Письмо киевлянина З. Липавского в редакцию



План семинарского занятия № 4

«Общественные организации в политической системе РСФСР-СССР»

1) Место и роль общественных организаций в политической системе Советской России.

2) Особенности функционирования общественных организаций СССР (на примере одной из них).

Основная литература:

Материал«Общественные организации» (ниже плана семинара)

Ильина И.Н. Общественные организации России в 20-е годы // Социальные реформы в России: теория и практика. Вып. 3. М., 1996. С. 96-110.

Дополнительная литература:

Андреенко Е.А. Деятельность профсоюзов Западной Сибири по защите интересов трудящихся на производстве в период нэпа (20-е гг.) // Социально-политическое развитие Сибири (XIX-XX вв.): Сб. ст. Томск, 1992. С. 82-91.

Ильина И.Н. Общественные организации России в 1920-е годы. М.: ИРИ РАН, 2000. 216 с.

Киселев А.Ф. Российские профсоюзы: от независимости к огосударствлению // Власть и общественные организации в России в первой трети ХХ столетия. М., 1993. С. 19-47.

Киселева Н.В. К вопросу о сущности конфликта между РКП(б) и Пролеткультом // Исторические этюды. Вып. 1. Ростов-н/Д, 1993.

Киселева Н.В. Возникновение советского феномена массовых добровольных обществ. Ростов-н/Д., 1998.

Киселева Н.В. Из истории борьбы советской общественности за прорыв культурной блокады СССР (ВОКС: середин 20-х - начало 30-х гг.). Ростов-н/Д: ИРУ, 1991.

Козюра В.Н. Профсоюзы Восточной Сибири в борьбе за социальные права трудящихся в начальный период НЭПа // Иркутский историко-экономический ежегодник: 2000. Иркутск, 2000. С. 106-110.

О добровольных обществах в Советской России // Вестник Моск. ун-та. Сер. 8. История. 1994. № 4. С. 34-44.

Орлов И.Б. Коммунистическая совесть плюс коммунистический расчет: МОПР во второй половине двадцатых годов // Армагеддон. 2001. Кн. 9. С. 95-100.

Орлов И.Б. Лозунги и реалии «безбожной пятилетки» // Армагеддон. 2001. Кн. 11. С. 87-92.

Орлов И.Б., Юрчикова Е.В. Массовый туризм в сталинской повседневности. М.: РОССПЭН; Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2010. 224 с.

Слезин А.А. «Легкая кавалерия» комсомола в системе политического контроля // Вопросы истории. 2001. № 11-12. С. 131-136.

Шевердин С. Год незнаменитого перелома // Трезвость и культура. 1989. № 9. С. 17-19,38.

 

Общественные организации

История российских общественных институтов отсчитывается с 1765 г. – с создания Вольного Экономического Общества. До Октября 1917 г. шло поступательное развитие сектора негосударственных организаций как элемента формирования гражданского общества. Закон об обществах и союзах от 12 апреля 1917 г. давал право всем гражданам без исключения и специального разрешения образовывать общества в целях, не противным уголовным законам. Хотя постановление правительства от 19 июня требовало регистрации обществ в окружных судах, но на практике это игнорировалось. Это объясняется, прежде всего, тем, что в 1917 г. господствующее место в общественной жизни заняли политические организации.

Октябрь 1917 г. стал очередным важным рубежом в развитии российских негосударственных организаций: в ноябре-декабре прекратили свою деятельность и распались многие дореволюционные организации. Совнарком ввел ограничения на общественную деятельность. Так, в соответствии с Инструкцией НКВД РСФСР «О правах и обязанностях Советов» от 24 декабря 1917 г. местные органы власти получили право распускать те общества, которые поощряли сопротивление новому режиму или призывали к его свержению. На этом основании была запрещена деятельность партии кадетов, офицерских и предпринимательских союзов и др. Декретом от 17 января 1918 г. были ликвидированы Земский и Городской Союзы. В августе 1918 г. решением Наркомюста подлежали закрытию все религиозные и благотворительные организации. По Постановлению ВЦИК в декабре 1918 г. был распущен Всероссийский учительский союз, а в 1919 г. II съезд коммунистического союза молодежи постановил закрыть все прежние молодежные организации, включая скаутов.[1] Однако в хаосе Гражданской войны 1918-1920 гг. и в отсутствии законодательства об общественных организациях большое число обществ продолжало свою деятельность без регистрации.

