Объединенная монархия (Израиля и Иудеи)



Билет 2. Религия в Др. Месопотамии

                                                                                   

Где? =Междуречье: долина рек Тигр и Ефрат
Ю=Сенаар, приморская часть: 4500-4000 лет до н.э. жили Шумеры
Около 3500 лет до н.э. Ч часть Сенаара заняло кочевое скотоводческое племя, пришедшее из Аравии, принадлежало к числу семитских племен и получило название Аккадцев по имени главнейшего их города Аккада.
В течение 3 000 лет до н.э. происходит синтез культуры шумеров и семитов – носителей аккадского языка. Около 2270 лет до н.э. шумер был захвачен семитоязычными царями Аккада, но шумерский язык в течение некоторого времени сохранял статус священного языка.

Религия Шумера
Письменность – клинописьнадписи на глиняных плитах или таблицах.
В рез-те археологических раскопок найдено около 150 памятников шумеро-аккадской лит-ры, многие в фрагментарном виде.
- стихотворные записи мифов, сказания, молитвы, плачи, гимны богам и царям, псалмы, любовные песни, поэмы и т.д.;
Примеры: «Гора небес и земли», «Сотворение людей», «Энки и мироздание», «Миф о потопе» и т.д.
«Поэма о Гильгамеше», тема: проблема смысла жизни и бессмертия.
«Разговор господина с рабом», о чем: господин разочаровался в своей жизни и богах.
- сборники нравоучительных изречений и правил;
- светские произведения: царские надписи исторического содержания;
Особенности: в число действующих лиц вводятся боги.
Пример:
‘в надписи о деяниях лагашского жреца-правителя (патеси) Эаннаду и его походе против патеси Уммы и одержанной победы указывается, что вождем похода был бог ЛагашаНингирсу, участвовавший в сражении с войсками Уммы.
‘в надписи царя Шаррукина он рассказывает о своем рождении, воспитании и избрании его богиней Иштар.
-в основном вся лит-ра делилась на восхваления (гимны богам, храмам и правителям, которых обожествляли), которые побуждали божественные силы содействовать правителям, и плачи, которые выражали скорбь по поводу смерти бога, разрушения храма или гибели правителя.

патеси ->патесиаты=мелкие госуд. объединения
Название патесиата = название гор.центра. (Эриду, Ур, Ларса, Шуруппак, Киш)
Между ними не было единообразия в религиозных ритуалах и мифологии, хотя они и почитали несколько общих космических божеств.
Каждый человек имел своих духов-хранителей: шеду и ламассу, и покровительствующих бога и богиню.
Жизни человека угрожали демоны, олицетворение болезней и смерти (никуб, лилу, лилит)
Судьба человека была записана клинописью у богов в «Таблице судеб» и в час смерти за ним приходила «судьба» - бог Намтар = «Похититель» и уводила в царство смерти – подземный мир (бог Нергал и богиня Эрешкигаль + совет из 7 богов земли – демонов Ануннаков), там суд А. решал отправится человек в Преисподнюю=существование в вечной темноте, голоде и жажде или получит милостивый приговор=сможет пользоваться питьем и едой жертвенных даров живых родственников.
«Небесное царство» с советом богов:
1. Бог Ан (Ану), бог Неба
2. Неба Энлиль, бог воздуха, повелитель земли «среднего мира», обитаемого мира, царь всех богов и покровитель земных царей, храм в священном городе Ниппуре, чтили по всему Шумеру
! Светлая и темная стороны. Миф «Энлиль и Нинлиль». В «Мифе о Потопе» и отчасти в «Эпосе о Гильгамеше» насылает на землю потоп.
3. Энки (Эа) божество подземных вод и мирового Океана, пресной воды
Миф о том, что Энки и Нинхурсаг участники акта сотворения человека. Изготовили из глины и божественной крови первых людей, со второй попытки. Призвание людей на земле – верно служить богам и обеспечивать необходимым.
4. Богиня-мать Нинхурсаг, мать Энки, спустилась в апсу (бездну), чтобы вразумить сына.
- Шамаш (Уту), бог солнца, справедливости, плывущий на волшебной ладье
- Нанна (Син), синебородый бог Луны, сын Энлиля
- Инаанна (Иштар), богиня планеты Венера, любви и плодородия, распрей и раздора
- Адду, грозовые тучи и ливневые дожди
- Нинурту, бог войны
- Эра, бог чумы и болезней

В каждом «номе» = общине чтили своего местного бога и его свиту.
Ме– чудесные глиняные таблички с записанными на них божественными законами жизни, которые оберегал в своем подводном дворце в городе Эреде.

