Предвозрождение в Италии. Творчество Данте Алигьери.



- Творчество Данте Алигьери – последнего поэта Средневековья и первого Возрождения (1265-1321)

Родина культуры Возрождения – Франция. База – городская культура. Бурно развивается демократическая форма правления (в городах). Центр Итальянского Возрождения – Флоренция. Здесь родился Данте Алигьере (Дуранте). Считая себя потомком римлян род Данте связан с гвельфоми. Он получил образование, в 1300г. Стал один из правителей Флоренции (Совет). Примыкает к белым, они выигрывают, но Папа громит их, и Данте бежит из Флоренции, в 1316 ему разрешают, при условии, что он покается , он отказывается. Вскоре умирает в Ровенции.

 

2ой период – трактаты.

•     Трактат «Пир» на итальянском. Проблемы мироздания. Этикл, «Прекрасный новый стиль».

•     Трактат «О народном красноречии». Принцип общенациональный итальянский язык. Стиль и жанры итальянской поэзии. Выделяет жанр консоны.

•     Трактат о монархии, политическое единство Италии. Идея вселенской монархии – цель – благо человечества, цель человека и человечества в человечестве, гуманизм.

Главный труд 1301-1321г «Божественная комедия». Опирается на картину мира своего времени. Система Птолемея (сферичная форма, но неподвижно в космосе, все вокруг нее). Центр земли – г.Иерусалим. Опирается на Библию. Бог правит миром, Люцифер взбунтовался, низвергнут на землю, не хотела, отступала до центра, образовала воронку. Воронка закрылась, но на территории Италии вход. С другой стороны земля выплескивается  гора, Частилище, земной рай Эдем (Адам и Ева)

Влияние античности. Делит Аристотель на 3 порока: невоздержанность (1-6), насилие (7), обман (8-9).

Важны числа - 3 части (для католиков), 33 песни в каждой части, 9 кругов, 9 небес рая, 9 уступов в Чистилище, написано в Терцинами.

Каждые 3 части рая заканчивается «светило». Имя Христа только в Раю, рифмуется только с ним же.

Формально называется поэмой, срв. Ведение, эпопея*

Сравнительная аллегория по-новому: челове существует в 2 мирах одновременно. Выходит на уровень символа: философски-религиозное (+культ), историко-политическое, биографическое. Большинство многосмысленно.

Ворота в Ад сломлены (Христос).

1)   «Лим» (Поток-река-озеро) поток Охерон. Не были христианами не по своей вине, не страдания. Известные античности. Величественные поэты древности, окружение Данте и включенные в свой круг.

2)   Вихрь страсти, сладострастие. Тристан, Елена, Клеопатра. Пасло и Франческа, падает в обморок Данте – поэт и Данте – персонаж.

3)   Вечный ледяной дождь, чревоугодие.

4)   Копит. и расточительство, много церковных

5)   Стегийское болото, гневные на поверхности, скучные на дне.

6)   Выпадает из Арист, еретики, кто просто отходит от христианства, епикурейство, Пылающие гробы

7)   Насильники всех видов: Тираны в кипящей, кровавой реке, Пир, Макурон; Самоубийцы – деревья; Насильники над естеством – гомосексуализм.

8)   Спуск при помощи Гериона – олицетворяет обман, аллегорическая фигура. Привлек лицо и голос, но тело дракона и скорпиона. Обман: воры, льстецы

9)   Колодец где томятся титаны, Антей спускает озеро Кацит: предатели. Иуда, Брут и Касий в люцифере

Чистилище.

7, на лоб 7 «р» - 7 грехов, очищается от них с помощью ангелов. В рай с помощью Беатричи.

Рай

9 небес, блаженство неодин, возрастает. Чем выше, тем меньше душ. Бог = любовь.

Новаторство в стиле поэмы: грубый комизм в Аду, воспроизведение атмосферы (Ад – тяжело, жара, холод, муки, описаны физически; Чистилище как земля; Высший уровень – светлее, Рай – свети свободное движение, музыка сфер). Различие между частями не очень различимы. Целостность – персонаж – Данте, субъективизм à предвещает начало возрождения.

Творчество Данте Алигьери - последнего поэта средневековья и первого поэта Возрождения.

Литература Возрождения в первую очередь начинает формироваться в Италии, находящейся на пересечении основных торговых путей. Развитие городов сопровождается демократизацией власти в них и бурным развитием культуры. Одним из наиболее влиятельных в тогдашней Италии городов -коммун была Флоренция - родина Данте (1265-1321). При изучении биографии Данте следует обратить внимания на важность политической борьбы гвельфов и гибеллинов в жизни поэта. Творчество Данте принято делить на три периода. Первый связан с деятельностью школы «нового сладостного стиля»и завершается созданием произведения «Новая жизнь» (1292 или 1293). Здесь необходимо отметить особенность построения произведения, близость образов к образам куртуазной поэзии (божественная возлюбленная), контрастирующую с выраженным личным, индивидуальным началом, пристрастие к значащим числам.

Второй период (1304-1313) ознаменован созданием трактатов «Пир», «О монархии», «О народном красноречии», в которых он раскрывает взгляды на мир, государство (вселенская монархия) и литературу (вырабатывает принципы литературного языка, обсуждает проблемы стиля), получившие воплощение в «Божественной комедии» (1301-1321). Представления Данте о строении Вселенной опираются на систему Птолемея, согласно которой Земля неподвижно находится в центре Вселенной, а вокруг нее вращаются Солнце, Луна и другие светила. С другой стороны, представления Данте основаны на христианской католической традиции, согласно которой, помимо Рая и Ада, загробный мир представлен Чистилищем, где души проходят посмертное очищение от грехов. Этические представления Данте базируются на этике Аристотеля, согласно которой грехи делятся на три группы:

1.    Грехи, связанные с невоздержанностью.

