Священная литературы иудаизма



Священное писание евреев известно какТанах. В него входят Тора (Учение) или Пятикнижие, авторство которого приписывается традицией пророку Моисею,Нэвиим (Пророки) — 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера,Кэтувим (Писания) — 13 книг разнообразных религиозных жанров. Самая древняя часть Танаха датируется X в. до н.э. Работа по составлению канонизированного варианта Священного Писания на иврите была завершена в III-II вв. до н.э. После завоевания Палестины Александром Македонским евреи расселились по разным странам Восточного Средиземноморья. Это привело к тому, что большая их часть не знала иврита. Служители культа предприняли перевод Танаха на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию, был осуществлен семьюдесятью учеными Египта в течение 70 дней и получил название «Септуагинта».

Поражение евреев в борьбе с римлянами приводит во II в. н.э. к массовой депортации евреев из Палестины и расширению зоны их расселения. Начинается периоддиаспоры. В это время важным общественно-религиозным фактором становитсясинагога, ставшая не только молельным домом, но и местом проведения народных собраний. Руководство еврейскими общинами переходит к священникам, толкователям Закона, которых в вавилонской общине называлираввинами (великий). Вскоре сформировался иерархический институт руководства еврейскими общинами -раввинат.В конце II — начале Ш в. на основе многочисленных комментариев к Торе составляетсяТалмуд (Учение), который стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев диаспоры. В настоящее время большинство евреев соблюдают только те разделы талмудического права, которые регламентируют религиозную, семейную и гражданскую жизнь.

В эпоху Средневековья получают распространение идеи как рационалистического толкования Торы (МошеМаймонид, Иегуда га-Леей), так и мистического. Наиболее выдающимся законоучителем последнего направления считается рабиШимон Бар-Йохай.Ему приписывают авторство книги «Зогар» - главного теоретического пособия последователейКаббалы — мистического направления в иудаизме.

 

 

Билет 16. Иудейская война

Перва́яИуде́йская война́ — восстание евреев в Стране Израиля (66—71 годы) против владычества Римской империи. Восстание было описано еврейским историком Иосифом Флавием, озаглавившим свой труд «Иудейская война».
Начало восстания[править | править код]
Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита, 70 год. Дэвид Робертс, масло, 1850

Восстание было вызвано притеснениями Гессия Флора, прокуратора Иудеи. Движущей силой восстания стало движение ревнителей-зелотов. Восстание охватило всю страну Израиля и даже перекинулось на большие еврейские общины в соседних Египте и Сирии; в Александрии, Дамаске и других городах шли убийства и уличные битвы, в которых гибли десятки тысяч человек.

Разгром Цестия Галла[править | править код]

В 66 году правитель Сирии Гай Цестий Галл двинулся к Иерусалиму c XII-ым Молниеносным легионом (Legio XII Fulminata) для подавления мятежа, и даже смог войти в город[1], но, отбитый Симоном (Шимоном) бар Гиорой, начал отступать. Во время отступления попал в засаду возле Беф-Орона, потеряв 6000 воинов. Евреи восстановили теократическое правление. Во главе восставших стоял первосвященник Анна, среди предводителей выдвинулись Иосиф бен Матитьягу (Иосиф Флавий), областной военачальник Галилеи, и Иоанн Гискальский.

Контрнаступление римлян в Галилее[править | править код]

На смену Цестию прислан был Веспасиан, собравший в Антиохии 60 000 римских и союзнических воинов. После долгой осады он взял город Иотапату (Йодфат), стоящий между Птолемаидой и Тивериадой; при этом погибло 40 000 иудеев, многие сами лишили себя жизни; к числу сдавшихся принадлежал и Иосиф бен Матитьягу, в плену взявший имя Иосиф Флавий.

Другие города Галилеи (в частности Гамла) потерпели вскоре ту же участь, и уцелевшие отряды зелотов поспешили укрыться в Иерусалиме. Здесь пошли сильные партийные раздоры. Партия умеренных была заподозрена в расположении к римлянам и лишилась всякого влияния; зелоты убили Анну и других вождей умеренной партии и, призвав в Иерусалим идумеян, устроили террористическое управление. Среди них самих вскоре произошёл раскол: вокруг Симона бар Гиоры собралась партия простого народа, вокруг Иоанна Гискальского — образованные классы; третья партия, с Элеазаром во главе, назвалась священнической.

