Церковь Василия с Горки, Собор Ивановского Монастыря.



Этапы развития русской архитектуры в

XI-XVI вв.

Архитектура Киевской Руси.

X-XII вв.Крупные столичные многоглавые, многонефные сооружения с крещатыми столбами, хорами, галереями (церкви св.Софии в Киеве, Новгороде, Пскове).

2-архитектура эпохи раздробленности. XII-XIV вв.

преобразование византийской традиции в региональных школах XI – XIII вв.: Владимир, Новгород, Смоленск – компактный 4-столпный

3-хнефный тип храма.

3-раннемосковская архитектура.

2 половина XIV-начало XV вв.

церковь Спаса Спасо-Андронникова монастыря, собор Спаса на Бору.

4-архитектура эпохи Ивана III.

Конец XV-начало XVI вв.

Перестройка Кремля, Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, Грановитая палата, колокольня Ивана Великого.

Русская архитектура XVI в.

Шатровые храмы, церковь Вознесения в Коломенском, храм Василия Блаженного на Красной площади (Покрова на Рву), Церковь Иоанна Предтече в Дьяково; бесстолпные храмы: Церковь Трифона в Напрудном.

 

2.Архитектура Киевской Руси конца

X-нач. XII в.

Архитектура Киевской Руси основывается на византийской, но постройки отличаются большей скромностью, также используются крестообразные или квадратные столбы, а не круглые. Материал кирпич-плимфа. Храмы трактуются в неразрывной связи архитектуры и живописи. Система храмов – крестово-купольная. В интерьере храмов большую роль играла мозаика из смальты-стеклянного цветного сплава на золотом фоне. Также для храмов того времени свойственна пристройка к основному объему храма самостоятельные лестницу, крещальню. Первое каменное сооружение – Десятинная ЦерковьX в. В XIв. возведены Каменные Ворота. Софийский собор в Полоцке. Софийский собор в Киевесер.XI в. (связь с византийской архитектурной традицией, пирамидальный принцип построения композиции, 5 нефов, 13 глав, 2 обходные галереи), Новгородесер. XI в. (Более скромный храм, 5 нефов, 1 обходная галерея, 5 куполов).

Спаса-Преображенский собор в Чернигове.

Вывод:

Общие черты:

-крупные габариты построек

-крестово-купольная система

-компактность храма

-пирамидальность (ярусность)

Черты построек:

Киев:

-живописность облика

-масштабность

-богатая наружная деталировка

Новгород:

-сдержанность внешнего облика

-сгруппированность куполов, уменьшение их количества

-почти полное отсутствие декора

-выразительность за счет больших поверхностей гладких стен и темных пятен оконных проемов

 

3.Строительные материалы и конструкции в архитектуре XI-XVII вв.

Использование плимфы, кладка со скрытым рядом создает характерный облик фасада. В большинстве соборы имели каменно-кирпичную кладку, в разном соотношении. Например Новгород: много природного камня известняка (но не было хорошей обработки). Своды, арки, барабаны глав, т.д. выкладывали из плимфы. Особенность Новгородской архитектуры-плохо обработанный камень и плимфа. В XII в. во Владимиро-Суздальских землях распространенный материал белый известняк, поддается очень хорошей обработке в отличие от серого Новгородского или Псковского, в результате этого можно получать хорошо обработанные поверхности блоков, укладывать в толщи стены и создавать гладкую поверхность стены. Также делают резьбу, поэтому так много ее использовалось на фасадах во Владимирских землях (В конце XII-нач. XIII вв. почти все памятники из известняка). С конца XIII в. кирпич начинает менять свои размеры, появляется соотношение тычка и ложка (примерно ½, толщина 7-8 см). Швы между кирпичами становятся тоньше. Кладка с утопленным рядом, чтобы обеспечить возможность перевязки рядов, меняется на новый кирпич, позволяющий делать перевязку не прибегая к утопленному ряду. Возникает иная фактура фасада, появляются другие конструктивные приемы, позволяющие создавать другие конструктивные формы. Такой кирпич постепенно вытесняет в некоторых архитектурных школах камень и строят только из кирпича. Например: Новгород сер. XV в. Там строят практически из кирпича. В Псковских землях давно строили из местной известняковой плиты вплоть до XVII в. Практически не применяют кирпич. Что создает характерность постройкам, где материал не позволяет создавать очень изощренные с точки зрения конструкций сооружения, поэтому храмы не очень высокие, очень лаконичные по своим формам, нет тонких деталей и резьбы.

