Театральный костюм Средневековья и Возрождения



Средневековый театральный костюм

Период господства церкви над всей духовной деятельностью человека определил сложность эпохи Средневековья, социальные границы ее и эстетическое кредо. Человеческое тело, а женское особенно, было недостойно изображения, а тем более любования. Костюм облек тело в сложное сооружение из каскада складок, блеска тканей, тяжести меха и украшений.

Рыцарские турниры, их экипировка – латы, штандарты и гербы – в своем пестроцветии и ассиметрии рисунков породили костюмы, так и называвшиеся – «гербовыми». «Прекрасная дама», которой посвящали турнир, надевала платье, повторяющее цвета и изображения герба.

Ношение лат, в свою очередь, заставило мужской костюм сделаться узким, плотно прилегать к телу, предохраняя его от давления металла. Так родилась основа мужского костюма – пурпуэн (стеганка) и узкие штаны-чулки.

Знатная женщина была одета в платье – «роб» СА узким лифом, талия которого кончалась сразу под грудью. Юбка с широким поясом, длиной своей превышавшая рост, ниспадала, оканчиваясь довольно большим шлейфом.

Рукава узкие или широкие. В первом случае они кончались раструбом, прикрывающим большой палец руки, во втором – могли быть разной ширины и украшены мехом, аппликацией из сукна, подшиты парчой или тканью другого цвета.

В XV веке к такому платью чаще всего надевали чепец – эннин. В него забирали волосы, а часть волос со лба сбривали, чтобы увеличить его размеры. С чепца свисало прозрачное покрывало, ниспадающее до пят.

Королевский убор дополнялся сюркотом – верхним платьем без рукавов, отделанным шкурками горностая. Сюркот – одежда обязательная в торжественных случаях; он свободно ниспадал с плеч и плотно прилегал к торсу.

Поверх сюркота надевались плащи – прямоугольные и подкройные, надевающиеся через голову, подбитые мехом и разноцветной тканью. На плащах могли быть нашиты гербы, что необычайно эффектно выглядит со сцены.

Мужчины намного превзошли женщин в фантазии и разнообразии туалетов. Тугие штаны-чулки из сукна плотно обтягивали ногу и бедро. Они часто шились из половин разных цветов. Так, одна нога могла быть украшена штаниной полосатой – красной и зеленой, а другая – целиком желтая.

Дублет (стеганка, пурпуэн, жакет) – плотно обтягивающий грудь, стягивался на талии тонким поясом. Подложенные плечи расширяли грудь и делали затянутую талию по-девичьи тоненькой. И только верхние одежды – тапперт (плащ с рукавами) и гуппелянд (плащ без рукавов) – были большие, собранные в громоздкие складки на спине, с рукавами, ниспадающими крыльями по бокам, с изрезанными краями суконных накидок. Целая феерия самых разных шляп и беретов с закинутыми на плечо концами разноцветных тканей дополняли костюм.

Костюм эпохи Возрождения

Интерес к человеку в эпоху Возрождения создает свой новый идеал красоты, новый облик и, естественно, новую оболочку – костюм, над созданием которого трудятся не только портные, но и многие художники века.

Италия

Верхняя одежда, а затем и нижняя становится широкой, удобной, на платье появляются разрезы, дающие свободу движения, и в которых выглядывают буфы рубашки. Плечи расширяются, торс делается массивным, ноги обуваются в широкий, просторный кожаный башмак.

Основой мужского костюма служили дублет (пурпуэн) и штаны-чулки, причем штанины можно было надевать и порознь и обе вместе. Они пристегивались к плотно сидящему на теле дублету. Пурпуэн-дублет – одежда, обязательно простегивавшаяся с несколькими кусками подкладок и сверху покрытая богатой тканью.

В XIV-XV веках рукава пристегивались булавками и привязывались лентами, позднее стали пришиваться. Дублет плотно облегал грудь, тесно прижимался к талии и от нее расходился короткой или длинной баской. Дублет надевался на рубашку, которая виднелась в просвете между штанами и курткой, под мышками, у плеча и во всех местах, где швы заменялись завязками.