Религия Вавилона

1894 г. До н.э. вавилонский престол занял аморейский царь Сумуабу, ставший основателем древневавилонского царства (1894-1595 гг. до н.э.
Вавилон полностью принял пантеон шумеро-аккадских богов: Шамаша, Сина, Иштар.
В середине 18в. до н.э. объединение страны было завершено царем Хаммурапи.
Вавилонские цари вели культ общегосударственного бога, царя над всеми богами – Мардука, бога города Вавилон.
Создана «Поэма семи таблиц» в составе которой были шумерские мифы в переработанном виде.
Содержание: прославление Мардука, описание победы над Тиамат: М убивает Т и из ее тела творит мир: животных, людей, строит небесный Вавилон, храм Эсагила.
Бэл = господин, государь. Бэл Энлиль- > Бэл Мардук
Вавилонская религия 3го и 2го тысячелетий является синтезом шумерских и аккадских элементов, поэтому некоторые божества имеют двойные наименования. Вавилонский пантеон насчитывал более 100 божеств:
1. «великие боги», изначально являвшиеся местными богами крупнейших центров Шумера и Аккада и получившие более широкое распространение после;
2. Великих богов дополняет группа божеств, во главе – бог солнца Шамаш/Уту, лучи за спиной и серповидный зубчатый нож в руке, бог луны Сина/Нанна, бык, рога образуют полумесяц, владыка Оракулов и предсказателей.
3. Боги землевладельческого культа: Таммуз, Думузи шум, Думуауакк, Иштар, Инанна шум., божества растительности и плодородия. Культы Шамаша – с земледелием, культ Сина – со скотоводством.
Шамаш – бог правосудия, главный храм – в Сиппаре был высшей судебной инстанцией, при храме были хранилища договоров и судебных актов. В этом же храме стояла стела с начертанными на ней законами Хаммурапи (Кодекс законов Хаммурапи)
4. Местные боги: Набу, бог Борсиппы, бог судьбы, покровителя купцов и караванов, писцов и письменности.
Бог Нергал, правитель страны мертвых и его супруга Эрешкигаль, изображен с серповидным мечом и дубинкой, она же связана с подземным миром – Куром.

Особенности культа

Многообразие богов Месопотамии объясняет обилие культов, обрядов, праздников.
В честь Мардука в Вавилоне совершался весной праздник Нового Года = Хагмук. Праздник в честь победы Мардука над Тиамат, воцарения его над богами, сотворения им мира и людей, основания небесного Вавилона.
Под чтение «Поэмы семи таблиц» изображались главнейшие события данной поэмы.
В «палате судеб», храм, перед статуями великих богов, жрецы совершали гадания о предстоящем годе.
Эти гадания имели большое политическое значение, ибо царь должен был сообразовывать свою внешнюю и внутреннюю деятельность.

Представления о смерти и бессмертии

Кур = подземное царство, «гора», «чужая земля». Горы по представлению шумеров и аккадцев находились на краю света, поддерживая небесный купол. Через отверстие в этих горах бог солнца спускался в царство ночи, чтобы на следующее утро пройти через такие же горы с другой стороны земли.

Кура – это пустое пространство между корой земли и первозданным океаном. Чтобы проникнуть в Кур, нужно пересечь поглощающую людей реку, через которую перевозил человек лодки.
Подземный мир: город, надежно обнесенный семью стенами, поэтому в него вели семь ворот, следующих друг за другом
Правители: Нергал и его супруга Эрешкигаль, судейская коллегия Аннунаков
В подземном мире умерший должен был принести дары и жертвы семи подземным божествам, чтобы заручиться их поддержкой
Около каждых врат должен снять с себя украшение либо одежды
Перед Эрешкигаль предстает обнаженным
Гильгамеш объясняет умершему законы и нравы Кура
Бог Луны каждый 28 день каждого месяца проводит в загробном мире, определяя судьбу усопшего.
Позже до умершего доходят жалобы Шумера: что не успел сделать при жизни
Можно выбраться из страны откуда возврата нет, найдя себе замену.
Существовали ярусные могилы для царей и цариц + слуги

Учение о воскрешении: боги создают воду жизни и пищу жизни
Смерть – великое и неизбежное зло, тьма, которой нельзя противостоять. Поэма «смерть Гильгамеша»
Позже появляется идея бессмертия: не физического, а духовного.Учения о градациях страданий.