Взятие Иерусалима[править | править код]

В 70 году сын Веспасиана, Тит, по поручению отца, осадил Иерусалим. Иудеи мужественно защищались; в городе возник сильный голод, и уже в первые месяцы осады от него погибло 115 880 человек. После сопровождавшегося страшной резней и разрушениями взятия города Тит отправился в Рим, где отпраздновал великолепный триумф; в числе пленных, шедших за колесницей триумфатора, были вожди инсургентов, Иоанн и Симон.

Иоанн был брошен в темницу, где и умер, а Симон был казнён. В Палестине, после взятия Иерусалима, война ещё продолжалась с тем же ожесточением с остатками радикального крыла зелотов сикариев; последней пала Массада. Когда стены крепости были так сильно повреждены, что час от часу ожидалось их падение, сикарии сожгли свои дома и сокровища, убили жен и детей своих и себя.

Жертвы[править | править код]

В течение всей войны, по словам древних писателей, было убито 600 000 человек (при 2-миллионом населении Палестины); число погибших от голода, проданных в рабство и т. д. не определяется, но оно было громадно.

Результаты[править | править код]

Доставшаяся большой кровью победа над малочисленным народом несла так мало чести (по другим источникам из-за презрения к иудейскому народу), что ни Веспасиан, ни Тит не захотели принять титул Judaicus(«победитель иудеев»). Только надписи на монетах, выбитых в честь победы, говорили о «покорённой Иудее». Палестина была разделена на участки и роздана или распродана новым поселенцам; подать, которую иудеи платили в Иерусалимский храм, они теперь должны были платить новопостроенному храму Юпитера Капитолийского. Управление провинцией было отделено от Сирии; наместником назначался обыкновенно преторианский легат императора.

 

Билет 17. Секты в иудаизме: саддукеи, фарисеи и ессеи

Ессеи

Ессеи были еврейские религиозные секты на самом деле не упоминается в Библии, но описывается Иосифа Флавия, Филона, и упоминается в свитках Мертвого моря. Большинство членов жили коммунальной, давший обет безбрачия жизни. Они отметили, еврейский закон очень строго. Они практиковали торжественное крещение. Ессеи были апокалиптическими, и они выступают против храма священство.

Фарисеи

Фарисеи были видные секты евреев времен Христа. Они выступали против Иисуса и Его учение. Они построены Его смерти (Мф. 12:14). Они были осуждены Него (Мф 23). Их характерные учения включены: вера в устной, а также письменные закона; воскресении тела человека, верой в существование мира духов; бессмертии души; предопределения; будущие награды и наказания основе работ. Мэтт 9:11-14; 12:1-8; 16:1-12; 23; Луки 11:37-44, Деяния 15:5; 23:6-8.

Саддукеи

Саддукеи были другой видный еврейский религиозный секты во времена Христа. Их верования включали: признание только закона и отказ от устной традиции, отказ в телесное воскресение, бессмертие души, существование духовного мира (Марка 12:18; Луки 20:27; Деяния 23:8). Они поддержали Маккавеев. Саддукеи были относительно небольшая группа, но они, как правило занимал высокую священства. Они осудили Иоанна Крестителя (Мф. 3:7-8) и Иисуса (Matt 16:6,11,12). Они активно выступают против Христа (Мф 21:12 и далее; Марка 11:15 и далее; Луки 19:47) и апостольской Церкви (Деян. 5:17,33).

Билет 19. Крестовые походы

Крестовые походы – вооруженное движение народов христианского Запада на мусульманский Восток, выразившееся в целом ряде походов в продолжение двух столетий (с конца XI до конца XIII) c целью завоевания Палестины и освобождения Гроба Господня из рук неверных; оно является могущественной реакцией христианства против усилившейся в то время власти ислама (при халифах) и грандиозной попыткой не только завладеть некогда христианскими областями, но и вообще широко раздвинуть пределы господства креста, этого символа христианской идеи. Участники этих походов, крестоносцы, носили на правом плече красное изображение креста с изречением из Святого Писания (Лук. 14, 27), благодаря чему и походы получили название крестовых.