2.    Грехи, связанные с насилием.

3.    Грехи, связанные с обманом.

Вопрос о жанре произведения неоднозначен. Данте назвал его «Комедия», имея в виду ее мрачное начало и счастливый финал. Формально оно соответствует средневековому жанру видения, но оно далеко выходит за рамки любого видения средневековой литературы. Средневековая традиция сказывается и на форме произведения: Данте уделяет строит всю архитектонику загробного мира на значительных для христианства числах ( три части загробного мира, 9 кругов ада). Это сказывается и на размере произведения, написанного терцинами. В построении поэмы отмечаются и другие закономерности: все три части заканчиваются словом «звезды» и т. д.

«Божественная комедия» - образец средневековой многосмысленности, аллегоричности. Можно выделить по крайней три уровня смыслов:

1.    Философско-религиозный (в эту группу входят и многочисленные образы из античной мифологии).

2.    Историко-политический ( в эту группу в основном входят образы, связанные с итальянской действительностью времен Данте, но и образы из древней истории)

3.    Автобиографический.

Студентам предлагается проанализировать первую песнь произведения в соответствии с этими уровнями, а затем, анализируя произведение, распределить основные образы по уровням.

Особое внимание при анализе произведения важно обратить на его особенности, свидетельствующие о том, что оно знаменует приход новой эпохи. Важно, что «Божественная комедия» написана на итальянском языке, что делает ее доступной для понимания всех жителей Италии. Новое проявляется в изображении загробного мира. Тяжко материальная атмосфера ада, с ее контрастными состояниями, мрачными цветами постепенно ( а не резко, как в традиции) сменяется спокойной земной природой Чистилища, переходящей в земной, а затем небесный рай, где все -музыка, свет и свободное движение.Это новаторство и в области образов ( так, в средневековой литературе проводником по загробному миру мог быть лишь ангел, у Данте это римский поэт (!) Вергилий), так и в их оценке (он сочувствует грешникам Паоло и Франческе, с уважением относится к учителю БрунеттоЛатини, невзирая на его грехи и т. д.). 

Целостность все системе загробного мира придает введение субъективного начала, дантовского восприятия. Данте выступает здесь не только как автор, но и как персонаж, с выраженной личной оценкой происходящего, это проявляется и в его пристрастности (например, эпизоды, в которых упоминается папа Бонифаций УП), в его личных воспоминаниях, многочисленные встречи Данте со знакомыми людьми. Таким образом, соединение традиционной для средневековья тематики и построения произведения с выраженным личным началом, проявляющимся практически на всех уровнях «Божественной комедии» позволяет говорить о том, что она соединяет в себе лучшие достижения средневековой литературы и предвещает приход новой эпохи.

11. Возрождение. Понятие. Общая характеристика эпохи.

Литература эпохи Возрождения 15-17вв.

1)   Возрождение только в Италии.

2)   Возрождение – нет – этап развития Средневековья.

3)   Несколько этапов Возрождения.

Термин возник в 1в. В работе Джузеппе Вазари.

Возрождение человека – новое отношение к личности, библия толкуется по-другому.

Возрождение античности –

1)   Средневековье. Идея первородного грека, природа порочна, сосредоточено в теме. Служение кому-либо герой Средневековья.

2)   Возрождение. Идея творения – человек создан по образцу и подобно бога  человек божественен. Свои ценности, может всего достичь. Ценится творец и творчество Архетип – Леонардо да Винчи, Микеланджело. Человек может построить идеальное общество, поражает утопию, утопия в каждом крупном производстве. Ценность – свобода, вера человека, единство человека и души.

Реформация церкви. Политические причины: национальные государства окрепли внутри, осознают власть папы как излишнюю. Идеологическое ВЗ и отношение к человеку: в СВ человек – глуп и ничего не может; ВЗ человек может  перевод библии, отказ от института папы, монастырей, изменение роли священника (наставник).

Общая характеристика

Термин «Ренессанс» или «Возрождение» возникает еще в ХУ1 веке в работе итальянского историка искусства Д. Базари. Большинство исследователей согласны в том, что он означает, во-первых, возрождение человека, а во-вторых, возрождение античности.

В эпоху позднего средневековья меняется представление о роли человека. Гуманисты (деятели Возрождения) опираются в своих представлениях на религиозный тезис о том, что человек создается по образу и подобию Бога, а значит его разум и чувства - часть разума Бога. Средневековое осознание ничтожности и греховности человека уступает место восхищению его возможностями и способностями. Герой средневековой литературы служит чему-либо: Богу, королю, родине, Даме. Герой Возрождения самодостаточен, свободно выражает свои чувства и мысли. Появляется убежденность в том, что человек может построить идеальное общество по новым законам справедливости и равенства. В литературе Возрождения создается множество описаний идеальных обществ («Утопия» Т. Мора). Меняется отношение к деятелям искусства. Если раньше их искусство служило интересам той или иной группы людей или одного человека, труд художника приравнивался к труду ремесленника, то теперь художник осознает себя свободным, создает свои произведения по собственному усмотрению.

Идеал физической и духовной гармонии человека возрождает интерес к эпохе античности, языческий дух которой отрицался средневековьем. Теперь произведения античности осваиваются на всех уровнях, поэты Возрождения изучают основы поэтического мастерства античных авторов, в основном поэтов поздней античности: Овидия, Горация и др.

В эпоху Возрождения литература становится единой, различные типы литературы средневековья взаимодействуют и сливаются воедино.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 1751; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!