Учение о грехе.
Грех лежит в основе человека, он причина его бедствий.
Грех = нарушение ритуала по отношению к божеству, его оскорбление, поэтому его надо умилостивить через посредничество жреца, он употребляет очистительные средства: огонь, воду, елей, молитву; омывает, окропляет грешника освященной водой/жертвенной кровью, приносит очистительную жертву. Кающийся должен рвать на себе одежду/одеться в траур и бить себя в грудь. Покаянные тексты.
Поклонение священным деревьем. Кедр = вечное зеленое дерево = бессмертие. Получить бесссмертие – срубить кедр. Условия: 7 амулетов от Уту, убить Хуваву, искупительная смерть Энкиду.

Представление о мироздании

Земля – круглая гора посреди мирового океана, над ней опрокинутая небесная чаша, выше – небесная плотина = боги, а вокруг небесный океан. Звезды – овцы, солнце и луна – светильники, созданные богами. Затмение – заслоняют злые духи.

Адад/Шеду–добрый дух, хранитель человека
Храм также = хранилище зерна, продуктов. Классическая форма = многоступенчатая башня-зиккурат.
Пример: Этеменанке (Дом основания Неба и Земли) в Вавилоне, знаменитая Вавилонская Башня

История

В 7 в. до н.э. Ассирия окончательно подчинила Вавилонию.
626 г. В. сокрушил великую Ассирийскую империю.
539 г.в В. царство вступило войско персидского царя Кира, навсегда лишившее В. государственности.
331 г. До н.э. А. Македонский разгромил персов, заняв В., где был возведен в цари.
126 г. В. захватили парфяне, города пришли в упадок.
Так завершилась многовековая месопотамская история.

 

 

Билет 3.Религия др. Египта

Религия Древнего Египта представляет собой развивающееся, а не стабильное явление. Она существовала на протяжении приблизительно трех с половиной тысячелетий и все это время изменялась. В наше время наука располагает большим фактическим материалом в этой области, однако нельзя утверждать, что история египетской религии нам понятна до конца. Причин этого немало: отсутствуют источники, относящиеся к древнейшему периоду, а доступные ученым источники порой крайне противоречивы; окончательно не решена проблема хронологии египетской истории.

В настоящее время в египтологии принята следующая периодизация.

Додинастический период - V-IV тыс. до н.э. Царь Верхнего Египта завоевывает все долину Нила вплоть до Средиземного моря, и происходит объединение двух царств под новым символом «белой короны» Юга, соединенной с «красной короной» Севера. Однако еше на протяжении длительного времени Египет официально именовали «Две Земли». В каждой земле существовали свои мифы, объясняющие устройство мира. В этих мифах главный бог имеет спутницу, которая одновременно является его матерью, женой и дочерью. Богами-творцами считалисьАтум-Ра иПтах. Один из древнейших богов -Гор (в виде сокола). Вместе с Гором почитался иУр (бог неба и света). В дальнейшем понятие о Горе трансформируется, у него появляется брат (дядя) -Сет, позднее Гора начинают почитать как сынаОсириса, отомстившего своему дяде Сету за отца. Постепенно начинают формироваться представления о главном боге и фараоне как воплощении бога. Одним из основных понятий, выражающих сущность власти царя, становится понятие Маат, воплощенное в богине Маат, означающей справедливость и порядок.

Раннее царство: 30-28 века до н.э. Происходит антропоморфизация бога. Царь все больше понимается как воплощение бога Гора. Ему приписывается магическая сила. Обычный человек не смел даже приближаться к царю, за это он мог поплатиться жизнью. Захоронения царей были величественны и производились сначала в могильных холмах, затем в величественных гробницах, называемыхмастабами (араб. — «скамейка»), позднее в пирамидах.