Причины крестовых походов лежали в западноевропейских политических и экономических условиях того времени: борьба феодализма с возрастающей властью королей выдвинула с одной стороны ищущих независимых владений феодалов, о другой – стремление королей избавить страну от этого беспокойного элемента; горожаневидели в движении в далекие страны возможность расширения рынка, а также приобретения льгот от своих ленных сеньоров, крестьяне спешили участием в крестовых походах освободиться от крепостной зависимости; папы и вообще духовенствонашли в руководящей роли, которую им предстояло играть в религиозном движении, возможность осуществления своих властолюбивых замыслов. Наконец, во Франции, разоренной 48-ю голодными годами в короткий промежуток времени с 970 по 1040 годы, сопровождаемыми моровой язвой, к вышеуказанным причинам присоединилась надежда населения найти в Палестине, этой стране, еще по ветхозаветным преданиям текущей млеком и медом, лучшие экономические условия.

Другой причиной крестовых походов была перемена положения на Востоке. Уже со времен Константина Великого, воздвигшего у Святого Гроба великолепную церковь, на Западе вошло в обычай путешествовать в Палестину, к святым местам, и халифы покровительствовали этим путешествиям, доставлявшим стране деньги и товары, позволив пилигримам построить церкви и больницу. Но когда Палестина к концу X столетия подпала под власть радикальной династии Фатимидов, начались жестокие притеснения христианских пилигримов, еще более усилившиеся после завоевания Сирии и Палестины сельджуками в 1076 году. Тревожные известия о поругании святых мест и о дурном обращении с богомольцами, вызвали в Западной Европе мысль о военном походе в Азию для освобождения Святого Гроба, вскоре приведенную в осуществление благодаря энергической деятельности папы Урбана II, созвавшего духовные соборы а Пьяченце и Клермоне (1095), на которых вопрос о походе против неверных был решен утвердительно, и тысячеголосый возглас народа, присутствовавшего на Клермонском соборе: «Deuslovolt» («Такова воля Божия») сделался лозунгом крестоносцев. Настроение в пользу движения было подготовлено во Франции красноречивыми рассказами о бедствиях христиан в Святой Земле одного из пилигримов Петра Пустынника, присутствовавшего также и на Клермонском соборе и воодушевившего собравшихся яркой картиной виденного на Востоке угнетения христиан.

Но они не остались без глубокого влияния на весь склад общественной и экономической жизни западноевропейских народов. Последствием Крестовых походов можно считать усиление власти и значения пап, как главных их зачинщиков, далее – возвышение королевской власти вследствие гибели многих феодалов, возникновение независимости городских общин, получивших, благодаря обнищанию дворянства, возможность покупать льготы у своих ленных владетелей; введение в Европе позаимствованных у восточных народов ремесел и искусств. Итогами Крестовых походов было увеличение на Западе класса свободных земледельцев, благодаря освобождению от крепостной зависимости участвовавших в походах крестьян. Крестовые походы содействовали успехам торговли, открыв ей новые пути на Восток; благоприятствовали развитию географических знаний; расширив сферу умственных и нравственных интересов, они обогатили поэзию новыми сюжетами. Ещё одним важным итогом Крестовых походов было выдвижение на историческую сцену светского рыцарского сословия, составившего облагораживающий элемент средневековой жизни; следствием их было также возникновение духовно-рыцарских орденов (Иоаннитов, Тамплиеров и Тевтонов), игравших немаловажную роль в истории.

 

 

Билет 19. Талмуд

с иврита "талмуд" — это учение или наставление. Это название является первоисточником, который в дальнейшем получил второе, не менее известное имя, а конкретно — «Гемара». Поэтому лейтмотив этого писания есть побуждение еврейских народностей абсолютно всех поколений к обучению и совершенствованию своего духовного мира. -

Книги Талмуда содержат не только тексты законодательного содержания, но и множество интереснейших историй медицинского и исторического характера. Красной нитью через весь трактат проходят толкования Танаха, преобладающая часть которых содержится в Торе. Изначально это учение еврейских мыслителей не было оснащено синтаксическими знаками. Из-за этого не было визуальной возможности отделять друг от друга разные абзацы, посему возникала сложность в процессе чтения, создающая некий дискомфорт каждому, постигающему азы науки.

