Проблема двойных и пустых дней



До сих пор мы совершенно не принимали во внимание то об­стоятельство, что последовательность тибетских дней не является непрерывной. Как определить комбинацию дня, если мы встретили двойной или пустой день? В этом случае следует использовать про­стое правило: астрологические характеристики следуют лунным, а не солнечным дням26. Поэтому при определении этих характеристик следует учитывать двойные и пустые дни так же, как и обычные. Например, пусть 7-й день месяца пустой, тогда, если сегодня 6-й день, и это, скажем, день тигра, то 7-й день (пустой) - это день зай­ца, а 8-й день (завтра) - день дракона. Или, пусть 7-й день - двойной, тогда, если сегодня 6-й день - день тигра, то 7-й день (завтра) - день зайца, день 7а (послезавтра) - тоже день зайца, а 8-й день (после-послезавтра) -день дракона. Из этого примера ясно также, что при пользовании табл. 4 двойные и пустые дни не требуют особого внимания к себе, поскольку элемент дня однозначно определяется ти­бетской датой.

[26] Такой метод соответствует классической тибетской версии Джунци, которой мы здесь следуем. В китайской системе используются иные правила, о чем пойдет речь в разд.5.2

 

Такие же правила следует применять и в отношение элемента дня, а также (забегая вперед) Мева и Парка дня (см. разд. 2.8). Един­ственное, но важное исключение - это планета дня, управляющая днем недели, ее следует определять в соответствие с солнечными, а не лунными днями, иначе оказалось бы, что тибетские дни недели не соответствуют западным.

Астрологическая интерпретация

Для астрологической интерпретации комбинаций животное-эле­мент дней и месяцев можно воспользоваться той же методикой, что мы использовали, характеризуя годы 60-летнего цикла (разд. 2.1). При этом надо иметь в виду, что в тибетской астрологии дневные циклы имеют большее значение, чем месячные, поэтому характеристики месяца являются не определяющими, а скорей уточняющими про­гноз. Помимо этого следует учитывать специальные рекомендации, разработанные в тибетской астрологии в отношение того, что благо­приятно, а что неблагоприятно делать в день, управляемый данным животным:

День мыши (крысы) благоприятен для помолвки, торговли, для осуществления важных и конкретных шагов, обнаружения кла­дов, воровства и ритуалов вызывания дождя.

Следует избегать контактов с кровью и сырым мясом, употреб­ления мясной пищи, а также гаданий и заклинаний, скачек и путешествий.

День быка благоприятен для тяжелой работы, продажи скота, кузнечных и плотницких дел, дорожных работ и строительства, из­готовления оружия, сражений и приложения усилий для решения важных вопросов. Хорош для путешествий и женитьбы на вдове.

Неблагоприятен для торговли, клеветы, духовных действий, принятия монашеских обетов, ритуалов вызывания дождя и ритуа­лов отбрасывания негативностей.

День тиграблагоприятен для ритуалов процветания, строи­тельства, искусства, для огненных ритуалов и путешествий на Восток или Запад.

Неблагоприятен для женитьбы и публичных дел и церемоний, медицинских воздействий, омовений и воровства.

День зайцаблагоприятен для похорон, коронации и торговли, а также для ухода за животными.

Неблагоприятен для любой магии, вступления в брак, ритуалов процветания, дорожных и ирригационных работ, празднеств, войн и приручения диких животных.

День драконаблагоприятен для религиозной практики, освя щений, посвящения в монахи, строительства религиозных объектов, ритуалов отбрасывания злых сил и для принятия правительственных решений.

Неблагоприятен для начала военных действий и разбоя, вспашки, ритуалов вызывания дождя, судоходства, перехода через горы, путешествий, похорон, хирургических операций, войн, оплакивания и воровства.

День змеиблагоприятен для подношения даров и дачи взай­мы, ритуалов подношения Нагам, для первой прогулки выздоравливающих и для путешествий на Юг.

Неблагоприятен для рубки деревьев, для работ с водой и землей (это может спровоцировать Нагов), ссор, похорон, лечения и вообще любого медицинского воздействия, женитьбы, оплакивания умершего, торговли.

День лошадиблагоприятен для составления планов, собрания на совет, принесения клятвы, для празднований, дружеских и меж­дународных контактов, войн, победы над врагом, судов, ритуалов восхваления божеств.

Неблагоприятен для похорон, стрижки волос, торговли лошадь­ми, женитьбы, выдвижения важных требований, скачек, тяжб и ссор.