Древнее царство: 28-23 века до н.э. Принимается теологическая система Гелиополя. Культ солнца совмещается с культом фараона, который теперь считается сыном бога Ра. ФараонДжосерсовмещает культ солнца и культ фараона и завладевает властью жрецов. Начинается строительство пирамид в Гизе, сооружается сфинкс. В 1881 г. в пирамидах были найдены тексты, описывающие священные представления египтян и названные «Текстами пирамид». В текстах говорилось о бессмертии фараонов и вступлении их в общество богов после смерти. Это первые тексты на земле, в которых говорится о воскресении. Возникает учение ока —рождающей и охраняющей силе. Ка — это душа тела человека. После смерти тела она возвращается к своему божественному первоначалу и сохраняет бессмертие только в том случае, если сохраняются останки тела. С этой целью в Древнем Египте развивается мумификация.

Политическая раздробленность: 23-21 века до н.э. — усиливается власть правителей отдельных номов. Зарождается идея о том, что каждый умерший попадает к Осирису в Царство мертвых, где происходит суд. Появляется учение о душе -ба, означающей духовную силу, первоначально относящуюся только к богам, а затем и ко всем людям. В это же время появляется и так называемыйбаангкх - бант жизни — иероглиф, обозначающий вечную жизнь (крест с петелькой наверху). Позднее этот знак был воспринят христианством.

Среднее царство: 21-18 века до н.э. Усиливается культАчонав Фивах. Возникают новые загробные тексты, в которых можно уловить скептицизм по отношению к официальному культу. Построен знаменитый храм мертвыхАменхотепа III,известный как «Лабиринт».

Период междуцарствия: 18-17 века до н.э. — был вызван нашествиемгиксосов, выходцев из Сирии и Палестины. С их приходом усиливается влияние сирийских богов. Построена последняя гробница в форме пирамиды.

Новое царство: 16-11 века до н.э. Попытка реформирования религии, заключающаяся в преодолении политеизма и введении культа единого богаАтона фараономАменхотепом IV. По всей вероятности, причины реформы были политические: стремление фараона ограничить власть жрецов, сконцентрировав мистические устремления на божественном фараоне, объединить при помощи религии различные народы Египта. Фараон провозгласил в качестве единственного бога — бога солнцаАтона, создал новую столицу, названнуюАхетатон — горизонт Атона, взял себе другое имя — Эхнатон, что означало — любезный Атону. После смерти Эхнатона жрецы сделали все, чтобы его реформа была стерта из памяти египтян. О реформе и ее авторе — фараоне Эхнатоне стало широко известно после того, как в результате раскопок в районе города Тель-эль-Амарна была открыта гробница фараона и его женыНефертити. Однако идея единого бога не умерла вместе с фараоном. Именно отсюда, из Египта, ее уносят с собой евреи, предводительствуемыеМоисеем в своем долгом странствовании по пустыне. Этот период отмечен в истории религии Египта еще и тем, что в гробницах появляется воспроизведение текста«Книги мертвых».

Поздний период: 11-6 века до н.э. Усиливается власть жречества, которая к концу периода становится всецелой. Устанавливаются самостоятельные культы животных: кошки, коровы, быка и крокодила.

Завоевание Египта Ассирией: 671 г. до н.э. Распространяются народные мистические культы, выросшие из магических представлений и магической практики. Распространяется влияние религий других народов.

Покорение Египта Александром Македонским: 332 г. до н.э. Появляются элементы греческой религии.

Завоевание Египта римлянами: 30 г. до н.э. Египет становится провинцией Римской империи. Распространяется культ Изиды. Вместе с христианизацией Римской империи происходит и христианизация Египта. Однако в VIII в. н.э. Египет был завоеван арабами. С тех пор там утверждается ислам, который сохраняет свое влияние по настоящее время.

 

 

Билет 4. Библия как историко-культурный источник

Библия — это Священное Писание христиан, объединяющее в себе в общей сложности 77 книг Ветхого и Нового Заветов, 11 из которых в православной традиции признаются неканоническими, в католической — второканоническими, а многими протестантскими религиозными течениями не признаются вовсе. Основой Ветхого Завета является так называемая «Еврейская Библия» или Танах, состоящая из трёх частей: Письменной Торы (Закон), Небиима (Пророки) и Ктубима (Писание) — всего 24 книги, которые более, чем тысячу лет записывались и редактировались. Главной целью редактирования Танаха было не только фиксирование текста письменно, с точностью до знака, но и сохранение правильного произношения этого текста. В 6–7 вв. текст Танаха, в котором использовались 22 согласных буквы древнееврейского алфавита, был снабжён гласными знаками вокализации, интонационными знаками, ударениями и паузами. Священные тексты христиан и иудеев объединяет много общего, но принципиальное расхождение в них имеет, главным образом, догматическую основу. В иудейской (впрочем, как и в мусульманской) религиозной традиции, Бог — только трансцендентен и, соответственно, Он, по определению, не может воплотиться, приняв формы земного мира. Именно поэтому, Мессия, Которого иудейский мир ожидает до сего дня, не воспринялся и не соотносится носителями этой религии с Иисусом Христом, Который, с точки зрения христиан, и есть Тот Самый Спаситель и Царь мира, воплотившийся более 2000 лет назад, Тот Самый Богочеловек, в Котором божественная и человеческая природы соединены не слитно, не раздельно, неразлучно и неизменно; ведь в христианстве Бог и имманентен и трансцендентен одновременно.