20-е годы нередко называют «золотым веком» советской общественности, так как:

а) сохранились многие дореволюционные организации, прежде всего, научные, творческие и культурно-просветительные;

б) появились совершено новые – в области изобретательства, научной организации труда и популяризации знаний;

в) возникло большое количество национальных организаций – ассирийцев, цыган, евреев, татов и т.п.;

г) действовали такие общественно-политические объединения, как комсомол и пионерская организация, и профессиональные союзы;

д) возник новый тип – массовые организации (Союз воинствующих безбожников, Общество «Долой неграмотность» и др.;

е) на территории страны работали и международные организации – МОПР, ВОКС, МЕЖРАБПОМ и пр.

 

Классификация общественных организаций, действовавших в РСФСР в 1920-е годы*

1) Профессиональные союзы;

2) Кооперативные объединения: потребительская, промысловая, сельскохозяйственная, кредитная, инвалидная и жилищно-страховая кооперация;

3) Молодежные организации: РКСМ (1918-1924), РЛКСМ (1924-1926), ВЛКСМ с 1926 г.; Детская коммунистическая организация имени В.И. Ленина с 1924 г.

4) Научные общества: Русское техническое общество (1866-1929), Всероссийская ассоциация физиков (1919-1931), Всероссийская ассоциация инженеров ВАИ (1918-1929), Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству в СССР ВАРНИТСО (1927-1938); Общество истории и древностей российских (1804-1929), Общество историков-марксистов (1925-1932);

5) Культурно-просветительные общества: Общество поощрения художеств и популяризации художественных знаний (1820-1929), Союз эсперантистов советских стран (1920-1932); Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев (1924-1935); Союз воинствующих безбожников (1924-1947), Общество «Долой неграмотность» (1923-1936);

6) Творческие объединения: Всероссийский совет пролетарских культурно-просветительных организаций «Пролеткульт» (1917-1932), Всероссийский союз писателей (1918-1932); Товарищество передвижных художественных выставок (1863-1923), Ассоциация художников революционной России АХРР (1922-1928), Российская ассоциация пролетарских музыкантов (1923-1932), Русское театральное общество РТО (1877-1929)

7) Национальные общества;

8) Общества помощи и взаимопомощи: Российское общество Красного Креста РОКК (1879-1925), Союз обществ Красного Креста с 1925 г.; Московский политический Красный Крест (1918-1922); Общество «Руки прочь от Китая!» (1924-1927); Общество «Друг детей» (1923-1935);

9) Оборонно-спортивные общества и союзы: Российское общество туристов (1895-1929), Всесоюзное общество пролетарского туризма и экскурсий ОПТЭ (1924-1936); Общество друзей радио ОДР (1925-1934), Союз обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства ОСОАВИАХИМ СССР (1927-1948);

10) Международные организации: Коммунистический интернационал молодежи (1919-1943), Советская секция Международной организации помощи борцам революции МОПР (1922-1947), Организация Международной рабочей помощи МЕЖРАБПОМ (1921-1935), Всесоюзное общество культурных связей с заграницей ВОКС (1925-1958);

11) Прочие общества: Общество чистильщиков обуви в Петрограде; Общество ломовых извозчиков в Москве.

________________________

* Сам термин «общественные организации» официально был закреплен только в Конституции СССР 1936 г., а до этого употреблялись понятия «общества и союзы, не преследующие целей извлечения прибыли», «добровольные общества трудящихся» или «массовые организации». Кроме того, уставы профсоюзов и комсомола не подлежали утверждению в государственных органах, а сами организации были освобождены от регистрации в НКВД. В законодательстве особо оговаривалось исключительное положение таких массовых организаций, как МОПР, ОСОАВИАХИМ, Обществ «Долой неграмотность» и «Друг детей», а также спортивных обществ, которые находились под руководством партийных и профсоюзных органов.

 

Добровольные общества

Общество Истинной Свободы в память Л.Н. Толстого было основано в Москве в июне 1917 г. Общество не имело четкой структуры и работало под руководством ежегодно избираемого Совета. По методам своей работы это было чисто гуманитарно-просветительская организация, однако в основе существования Общества лежало стремление к радикальному преобразованию (путем нравственного совершенствования людей) современного общества. В государственные органы с просьбой о регистрации Общество не обращалось, существуя явочным порядком. Официальным адресом Общества был адрес Московского Вегетарианского Общества. В дни вооруженного восстания в Москве руководство ОИС выпустило листовку «Прекратите братоубийство!», датированную 28 октября 1917 г. и подписанную В.Г. Чертковым и И.И. Горбуновым-Посадовым. В ноябре 1917 г. Общество издало еще одно воззвание – «К враждующим русским людям», где содержался призыв прекратить гражданскую войну. В 1918-1919 гг., помимо издательской деятельности, отдельных лекций и вечеров, ОИС организовало в зале Московского Вегетарианского Общества «Курсы свободно-религиозных знаний». В ноябре 1918 г. ОИС обратилось в СНК РСФСР с петицией об отмене смертной казни. Образованное при Совете Общества «Бюро защиты противников насилия» стало зародышем Объединенного Совета религиозных общин и групп. По образцу московского ОИС подобные общества стали возникать по всей России. 1920 год стал высшей точкой в деятельности ОИС, но к концу 1922 г. Общество прекращает свое существование. По-видимому, в том же году прекращается в основном и деятельность провинциальных обществ.