День овцыблагоприятен для церемоний чествования, работ по дому, работы с землей, женитьбы и для передачи животных в дру­гие руки.

Неблагоприятен для медицины и операций, войны, посвяще­ния в монахи, ритуалов вызывания дождя, прошений, и просто важных дел.

День обезьяныблагоприятен для участия в делах, где нужна удача, похорон и ритуалов, связанных со смертью, состязаний, танцев и театрализованных действий. Благоприятен для всякого рода раз­влечений, праздников, спортивных состязаний, театральных и музыкальных представлений и азартных игр.

Неблагоприятен для публичных и государственных дел, для при­нятия на себя важных обязательств, воровства, творчества и посадки деревьев.

День птицыпревосходен для приготовления лекарств, дачи взаймы, торговли и распродаж, выдвижения важных требований и принятия важных решений, начитывания гневных мантр, ритуалов, связанных с дождем и огнем, и для выращивания растений.

Неблагоприятен для свадьбы, больших празднований, представ­лений, совершения даров, магических ритуалов, ритуалов отбрасывания негативностей, изготовления оружия, тайных собра­ний и добродетельных действий.

День собакиблагоприятен для ритуалов процветания, молитв, для производства и переработки, обучения искусствам, для критики, любых полезных дел.

Плохой день для стрижки и мытья волос (это может вызвать злословие), женитьбы, посева семян, ритуалов дождя, работы по дому, военных действий, воровства, насилия и выдвижения важных требо­ваний.

День свиньиблагоприятен для посвящений, церемоний встре­чи и ритуалов вызывания дождя.

Следует избегать контактов с землей, выкапывания деревьев, рисования и ритуалов отбрасывания негативностей. Не следует начи­нать обучение.

 

Планета дня: дни недели

Помимо комбинации животное-элемент каждый день также управляется одной из семи планет. Как мы уже знаем из разд. 1.5, в тибетской астрологии рассматривается 9 планет, однако, в данном случае планеты Кету и Раху не учитываются. Планеты следуют в по­рядке: Солнце - Луна - Марс - Меркурий - Юпитер - Венера - Сатурн, и сменяют друг друга каждый день. Таким образом, возникает семи­дневный, т.е. недельный цикл. Как уже было сказано выше в разд. 2.2, планеты дня следуют солнечным дням, а не лунным, поэтому тибетские дни недели соответствуют западным и могут называться западными названиями.

Каждая планета имеет свой характер, который передается уп­равляемому ею дню недели. Ниже перечислены особенности, а также список благоприятных и неблагоприятных действий для каждого дня недели:

1. Воскресенье(nyi) - день Солнца, относится к стихии «Огонь». Солнце-это самая сильная планета, связанная с харизматической, властью и волевым началом в человеке, его способностью самостоятельно принимать решения. Поэтому день недели, управляемый Солнцем, в Тибете назван днем «духовной силы короля». Это не значит, что данный день удачен только для королей, просто в этот день для всех людей благоприятны решительные, волевые, властные по отношению к миру действия.

Благоприятен для: высокопоставленных людей; карьеры; праздников и национальных торжеств; приготовления лекарств;, благотворительности и ритуалов призывания славы и удачи; для силовых действий и войны; любой деятельности, связанной с огнем;, для коммерции.

Неблагоприятен для: переезда в новый дом, закладывания фундамента; обновления одежды; лечения прижиганием и кровопусканием, хирургии; заключения браков; заключения мирных договоров, клятв; похорон; посадки растений; начала нового дела.

       2.Понедельник(zla)-день Луны, относится к стихии «Вода». Так как Луна связана со стихией Воды и женским началом, то в Тибе­те этот день недели называют «Днем Нагов» или днем «духовной силы женщины». Вода - это стихия, которая выступает в качестве связую­щего и очищающего начала. По этой причине в этот день благоприятны очищающие и связующие (типа заключения брака) действия, а также, учитывая вскармливающий все сущее характер лунного женского начала27, понедельник благоприятен для действий, направленных на приумножение мирских и духовных благ.

 

[27] Следует отметить, что в Тибете в тантрических текстах солнечная энергия рас­сматривается как женская, а  лунная - как мужская. В то же время в текстах по астрологии весьма часто именно Луна рассматривается как женское начало, а Солнце - как мужское. Дело в том, что на самом деле как Луна, так и Солнце андрогинны, в них присутствует как женское, так и мужское начало. Этот момент проявляется не только в тибетской традиции, но и в во многих других, например, в Индии. Так, в Индии владыка Луны - Сома, - во многих мифологических сюжетах считается божеством мужского пола. То, какому аспекту ЛуHы и Солнца -- мужскому или женскому, - отдается предпочтение, зависит от практических целей тех систем, в которых их энергии используются.

