Какие события объединяют 445 г.н.э. 451г.н.э. 453г.н.э. Определите значение этих событий



 

Гунны внесли в жизнь племен и народов Казахстана иЕвразии невиданные ранее перемены. Продвижение гуннов на Запад привело в движение все другие племена и народы. Это невиданное в историидвижение разноязыких племен и народов получило название Великого переселения народов.

В 445 году к власти у гуннов пришел Аттила. При нем государство гуннов достигло своего могущества. Он объединил разрозненные племенагуннов в Румынии и Венгрии.

Гунны овладели бескрайними просторами, объединив под своей властью множество племен и народов, превратив завоеванные земли в могущественноегосударство. Победные походы Аттилы обесмертилиего имя, прославили его на весь мир.

Во время правления Аттилы у гуннов сложился военно_демократический строй. В 451 году натерритории современной Франции в Галлии произошла Каталаунская битва. Историки называют это сражение «битвой народов». По сведениямевропейских ученых, против Аттилы стояли наемные войска сарматов и аланов, римляне и франки. На стороне Аттилы воевали остготы, гепиды. Потерявшие тысячи людей, оба противника не решились продолжать битву на следующий день.

В 453 году Аттила неожиданно умер. После егосмерти гуннские родовые союзы распались. Рассказы и легенды о храбрости и смелости Аттилы, о его уме, решительности и целеустремленности к достижению намеченного передавались из

страны в страну еще при его жизни. Один из римских летописцев Прииск написал бесценный дляистории труд, рассказав всему человечеству о великом гунне. Прииск как переводчик римского посольства приезжал в государство Аттилы и составил записи об увиденном у гуннов.

 

 

Билет 16

Историческое значение создания новой столицы - Астаны

Идея создания новой столицы Казахстана принадлежит Главе государства Нурсултану Назарбаеву.

Решение о переносе столицы из Алматы в Акмолу было принято Верховным Советом Республики Казахстан 6 июля 1994 года. Официальный перенос столицы состоялся 10 декабря 1997 года. Указом Президента от 6 мая 1998 года Акмола была переименована в Астану. Международная презентация новой столицы прошла 10 июня 1998 года. В 1999 году Астана по решению ЮНЕСКО получила звание «город мира». С 2000 года главный город Казахстана является членом Международной ассамблеи столиц и крупных городов.

В новейшей истории нередки случаи, когда перенос столицы проводится осознанно как адекватный ответ на новые вызовы истории. Это придает мощный импульс социально-экономическому и политическому развитию страны. Именно поэтому, по предложению Президента РК Н. Назарбаева, Акмола (Астана) была выбрана как лучшая альтернатива Алматы. Мнение Президента основывалось на основе общенационального исследования, принявшего во внимание 32 фактора: социально-экономические индексы, климат, пейзаж, сейсмические условия, естественную окружающую среду, транспортную инфраструктуру, строительные средства обслуживания и рабочую силу. Решающими преимуществами в пользу Астаны стали: ее большая территория, центральное месторасположение, близость к главным экономическим центрам и артериям страны, демографический потенциал, развитая транспортная инфраструктура и естественная окружающая среда. В целом, идея Главы государства о переносе столицы была глубоко обоснованным и объективно необходимым решением, ставшим, наряду с экономическими реформами, еще одним стратегическим механизмом по решению задач развития Казахстана, перехода страны к рыночной экономике и демократии.

 

Объясните содержание повинности «кровного долга» у тюрков

На территории от рек Или и Чу на юго-востоке до Волги и Иртыша на севере и востоке в 603-704 гг. существовал Западно-Тюркский каганат. Столицей и зимней ставкой государства был город Суяб, расположенный на реке Чу. Летняя ставка Мынбулак. Социальное положение в Западнотюркском каганате. Систе­ма правления каганатом носила патриархально-феодальный харак­тер. Абсолютная власть переходила по наследству от одного члена династии кагана к другому. Нижестоящая ступень власти находи­лась в руках представителей знати, назначенных каганом. Третья ступень власти была сосредоточена у представителей знати из рода самого кагана. Им присваивались титулы ябгу, шад, елтебер. А су­дебные дела исполняли бурукии тарханы. Основной опорой кага­на на местах являлись беки. Простых общинников-скотоводов на­зывали «кара будунами», что равносильно понятиям «чернь», «прос­тонародье». Повинностями обычно облагались именно они. В ка­ганате существовала повинность «кровного долга», по которому вы­делялись люди для прохождения обязательной военной службы.

 Службу проходили, как правило, представители тех племен, кото­рые ближе всех находились к местам военных действий. Покорен­ные племена платили дань продуктами питания и ценной пушни­ной. В тюркском обществе бытовало выражение «без татов не бы­вает тюрков», под татами имелось в виду оседлое население Же- тысу, завоеванное тюрками, которое считалось подчиненными, вас­сальными людьми. Кроме того, в Тюркском каганате существова­ло рабовладение, в рабы попадали люди из числа военнопленных и населения захваченных земель.

 

3) Объясните основные мотивы творчества казахских поэтов ыторой половины Х|X века

В истории казахской литературы поэзия и поэтические жанры занимают главенствующее положение. В развитии казахской поэзии четко прослеживаются три периода:

- период жырау (XV в. - первая половина XVIII в.);

- поэтический период (вторая половина XVIII в. - первая половина XIX в.);

- период айтысов (вторая половина XIX в. - начало XX в.)

