Государственное регулирование при азиатском способе производства. Отрасли управления государства на Востоке. Концепция власти-собственности.



Власть-собственностьвозникает в условиях, когда происходит монополизация должностных функций в общественном разделении труда, когда власть и господство основываются не на частной собственности как таковой, а на высоком положении в традиционной иерархии и престиже. Формы монополизации функций в общественном разделении труда как основы присвоения могут быть различны:

  • монополизация функций распределения совместно произведенного продукта или его части;
  • монополизация сферы обмена в условиях, когда общество постоянно нуждается в отсутствующих или недостающих факторах производства (камень, металл, лес и другие виды сырья) или средствах существования (соль, шелк и т. д.);
  • монополизация условий производства (ирригационные сооружения, инфраструктура, накопленный производственный опыт, знания, защита от внешней агрессии и т. п.);
  • монополизация функций контроля и управления общественным производством или отдельными его отраслями (например, маслоделие, пивоварение и производство папируса в Древнем Египте).

В дальнейшем монополизация функций в общественном разделении труда могла дополняться и укрепляться собственностью на ресурсы или на важнейшие жизненные средства (см. рис. 6–1). Принципиальные различия между системой власти-собственности и системой частной собственности могут быть сведены к следующим основным элементам (табл. 6–1). Мы видим, что власть-собственность и частная собственность существенно отличаются друг от друга и по субъектам, и по типу и характеру распределения правомочий, и по системе стимулов, и механизмом гарантий прав собственности. Все это накладывает  ущественный отпечаток на структуру и состав трансакционных издержек.

Выделим основные организационные функции, которые осуществляет государство с

азиатским типом производства:

  • Во-первых, для того чтобы осуществлять такие объемы работ, необходимо произвести учет и перераспределение ресурсов. В условиях восточного производства мы сталкиваемся с переписью населения: все население разделяется на возрастные классы.
  • Управление гидроресурсами, ирригационное строительство. В связи с особенностями климата на Востоке тот, кто обладал правами пустить или не пустить воду на тот или иной участок земли, обладал и реальной властью.
  • Государственное страхование. Оно заключалось в том, что все ресурсы сдавались централизованно и централизованно распределялись, и часть этих ресурсов оставалась на непредвиденные нужды.
  • Государственный транспорт, служба связи. Восточный тип государства был очень искусственным образованием. Чтобы удержать его под контролем, необходима была армия и репрессионный аппарат. Естественно, что им нужна была информация о происходящем в стране. Доставку информации тоже контролировало государство.

Помимо учета людских ресурсов, государство в лице чиновников регулировало и земельные ресурсы. В Древнем Египте существовали специальные кадастры, которые разделяли все земли на два класса: на орошаемые и неорошаемые земли. В свою очередь, орошаемые земли делятся на новые земли и так называемые «уставшие». Урожайность неорошаемых земель берется за 1 единицу, орошаемых старых земель — за 1,5 единицы, а новых орошаемых земель — за 2 единицы. Таким образом чиновники определяли потенциальный урожай. Основной целью простого народа в данном государстве было удовлетворение собственных нужд, и потребительский оптимум сводился к получению наибольшей массы благ для собственных нужд. Оптимум правителей заключался в том, чтобы использовать произведенные блага. Естественно, что природная машина существовала самостоятельно, осуществляя воспроизводство населения, и поэтому со временем стало возможно возведение грандиозных сооружений, типа  е египетских пирамид.

Экономическая мысль в узком смысле слова древних Восточных обществ.

Экономическая мысль — одна из форм самосознания людей, живших в условиях восточного деспотизма, она позволяет нам более полно представить экономическую систему азиатского способа производства. О ней мы можем судить по письменным источникам, которые, с известной долей условности, можно разделить на две большие группы: 1) документы, непосредственно отражающие хозяйственную деятельность; 2) произведения, представляющие собой попытку осмыслить отношения, складывавшиеся в производстве, распределении, обмене и потреблении жизненных благ. Первый тип документов фиксировал эмпирический опыт, а также сложившиеся (и воспринимавшиеся естественными в повседневной деятельности) нормы и нормативы. К числу такого рода документов относятся переписи населения, земельные кадастры, многочисленные документы хозяйственной отчетности и различные юридические акты, оформлявшие имущественные отношения (покупку земли, скота, средств производства, рабов, наем работников, долговые обязательства и т. д.).

Второй тип документов как самостоятельная группа источников появился в древнем мире далеко не сразу. Первоначально осмысление хозяйственной деятельности происходило в рамках общего мифопоэтического творчества древних народов. Для того чтобы понять особенности такого отражения, кратко охарактеризуем основные типологические особенности восточной духовной культуры. Когда мы открываем различного рода сочинения на околоэкономическую тематику, то мы сталкиваемся с такой проблемой: собственно экономическая тематика не находилась в центре этого общества. Никто не рассчитывал эффективность от строительства пирамид, все только подсчитывали затраты на их сооружение.

В принципе, можно произвести разделение экономической мысли в широком и в узком смысле

слова.

Рис. 6–10. Восточная экономическая мысль в широком смысле слова

Экономическая мысль в широком смысле слова пыталась непосредственно отразить разные элементы хозяйственной деятельности (рис. 6–10). Это могли быть как различные законы (например, законы Хаммурапи) и инструкции по поведению, так и религиозные заповеди (например, Коран). Но существовала и экономическая мысль в узком смысле слова, прежде всего отражавшая экономическую ситуацию с позиции господствующего класса. Сочинения велись либо от имени правителей, либо от имени чиновников, оказавшихся в окружении деспота.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 635; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!