Стоглав. Содержание и историческое значение.



Стоглав - сборник постановлений церковно-земского собора 1551 в Москве. Итоговый документ - это ответы и вопросы. Источники собора: Библия, церковный устав и др. богослужебные книги, кормчие (сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде), различные канонические сборники. Более 180 списков.

ТЕРМИН. Название "Стоглав" с конца 16 в. В тексте памятника упоминаются наименования: соборное уложение или царское и святительское уложение (гл. 99). Итоговый документ, составленный на соборе 1551 года, при редактировании разбит на 100 глав, вероятно, в подражание царскому Судебнику 1550 года. Отсюда название Стоглавник, впервые упомянуто в приписке к одному из списков памятника конца 16 в. С 17 в. стала употребляться короткая форма - Стоглав.

Совещание с обсуждением, потом обработка материала (структура «Стоглава», последовательность расположения глав и их содержание).

СТРУКТУРА. Разделение на 100 гл: редактор стремился предохранить книгу от произвольного сокращения последующими переписчиками, от пропусков глав ( по мнению историка русской церкви Е. Е,. Голубинского).

Почти все списки начинаются оглавлением или сказанием главам. Заглавие первой главы  отражает содержание всего документа, служит в ряде списков наименованием всего документа (Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинах).

1гл. в общих чертах намечает программу Собора: Собор отвечает на вопросы царя, который предлагал темы для обсуждения. Участники высказывали мнения. Круг вопросов излагается бегло, путано, иногда есть ответы, иногда — нет. Составитель знакомит с документами, в соответствии с которыми принимались решения. Не имел права принять решение, расходившееся с канонической литературой. Часть упомянута: Правила святых апостолов, святых отцов церкви, Правила, установленные на Соборах духовенства, поучения канонизированных святых. В следующих главах список расширяется.

Для составления вопросов царь привлек членов «Избранной рады». 2 из них имели духовный сан (митрополит Макарий и протопоп Сильвестр), и поэтому их роль была значительна.

Гл. 6 - 40 содержат ответы на некоторые из первых 37 вопросов царя. Продолжение ответов в 42-й и последующих главах. Разрыв т.к. прения по ответам на царские вопросы, видимо, были прерваны появлением на Соборе царя. С этим связано, видимо, возникновение «вторых царских вопросов» (богослужение и нравы мирян).

Царские вопросы можно разделить на три группы: 1. интересы государственной казны 2. обличающие беспорядки в святительстве и монастырском управлении, в монастырской жизни 3. беспорядки в богослужении, обличающие предрассудки и нехристианскую жизнь мирян. Государство перепоручало область нравственности - церкви, видело идеологическую опору, поэтому желание видеть церковь единой, пользующейся авторитетом у населения.

Деление на 100 глав условно, как и название, многие списки оканчиваются 101 гл — приговор о вотчинах. Видимо, составлена после окончания работы собора.

РЕШЕНИЯ сборника касаются как религиозно- церковных, так и государственно-экономических из-за споров того времени о церковном землевладении; разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.

Рассуждения на нравственные и моральные темы. Неприятие разводов.

Укрепление церковной дисциплины среди духовенства и борьба против порочного поведения представителей церкви. Ростовщичества монастырей; пьянство монахов, роскошь священников, блуд. До монастырей не доходили деньги, т.к. оседали в карманах настоятелей. Вместе жили монахи и монахини, содомия и т.д.

Для белого духовенства тоже необходимы ограничения: слишком дорогие требы, нарушение обрядов, пьянство, ругань, драки священников, не одевают полное облачение, увлекаются мирскими игрищами, нарушают заповеди, нарушение крестоцелования (клятвы), резкое осуждение сексуальных извращений, бритья усов и бороды.

Некоторая нормализация земельных отношений, ограничение прав монастырей.

Унификация церковных обрядов и служб.

Двуперстное крестное знамение (31)

Сугубая «аллилуя» (дважды произносят), на третий: «Слава тебе Боже» (42)

Крестный ход по солнцу . До реформы Никона 1652 г. (3пестн, тригубаяаллилуя, ход против солнца)

Жесткая регламентация (по сути, введение «духовной цензуры») порядка переписки церковных книг, писания икон, строительства церквей и т.д.

Полномочия церковного суда; против пережитков язычества среди населения

Отмена «несудимых» грамот, все монастыри и приходские причты подсудны своим епископам. Светским судам запрещено судить духовных лиц. До этого церковный суд, вверявшийся епископами боярам, дьякам, десятникам, вызывал постоянные жалобы. Но эти должности не упразднены Собор (т.к. существовали и при митрополитах Петре и Алексее). Поэтому решено дать священникам право участия в судах через своих выборных старост и сотских, но законодатели не определили роль этих представителей.