В XVIII—XIX вв. в творчестве казахских акынов Махамбета Утемисова, Шернияза Жарылгасова, Суюнбая Аронова появляются новые темы — призывы к борьбе против баев и биев. В то же время акыны Дулат Бабатаев, Шортанбай Канаев, Мурат Монкеев представляли собой консервативное направление, идеализируя патриархальное прошлое и восхваляя религию. Акыны второй половины XIX в. — Биржан Кожагулов, Асет Найманбаев, Сара Тастанбекова, Жамбыл Жабаев и др. — использовали айтысы как форму выражения общественного мнения, отстаивая социальную справедливость.

В конце XIX — начале XX вв. группа «книжников», в которую входили Нуржан Наушабаев, Машур-Жусуп Копеев и др., активно проповедовала патриархальные взгляды и собирала фольклорный материал. Вокруг газеты «Казах» группировались националистические силы — Ахмет Байтурсынов, Миржакип Дулатов, Магжан Жумабаев, после 1917 года перешедшие в лагерь контрреволюции.

 

 

Билет №17

  1. Карлукский каганат (756 -940 гг.)

Первые сведения о карлуках встречаются в письменных памятниках V в. Китайская династийная хроника отмечает что крупный племенной союз карлуков в VI VII вв. входил в состав населения Тюркского каганата. Территория расселения карлуков от Джунгарских гор до Сырдарьи. Арабоперсидские источники называют карлуков древними тюрками.Причиной переселения карлуков в Жетысу в первой половине VIII в. явилось поражение которое они потерпели от Уйгурского каганата возникшего в 744 году на территории ВосточноТюркского каганата.В 756 году карлуки воспользовались упадком Тюргешского каганата и на территории Жетысу создали свое государство. Административным центром нового каганата оставался город Суяб. Большое влияние на развитие материальной и духовной культуры карлуков оказал Великий Шелковый путь. Чтобы отвести угрозу со стороны Китая карлуки расширили свои восточные границы завоевав в 766 775 годах Кашгарию. В 840 году карлуки в союзе с киргизами нанесли поражение Уйгурскому каганату.В середине IX в. династия Саманидов с целью распространения ислама объявила войну карлукам и захватила города Испиджаб и Тараз. Около двух веков продолжалось сопротивление карлуков арабам. Арабское нашествие и междоусобицы ослабили Карлукский каганат и он пал под ударами тюркских правителей Кашгарии в 940 году. Карлукский каганат просуществовал около 200 лет

  1. Определите качества, характеризующие И.Алтынсарина как просветителя.

Ибрай Алтынсарин – выдающийся казахский просветитель, педагог, демократ родился в ноябре 1841 года в ауле языками. Им создано семь народных светских школ. Круг научных интересов и исследований: Педагогика, История Фольклористика ,Этнография, Лингвистика, Языкознание. В своей практической деятельности выступил как инициатор создания в Казахстане ряда школ для детей степной бедноты и училищ .Ибрай ездил по аулам и призывал казахский народ к учению. Он собирал средства на строительство школ, покупку учебников. Когда не хватало мест для школьников, Ибрай размещал их у себя дома. Он первый предпринял попытку создания казахского алфавита на основе русской графики, подготовил ряд учебников для обучения казахских детей. В 1879 году вышли в свет его учебники «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» Жанбурчи, что расположен на территории нынешней Кустанайской области. Образование Ибрай получил в Оренбургской школе, специально открытой царизмом для детей степной аристократии. Закончил школу в 1857 году с золотой медалью.В совершенстве владел русским, арабским, татарским, персидским

  1. Политические партии, движения и организации в Казахстане в 1917 году.

Либерально-демократическая

В июле 1917 г. в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд, на котором рассматривались вопросы государственного управления, автономии, земельный, образовании, суде и другие вопросы. Главным решением съезда был решен вопрос об образовании партии «Алаш».Организаторами партии «Алаш» : Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Халел Досмухамедов и другие представители казахской интеллигенции либерально-демократического направления партию вошли также представители научной и творческой интеллигенции: М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев и др. В партию «Алаш» входили представители различных слоев казахского общества.Лидеры «Алаша» и вся партия в целом не приняли Октябрьскую революцию.

Социал-демократическая

В октябре 1917 года в г.Омске создана «Казахская социалистическая партия «Уш-жуз», в состав Центрального Комитета вошли: Мукан Айтпенов, Кульбай Тогусов, секретарь ЦК — Искак Кабеков. Печатный орган — «Уш-жуз .Партия «Уш-жуз» выступила за немедленное прекращение империалистической войны, заключение мира между воюющими странами. Партия «Уш-жуз» требовала наделения казахских крестьян землей, говорила о необходимости перехода к оседлому образу жизни.

Молодежные движения

В 1915—1917 гг. были созданы молодежные организации «Еркин дала» (Свободная степь) в Оренбурге, «Бирлик» (Единство) в Омске, «Жас казак» (Молодой казах) в Уральске, «Умит» (Надежда) в Троицке Они не имели определенной программы, по социальному составу были неод­нородны, однако они искренне желали освободить казахский народ от национально-колониального гнета царизма, требовали просвеще­ния своего народа, стремились пробудить в сознании трудящихся идеи свободы и независимости.
Движения тыловиков

Некоторые тыловики вернулись в родные края, став членами различных политических партий. В июле 1917 г. в Верном бывшие «реквизированные рабочие» создали Союз чернорабочих, призванный поднять классовое сознание аульной и городской бедноты. В Сергиополе (Аягуз) 800 солдат фронтовиков и мобилизованных «на тыловые работы» казахов объединились в «Русско-мусульманскую солдатскую организацию». Возвратившиеся тыловики из Петропавловска организовали Союз молодых извозчиков.

Билет 18


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 412; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!