 

6. Архитектура периода феодальной раздробленности. Особенности основных школ зодчества.

XII – XIV вв.

Новые черты:

-меньшие масштабы храмов

-одноглавые объемы

-кладка более часто, швы тоньше.

-хоры остаются только с западной стороны

-пространство между лопатками завершено закомарами

-исчезают аркады

-храмы 4-столпные

-нет галерей окружающих храмы с 3 сторон.

Изменения:

-на смену сложным композициям простые, одноглавые, 3-нефные храмы. Местные башни исчезают, лестница в толще стены. Закомары на одной высоте.

-вместо кладки с толстым слоем другой тип кладки

-появляются новые элементы:

Аркатурные пояски, уступчатые порталы, на углах здания плоские лопатки, а на остальных полуколонны

-поверхность стен затиралось известковым раствором

-соединение форм византийской и романской архитектуры.

Киево-Черниговское Княжество:Членение фасадов по вертикали. Пирамидально-ярусная группировка сводов. Активное развитие барабана. Появляются аркатурные пояса. К лопаткам на фасадах приставляются декоративные полуколонны. Кладка: византийский тип.Чернигов: Пятницкая церковь кон. XII в., Борисо-Глебский СоборXII в., Успенский Собор Елецкого Монастыря, Киев:Собор Михайловского Златоверхого монастыря.

Владимиро-Суздальское Княжество: Новый тип храма – позакамарный – закомары, которые своей пятой стоят на одной прямой. Ранний период 1пол. XIIв. Грузные, приземистые массы построек, сдержанный декор,аркатурные пояса на середине стены и  на барабане. Фриз на апсидах и закомарах. Кладка: Белокаменная кладка. Постройки: Спасо-Преображенский Собор в Переяславле-Залесском,Борисо-Глебский Собор в Кидикше.

Период расцвета 2пол. XIIв.Появляется устремленность построек вверх, богатая декатировка, профилированные окна, порталы. Рельефные полуколонны, аркатурно-колончатые пояса. Рельефы по закомарам. Кладка:Белокаменная с линией отлива. Успенский Собор во Владимире, Храм Покрова на Нерли Дмитриевский Собор во Владимире.

Новгородская школа

Новый тип храма(наряду с позакомаренными) потрехлопастной.Кубическая форма,маленький,3-х нефный,4-х столпный, однокупольный, крестово-купольный на парусах, увеличен центральный неф за счет боковых. Лаконично, практично,игра с асимметрией. Кладка: местный камень сочетают с кирпичом. Николо-Дворищенский собор нач. XII в., Рождественский собор Антониева Монастыря нач. XII в., Церковь Николы на Липне кон. XIII в.,Церковь Спаса на Нередице,Георгиевский Собор Юрьевского Монастыря нач. XII в., Церковь Рождества Богородицы на Перенинач. XIII в.,Церковь Спаса преображения на Ильине УлицеXIVв,церковь Федра Стратилата что на РучьюXIV в.

Псковская школа

Появляются орнаментальные узоры. Кладка на известковом растворе. Арочные перемычки, закомары покрывали кирпичом. Далее псковские храмы обрастают притворами, приделами.Приземистый, небольшое количество окон. В результате рождается образ храма – житейский, обыденный, приближенный к человеку, что стало чертой Псковского Зодчества. Рождаются сводчатые конструкции:купол на парусах, свод с несущей распоркой, ступенчатый свод.

Церковь Василия с Горки, Собор Ивановского Монастыря.

8.Владимиро-Суздальская школа зодчества

XII-нач. XIII вв.

Белый камень – особенность. Это позволило выполнять резьбу. Мягкий, легкообрабатываемый материал, придал характер. Монументальность.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 470; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!