ЗНАЧЕНИЕ. 1. Отражает нормы церковного права 2. Источник социально-экономической и политической истории. 3. Прослеживается борьба иосифлян и нестяжателей по поводу церковного землевладения и иные конфликты. 3. Содержатся картины из жизни народа, обычаи, уходящие корнями в языческую эпоху. Защищал интересы духовенства

Стоглав зафиксировал порядок богослужения, принятый в Московском государстве.

Резкость, некорректность реформ Никона 1652 вызвала недовольство духовенства и мирян, раскол церкви на новооборядцев (принявших реформы Никона) и старообрядцев. На Большом Московском церковном соборе 1667 положения Стоглавого собора были признаны написанными «неразсудно, простотою и невежеством»; подлинность Стоглава была подвергнута сомнению.

 

6. Нормативно-правовые акты периода Смуты XVII в. Приговор Первого земского ополчения. Собор 1613 г.

Начало 1600-х годов было временем страшного голода в России. Издаются указы о введении твердых цен. 3 ноября 1601 года указ в Соль Вычегодск «О введении твердых цен для борьбы со спекуляцией». Излишки хлеба отнимались. Указ от 28 ноября. Разрешалось выводить крестьян, а это могли делать обеспеченные люди. Кроме черноволостных и дворцовых земель. Вывод осуществлялся в течение 2-х недель. Тот, кто выводил выплачивал 1 руб. 2 алтына. Разрешалось выводить не больше 2-х крестьян. Крестьянами этот указ был воспринят, как вестник свободы.

Соборный приговор от 12 июня 1604 года. Борис Годунов стал ужесточать требования к служилым людям и жестче производить собирание войск. Лжедмитрий отметил главные указы этого периода.

1 февраля 1606 года указ о крестьянах.Предписано возвращать прежним владельцам крестьян, бежавших за год до голода и после голодных лет, а также бежавших в голодные года с «животы» (имуществом), т.е. не от страха голодной смерти. Крестьяне, бежавшие во время голода на окраины, закреплялись за теми владельцами, которые их кормили в голодные годы.

9 марта 1607 года издано уложение о крестьянах. 15-летний срок сыска и возвращения крестьян. Возвращаются с семьями. Крестьян надо выдавать с уплатой пожилого. 3 р/год + штраф государству за содержание беглого крестьянина. За мужчину - 10 рублей, за женщину - 3 р. Можно было нанимать на работу чужих крестьян без семьи на срок до 1 года с ведома владельца. Ни одного списка 17 века не сохранилось. Погодин, Веселовский, Беляев, Платонов считали, что это документ 18 века. Другие считали, что 17 века. В правление Михаила Федоровича действовал указ 1597 года.

Указы от 25 мая и 12 июня 1609 года. Приговор 1-го земского ополчения. Осень 1609 года. Открытое противостояние с поляками. Василий Шуйский ориентировался на наемников. Формируется первое земское ополчение. Без решения «Совета всей земли нельзя казнить и т.д.…» Повторение крестоцеловальной записи Василия Шуйского. Трубецкой - дворяне, Ляпунов - бояре, Заруцкий – казаки; то, что возглавляемая Ляпуновым группа называлась боярами это шаг к ликвидации местничества. Все старые земли до Смуты оставались. Земли из государственного фонда надо было раздавать беспоместным дворянам, участникам 1-го ополчения и остальным. «Дворянский приговор» - сохранение поместий. Новый летописец напоминает нам про самодовольство Ляпунова, который был убит 22 июля 1611 года. Дворяне стали разъезжаться по своим поместьям.

 

7. Соборное уложение 1649 г.

Уложение царя Алексея Михайловича (получившее в научной литературе наименование «Соборного») является крупнейшим памятником российского права, образцом достаточно высокой юридической техники, достигнутой русским законодателем к середине XVII столетия. В то время ни в одной из великих держав Европы не существовало законодательного акта, который бы объединял в себе почти все писаное уголовное, процессуальное и светское гражданское право. Россия сумела опередить по уровню систематизации своего законодательства многие из более развитых стран. Необходимо отметить, что Соборное уложение было первым в отечественной истории законом, напечатанным в виде книги и разосланным по всей России.

