Попытки демократизации советской политической системы в период «оттепели».



1953—1964 гг. историки считают периодом «хрищевской оттепели». Во внутренней и внешней политике СССР происходили процессы либерализации. Весной 1953 г. произошли изменения в составе руко­водства советского правительства и КПСС. Н.С. Хрущев возглавил секретариат ЦК партии. В печати началась критика культа личности И.В. Ста­лина. При Совете министров СССР был сформирован Комитет государственной безопасности (КГБ). В 1962 г. разделение местных советов на промышленные и сельские вызвало недовольство. Такая перестройка смеши­вала и вносила неразбериху в функции органов местного са­моуправления. К концу 1950-х гг. были сняты обвинения с депортированных народов. На родину вернулись чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы и балкарцы. Политика, которую проводил Н.С. Хрущев, вызывала не­довольство в партийно-государственном аппарате. Считалось, что разоблачение культа И.В. Сталина заметно снижало авто­ритет СССР на международной арене.

 

Охарактеризуйте особенности культуры Казахстана в начале 20 века.

Основные направления развития культуры начала 20 века: Книгоиздание, народное образование, поэзия и муз.культура.

Первые книги выдающихся представителей национально-демократической культуры, таких, как Ш. Кудайбердыев,М. Дулатов, С. Донентаев, А. Байтурсынов впервые были изданы в началеХХ в.Произведения СултанмахмутаТорайгырова “Думы ученика”, “Другу”, “Заблудившиеся” создавалиправдивую картину жизни казахов. В развитии казахского языка и литературы особое место занимает творческое наследие А.Байтурсынова. Произведения: «Комар» (1911г.). Он был редактором газеты «Казах».Общественно-политические взгляды Ш. Кудайбердиева получили широкое отражение в его произведениях, изданных в начале XX в.: “Родословная тюрков, киргизов, казахови ханов”, “Условия мусульманства”, поэмы “Калкаман—Мамыр”, “Енлик—Кебек”.

Народное образование:Закон о развитии просвещения, принятый правительством в 1906 г., положил начало открытию смешанных русско-казахских школ, создавая в то же времяискусственные препятствия для конфессиональных учебных заведений.В пропаганде идей просвещения и образования среди разноплеменного населения, расширении системы начального обучения позитивную роль сыграли такие органы печати,как журнал “Айқап”, “Киргизская степная газета”, “Степной край”, газета “Қазақ”, “Семипалатинский листок”.

Поэзия и муз.культура:Исполнительское искусство Кали Байжанова, МанарбекаЕржанова, АмреКашаубаева, сложилось в начале XX в. Песни народных композиторов Естая “Майдақоңыр”, УкилиИбрая“Гәкку”, песни Амре и Майры, кюй Дины Нурпеисовой “Көңiлашар” (“Настроение”) представляют собой замечательные образцы казахской музыкальной классики.

 

 

Билет 20

Особенности формирования национального самосознания казахов в начале XX века.

 Изменения в социально – экономической и политической жизни Казахстана, рассматриваемого периода, привели к существенным преобразованиям в общественном создании казахского общества. Такие значительные перемены обусловили пробуждение национального самосознания, определили формирование новых идей, мыслей, взглядов в казахском обществе. Путь становления национальной интеллигенции не был однозначным, являл собой сложный и длительный процесс. Ход его тормозился условиями колониального режима, дискриминационной политикой царизма в отношении покорённых народов. Учеба оказала положительное влияние на формирование в обществе научных взглядов, на национальный язык и литературу, воспитывала молодежь в духе дружбы народов.

 

Казахи – выпускники учебных заведений России, возвращались в родные аулы и города, передавали свои знания, просветительский дух своим землякам. Вопреки ожиданиям колонизаторов, лучшая часть новой интеллигенции встала на защиту интересов родного народа, пройдя через мучительные духовные происки, она выступила против духовного порабощения и возглавила освободительное движение.  Первая казахская интеллигенция начала XX века считала главным в своей политической деятельности, защиту как национальных, так и общественных ценностей. Она стремилась помочь своему народу в борьбе за независимость и освобождение от колониального рабства, боролась за такие общественные ценности, как право каждого человека и каждого народа за свою личную свободу и свободный доступ к достижения и завоеваниям своей человеческой культуры. Внутри самой интеллигенции в начале XX в. имелись расхождения - часть ее стояла за сохранение самобытности казахов на пути укрепления мусульманской культуры, другая через русскую культуру стремилась подражать западному обществу.

 

Многие из них пришли к этнополитическим приоритетам через участие в мусульманских (В. Танашев, М. Чокаев), эсеровских (М. Тынышпаев), кадетских (А. Букейханов, Х. Досмухамедов, Ж. Сейдалин) организациях. Для этой группы деятелей наиболее характерной чертой было стремление сохранить национальную самобытность в условиях необходимой модернизации, соединить традиционные духовные ценности с началами европейской демократии, достижениями общечеловеческой цивилизации.

 

Также нельзя не отметить стремление казахской интеллигенции к обретению независимости и свободы, что к 1917 году вылилось в автономию Алаш. В то же время образование автономии мотивировалось стремлением защитить народ в условиях анархии и разворачивающейся гражданской войны и было естественной реакцией самосохранения в обстановке всеобщего развала государственных институтов и потери управляемости. «Казах» выражала идеи либерально-демократическою направления, вокруг нее консолидировались А. Букейханов. А. Байтурсынов, М. Дулатов и другие. Издателем и редактором «Айкап» был М. Сералин, в журнале сотрудничали Ж. Ссйдалин, Б. Каратаев, С. М. Торайгыров, С. Сейфуллин, Б. Мнйлин. Объединяло эти издании то, что они выражали общенац. идеи, интересы каз. народа в условиях его колониального положения.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 757; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!