 

Книги Библии делятся на две группы: Ветхий и Новый Завет. Слово «завет» имеет смысл «договора», союза заключенного между человеком и Богом, который был предложен Богом Израилю. Инициатива этого союза односторонняя, т.е. полностью зависела от Бога, его чистой, благой воли, воли Дарующего. « Вот, Я поставлю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас…. Поставлю завет Мой с вами, что не будет истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли». ( Бытие 9:9,11). В Евангелии от Матфея (26,27) устами Христа говорится: «… И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.»

Древнейшая, по времени создания и большая часть Библии называется Ветхим Заветом и состоит из тридцати девяти книг. Первые пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Эта часть называется также Пятикнижием. Помимо христианства она признается и в иудаизме. Только в иудаизме она называется Законом или Торой, т.е. учением.

Ветхий Завет составлен начиная от 1300 и до 100 г до н. э. Впрочем, его первые книги имеют устную традицию. Другая часть Библии признается только христианами и называется « Новый Завет». Его книги восходят к первому веку н.э. и посвящены новому посланию Христа. На первый взгляд Библия – это собрание литературных произведений, главным образом древнееврейских, которые были написаны на протяжении около 1600 лет. Авторы писали их в разных странах , от Италии на западе до Месопотамии, а возможно даже Персии на востоке. Состав этих авторов исключительно разнообразен. Их разделяли не только сотни лет и тысячи километров, но и социальные преграды. Среди них мы видим царей, пастухов, солдат, законодателей, рыбаков, государственных деятелей, придворных, священников, пророков, раввина, живущего изготовлением палаток, и врача нееврейского происхождения; кроме того, многие авторы не оставили нам ничего, кроме написанных ими фрагментов Библии, так что никаких сведений о них у нас нет. Сам текст Библии принадлежит к целому ряду литературных жанров. Среди них – исторические заметки, законы ( гражданские, уголовные, этические, ритуальные, гигиенические), религиозная поэзия, дидактические трактаты, лирика, притчи и аллегории, биографии, личная переписка, воспоминания и дневники – не говоря уж о чисто библейских жанрах пророчества и откровения. Написанная в таком огромном промежутке времени, разными людьми , разного сословия и образования , эта великая Книга , тем не менее представляет собой удивительно связанное ,имеющее начало, развитие и описывающее конец , повествование. Все 66 книг Библии дополняют, поясняют или переходят друг в друга. Начавшись со дня сотворения мира, Библия повествует о грехопадении человека и о великой любви Бога , который послал в мир Сына Своего Иисуса Христа, чтобы Его жертвой спасти погибающее человечество. Ветхий Завет так же можно рассматривать и как историю развития и жизни израильского народа. Все это делает Библию не просто антологией, а единым целым. Антологию подбирает составитель, а такого составителя Библии не было.

 

Пятикнижие, в том виде в каком оно дошло до нас представляет собой целостный историко - литературный памятник. Предполагается, что повествование относится по времени не ранее, чем к XIV-XIIIв.в. до н.э. (именно тогда произошло одомашнивание животных, упоминаемое в книге Бытия). Есть и еще целый ряд признаков (географические названия, традиции ), подтверждающие такое предположение .Считается, что книгой , которая в 621г до н.э. была обнаружена во время ремонта храма в Иерусалиме , и было Пятикнижие в том виде ,в каком мы его знаем .

