное яичко с приветствием: "Христос Воскрес". Яйцо служило символом гроба и одновременно возникающей в нем новой жизни. Непременным угощением в пасхальный день является пшеничный кулич и творожная "пасха" как скоромное питание пустынников, в числе которых некоторое время был Христос. Пасха, как и Масленица, каждый день отмечалась особым образом, и дни недели тоже имели свои названия. Так, понедельник и вторник считались "купальными". В этот день обливались водой. Среда называлась "градовой". По русскому поверью "в среду на светлой неделе не работают, чтобы хлеб градом не побило". Четверг – "пасха усопших" – поминовение умерших родственников. Пятница – "прощеный день". Родственники и друзья приносили друг другу свои извинения. Суббота – "хороводница".14

Весенние обряды были связаны с первой бороздой и севом и первым выгоном скота на пастбище. Перед севом совершались ритуальные обряды. На стол обязательно ставили хлеб и соль; в семена, чтобы был богатый урожай, клали вареные яйца, зерна. Обряды в представлении крестьян способствовали плодородию земли. Произносились и заговоры, заклинания, помогающие выращиванию нового урожая.

Троица – последний в году из числа так называемых переходящих христианских праздников. Основными обрядами в Троицу были обряды с березкой. Совершали эти обряды девушки. Они шли в лес, выбирали молодую и красивую березку, вокруг которой потом водили хороводы, "завивали" ее, загибая концы веток в кольца и закрепляя их в виде венков. Березку украшали разноцветными лентами. В лес приносили и обрядовую еду – яичницу-глазунью, символизирующую жизнь. Обязательным ритуалом являлось исполнение песен:

Ой, ой, березынька! Ой, ой, кудрявая! Семик честный Да Троица – Только-только У нас, У девушек, И праздничек! Не радуйтесь вы, Дубья, вязья, Лило! Лило! Не к вам идем, Не вам песню поем, Лило! Лило! Радуйся, ты, Белая береза, Лило! Лило! Мы к тебе идем, Тебе песню поем, Лило! Лило!

На Троицу плели венки из цветов. Стремясь разгадать будущее, бросали их в воду. Ритуал имел свой смысл: утонувший венок означал несчастье, плывший – замужество, богатство, жизнь.

Одним из почитаемых в народе летних обрядовых праздников был праздник Ивана Купалы.

Купальские обряды совершались в день летнего солнцеворота. Ночью жгли костры, через костер прыгали, обливались водой, купались. Многие поверья связаны с Иваном Купалой. Верили, что в эту ночь многие травы приобретают целебные и волшебные свойства, обладают сверхъестественной силой. Бытовала в народе и легенда о папоротнике, расцветавшем в ночь на Ивана Купалу. Тот, кто смог отыскать и сорвать папоротник, приобретал умение разыскивать клады, понимать язык животных и т.п.

Опираясь на народные предания, Н.В. Гоголь в рассказе "Вечер накануне Ивана Купала" дал красочную фантастическую картину народных представлений. Герой повести идет за цветком папоротника:

Наиболее значительным обрядом весенне-летнего цикла является обряд похорон Костромы. Кострома, как и Масленица, антропоморфный образ. Кострома – чучело из соломы, одетое в женское платье. С пением и плясками несли ее к реке, раздевали и бросали в воду. Само название "Кострома" происходит от слов "костра", "кострика", что означает “пушистая верхушка” трав и колосьев, т.е. созревающие семена, символизирующие жизнь (ср. белорусское «кастрычник»). Древнее значение обряда состоит в том, чтобы помочь созреванию урожая.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 560; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!