Трактаты Талмуда в своем расширенном толковании были собраны в далеком 210 году нашей эры, благодаря стараниям Йехуды ха-Наси. Это собрание получило название Мишна, которое в дальнейшем было неоднократно переписано и интерпретировано его последователями. Сторонниками этих действий стали амораи, которые создали собственное разъяснение древнейшей Мишны с названием «Гемара». Действия по написанию этого труда велись одновременно в двух местах, а именно в Вавилоне и Палестине. Исходя из этого, было создано 2 издания: Вавилонский Талмуд и его Иерусалимский аналог.

Талмуд — это в первую очередь труд великих еврейских мыслителей, являющий письменную запись устного варианта Торы. В его составе есть комментарии и суждения великих людей. При этом еврейский народ является интерпретатором и толкователем положений, имеющихся как в Талмуде, так и в Торе. Согласно основополагающим понятиям мудрейших людей, которые красной нитью проходят сквозь оба варианта изданий, каждый представитель этой народности должен заниматься изучением Торы. То есть Талмуд развивает способности к обучению и дальнейшему развитию своих способностей

Тора — это точнейшее и наиболее достоверное собрание трудов Моисеевых, которое существует как в напечатанном, так и в рукописном виде. Именно изучение этого Священного Писания является лейтмотивом иудаизма. Среди догматов иудаизма две заповеди: изучать Тору каждому из евреев самостоятельно и уважать всех ее приверженцев. Ведь немаловажным для каждого является выделить время на изучение Торы. Исконным понятием было изучение Торы мужчинами, но для женщин этот труд не запрещенный, а, наоборот, приветствуются любая деятельность в этом направлении. Запрещенные догматы Торы

 

 

Билет 20. Бахаизм

Бахаизм — религиозная доктрина, возникшая в 19-том веке на основе ислама, за короткое время выросла от уровня секты до одной из значимых мировых религий.

Бахаизм относится к религиям авраамического толка — иудаизм, христианство и ислам. Все эти учения объединяет наличие священных писаний (Библия, Коран и др.), вера в единого Бога и его пророков (в бахаизме называются богоявлениями). В настоящее время вера Бахаи насчитывает более 5 миллионов приверженцев и она распространена практически во всех странах мира.

Ключевым отличием Бахаизма является стремление к объединению всех людей, независимо от их вероисповедания, признание множественности путей к Богу, максимальнаятолерантность.

Бахаизм своеобразно толкует концепцию рая и ада. Согласно представлениям бахаев, рай — это приближение души к Богу, а ад — удаление души от Бога. Взаимодействие с Богом и движение по духовному пути осуществляется посредством молитв, медитаций, изучения священных книг, соблюдения моральных норм и выполнения своих обязанностей по служению человечеству на выбранном поприще.

Бахаизм с исторической точки зрения делится на ряд этапов:

  • Апостольский — с 1844 по 1921 годы (оканчивается со смертью Абдул-Баха),
  • Век становления — идёт в настоящее время (укрепление администрации бахаи, распространение бахаизма),
  • Золотой век — время, когда бахаизм станет нравственной и религиозной основой жизни людей.

История возникновения Бахаизма во многом пересекается с зарождением христианства и ислама — появление пророка, гонения, мученическая смерть, развитие общины от секты до религии. 23 мая 1844 года торговец из персидского города Шираз (его звали Баб, что переводится с арабского как "врата"), провозгласил весть о появлении в ближайшем будущем нового посланника Бога. Проповеди Баба были негативно восприняты исламскими лидерами, в результате чего Баб был арестован и затем расстрелян. Жестоким преследованиям подверглись его последователи — так за 9 лет в Персии были казнены более 20 тысяч человек.

Согласно постулатам бахаизма, Баб по своему духовному статусу превосходит всех Пророков, родившихся до него — Мухаммеда, Иисуса, Моисея и др. Считается, что жизнь и смерть Баба были отражены в пророчествах всех религий: для зороастрийцев ассоциируется с Ушидар-Махом, для иудеев — представляется как возвратившийся Пророк Илия, для христиан — Баб является воплощением Иоанна Крестителя.