Обязательным дополнением костюма дворянина считались плащ и штаны. Штаны составляли одно целое с чулками и обладали шаровидной формой. В зависимости от моды они менялись от маленьких, почти прилегающих к ноге, до больших полусфер, доходящих почти до колена. Последние делались из двух половин, крепившихся на одном поясе.

Женские одеяния отличались простотой, чистотой линий и силуэта, скромностью формы. Рубашка чуть видна в скромном вырезе лифа или корсажа. Грудь стянута холстом, ее линии сглажены. Корсаж затянут одним шнуром или кожаным ремешком. Талия начинается чуть ниже линии груди, здесь же крепится юбка, заложенная в крупную складку. Рукав – самостоятельная часть костюма, пристегивающаяся к корсажу, и основное украшение платья. Если рукав без разрезов, то сделан из самой дорогой материи – парчи с бархатными и затканными рисунками. Если же рукав с разрезами, то обязательно на локте и плечах. Сверху может быть надето платье типа плаща без рукавов, свободными полотнищами падающее на спину и перед и с наглухо закрытыми боками.

Основными тканями Возрождения были лен, грубые и тонкие шерстяные ткани, сукно, парча, бархат, атлас, муар, тонкое полотно.

Франция

Костюмы Франции в XVI веке отличались некоторой чопорностью. Изящество женского костюма сказалось и в придворном костюме, и в народном. Узкий, как панцирь лиф; рукав у плеча образует буф, а затем становится узким; квадратный вырез горловины закрыт сеткой, и тонкая шея закована в футляр воротника, оканчивающегося маленькой фрезой. Юбка верхнего платья могла быть целой, но чаще имела спереди разрез, в который была видна нижняя юбка из другой, как правило, более драгоценной ткани. Ожерелья, жемчуг, драгоценные медальоны и кресты украшали шею, все это довершалось поясом, отделанном драгоценностями.

Женщины кутались в плащ с откидывающимся назад капюшоном из черного бархата, вышитого и отделанного полосками красного и белого бархата. Дамы кутались также в пелеринки и мантии, сделанные из дорогих тканей; они закалывались у шеи пряжками, брошками и завязывались тесьмой.

В XV-XVI веках была известна более мягкая форма – догалин – приталенная верхняя одежда с широкими отороченными мехом рукавами гладкой или крупного узора ткани.

Испания

Женская фигура оказалась закованной в корсет с металлическими или деревянными планшетками. Корсет имел длинный выступ, оканчивающийся острым углом, благодаря которому плоская грудь плавно и невидимо переходит в юбку.

На бедра надевался кринолин – каркас из нескольких конически уменьшающихся в диаметре кругов, висящих на кожаных ремнях, что сообщало юбке неподвижность и правильную коническую форму.

Жесткий, расширенный сверху и сужающийся книзу рукав прикрывался крылышком или валиком; он сопровождался вторым, свободно висящим почти до пола фальшивым рукавом.

Маленькая голова (у мужчин и женщин) поднята кверху жестким стоячим воротником, заканчивающимся у подбородка рюшем. Этот маленький рюш очень скоро стал фрезой – круглым воротником, на который, как на блюдо, ложилась голова. Фреза делалась из тончайшего полотна, обшитого кружевом, и из металлического кружева (золотого или серебряного). Ткань расшивалась металлическими нитями, с чисто геометрической точностью прочерчивающими костюм жемчугом, золотом и серебром.

Мужской костюм также приобрел черты неподвижности. Грудь дублета простегивалась тканью, конским волосом, набивалась опилками; штаны превращаются в неподвижные шары и называются бочками; они разделялись на две части и надевались по отдельности. Плотные шелковые трико обтягивали ногу.

Обязательная принадлежность дворянина – изящный короткий плащ и шпага на перевязи или ремне. Недаром комедии Кальдерона называются комедиями «плаща и шпаги».


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1030; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!