 

Благоприятен для: религиозных ритуалов, ритуалов призыва­ния благополучия; ритуалов подношения Нагам и местным охранителям; ритуалов очищения; приготовления лекарств; заклю­чения брака; заключения соглашений; посадки растений и земляных работ; для медицинских операций; гадания и астрологических вы­числений; благих деяний.

Неблагоприятен для: дальних поездок; учебы; принятия реше­ний; решительных действий, войны; кремации и огненных ритуалов; расставания с вещами.

3. Вторник(dmar) - день Марса, относится к стихии «Огонь». Согласно индийским мифам, божество Марса родилось от гнева Шивы. Считается, что Марс - это планета войны, и в день правления Марса благоприятны все решительные действия, связанные с сопер­ничеством, борьбой за власть и т.д. Именно поэтому в Тибете вторник назван днем «планеты Асуров» или «днем духовной силы мужчины».

Благоприятен для: проявления активных действий, связанных с борьбой с врагом, войны; странения препятствий; начала правления; коммерции; проведения игр, скачек; переезда в новый дом; ритуалов устранения негативностей; проявления удачи.

Неблагоприятен для: любых мирных действий; приготовления лекарств; отправления в поездку; заключения брака; похорон; выполнения ритуалов очищения и долголетия; строительства чего-либо; занятий творчеством; посадок растений; приема на работу; занятий, торговлей.

4. Среда (lhag) - день Меркурия, относится к стихии «Вода», Меркурий28 - это бог торговли и связник между богами и людьми. Его основная функция - быть связующим звеном, посредником, при­носить удачу. Считалось, что Меркурий может принести не только торговую прибыль, но и указать на зарытый клад. Это позволяет лучше понять, почему в Тибете среду называли «днем Якшей» (Якши - полубожественные существа, в основном дружественные к людям и  являющиеся слугами бога богатства Куберы). Среда - в целом благо­приятный день, и в этот день многие вещи благоприятны и лишь некоторые неблагоприятны. Можно сказать, что в этот день благо­приятны все действия, направленные на создание связей и приумножение благополучия. Учитывая, что Меркурий, согласно мифам, является проводником душ в мире мертвых, становится по­нятным, почему этот день благоприятен для похорон.

Итак, среда благоприятна для: завершения важных дел; заключения соглашений; торговли и коммерции; всех видов творческой деятельности; хирургических операций, приема лекарств и других медицинских воздействий; ритуалов благополучия и рассеивания негативностей; благих дел; учебы; начала новых дел и знакомств; заключения брака; посадки растений и орошения; рытья колодцев; гадания и астрологических расчетов; похорони похоронных церемоний (но не связанных с огнем).     

Неблагоприятна для: любых агрессивных действий и гневных-практик; войны; приготовления лекарств; принесения клятв; разбоя;  для того, чтобы дарить важные вещи.

[28] Мы здесь с полным правом пользуемся представлениями греческой мифологии,; ибо смысл планет и их правителей аналогичен как в греческой, так и в индийской традициях.

5.  Четверг (phur) -день Юпитера, относится к стихии «Дере­ва» или «Воздуха». Правитель Юпитера - Брихаспати, жрец и наставник богов, божество молитвы и религиозных ритуалов, счита­ется великим мыслителем и знатоком всех философских систем. Поэтому четверг благоприятен для религиозной, культурной и фило­софской деятельности. Этот день в Тибете назван «духовным днем» или «днем бодхисатгв», «днем духовной силы буддистов». Особо сле­дует отметить, что в четверг следует избегать творчества, то есть создания чего-то нового. Это следует из того, что Брихаспати как бо­жество связан с поддержанием традиции в сохранности, и он
поддерживает действия, связанные с неукоснительным следованием заведенному порядку вещей.

Благоприятен для: монахов; учебы и науки; проповеди, получе­ния посвящений; слушания учения; сооружения мандалы, что чрезвычайно важно в тантризме; поездок; выполнения ритуалов силы и славы, чтения мантр, ритуалов «Сор» рассеивания негативностей; заключения брака; приготовления лекарств; благотворительности и благих дел; обновления одежды; торговли; гадания; закваски и при­готовления вина; посадки растений; работы по дому; праздников.