Но непосредственным основателем бахаизма считается не Баб, а Бахаулла. Он родился в 1817 году в богатой и знатной персидской семье. Став последователем Баба, Бахаулла как и многие другие подвергся репрессиямсо стороны властей, потерял всё своё состояние и был выслан из страны. В 1863 году Бахаулла заявил, что он является тем, о чьём скором пришествиипророчестовал Баб. После смерти Бахауллы общину бахаи возглавил его сын Абдул-Баха, а затем ШогиЭффенди.

Бахаизм включает ряд постулатов, признание которых является обязательным условием для верующего:

  • Единство всех религий;
  • Отсутствие посредничества между Богом и человеком, при этом каждый верующий должен самостоятельно искать истину;
  • Толерантность — отсутствие притеснения по расовому, половому, религиозному и другим признакам;
  • Гармония религии и научного знания;
  • Стремление ко всеобщему образованию;
  • Социальная справедливость — борьба с бедностью;
  • Стремление к политическому объединению мирового сообщества как единой федерации;
  • Создание новой цивилизации, в основе которой лежат духовные приоритеты;
  • Личное следование моральным принципам, отказ от фанатизма, азартных игр, потребления алкоголя и наркотиков.

В повседневной жизни бахаизм налагает на своих последователей ряд обязательств, например, бахаи должен ежедневно читать три обязательные молитвы, соблюдать постодин раз в год, приветствовать членов своей общины словами "Алла-у Ахба", что переводится с арабского — "Бог преславен".

Интересно, что у веры бахаи есть свой собственный календарь, в котором год разделён на 19 месяцев по 19 дней в каждом.

Изначально бахаизм большое внимание уделял вопросам административного управления общиной. Так в каждом городе должен выбираться "Дом справедливости", в который входят девять и более представителей местной общины, для управления всеми её делами. На более высоком уровне иерархии существуют национальные Дома справедливости, а венчает пирамиду Всемирный дом справедливости. Последний расположен в городе Хайфе, на территории Израиля. Впервые Дом справедливости был избран в 1963 году.

Бахаи активно строят храмы своей веры, называемые Домами Поклонения. В идеале такой храм должен быть создан в каждой местности, где есть община бахаи. Внешне храм имеет девять входов и один купол, что символизирует единство мировых религий. Первый в мире Дом поклонения был сооружён на территории Российской империи в Ашхабаде.

За свою короткую историю бахаизм проделал большой путь, достигнув международного признания наряду с мировыми религиями. Учитывая, что нравственные и духовные постулаты бахаизма созвучныстремлениям в духовном поиске современного человека (единство религий, толерантность, ценность науки и образования) можно предположить, что в ближайшем времени численность последователей бахаизма будет только расти.

 

Билет 21. Брахманизм в Индии

Именно Брахманизм дал основу для появления и толкования каст Древней Индии. Легенда о некоем космическом человеке Пурушу, который сам принес себя в жертву, чтобы населить землю, закрепила за каждым человеком раз и навсегда определенное место в социуме.

Касты неравнозначны сами по себе, поскольку разные слом древнеиндийского общества произошли из разных частей тела Пурушу. Брахманы – высшая каста произошли из уст и ушей Бога, поэтому им дана честь слышать и говорить с Богами и передавать людям их волю. Даже ребенок из касты брахманов может рассчитывать на большее уважение, нежели старик из любой другой касты.

Кшатрии (воины и правители) произошли из плеч и рук Бога, поэтому они могут управлять людьми, быть судьями и военачальниками, вайшья (ремесленники и земледельцы) произошли из бедер и ног Бога, поэтому они должны постоянно трудиться в поте лица, чтобы обеспечить продуктами питания не только себя, но и высшие касты.

Шудры – слуги, рабы, полностью зависимые люди, — произошли из ступней, они годны лишь на то, чтобы прислуживать. И, наконец, неприкасаемые – они произошли из грязи под ногами Бога, поэтому любой человек, прикоснувшись к ним, испачкается. Чтобы этого не произошли, только родившимся детям данной касты вырезали на лбу небольшую звездочку и окрашивали ее несмываемой растительной краской в синий цвет.

