Цивилизация, культура и природа: принцип взаимодействия.



Цивилизация – это достижения человечества, обеспечивающие его прогресс, то есть восхождение от животного состояния, а затем от стадии дикости и варварства к истинно человеческим способам жизни.

Цивилизационные достижения связаны:

- с технологическим освоением природы;

- с совершенствованием регуляции общественной жизни.

Признаки цивилизации:

- высокий уровень материально-технического развития;

- социальная дифференциация;

- классовые конфликты;

- система законов, права;

- возникновение письменности;

- урбанизация;

- возникновение монотеистических религий;

- высокий уровень духовного развития.

2) В рамках цивилизационного подхода цивилизация – это локальная, межэтническая общность народов, имеющих родственные корни и связанных единой исторической судьбой, единством системы ценностей и механизмом социальной регуляции.

Такие общности, как правило, на основе:

а) длительного вхождения народа в состав многонационального государства

б) на основе религиозного единства, формирующего единую систему ценностей и механизмов регуляции общественной жизни

3) Цивилизация определяется как исторически возникшие типы общественного устройства, каждый из которых реализуется по-разному в конкретных типах общества.

4) В немецкой классической философии (Шпенглер, Вебер) понятия культура и цивилизация противопоставляются друг другу.

Цивилизация – это уровень развития материальной культуры и общественной жизни (наука, техника, экономика, государство, право).

Культура – это уровень развития духовной жизни (нравственность, религия, философия, искусство). Существует три типа соотношения этих понятий:

1) Культура и цивилизация – синонимы.

2) Отношение части и целого (Ц=К1+К2+К3…).

3) Противопоставление понятий.

Мир, в котором живет человек, – целостен, он представляет собой сложную систему «природа-общество» и культура функционирует на всех уровнях именно этой системы. Поэтому, направления, в которых культура осуществляет реализацию своих функций, многообразны, хотя внутренне целостны и едины.

Исторически самим ранним объектом культуропреобразующего воздействия стала природа, причем, природа не только как объективная реальность, но и природная сущность самого человека. Когда человек начал созидать свой «собственный мир», когда он стал переделывать природу в «свое» обиталище, в «свой» дом, он сделал первый шаг к разрыву с матерью-природой, породившей его. Эволюции человека оказалось тесным лоно природы, и он вышел за ее границы, вышел в мир неприродной реальности, создал мир артефактов, т.е. мир культуры и социума. Для естественно-природных явлений, как подчеркивал Н. Бердяев, принципы происхождения находятся в самих этих явлениях. В то время как для артефактов, явлений, созданных культурой, принципы происхождения находятся вне этих явлений, в голове человека, проектирующего и осуществляющего продуцирование артефактов.

В этом можно усматривать несовместимость природы и культуры. Существует точка зрения, которая разрабатывает идею несовместимости природы и культуры, противоречия биологического и социального в человеке.

Однако очевидно, что вне природы «первой» никакая культура невозможна, что культура трансформирует, преобразовывает то, что дано первой природой. По этому поводу существует противоположная точка зрения, которая разрабатывает теорию природоцентризма, где обосновывается вывод о центральной и основополагающей роли первой природы в развитии культуры и человека. Однако более предпочтительной кажется идея обобщения этих двух крайних точек зрения, идея поиска гармонизации природы и культуры.

Человек здесь выполняет роль соединительного звена двух типов эволюции – природной и культурной или, как еще говорят творческой эволюции. Человек обладает внутренней принадлежностью к природе и культуре, внутренней принадлежностью к естественной и творческой эволюции. В конце концов, культура – это пересозданная человеком природа. Человек, «пересотворяя природу», утверждает тем самым себя как субъекта культуры, как ее создателя, и, следовательно, как Человека.

Культура все более сложно и более глубоко опосредует отношение человека к природе. Как следствие этого – нарастает степень отчужденности природы и человека. Созидая надприродную реальность, человек постепенно теряет естественные корни своего бытия, естественную природную детерминацию своего существования. Культура века показала это наглядно и довела отчуждение до максимума, что породило формы техницизированного бытия человека, и вслед за этим экологические проблемы. Рост и развитие культуры сопровождается тем, что исчезает и уменьшается органичность единства человека и природы. Природа – это среда инстинктивного обитания человека, а вне этого человек не способен существовать как биологический вид. Но наряду с этим, не менее существенной и реальной средой обитания человека является культура, которая создает надинстинктивную систему поведения, поведения сознательного, но от этого не менее необходимого.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!