Неблагоприятен для: военных действий; похорон; строительства крыши; попадания в тюрьму, творчества.

6. Пятница(sangs) - день Венеры, относится к стихии «Ме­талл». Венеру принято рассматривать как божество брака, любви, искусства, гармонии, и поэтому в этот день благоприятны действия в этих областях. Но на самом деле эти функции далеко не исчерпыва­
ют всех аспектов проявления Венеры. Согласно индийским мифам, правитель Венеры - Шукра - был великим йогином и мыслителем, наставником Асуров в их борьбе с Дэвами. Поэтому Венера является источником магической силы, которой можно успешно пользовать­ся в этот день для установления связи с божествами, преодоления препятствий и т.д. В Тибете пятницу называют «днем силы», пола­гая, что это тот день, с которым связана «магическая сила». Его также называют «Днем духовной силы медицины».

Этот день благоприятен для: карьеры; вступления в брак; пере­дачи учения; проведения ритуала подношения божествам и местным охранителям, ритуала преодоления препятствий; праздников; приго- товления лекарств; работ на земле; поездок; учебьi похорон; обрете­ния друзей и партнеров; заключения сделок и торговли; путешествий; обновления одежды; работ по дому; хирургических операций, при­жигания; для гадания и астрологических вычислений; для дачи объяснений научного характера.

Неблагоприятен для: споров и ссор; убийства животных; воз­вращения долгов; воровства; перезахоронения; вьшолнения практики «переноса».

О. Суббота (spen) - день Сатурна, относится к стихии «Земля». В Тибете субботу называют нейтральным днем или «днем духовной силы ребенка». Полагалось, что в этот день нехорошо что-либо выб­расывать или отдавать, но всегда хорошо получать. В целом считалось, что в субботу лучше не делать никаких важных дел и лучше всего ее посвятить религиозным делам (молитвам и т.д.). Это связано с при­родой Сатурна, который проявляет все наши негативные эмоции (объективизирует нашу карму) и заставляет нас взглянуть на самих себя. Лишь тем, кто невинны как дети и имеют «ум ребенка», лежа­щий за пределами концепций, Сатурн не чинит препятствий и суббота для них - поистине хороший день. Именно для таких существ до сих пор еще длится «золотой век», правителем какового был Сатурн.

Благоприятен для: молитв; проведения ритуалов благополучия и долгой жизни; астрологических вычислений; для действий, связан­ных с магией; посадки растений; рытья колодцев; водяных работ; получения подарков; для строительства домов; аренды нового жилья; разбоя.

Неблагоприятен для: выбрасывания или отдачи чего-либо, во­обще лучше избегать любой деятельности; поездок; работы на земле; траты денег; гадания; заключения соглашений; вступления в вой­ну; медицинских воздействий и приготовления лекарств; организации выставок.

 

2.4 Характеристики дней тибетс­кого месяца

Поскольку лунные дни, как мы уже видели в разд. 1.1, опреде­ляются согласно фазам Луны, то с астрологической точки зрения каждый лунный день характеризуется определенным аспектом Луны по отношению к Солнцу. То есть каждый лунный день обладает оп­ределенным качеством энергии, оказывающей воздействие на нашу жизнь. К сожалению, исходный астрологический смысл каждого из 30-ти дней известен нам недостаточно, поскольку в доступной нам литературе по тибетской астрологии подробно излагаются лишь прак­тические рекомендации, в то время как общие принципы, исходя из которых эти рекомендации даются, остаются в тени.

Некоторая информация о характере лунных дней имеется в описаниях тантрических ритуалов. Так, из них известно, например, что в первую половину месяца (1-15 дни) преобладает мужская энер­гия, а во вторую (16-30) - женская. Соответственно при растущей Луне рекомендуется делать практику тантрической трансформации в мужских идамов (божеств), а при убывающей - в женских. 10-й день считается днем высшего развития мужской энергии, а 25-й - женс­кой. В Тибете 10-й день отмечается, как день Гуру Падмасамбхавы (великого тантрического Мастера), а 25-й - как день Дакини (храни­тельниц учения).

Также следует отметить, что достаточно ценную информацию по данной тематике можно извлечь из книг по тибетской медицине. Так, в разделе 1.4. мы уже писали о связи движения в нашем организ­ме энергии Ла с фазами Луны. Имеются очень точные описания, в какой части тела находится Ла в каждый день лунного месяца.