 

Объединенный Совет религиозных общин и групп был создан в Москве в октябре 1918 г. для защиты свободы совести от всех посягательств, способствования сближению на почве духовных интересов различных свободно-религиозных течений. Инициатором и бессменным председателем ОСРОГ был друг Л.Н. Толстого В.Г.Чертков (1854-1936). В Совет, кроме толстовцев, входили представители евангельских христиан, баптистов, меннонитов, адвентистов седьмого дня и московских народных трезвенников. Кроме того, ОСРОГ взял на себя защиту интересов ряда других религиозных течений. В обстановке гражданской войны основной задачей ОСРОГ стала юридическая защита людей, отказывающихся по религиозно-этическим мотивам от военной службы. Первым результатом работы ОСРОГ стало принятие СНК РСФСР 4 января 1919 г. Декрета «Об освобождении от военной повинности по религиозным убеждениям».[2] Параграф 1 Декрета предоставлял право лицам «не могущим по своим религиозным убеждениям принимать участие в воинской службе», по решению Народного суда , заменить ее на срок призыва «санитарной службой, преимущественно, в заразных госпиталях или иной соответствующей общественной работой, по выбору самого призываемого». Согласно этому Декрету, ОСРОГ получил исключительное право на судебную экспертизу. К 1920 г. он назначил своих уполномоченных во многие города и даже села. Всего в 1919-20 гг. было проведено около 10 тыс. таких экспертиз. В июне 1920 г. ОСРОГ созвал в Москве Всероссийский съезд внецерковных религиозных течений, а в марте 1921 г. (при содействии Наркомзема РСФСР) - Всероссийский съезд сектантских сельскохозяйственных и производительных объединений. Многочисленные нарушения декрета от 4 января 1919 г. заставляли В.Г. Черткова неоднократно обращаться с жалобами лично к В.И.Ленину. 11 ноября 1920 г. Ленин поручил образовать комиссию под председательством замнаркома просвещения РСФСР М.Н. Покровского для рассмотрения жалоб ОСРОГ. Очевидно, результатом работы этой комиссии стал декрет СНК от 14 декабря 1920 г., согласно которому экспертиза по делам об отказе от военной службы по религиозным убеждениям возлагалась по усмотрению народных судов на представителей соответствующих вероучений и других лиц, обладающих соответствующими знаниями и опытом.[3] После этого ОСРОГ потерял функции органа официальной судебной экспертизы, продолжая действовать как независимая правозащитная организация. По некоторым сведениям, он просуществовал до 1928 г., однако после 1920 г. его ходатайства в расчет не принимались. Законы и постановления об освобождении от призыва в 1925-33 гг. все более ограничивали круг лиц, на которых распространялись льготы, а в Законе СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 г. льготы для «религиозников» окончательно исчезли.

 

«Черный крест» - организация помощи заключенным анархистам и их семьям, действовавшая в рамках созданного в 1921 г. Всероссийского общественного комитета по увековечению памяти П.А. Кропоткина. Во главе «Черного креста» был секретариат, состоявший из А.В. Андреева, А.О. Солонович, В.В. Поспеловой и И.Н. Иловайской. Средства на эту работу складывались из частных пожертвований, доходов от благотворительных лотерей и концертов, поступлений от зарубежных анархистских организаций.[4]

 

Коммунистическая совесть плюс коммунистический расчет:

