Не подходит для нашего реконструктивного



Периода» (Н.И.Бухарин)

 

Отнюдь не случайно разговоры о необходимости проведения «антирелигиозной пятилетки» наиболее нетерпеливые борцы с религией повели именно в 1929 году - году «великого перелома». Под влиянием подобных настроений с осени 1929 г. Центральный совет Союза воинствующих безбожников начал разрабатывать планы такой пятилетки, которые облекались в форму соревнования по «обезбоживанию города и села». При этом ячейкам СВБ предлагалось не ограничиваться пропагандой, а активно вмешиваться в сферу хозяйственной жизни. Процесс закрытия церквей шел рука об руку с коллективизацией. Как сказал Л.М. Каганович на I съезде колхозников-ударников: «Кулак, поп и антиколхозные люди - наши враги».[24]

«Обезбоживание масс», главным образом в деревне, где верующих было большинство, преследовало цель разрушить вековой уклад жизни и традиционные миропредставления крестьянства, что вполне вписывалось в рамки задачи построения «бесклассового социалистического общества». Основным мотивом речи М.И. Калинина на Всесоюзном съезде безбожников в июне 1929 г. стало утверждение, что «борьба с религией расчистит путь к коммунизму».[25]

Может быть, поэтому, несмотря на то, что практически все существовавшие крупные конфессии заявили к тому времени о своей лояльности советской власти, официальная пропаганда причисляла их к стану «врагов трудящихся масс», сравнивая последние с антисоветскими партиями. Средства массовой информации наводнили призывы строителей Днепростроя организовать безбожные браки, активистов Ленинграда жертвовать денежные средства на танк «Безбожник» и тракторную колонну с таким же названием.[26] А в деревне разгорелась настоящая война: нередко закрытие храмов сопровождалось погромами кладбищ и памятников, а церкви превращались в склады и клубы. В одной был даже открыт тир, где иконы служили мишенями. Начало 1930-х годов ознаменовалось и широкомасштабными гонениями на сектантов.

В стране, в которой по оценке ЦК партии насчитывалось более 80% верующего населения,[27] создание массовой многомиллионной антирелигиозной организации изначально было авантюрой. Рубеж, обозначенный руководителем СВБ в 10 миллионов членов к концу «безбожной пятилетки», принятой в начале 1930 г., не был достигнут ни в реальности, ни даже в виде очередного «липового» рапорта, хотя подсчет и велся по количеству отправленных на места бланков членских билетов. Реальность оказалась весьма далекой от утопических прожектов бойцов «антирелигиозного фронта», что наглядно подтверждает данная подборка писем в газету «Безбожник» и в ЦК ВКП(б).

____________________

* Опубликовано: Орлов И.Б. Лозунги и реалии «безбожной пятилетки» // Армагеддон. 2001. Кн. 11. С. 87-92.

 

№ 1

Письмо крестьянина И.И. Карабутова в редакцию газеты «Безбожник»[28]

Проповедь отца Андрея Д[иденко]

Хут[ор] Лимано-Кирпильский Прим. Ахтарского района Кубанского округа

Услышав, что к нам на хутор должен прибыть лектор по проведению антирелигиозной беседы, то наш отец А. Диденко сразу этот вопрос поставил перед православными в воскресенье после обедни, говоря: «Православные, к нам в хутор приедет с района Безбожник, будет говорить, что бога нет. Так вы, православные, должны настоять чтобы было: 1. Попросторнее помещение; 2. Объявите всему населению, чтобы все старики и старухи прибыли на этот диспут; 3. Должны, когда я выпрошу себе слово, то чтобы мне дали больше время говорить. Все это вы настойте. Знайте, православные, что если он меня забьет, то меня от вас возьмут, и церковь запечатают. Еще, православные, мы должны держать свою веру крепко. У нас в хору есть девушки, которые участвуют в драматическом кружке. Мы должны их исключить, так как драмкружок - это организация безбожная».

Все старики и старухи закричали: «Долой! Долой! Нам таких не надо, которые не веруют в бога и поклоняются чорту». Не мешало бы отца Диденко снять с этого темного хутора, чтобы он не разбивал актив нашего хутора.

К сему Карабутов Иван Иванов.

Печатать фамилию такую: псевдоним Сокол.                        15/П-28 г.

Хут[ор] Л[имано]-Кирпильский, Степное п[очтовое]/о[тделение]

Прим. Ахтарского района Куб[анского] округа

Карабутов Иван Иванович.

ГА РФ. Ф. 5407. Оп. 2. Д. 13. Л. 16. Подлинник, рукопись.

 

№ 2


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!