Именно брахманизм дает толкование правильному поведению человека в различные периоды его жизни.

Одним из символов брахманизма является – Сансара — колесо вечной жизни, которое постоянно хотя бы в одной своей точке соприкасается с грешной землей и как ведет себя человек на земле, так он и будет награжден или наказан по закону всемирной справедливости – Карме.

Тогда же и возникло учение об инкарнации – перевоплощении души в различные тела. То есть душа – вечна и бессмертна, а мы, перевоплощаясь из тела в тело, стараемся достичь идеала, но его достичь крайне нелегко, потому что любого человека терзают страсти и неудовлетворенные желания.

Именно в брахманизме появилось учение – йога, – которое помогает подчинить физическое тело духовной силе.

Но слишком суровое кастовое разделение в брахманизме породило новые направления в этой религии, которое было более демократичным и поэтому привлекало большее количество приверженцев.

 

 

Билет 22. Джайнизм

Джайнизм учит, что человек обязан постоянно самосовершенствоваться, то есть стремиться к единению со Вселенной, единым Космическим разумом. Но достичь этого только при помощи ненасилия. Джайнизм учит не причинять зла никакому живому существу, даже насекомому.

Душа, очистившись от всякой скверны, достигнет Нирваны, умиротворения и единения с Космосом.

Эта религия учит, что каждая душа проходит через несколько перерождений, стремясь к совершенству. Только достигнув этого состояния и вырвавшись из колеса сансары (вечного движения) можно получить состояние мокши – божественного знания и понимания законов Вселенной.

Но чтобы достичь этого состояния следует быть аскетом, то есть отказаться от всех земных удовольствий. Учение об аскетизме полагает, что все страдания человека от невозможности исполнить желания и быстро получить желаемое. То есть если мы научимся подчинять свое тело разуму и не желать (есть, пить, спать, совокупляться и т.д.), то и страдать не будем. Простым смертным очень трудно стать аскетами, поскольку их плоть слаба и подчиняется законам природы.

Последователи этой религии постоянно находятся в поиске спасения и стараются раскрыть тайны человеческой души. Этого можно достигнуть, если постоянно соблюдать три неписанных «закона»:

  • Закон правильного поведения – поступать нужно только так, как учит религия,
  • Следует постоянно стремиться познать непознанное и раскрыть тайны Вселенной,
  • Обязательно воспринимать все знаки и символы, ниспосланные Космосом и правильно на них реагировать.

Достигнуть Мокши или Нирваны можно только освободившись от Кармы – закона всемирной справедливости. По этому закону каждый живущий на земле отвечает за все совершенные им в прежних жизнях поступки, поэтому вырваться из этого закона очень трудно.

Чтобы этого достичь, нужно свято соблюдать пять заповедей или законов джайнизма:

  • Не убивай ничто живое, поскольку жизнь дается Вселенной,
  • Не смей посягать на чужое имущество, поскольку истинная вера не терпит ничего земного, что привязывает душу к собственности,
  • Не прилюбодействуй, поскольку совокупление может быть тоько с единственно правильной целью – продолжение рода, а не ради удовольствия,
  • Будь открытым, честным и искренним, проповедуй основы своего учения, не отказывай никому в помощи,
  • Не желай и не проси ничего, поскольку это приведет к получению собственности.

Данное вероучение считает, что нельзя причинять вред не только физически, но и словами, поскольку обида, нанесенная чужой душе, обязательно скажется на твоем единении с Космосом.

На сегодняшний день джайны имеют четыре основных направления:

  • Дигамбары – проповедуют отказ от любой одежды, их численность очень мала, едва достигает 500 человек.
  • Станаваси – живут в небольших поселениях и владеют кое-каким имуществом, которое им жертвуют милосердные люди.
  • Муртипужи – поклоняются изготовленным из камня или дерева идолам.
  • Шветамбары – самый многочисленный и старый орден из всех существующих. Число исповедующих это учение достигает 10 тысяч человек.