МОПР во второй половине двадцатых годов*

Решение о создании Международной организации помощи борцам революции (МОПР) в целях оказания «материальной и нравственной помощи томящимся в тюрьмах жертвам капитала» было принято IV Конгрессом Коминтерна 30 ноября 1922 г. Последнее обстоятельство во многом определило как структуру (из 70 секций было только 25 легальных), так и тактику деятельности МОПР. Что же касается стратегической линии, то деятельность МОПР являлась наиболее ярким примером обслуживания политических интересов ВКП(б). Порядок работы МОПР был определен специальным постановлением «О характере и содержании работы МОПРа в СССР» от 7 февраля 1925 г. Это обстоятельство, не скрывая, отметил в своем докладе, сделанном на заседании партийной фракции пленума этого объединения 25 января 1926 г., председатель ЦК МОПР П.Н. Лепешинский: «МОПР не мог и не должен представлять самостоятельной политической силы».[5]

В глазах партийного руководства МОПР, имевший в своих рядах по данным на 1926-1927 гг. 71% беспартийных,[6] выступал, наряду с профсоюзами, очередной «школой коммунизма», «наилучшим способом подготовки сознания широких масс к восприятию идей коммунизма». Правда с одной оговоркой, что «МОПР есть не только выражение нашей коммунистической совести, но и нашего коммунистического расчета».[7] Именно поэтому во второй 1920-х годов на практике в деятельности МОПР все более явственно прослеживается отступление от уставных целей, выполнение несвойственных ранее функций. Организация стала заниматься проблемами внутренней жизни страны: подготовкой и проведением хозяйственных кампаний, распространением займов, культурно-шефской работой, колхозным строительством, развитием ударничества и другим.[8] Но подчиненность общественной деятельности задачам партии и государства заметно сказалось на состоянии и качестве работы столь массовой организации (к концу 1920-х гг. по официальным данным в МОПР находилось более 8 миллионов членов),[9] которая со свойственной ей заорганизованностью и формализацией работы, одной из первых испытала кризис. В начале 1927 г. Секретариат Исполкома МОПРа писал секретарю ЦК партии Н.М. Швернику о том, что бюрократизации вела к падению интереса к добровольным организациям и даже появлению «ликвидационных настроений».[10]

Публикуемые ниже письма корреспондентов в «Крестьянскую газету» и стихотворение «Пробудившийся Китай», посланное в журнал «Голос Кожевника», наглядно отражают как сложившееся в низовых организациях МОПР кризисное положение, так и возродившийся в определенных слоях населения в условиях «военной тревоги» конца 1920-х годов неизбывный революционный пафос и романтизм эпохи гражданской войны.

_________________________

* Опубликовано: Орлов И.Б. Коммунистическая совесть плюс коммунистический расчет: МОПР во второй половине двадцатых годов // Армагеддон. 2001. Кн. 9. С. 95-100.

 

№ 1

Письмо киевлянина З. Липавского в редакцию

журнала «Голос Кожевника»[11]

ПРОБУДИВШИЙСЯ КИТАЙ.[12]

Шанхай во огне ... Ханькоу вслед за ним

Зажегся красным пламенем восстанья.

Долой насильников, мы дань им воздадим

За все годы пренебреженья нами.

В стране родной кули-рабочий, царь,

А не какой-нибудь убийца-англичанин,

На крейсерах несущий смерть, пожар

Стране, опутанной железными цепями.

Страна горит, дерутся меж собой

Два-три звереющих от дня до дня маршала.

Китайцев кровь течет большой рекой

И не найти никак ее начала.

Пусть У-Пей-Фу[13], китайский генерал

И Чжан-Дзо-Лин[14], лакей японской своры,

Шибут носы и лбы за престиж бар,

С них не спускающих коварных взоров.

Они дерутся, родину свою -

Китай - за золото акулам продавая.

Готовы задушить в когтях своих страну,

Коль этого прикажут англичане.[15]

Сегодня У-Пей-Фу, а завтра Чжан-Дзо-Лин

Хозяева страны - кто ловче и сильнее,

Обоим им Китай родимый мил ...,

Но фунт английский и доллар милее.

Враги не спят, несутся крейсера

В Китай, который пламенем окован.

Их пушки всем китайцам издавна

И памятны и хорошо знакомы.

Не первый раз их пасти в города

С пренебреженьем чугуном плевали,

А с крейсеров смотрели как дома

В покрове ночи пожирало.

Китай восстал ... Сердца огнем горят,

Волна восставших ширится, клокочет.

Врагу страны пощад теперь не ждать,

В другой раз быть в Китае не захочет.

Десятки лет позор терпел Китай,

В стране царила волков хищных стая.

Терпенье лопнуло ... И льется через край

Вся ненависть восставшего Китая.

Зиновий Липавский.

Киев. Театральная Площадь 28а. кв. 6

ГА РФ. Ф. 5545. Оп. 4. Д. 14. Л. 46. Копия, машинопись.

 

№ 2


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!