Определите значение курултаев в жизни Монгольской империи.



По «Ясе» высшим органом власти Монгольской империи был курултай – учредительное собрание. Он созывался раз в год в летнее время. Главным образом на нем разрабатывались планы предстоящей войны. Решались также вопросы, где должен состояться сбор войск, и сколько людей обязаны выделить каждая семья, род и племя для выполнения воинской службы. Определялись на курултае и сроки начала войны. Кроме того, на нем обсуждались внутренние вопросы жизни империи.

 

3. Почему произошли изменения в демографической ситуации в Казахстане в 40-50 гг. XX века.

События Великой Отечественной войны, первого послевоенного десятилетия, коренным образом изменили экономическое, политическое культурное развитие Казахстана. Они привели к кардинальным изменениям демографической структуры населения республики.

Главным фактором изменения демографической ситуации в республике оставались миграционные процессы. Кроме 536 тыс. чел. эвакуированных из западных регионов, в Казахстан были депортированы целые народы, автономные образования которых ликвидировались. 27 августа 1941 года по линии НКВД был распространен приказ «О мероприятиях по проведению операции по переселению немцев из автономии немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей».В 1943—1944 гг. в Казахстан были выселены калмыки, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, болгары, греки, армяне, турки-месхетинцы, курды, хемшиды, азербайджанцы и др. В 1943—1944 гг. проведено насильственное выселение в Казахстан 507 тыс. представителей народов Северного Кавказа. В ноябре 1944 г. республики Средней Азии и Казахстана приняли свыше 110 тыс. месхетин из Грузии. В целом за годы войны республика приняла около 1,5 млн. человек.
      После окончания войны часть эвакуированных покинула территорию республики, также значительным было число погибших на фронтах казахстанцев. В послевоенный период на территории республики начинается освоение целинных земель и масштабной промышленное строительство. Эти процессы сопровождались активной трудовой миграцией населения из других регионов СССР. Население Казахстана в тот период росло самыми высокими темпами из всех республик СССР. Такие активные миграционные процессы привели с одной стороны к формированию многонационального состава Казахстана, а с другой стороны к падению массовой доли коренного населения среди населения республики. В 1959 г. Казахи составляли 29% всего населения КазССР.

 

Билет № 24

Обычаи и традиции казахского народа в первой половине XIX века.

На протяжении многих веков у казахов сложились уникальные обычаи и обряды. Обычаи и обряды играли важную роль в урегулировании межличностных, внутрисемейных и межгрупповых отношений.

Казахи отличались традиционным гостеприимством, которое формировалось на протяжении многих веков. Гость всегда находился под защитой хозяина. У номадов существовал обычай конак-асы, согласно которому каждый казах обязывался предоставлять бесплатное угощение и ночлег любому гостю.

В Степи получил распространение и обычай журтшылык. Суть его заключалась в том, что однородцы помогали соплеменнику в возвращении долга. Обычай асар был традицией степняков по совместному безвозмездному труду. Со всего аула собирались люди и общими силами выполняли работу. Например, подобным образом строили зимние жилища, копали колодцы,

В традиционном казахском обществе существовал культ уважения к старшим, вне зависимости от родовой, племенной, жузовой и национальной принадлежности.

Среди казахов получил распространение обычай дружбы-побратимства или тамырства (тамыр болу). Он закреплялся торжественно с участием свидетелей. Этот обряд закреплялся целованием сабли или кинжала и дачей клятвы в вечной верности и дружбе. В знак дружбы дарили ценные вещи. У тамыра всегда можно было остановиться на ночлег, пользоваться его защитой, поддержкой и покровительством.

В традиционном казахском обществе практически не было разводов. Овдовевшую женщину должен был взять в жены один из братьев ее мужа (обычай аменгерлик). В жизни кочевого казахского народа этот обычай имел важное социальное значение. Потомки покойного оставались в своем роду, не попадали в чужую среду. Живя среди родственников, они никогда не чувствовали себя сиротами и обездоленными. В то же время сохранялись и теплые отношения между сватами. К обычаю усыновления (бауырына басу) прибегали, если семья была бездетна или родившиеся дети не выживали. Усыновляли, как правило, детей близких родственников по предварительной договоренности обеих сторон.

Дети, создающие собственный семейный очаг, отделившись от родителей, получали все необходимое для самостоятельной жизни: юрту, домашнюю обстановку, скот и т. д. Родительский надел назывался енши. По обычаю, с родителями оставался только младший сын, и он наследовал все их состояние. Казахи никогда не оставляли своих родителей одних. Нарушителей этого неписаного обычая Степи казахи открыто презирали.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1437; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!