Но в целом можно сказать, что имеющейся информации все же недостаточно, чтобы ясно понять те общие принципы, в соответствие с которыми в тибетской астрологии даются рекомендации на каж­дый лунный день. Поэтому, не ставя в данной книге перед собой задачу выдвижения различного рода смелых гипотез, мы ограничимся из­ложением тех рекомендаций по поведению на каждый день, которые даются в тибетских астрологических источниках. Дни, в отношение которых имеется противоречие источников, отмечены вопросительным знаком.

1-й день.Благоприятный, просто прекрасный день для подно­шений и подачи прошений, для принятия обетов, религиозных практик и для обретения желаемого. Превосходный день для женить­бы, приобретений, учений, благословений, посвящений и толкований, отправлений в дорогу. Неблагоприятны похороны.

2-й день.Обладает теми же характеристиками, (а также вступать в должность, издавать законы, начинать лечение), что и первый день, но менее продуктивный. Ничего не следует предпринимать меж­ду полуночью и 3-мя часами утра.

3-й день.Благоприятен для начала строительства, для энергич­ных действий и для вступления на высокую должность, отправления в дорогу. Неблагоприятно рыть колодец.

4-й день.В целом бесплодный день. Однако, неплох для тор­говли и работы с деревом.

5-й день.В этот день любые действия могут вызвать очень не­благоприятные ответные реакции. Все добродетельные поступки обречены на провал, преобладает безнравственность. Плохо работать с деревом.

6-й день.Благоприятен для торговли, ритуалов долголетия. Не­
благоприятен для путешествий, отдачи вещей.                             

7-й день.Благоприятен для путешествий, работы на земле, с водой, похорон. Неблагоприятен для вступления в дружеские отношения.

8-й день.Это день эмоциональных нарушений, очень плохих реакций, гнева и злости. Неблагоприятен для работы на земле, для нравственности и покровительствует злобным действиям. Делать ритуалы усмирения злых духов.                                                                                         

9-й день.Превосходен для начала длительного путешествия, же­нитьбы, благословений, учений, посвящений и любых крупных начинаний, похорон. Он подходит для строительства и торжественных церемоний.

10-й день.Путешествия будут успешны в этот день, он прекра­сен для женитьбы, приобретений, учений, посвящений, благословений, торжественных церемоний, подношений и толкова­ний. Мужская энергия в этот день наиболее сильна.

11-й день.Хорош для жестких дел, для начала строительства и занятия высокой должности, для свадьбы. Духовные действия будут иметь поддержку.

12-й день.Это день мудрости. Хорош для возведения обьектов поклонения, объявления законов и указов. Неблагоприятно отправ­ляться в дорогу.

13-й день. День скорости, ясности, мастерства и ума. Искусные действия будут успешны. Хорошо отправляться в путешествие.

14-й день.Благоприятен для решения деловых и администра­тивных проблем. Неблагоприятен для похорон, сева семян. Неблагоприятен для путешествий (?).

15-й день: полнолуние.Плохой день для путешествий, похо­рон и других дел. (Считается, что преобладают неконтролируемые энергии). Непродуктивный день, надежды и ожидания не оправда­ются. Ничего не следует предпринимать между полуночью и 3-мя часами утра. Это особый день для медитации.

16-й день.Хорош для партнерства, союзов, обмена. Это день состязаний, скорости, ясности, ловкости и интеллектуальной актив­ности. Как правило, хороший день. Неблагоприятны ссоры.

17-й день.Опасный день, когда преобладают плохие реакции. Добродетель и нравственность встречают препятствия и противо­действие. Однако, хорош для похоронных обрядов.

18-й день.Тоже опасный и неблагоприятный для нравственно­сти день. Неблагоприятен для похорон. Надо совершать благие дела.

19-й день.Это более или менее хороший день для любых начи­наний, путешествий, вполне подходит для женитьбы, приобретений, учений, посвящений, благословений, толкований и церемоний (но не похорон).

20-й день.Это превосходный день для решительных и энер­гичных действий, начала строительства, для вступления в должность, любых мирских дел (кроме путешествий). Также благоприятен для любого рода контактов.

21-й день. Благоприятен для благих дел. Плохой день для путе­шествий (?).

22-й день. Благоприятный день для торговли, путешествий,  обучения, творчества, начала лечения и астрологии.

23-й день. Это день для совершения основательных дел. Благоприятен для начала и освящения строительства и получения поддержки, для административных дел.

24-й день. Прекрасен для путешествий, действия принесут результат. Благоприятен для женитьбы, приобретений, учений, посвящений и благословений. Хорошо проводить церемонии и заниматься толкованиями. Нежелательно освящать объекты почитания.

