Обшие признаки народной несказочной прозы. Мифы в раннетрадиционном фольклоре. Предания, легенды, былички (демонологические рассказы) в классическом фольклоре.



Несказочная проза имеет установку на достоверность описываемых событий. От сказок отличается функциями. Сказка выполняет эстетическую функцию, а несказочная проза – информационную.

Развитие фольклора происходило как наслоение новой худо­жественной традиции на старую систему. Отголоски древнего фольклора, более или менее выраженные, сохранились в по­здние времена, дошли до наших дней. Они проявляются во мно­гих жанрах классического фольклора: сказках, былинах, балла­дах, обрядовой поэзии, пословицах, загадках и проч. Для раннетрадиционного фольклора были характерны мифы. В клас­сическом фольклоре известны предания, легенды, демонологи­ческие рассказы.

 

Жанры: предания; легенды; былички, устные рассказы.

Предания – это произведения о достоверных событиях истории, о реально живших людях. Ретроспективны. Дают народное объяснение событиям и фактам, представленных эпическим повествованием. Предание свободно от формы, т.е это свободный рассказ. В них нет формул.

Предания делятся на 2 группы: исторические и географические (рассказывают о появление географических названий).

Предания 16-17 веков:

Выделяются 3 цикла произведений: об Иване Грозном, Ермаке и о Степане Разине.

Предания 18-19 веков:

Находит дальнейшее развитие тема народных восстаний. Она служит основой для богатого цикла повествований о Емельяне Пугачеве.

Легендырассказывают о христианских персонажах. В основе легенд лежат апокрифы. Апокрифы – произведения на библейские сюжеты, не вошедшие в канонический текст Библии. В них лежит бытовое толкование библейских сюжетов. Русские народные легенды неоднородны по темам, сюжетам и персонажам.

Русские легенды можно разделить на следующие тематические группы:

1. Легенды о сотворение мира, о происхождение солнца, месяца, звезд, земли и неба. Они чаще всего связаны с библейскими мотивами, но толкуют их иначе. Кроме того, втакого типа легендах немало языческих элементов.

2. Легенды о животных, где рассказывается о животных, птицах и рыбах, объясняется происхождение их особенностей (почему собака и кошка все время ссорятся);

3. Легенды о боге, святых и их хождение по земле, по аду и раю, об их помощи людям;

4. Легенды о наказание злых и прощение грешников. В них рассказывается о том, как злой отказал в помощи несчастному или путешественнику и был за это наказан, а добрый, помогавший им был вознагражден.

5. Легенды , в которых выражены ожидания и чаяния народные. Их называют социально-утопическими легендами. К ним относятся рассказы о далекой счастливой стране, о царе, который избавит народ от страданий;

6. Легенды с семейными мотивами. Повествование строится на отношениях мужа и жены, сына и матери, брата и сестры. Отношения связываются с религиозными или суеверными понятиями.

Былички – жанр народной демонологии. Персонажи – фантастические существа, которые обитают рядом с человеком. В них сохранились осколки архаических мифов.

Герои – леший, водяной, домовой, банник, ведьмак, черт.

Леший – хозяин леса. У него есть жена и дети, он воспитывает проклятых детей и возвращает их в обычную жизнь. С ним можно договориться.

Водяной – опасный персонаж. Встреча с ним приводит к гибели человека. Имеет кожу синего, зеленого цвета.

Русалка – молодая, красивая соблазнительница(на юге) или старая косматая старуха( на севере).

Домовой – семьянин, помогает хозяевам содержать хозяйство в порядке, следит за домашними животными (любит животных одной масти).Требует порядка.

Банник - дух бани в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий жертв, которые ему оставляли в бане после мытья (воду, мыло, веник).

Полудницы - духи жаркого полудня, настигающие тех, кто работает в поле. Представлялись в виде женских существ в прозрачном платье, похищающих детей в поле.

Черт – популярный герой быличек, содержит в себе зооморфные и антропоморфные черты. Водится черт в нечистых местах, толкает на плохие поступки, связан с природными стихиями. Как правило ходят толпой.. черт всегда опасен для человека.

Колдун (знахарь) – исцеляет болезни, избавляет от сглаза. Колдуны – носители злого начала. Их боятся и стараются дружить с ними. Колдунами становятся, заключив договор с нечистой силой. Перед смертью он должен передать свои способности иначе не найдет успокоения. Опасен и мертвый колдун. В его могилу вбивали кол, от него спасали иголки в одежде, лук, чеснок. Ему соответствовал образ ведьмы.

Образ ведьмы – изменчивый облик, они всегда одиноки, любят шумные сборища.

Мертвецы. Являлись к тем, кто неумеренно оплакивал умерших или к тем, кто звал их в гости. Особенно опасны те мертвецы, которые не похоронены по обряду или умершие насильственной смертью. Такие умершие становятся упырями или вурдалаками.

Персонажи менялись со временем. Главная содержательная часть былички, кульминация - это рассказ, иллюстрирующий "встречу" человека с мифологическим существом, построение которого связано со стремлением рассказчика поразить воображение слушателя. Поэтому кульминации предшествует описание обычных повседневных условий жизни рядового человека, на фоне которых "вдруг", "внезапно" происходит необычная "встреча" со сверхъестественным существом или его проявлениями. Чем реалистичнее, обычнее фон, тем поразительнее "встреча", тем сильнее эмоциональное воздействие.

Заканчивается рассказ либо оценкой события рассказчиком, либо указанием на необходимость выполнения определенной нормы.


5.

5. Характеристика жанра преданий. Древнейшие предания, предания о "справедливом царе", предания о предводителях народных движений, предания о разбойниках и кладах.

К жанрам устной прозы относятся предания, бывальщины, былички, легенды. Это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии – колдунами, ведьмами, русалками и т. д. Сюда же относятся и рассказы о святых, святынях и чудесах – об общении человека, принявшего христианскую веру, с силами высшего порядка.

Предания – это произведения о достоверных событиях истории, о реально живших людях. Ретроспективны. Дают народное объяснение событиям и фактам, представленных эпическим повествованием. Предание свободно от формы, т.е это свободный рассказ. В них нет формул.

Предания делятся на 2 группы: исторические и географические (рассказывают о появление географических названий).

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 732; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!