Возрождение в Италии. Творчество Ф. Петрарки.



Возрождение в Италии

Первым этапом итальянского Возрождения (дученто) считают эпоху Данте. Второй этап (треченто) совпадает с Х1У веком и выдвигает на первый план проблему новой личности. Мир которой раскрывается в творчестве Петрарки и Боккаччо.

Творчество Франческо Петрарки (1304-1374).

Большое значение для творчества поэта имели ранние годы его жизни, проведенные в Ареццо, где с 1305 находился двор папы. Здесь пересекаются культуры многих стран, часты приезжие из самых разных районов Италии. Здесь научился ощущать себя частью всей Италии, а не отдельного города или области. Большинство произведений Петрарки написано на латыни. Его работа «О знаменитых мужах» (1338-1358) направлена на пробуждение национального самосознания современников. Особое значение имеет трактат Петрарки «Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру» (1343), в котором он противопоставляет средневековым идеалам новые: любовь, славу, творчество. Программным произведением поэт считал свою поэму «Африка» (1338-1342), которую задумал как национальную эпопею. Студенты должны проанализировать причины того, что произведение не оправдало ожиданий поэта. При обращении к творчеству Петрарки необходимо понимать, что для него тема Италии была одной из самых важных.

Самым значительным произведением Петрарки оказалась его «Книга песен», сборник стихотворений на итальянском языке. Анализируя это произведение, студенты должны сосредоточить свое внимание на образе Лауры . Плодотворно сопоставление творчества Данте и Петрарки в отношении способа идеализации образов их возлюбленных (у Петрарки герой «между Мадонной и Лаурой»). Особое внимание необходимо обратить на связь образа Лауры и окружающего поэта мира и его радостей (Лаура и природа, Лаура и слава).

Студенты должны уметь анализировать произведения Петрарки с точки зрения особенностей их формы ( развитие канцоны и сонета в творчестве Петрарки, особенности метафоры и аллегории у Петрарки)).

Петрарка стал первым носителем общенационального сознания в итальянской литературе, в его творчестве литература окончательно отделяется от философии и теологии, он первым осознает себя представителем новой эпохи.

Творчество Джованни Боккаччо (1313-1375).

На духовное формирование Боккаччо оказывает влияние атмосфера портового Неаполя, в котором он жил некоторое время. Первый период творческой жизни Боккаччо связан с изучением античного наследия и современной культуры. В 40 - 50-е годы Боккаччо создает наиболее значительные произведения «Элегия мадонны Фьяметты»(1343), «Фьезолянские нимфы» (1343-1344) и «Декамерон» (1348-1351).

Вопрос о жанре произведения неоднозначен. «Декамерон» -это единое целое, построенное как сборник новелл. Новелла (ит. - «новость») - это народный жанр, усвоенный и введенный Боккаччо в литературу .Жанровые признаки новеллы Возрождения - лаконичность, сюжетная острота (обязателен резкий и неожиданный поворот сюжета) и актуальность. В качестве сюжетного материала Боккаччо использует самые разные произведения средневековой литературы: фаблио, средневековый роман, нравоучительные истории о святых, восточные легенды и т.д., но привносит в них свои, ренессансные идеалы гармонии и разумности человеческих отношений. 

Начиная свое произведение словом «человечность», Боккаччо посвящает его утверждению новых идеалов гуманизма, которые должны заменить средневековую идеологию. Они проходят в новеллах проверку самой жизнью, а старые нормы подвергаются пересмотру. Важное значение при этом приобретает образ чумы в обрамляющей новелле, которая становится символом разложения старого мира. Студентам необходимо осознать, что основная проблема средневековой литературы - проблема взаимоотношения человека и бога - сразу снимается Боккаччо, так как он считает несоотносимыми законы существования мира человека и Бога. Следствием этого становится особое изображение церковников в «Декамероне»,которые изображаются в произведении земными людьми, от которых нельзя требовать абсолютной святости. (3д.8н., 8д.4н., 6д.10н.). Ситуации, которые воспевались в средневековой литературе как идеальные, здесь воспринимаются как нелепые или трагические (10д.10н.) В центре изображения Боккаччо - человек, активно изменяющий обстоятельства в свою пользу ( см. заглавия новелл каждого дня), необходимо обратить внимание на особенности изображения женщин, чья активность и остроумие также достойны восхищения и не воспринимаются как нечто отрицательное (в отличие от средневековой литературы; 7д.6н., 6д.1н.). В «Декамероне» появляются и образы нарождающейся буржуазии, чей практицизм иногда перерастает в алчность (2д.4н.). Особое внимание студенты должны обратить на новеллы 10 дня, в которых автор создает новую этику для своей эпохи, основанную на признании законов природы, подлинно гуманную.

Студенты должны найти в предисловии и ряде новелл «Декамерона» сформулированные автором художественные принципы изображения реальности в соответствии с законами природы, точно воссоздавая человека в единстве духа и плоти.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 1740; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!