 

Источниками Пятикнижия были исторические предания «родословия», а также египетские и греческие космогонические и исторические построения, мифы. Пятикнижие вобрало в себя многовековую традицию народного фольклора, которая была использована с целью утверждения монотеизма . Монотеизм (от греч. Mono-один и teus – бог)- единобожие, религия ,признающая ,в отличие от политеизма ,единого Бога.
В Ветхом Завете ( Книга Исход)формулируются первые десять нравственных христианских заповедей , известных как декалог ( от греческого deco – десять и logos-слово, понятие) Моисея и правовые установления.
Согласно Библии, эти заповеди Бог (Яхве) возвестил Моисею на третьем месяце путешествия по пустыне Синай на Горе Синай. Заповеди явились условием союза народа с Богом и Его покровительства.
Первая заповедь –о почитании одного-единственного Бога: «Я – Яхве, твой Бог, который вывел тебя из Страны Египетской, из дома рабства: пусть не будет у тебя других богов перед Моим лицом» (Исх. 20:2,3).
Вторая - против распространенного тогда в Израиле почитания идолов : « Не делай себе статуй и других изображений того, что на небесах вверху , и того что на земле внизу , и того ,что в воде под землею» ( Исх. 20:4).
Третья о коллективной родовой ответственности израильтян за грех и преступления отдельного человека: « Я - Яхве, - твой Бог, ревнивый Бог, мстящий за грехи отцов сыновьям, третьему и четвертому поколению, ненавидящим Меня и творящий милость тысячам любящим Меня и исполняющим мои повеления» (Исх.20:5,6).
Четвертая –« Не произноси имени Яхве, твоего Бога ,напрасно»(Исх.20:7).
Пятая о субботе : «Помни день отдохновения ,чтобы святить его. Шесть дней трудись и делай всякую свою работу, а седьмой день –отдохновение ради Яхве, твоего Бога ,не делай ни какой работы ни ты, ни сын твой ,ни дочь твоя ,ни твой раб… ибо шесть дней создавал Яхве небеса и землю ,море и все ,что в нем, и предался покою на седьмой день»(Исх.20-8,11).
Шестая - «Почитай отца своего и мать свою ,чтобы хорошо было тебе и чтобы увеличить дни твои на земле ,которую Яхве , твой Бог ,даст тебе» ( Исх. 20:12).
Седьмая- «Не убий»(Исх.20:13) .
Восьмая –« Не прелюбодействуй»(Исх. 20:14) .
Девятая – «Не кради»(Исх.20:15).
Десятая - « не произноси против своего ближнего ложного свидетельства» (Исх.20:16). Отдельно стоит заповедь «Не пожелай дома ближнего своего, не пожелай жены ближнего своего… ничего, что принадлежит ближнему твоему». Её можно по-видимому отнести, отнести к требованию «не кради» и «не завидуй».


Возвещение этих заповедей людям через пророка Моисея Бог, по преданию, завершил извержением вулкана: « И весь народ был свидетелем громов и пламени, и звучания трубы ,и того ,что Гора курилась…»(Исх.20:18).
Десять нравственных принципов ,требований, заповедей легли в основу т.н. Моисеева законодательства. Законы, по библейскому преданию, также были продиктованы Моисею Богом с тем , чтобы он научил народ , как жить. Вот некоторые из них. Приведена, например, формула возмездия по принципу талиона : « А если (другая ) беда произойдет , то пусть он отдаст душу за душу , глаз за глаз , зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, ожог за ожег, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21:23-25).

«Не следуй за большинством , чтобы сотворить зло ,и не отвечай на суде , сворачивая вслед за большинством , извращая истину»(Исх.23:2).
«И взятку не бери , ибо взятка ослепляет зрячих и извращает дело правых» (Исх.23:8).
« И бедняку не потворствуй в его судебном деле»(Исх.23:3)

Есть указания и относительно правильного ухода за землей для земледельца : « И шесть лет засевай свою землю и собирай урожай с нее . А на седьмой оставь ее невозделанной и покинь ее … Также поступи со своим виноградником и со своими оливками»(Исх.23:10,11). Речь шла о необходимости регулярно оставлять землю под парами в конце семилетнего цикла земледельческих работ для восстановления плодородия почвы .
Нравственные и правовые заповеди Моисея регламентировали отношения человека к человеку , предполагая ценность каждого. И в этом усматривалась печать Бога , желавшего , чтобы люди относились друг к другу по- человечески.

 

Билет 5. Библейские цари

Объединенная монархия (Израиля и Иудеи)


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!