25-й день. Хороший день для путешествий, похорон, посева, торговли. В этот день женская энергия наиболее сильна. День скоро сти, ясности, ловкости и интеллектуальной активности. Приносит успех в состязаниях.

26-й день. Благоприятный день для подношений, обращения к  высокопоставленным лицам. Хорош для принятия обетов и выпол нения духовных практик и религиозных церемоний. В этот день обретается все желаемое. Нежелательно отправляться в дорогу, совершать обмен.

27-й день. День мудрости. Благоприятно отправляться в доро гу, проводить похоронные обряды. Нежелательно давать обещания.

28-й день. Приносит успех в делах. Благоприятно отправляться в дорогу, а хоронить - нет.

29-й день. Хорош только для усмиряющих и подавляющих дей­ствиях. Неблагоприятен для путешествий, похорон, торговли.

30-й день. новолуние. Благоприятен для работы на земле, то говли, ритуалов долголетия и благосостояния. Неблагоприятен для путешествий, свадеб.

Для того, чтобы воспользоваться этими характеристиками, не­обходимо знать тибетскую дату дня. Для текущего года это можнo сделать, воспользовавшись любым тибетским календарем, а для про­шлых лет - таблицей, приведенной в приложении.

 

Дни Недели Вскр. Пн. Вт. Ср. Чг. Пг. Сб.
Дни месяца 12 27 11 26 10 25 3 18 6 21 2 17 7 22

Табл. 5. Сжигающие дни.

Сжигающие дни

В тибетской астрологии существует аналог того, что на Западе называют «черной пятницей» (пятница, 13-е), это определенные со­четания дней недели (т.е., планеты дня) и дней лунного месяца, которые считаются крайне неблагоприятными, они названы сжига­ющими днями (sreg tshes). Таких сочетаний 14, они перечислены в табл. 5.

Например, таковым негативным днем является 26-й день 8-го тибетского месяца 2000-го года, приходящийся на понедельник. По западному календарю это - 23 октября 2000-го года.

Янкон и шагнан

В тибетском альманахе всегда указываются так называемые дни Янкон (yan kwong) и Шагнан (zhag ngan). Считается, что это весьма важные характеристики, которые указывают на то, что день небла­гоприятен для любых видов активности, причем наибольшую опасность представляет Шагнан. К сожалению, нам не известен ал­горитм расчета этих дней, однако, они обычно указываются в календарях, в частности, в календаре [21].

 

Дни для стрижки волос

Тибетцы разделяли лунные дни на благоприятные и неблагоп­риятные для стрижки (бритья) волос. Дни обрезания волос имели как благотворное влияние на дальнейшую судьбу человека - на дол голетие, удачу и внешнюю привлекательность, так и негативное, поскольку стрижка в эти числа могла повредить жизненной сила человека и навлечь беду.

Ниже приведено значение всех 30-ти дней лунного месяца с точки зрения стрижки волос. Дни, в отношение которых имеется противоречие источников, отмечены вопросительным знаком.
1-й день лунного месяца.Сокращение жизни (tshe thung).
2-й день.Ссоры и тяжбы (kha mchu rang).

3-й день.Ущерб, принесение вреда и растрата (phyags gnod) (?)

4-й день.Принесет тоску и страх. (Заболевания рта и горла) (gdangs 'tsher). (?)

5-й день.Увеличение собственности и скота (nor 'phel).                                  

6-й день.«Затемнение» внешнего вида и здоровья. (Ухудшитc обоняние) (mdangs mi gsal).           

7-й день.Ссоры и тяжбы (kha mchu 'ong).
8-й день.Жизнь будет долгой и достойной(tshe rin).
9-й день.Будут болезни (nad dang phrag) (?)                                               

10-й день.Увеличится удача и сила. (Улучшатся органы чувств)(dbang thang che).          

11-й день.Принесет остроту чувств и проницательность ума (shes rab rno).

12-й день.Несчастье и угроза для жизни (srog la ngon).

13-й день.Счастье и польза, красивый внешний вид (bzang bskyed).

14-й день.Улучшение деятельности, увеличение собственноcti (len spyod 'phel)(?)      

15-й день.Безопаснее воздержаться от стрижки (?)29

                                                                                                                                          

[29] В отношение этого дня имеется явное противоречие источников. Все известhye нам зурхайские источники считают этот день благоприятным, в частности, в иcпользованном здесь тибетском тексте значится: «Благополучие и красота (dge bzang)». Однако, Корну указывает этот день как весьма опасный, при этом справедливо ссылаясь на то, что согласно тибетской медицине в полнолуние Ла человека достигает головы, в следствие чего обрезание волос может его повредить.