По убеждению шветамбаров все их страдания, проблемы и неприятности способствуют скорейшему очищению души. Последователи этого учения постоянно ходят пешком без обуви и даже осторожно расчищают себе путь травяной метелочкой, чтобы ненароком не раздавить какое-либо насекомое.

Кроме этого, монахи носят на лице марлевую белую повязку, чтобы при вдохе случайно не проглотить мелкое насекомое и не повредить своей душе.

 

Билет 23. Возникновение буддизма.
Билет 24. Этика буддизма.

Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему в то время брахманизму. В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Распадались родовая организация и традиционные связи, происходило становление классовых отношений. В это время в Индии было большое количество бродячих аскетов, они предлагали свое видение мира. Их противостояние существующим порядкам вызывало симпатии народа. Среди учений подобного рода был и буддизм, который приобрел наибольшее влияние в обществе.

Большинство исследователей считают, что основатель буддизма был реальной личностью. Он был сыном главы племенишакьев,родившимся в560г. до н.э. на северо-востоке Индии. Предание гласит, что индийский царевичСиддхартха Гаутама после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед идеей о бесконечной череде перевоплощений. Он ушел из дому, для того чтобы, общаясь с мудрецами, найти ответ на вопрос: как можно человеку освободиться от страданий. Семь лет путешествовал царевич и однажды, когда он сидел под деревомБодхи, на него снизошло озарение. Он нашел ответ на свой вопрос. ИмяБудда означает «просветленный». Потрясенный своим открытием, он просидел под этим деревом несколько дней, а затем спустился в долину, к людям, которым начал проповедовать новое учение. Первую свою проповедь он прочел вБенаресе. Сначала к нему примкнули пять его бывших учеников, которые отошли от него, когда он отказался от аскетизма. Впоследствии у него появилось множество последователей. Его идеи были близки многим. В течение 40 лет он проповедовал в Северной и Центральной Индии.

Истины Буддизма

Основные истины, открытые Буддой заключались в следующем.

Вся жизнь человека — страдание. Эта истина основана на признании непостоянства и преходимости всех вещей. Все возникает, чтобы быть уничтоженным. Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени. А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.

Причина страдания — наше желание.Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни.

Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это возможно только в результате достижениянирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение жажды. Не есть ли это одновременно и прекращение жизни? Буддизм избегает прямого ответа на этот вопрос. По поводу нирваны высказываются только отрицательные суждения: это не желание и не сознание, не жизнь и не смерть. Это такое состояние, в котором освобождаются от переселения душ. В позднейшем буддизме нирвана понимается как блаженство, состоящее в свободе и одухотворении.

Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое называютсрединным путем, позволяющим избежать двух крайностей: потакания чувственным удовольствиям и истязания плоти. Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции.

Вот эти состояния:

§ правильное понимание: следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий;

§ правильные намерения: следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления;

§ правильная речь: следует следить за своими словами, чтобы они не вели ко злу, — речь должна быть правдивой и доброжелательной;

§ правильные поступки: следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и совершать добрые дела;

§ правильный образ жизни: следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому;

§ правильные усилия: следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе;

§ правильные помыслы: следует уяснить, что зло — от нашей плоти;

§ правильная сосредоточенность: следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины.

Первые две ступени означают достижение мудрости илипраджня. Следующие три — нравственное поведение -шила. И наконец, последние три — дисциплина ума илисамадха.

Однако эти состояния нельзя понимать как ступени лестницы, которую человек осваивает постепенно. Здесь все взаимосвязано. Нравственное поведение необходимо для достижения мудрости, а без дисциплины ума мы не сможем развить нравственное поведение. Мудр тот, кто поступает сострадательно; сострадателен тот, кто поступает мудро. Такое поведение невозможно без дисциплины ума.

В целом же можно сказать, что буддизм принес в религиюличностный аспект, которого раннее не было в восточном мировоззрении: утверждение о том, что спасение возможно только благодаря личной решимости и готовности действовать в определенном направлении. Кроме того, в буддизме достаточно четко прослеживаетсяидея о необходимости сострадания ко всем живым существам — идея, наиболее полно воплотившаяся в буддизме Махаяны.

 

 

Билет 25. Махаяна и Хинаяна


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 301; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!