Семинар 3. Аттическая трагедия. «Царь Эдип» Софокла.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Общие указания
-семинарское занятие предполагает обязательное знакомство студентов с
памятниками литературы
-при подготовке к вопросам студентам рекомендуется изучить
предложенный список литературы, а также самостоятельно найденные
источники.
-рассмотрение вопросов предполагает активную апелляцию к
непосредственному тексту произведения: цитированию, приведению
фрагментов, выразительному чтению, в т.ч. и наизусть.
Семинар 1. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как энциклопедия жизни и верований древних греков.
К занятию необходимо также посмотреть х/ф «Одиссея» (реж.: Андрей Кончаловский, США-Германия-Великобритания-Италия-Греция, 1997).
Тексты:
Гомер. Илиада (пер. Н. Гнедича)
Гомер. Одиссея (пер. В.А.Жуковского). (пер. В.В. Вересаева)
План
1. Время и место создания гомеровских поэм. Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса.
2. «Гомеровский вопрос». История создания «Илиады». Сочетание исторических событий и мифологических сюжетов.
3. Сюжет и композиция «Илиады». Проблема целостности сюжета.
4. Жанровые особенности: историческое, сказочное, мифологическое в гомеровском эпосе.
5. Человек и судьба в произведениях Гомера. Боги и герои. Героическое в поэмах Гомера. Концепция человека. Эволюция эпического героя от «Илиады» к «Одиссее».
6. Стиль. Приемы создания образов. «Эпическая дистанция». Время и пространство. Стиховой размер гомеровских поэм. Образ автора.
|
|
7. Анализ отрывков:
- Какое место в сюжетно-композиционной системе занимает описание щита Ахилла (XVIII гл.). Определите жанровую специфику отрывка.
- Сцена прощания Гектора и Андромахи, как пример зарождающейся лирики (VI гл. строки 394-495). Определите родовые признаки лирики и их проявление в данном отрывке.
8. Трактовка поэм Гомера у А. Кончаловского.
Список рекомендуемой литературы:
Аверинцев С. С. Образ античности. СПб.: Азбука-Классика, 2004.
Вейль С. «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. № 6. 1990. С. 250-260.
Лосев А. Ф. Гомер / предисл. А. А. Тахо-Годи. М., 2006 (сер. «ЖЗЛ»).
Мальчукова Т.Г. «Одиссея» Гомера и проблема ее изучения. - Петрозаводск, 1983.
Маркиш С. Гомер и его поэмы. М., 1962.
Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. — М.,1963.
Полонская К. П. Поэмы Гомера. М., 1961.
Тахо-Годи А.А. «Одиссея» и ее художественно-эстетический смысл. В кн.: Гомер. Одиссея. — М.,1981, 1982.
Шталь И. В. Гомеровский эпос. Опыт текстологического анализа «Илиады». М., 1975.
Шталь И.В. “Одиссея”- поэма странствий. — М., 1978.
Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. — М.,1983.
Литература сопутствующая:
Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992.
|
|
Лосев А.Ф. Диалектика мифа (любое издание).
Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. Екатеринбург, 2006.
Семинар 2. Древнегреческая трагедия. Эсхил «Орестея».
Тексты:
Эсхил «Орестея» (пер. С.Апта)
1. Происхождение греческой трагедии и ее структура.
2. Устройство греческого театра и театральных представлений.
3. Эсхил как «отец трагедии». Его вклад в развитие жанра. Общая характеристика трагедий, созданных до «Орестеи».
4. Миф об Атридах как основа трилогии.
5. Образная система. Роль хора.
6. Рассмотрение каждой из частей трилогии в связи с остальными.
7. Анализ фрагментов:
- «Орестея» («Агамемнон». Эписодий IV, Коммос). Какие черты «вечного образа» Кассандры воплощены в приведенном диалоге? Какая ритуальная модель определяет своеобразие художественной образности рассматриваемого драматического фрагмента?
- «Орестея» («Хоэфоры». Эписодий III, Стасим III). Как проявились в указанном эписодии выразительные возможности стихомифии? Найдите в тексте «Орестеи» другие примеры стихомифии. Каковы основания обращения к ней? Изменилась ли роль хора в этом эписодии?
- «Орестея» («Эвмениды». Коммос II). Как в речах Афины проясняется название этой части трилогии? Почему именно богине Афине отведена в этой части ведущая роль? Почему в этом месте трилогии драматургу понадобился именно коммос?
|
|
8. Основания активного обращение к трилогии Эсхила в современную эпоху.
9. Фильм Пазолини «В поисках африканского Ореста». Миф и современная реальность.
Список рекомендуемой литературы:
Аристотель. Поэтика.
Боннар А. Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость // Греческая цивилизация. - М.,1958. Кн. 1.
Головня В.В. История античного театра. — М.,1972.
Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. — М.,1982.
Тронский И. М. История античной литературы
Лосев А. Ф. Античная литература.
Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки.
Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. — М.,1990.
Ярхо В.Н. Эсхил. — М.,1958.
Семинар 3. Аттическая трагедия. «Царь Эдип» Софокла.
Текст:
Софокл. Эдип царь // Софокл. Драмы / пер. Ф.Ф.Зелинского; под ред. М.Л.Гаспарова и В. Н. Ярхо. М.: Наука, 1990 (сер. «Литературные памятники»).
План
1. Структура аттической трагедии.
2. Фольклорная основа трагедии «Эдип царь».
3. Софокл как реформатор античного театра.
4. Комплекс «трагической вины» в произведении Софокла «Царь Эдип» (объективные и субъективные причины вины главного героя).
|
|
5. Проблематика трагедии (рок и свободная воля человека, проблема власти в трагедии.
6. Концепция личности.
7. Понятие об «эдиповом комплексе».
8. Ограниченность человеческого знания. Страх «знать будущее».
9. Преступление и наказание в интерпретации Софокла.
10. Трактовка образа Эдипа в фильме Пазолини «Царь Эдип» и в опере-оратории И. Стравинского «Царь Эдип».
11. Книга Иова и трагедия Софокла «Эдип царь»
Список рекомендуемой литературы:
Аристотель. Поэтика.
Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. — М.,1972.
Головня В.В. История античного театра .— М.,1972.
Лосев А. Ф. Античная литература.
Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки.
Пропп В. Я. Эдип в свете фольклора // Он же. Фольклор и действительность. М., 1976. С. 260–295.
Топерник Т.Ф. Сентенция в различных элементах жанровой структуры трагедии Софокла // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. — М.,1990.
Тронский И. М. История античной литературы
Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995.
Ярхо В. Н. Древнегреческая литература. Трагедия. М., 2000.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 513; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!