Семинар 7. «Песнь о Нибелунгах» - поздний немецкий героический эпос.



 

1. Истоки «Песни о Нибелунгах». Мифологические мотивы. «Песнь…» и Старшая Эдда.

2. Историческая основа «Песни о Нибелунгах».

3. Черты родового строя, черты феодализма (элементы древней магии и родовых обычаев – элементы христианства и куртуазной лит-ры). Типологические черты рыцарского романа в произведении "Песнь о Нибелунгах"

4. Тема судьбы.

5. Тема героизма.

6. Трактовка образов в фильме Ф. Ланга «Нибелунги» (1924 г.).

 

Список рекомендуемой литературы:

Адмони В.Г. «Песнь о Нибелунгах» ее истоки и ее художественная структура. В кн.: Песнь о Нибелунгах. Л.: Наука, 1972

Адмони В.Г. «Песнь о Нибелунгах» ее истоки и ее художественная структура. В кн.: Песнь о Нибелунгах. Л.: Наука, 1972.

Вестергорд, Э. Родство против договора. Германский героический эпос глазами исторического антрополога. В кн.: Другие средние века. К 75-летию А. Я. Гуревича. /Э. Вестергорд. М. СПб. : Университетская книга, 1999. - 463 с.

Глосовкер, Я.Э. Логика мифа. / Я.Э. Глосовкер. М. : Наука, 1987.

Гримм, Я. Немецкая мифология. // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М. : Изд-во МГУ, 1987

Гуревич, А.Я. Диалектика судьбы у германцев и древних скандинавов / А. Я. Гуревич // Понятие судьбы в контексте разных культур.-М. : Наука, 1994.

Гуревич А. Я. Средневековая литература и ее современное восприятие // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. О переводе «Песни о нибелунгах» М., 1976. С. 276—314.

Жирмунский, В.М. Народный героический эпос. /В.М. Жирмунский. M.-JL: Гослитиздат, 1962.

Корни Иггдрасиля./ Сост. О.А. Смирницкая. М. : Терра, 1997

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987. Гл. 1.

Самарин Р. М., Михайлов А. Д. Рыцарский роман // История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука,– Т. 2.– 1984. – С. 548–570

Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960.

 

 

Семинар 8. Композиция романа «Парцифаль» В. фон Эшенбаха.

 

План

 

1. Время и пространство в романе «Парцифаль» В. фон Эшенбаха. Исходный пункт и цель странствий героя. Значение истории Гамурета для понимания смысла романа.

 2. Мотив пути. Многообразие толкований образа пути. «Парцифаль» как роман воспитания.

 3. Рыцарский мир и община Грааля. Образ Грааля.

 4. Интерпретация идеала куртуазности. Характер изображения любви.

 5. Автор и герой. Рефлексия автора по поводу литературной традиции, своего места в ней, осмысления процесса создания романа.

6. Вагнер Р. «Парсифаль».

 

Список рекомендуемой литературы:

Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Он же. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С. 447–484.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.

Мелетинский Е. М. Средневековый роман. М., 1983.

 

 

СЕМИНАР 9. «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ КАК

ПОСЛЕДНИЙ ПАМЯТНИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПЕРВЫЙ

ПАМЯТНИК ЛИТЕРАТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ. 

 

Методические рекомендации:

-семинарские занятия предполагают обязательное знакомство студентов с

«Божественной комедией» Данте Алигьери в переводе М.  Лозинского.

 

План семинарского занятия. 

 

1. Биография Данте и ее проявление в «Комедии». «Божественная комедия»: смысл и история названия. Проблема жанра. «Божественная комедия» и жанр видения. Проблема художественного вымысла у Данте.

2. Композиция «Божественной комедии». Строение Вселенной в произведении Данте. Концепция всемирной истории и истории Италии у Данте и ее

выражение в поэме.

3. Уровень числовой символики, аллегории, символы, мистические образы в «Божественной комедии». Образ света и зеркала.

4. Образная система.

5. Данте – «последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени». Значение «Божественной комедии» для мировой культуры.

6. Фильм П. Гринуэя «Ад» Данте». Особенности подачи произведения.

 

Список рекомендуемой литературы:

Асоян А.А. Данте и русская литература. Свердловск, 1989.

Балашов Н.И. Данте и всемирная литература. М.,1967.

Баткин Л.М. Данте и его время. М.,1965. 

Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. М.,1967.

Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971.

Дантовские чтения. М.,1982.

Дантовские чтения М.,1988.

Елина Н. Г. Данте: критико-биографический очерк. М., 1965.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!