                                                                                                                                               

16-й день.Возникнут несчастья, ошибки и пороки (ngan skyon).

17-й день.Опасность препятствий, болезней и ущерба для тела и психики. Воздействие вредоносных духов) (sha rtsi sngo gdan gnod).

18-й день.Потеря собственности и скота (nor stong).

19-й день.Продление жизни (tshe ring).

20-й день.«Восставать», отвращаться. (Возникнут голод и жаж­да) (dbu ltog).

21-й день.Возрастет красота и благополучие (gzugs bzang).

22-й день.Приобретешь собственность и пищу (zas nor rayed).

23-й день.«Красивый цвет» лица, (благосостояние хорошее) (kha mdog bzang).

24-й день.Могут появиться болезни (nad 'ong).

25-й день.Придет давление на глаза (ухудшится зрение) (mig tshag 'ong).

26-й день.Породит счастье и удачу (rtag tu spyin bskyed).

27-й день.Возникнет радость (dga' ba byung).

28-й день.Возрастет очарование внешнего облика (gzugs mdzes).

29-й день.Ла (душа) может отдалиться и скитаться (болезнь и T.n.)(bla 'khyams).

30-й день.Угроза встречи с несчастьем, врагом (смертью) (gshin rdze dang phrad pa ngan).

 

Наиболее подходящими для стрижки можно считать 8-й, 10-й, 11-й, 26-й и 27-й лунные дни, поскольку все источники указывают их как благоприятные в этом отношении (см. подробнее разд.5.2).

 

Созвездие дня

В разд. 1.5 уже было указано, что тибетцы подразделяют Зоди­ак на 27 одинаковых частей - 27 Гюкар, или лунных дворцов. В астрологии Карци придается большое значение положению Луны в Зодиаке, которое определяет созвездие дня, - тот лунный дворец (Гюкар)30, в котором находится Луна в данный день. Как уже отмечалось в разд. 1.1, Луна движется неравномерно, но в среднем она проходит, за день расстояние, равное одному Гюкар. Однако, поскольку момеHT перехода от одного лунного дворца к другому, вообще говоря, никак не связан с началом дня, Луна в течение одного дня как правило на­ходится в двух разных Гюкар. В связи с этим некоторые дни могут управляться не одним, а двумя созвездиями (первым и вторым), что в частности, находит отражение в тибетских альманахах.

 

[30] Следует заметить, что термины «лунный дворец» (гюкар) и «созвездие» с практи ческой точки зрения по существу можно считать синонимами. Лунный дворец это участок Зодиака, созвездие - это группа звезд, расположенных на этом участк Лунные дворцы нумеруются числами от 0 до 26, а созвездия имеют собствепн тибетские названия, однако, названия созвездий могут использоваться и в качествe наименования соответствующих лунных дворцов, а номера дворцов - для нумера ции созвездий. Единственный нюанс - это покар № 21, которому соответствуюT два созвездия (Трошин и Джишин), обозначаемые как 21 а и 21 б.

 

Правила определения созвездий дня следующие. Так же, как и в случае определения двойных и пустых дней, ключевое значение имеет рассвет. Первое созвездие дня - это то, в котором Луна нахо­дится на рассвете. Если она остается в соответствующем Гюкар дo заката, то считается, что данное созвездие управляет всем днем, второе созвездие не учитывается. Если же до заката Солнца Луна пе­реходит в следующий Гюкар, то влияние этого Гюкар учитывается и считается, что день управляется двумя созвездиями: первым и вто­рым. Ясно, что второе созвездие - всегда следующее по списку за первым. Каждое из двух созвездий управляет той частью дня, в тече­ние которой Луна находится в соответствующем Гюкар.

Такова наиболее полная система учета влияния созвездий, однако, часто используют упрощенную, когда считают, что весь деH управляется тем созвездием, в котором Луна находится на рассвете, т.е. второе созвездие не учитывается.

Следует подчеркнуть, что обе методики определения созbesдий дня привязаны к местному времени, местным восходам и заката. Рассвет в целом играет весьма существенную роль в Карци, как при определении созвездий дня, так и при определении лунных даT (разд. 1.1). В связи с этим можно предположить, что рассвет действiтельно является объективно важным моментом времени, и состоя­ние природных энергий на рассвете наносит отпечаток на весь последующий день. Если такое предположение верно, то полная и упрощенная системы определения созвездий дня, описанные выше, отражают два разных аспекта влияний созвездий на энергию данно­го места и взаимно дополняют друг друга.

В связи с такой привязкой к энергиям конкретного места воз­никают и другие непростые вопросы, которые специфичны именно для нашего времени, когда тибетская астрология распространяется по всему земному шару. Данные тибетского альманаха, естественно, рассчитаны для географических координат Лхасы, однако, если про­вести аналогичные расчеты, например, для координат Лондона, то получатся другие результаты. При этом, как читатель увидит в следу­ющем разделе, созвездия дня на самом деле являются очень важной характеристикой, поскольку исходя из них рассчитываются Малые, Большие и Особые комбинации, во многом определяющие характер дня.

Таким образом, возникает интересная дилемма: либо рассчи­тывать созвездия дня исходя из местного времени, либо опираться на тибетские расчеты. В первом случае на первый план выступает ас­пект учета циклов реального движения внешних энергий данного места, во втором - аспект синхронизации циклов в масштабах всей планеты. С точки зрения учета объективных энергетических циклов первый вариант является предпочтительным, однако, с практичес­кой точки зрения он не всегда удобен. Ведь если быть последовательным, то не только созвездия, но и лунные даты при­шлось бы определять отдельно для разных стран (поскольку лунные даты тоже зависят от местного рассвета). Однако, едва ли последнее представляется целесообразным, поэтому все равно в той или иной степени необходимость синхронизации надо учитывать.

На сегодняшний день создатели тибетских календарей на запад­ных языках, как правило, идут именно по второму пути. Так, например, в календаре Намхая Норбу указывается только одно со­звездие, которое соответствует первому созвездию дня по данным тибетского альманаха (т.е., используется описанная выше упрощен­ная схема). Преимуществом такого метода является то, что все пользователи этого календаря, обитающие на разных континентах, как бы живут в одном ритме, связанном именно с Тибетом, сердцем и источником данной традиции.

По мнению авторов, на практике можно принимать во внима­ние оба вышеописанных аспекта. В первую очередь нужно учесть то созвездие, в котором Луна реально находится в тот момент, для кото­рого составляется прогноз (а также все образуемые этим созвездием комбинации). В календаре ЦБИ «Шечен» указываются часы (по мос­ковскому времени) нахождения Луны в каждом Гюкар, поэтому, пользуясь им, всегда можно выяснить, где реально находится Луна в тот или иной момент. Если под рукой такого календаря нет, или же речь идет о днях прошлых лет, такой расчет всегда можно сделать самостоятельно, опираясь на данные эфемерид (см. пример в разд. 3.8). При таком методе день, для которого составляется прогноз, обыч­но оказывается разбитым на две части, в течение которых действуют разные созвездия и комбинации. Нередко прогноз для этих двух пе­риодов дня оказывается диаметрально противоположным. Комбинации, которые начинают действовать ночью или заканчива­ются до рассвета, учитывать не следует. Если в данный момент действует второе созвездие дня, в принципе дополнительно можно учесть воздействие первого созвездия, принимая во внимание осо­бую роль рассвета, о которой говорилось выше.

С другой стороны, можно опираться на «тибетское» созвездие, т.е. первое созвездие дня согласно тибетскому альманаху. Мы будем называть его основным, поскольку обычно именно оно указывается в интернациональных календарях, таких как календарь Намхая Норбу. В календаре ЦБИ «Шечен» оно тоже приводится, поскольку многие предпочитают опираться именно на него. Следует, однако, помнить, что с точки зрения реального положения Луны на небе, основное со­звездие может иногда хорошо, а иногда слабо коррелировать с данным днем (например, порой может оказаться так, что Луна будет нахо­диться в основном созвездии только до 3-х часов утра по московскому времени, а все остальное время она уже будет в следующем Гюкар).

Завершая эти до некоторой степени утомительные объяснения, заметим, что к счастью для нас Россия удалена от Тибета значитель­но меньше чем Европа, Америка или Австралия. Так, для Москвы часовой сдвиг по сравнению с Лхасой составляет около трех часов, поэтому, если большая точность не требуется, различием между ти­бетскими и местными созвездиями можно просто пренебречь.

Теперь, перейдем к описанию характера влияния созвездий. Созвездия подразделяют на 7 групп, и для каждой группы имеются рекомендации относительно способа поведения в день, управляемый созвездием из данной группы:


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 349; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!