На подготовку Уложения ушло немногим более полугода. Для разработки его проекта - специальная комиссия под руководством князя Никиты Ивановича Одоевского. Переработка Судебников 1497 и 1550 годов, царских указов, боярских приговоров, решений Земских Соборов, уставных и указных книг приказов и др. Одним из важных источников является Литовский Статут 1588 года (свод юридических норм юго-западной Руси); немаловажную роль сыграли челобитные служилых людей — дворян и детей боярских. В 1649 года окончательный текст Уложения был принят на Земском Соборе.

Соборное Уложение весьма значительно по объему: оно состоит из преамбулы и 25 глав(подобно делению на 25 «граней» Сводного судебника 1606 г.), включающих 967 статей. От предшествующего законодательства его отличает довольно четко выраженная систематизация правовых норм, которые сгруппированы по определенным принципам в общие подразделы, имеющие конкретные объекты регулирования.

Исследуя текст Уложения, в его составе обычно выделяют 5 разделов:

1(главы I-IX) посвящен «государственному» праву (содержит нормы о государе и его дворе; паспортный устав; устав о военной службе; определяет составы таких преступлений, как подделка государственных документов и фальшивомонетничество; законы о выкупе пленных и т.д.);

2 (главы X-XV) содержит положения, касающиеся судоустройства и судопроизводства, а также нормы обязательственного права;

3 (главы XVI-XX) посвящен вопросам вещных прав, в частности, вотчинному и поместному землевладению;

4(главы XXI-XXII) содержит основные положения уголовного права;

5 (главы XXIII-XXV) составляет дополнительную часть, содержащую положения о стрельцах и казаках, а также о корчмах, табакокурении и т.п.

Соборное уложение уделяет особое внимание уголовно-правовой защите личности монарха, что объясняется необходимостью юридического закрепления авторитета молодой царской династии Романовых.

ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ:

  1. Преступления против Церкви
  2. Государственные преступления.
  3. Преступления против порядка управления (фальшивомонетчики, незаконно выехавшие заграницу)
  4. Преступления против благочиния (притоны, беглецы)
  5. Должностные преступления (взятки, военные преступления, неправосудие)
  6. Преступления против личности
  7. Имущественные преступления (кража, разбой, грабеж)
  8. Преступления против нравственности: (блуд жены, связи с прислугой и пр.)

Система наказаний выглядела следующим образом: смертная казнь(в 60 случаях), телесные наказания, тюремное заключение, ссылка, бесчестящие наказания, конфискация имущества, отстранение от должности, штрафы.

Уложение 1649 года явилось важным шагом на пути сближения двух форм феодального землевладения — поместного и вотчинного. Оно включает 69 статей, посвященных поместью, и 55 статей — вотчине. Поместья давались за службу, размер поместья определялся служебным положением лица. Поместьем феодал мог пользоваться только во время службы. Вотчина — условное землевладение, но они могли передаваться по наследству. Соборное Уложение 1649 г. разрешило производить обмен поместий на вотчины.

Закрепление в ст. 1 главы XI Уложения отмены урочных лет (срока сыска беглых крестьян, по истечении которого они уже не могли быть возвращены на прежнее место жительства).

Соборное Уложение подвело итог развитию всех отраслей права того времени. В нем много внимания уделено проблемам гражданского права — собственности, договорам, наследованию. Целые главы посвящены административному, финансовому праву, и, конечно, большое значение придается уголовному праву и процессу.

Система наказаний, предусматриваемых Уложением, по сравнению с предшествующим законодательством выглядит более усложненной и ужесточенной. Впервые в законе зафиксировано применение квалифицированной (изощренной) смертной казни: сожжения, залития горла расплавленным металлом, закапывания в землю по плечи и т. д.

В области процессуального права наблюдается усиление тенденции к расширению сферы «розыска», т. е. инквизиционной формы процесса, хотя состязательная форма («суд») по-прежнему превалирует и по объему подсудности стоит на первом месте.

В Уложении подробно расписан порядок «вершения суда»:

1. «Вчинание» — подача челобитной жалобы.

2. Вызов ответчика в суд.

3. Судоговорение — устное с обязательным ведением «судебного списка», то есть протокола.

Соборное уложение 1649 года закрепило основные черты политического строя и права России того времени. Уложение функционировало на протяжении более двух столетий. Оно открыло собою издание Полного собрания законов Российской Империи и было использовано при составлении Свода Законов, поэтому часть его норм формально сохраняла силу вплоть до 1917 года.

В 1669 году были приняты дополнительные статьи по «татебным делам» (о кражах, грабежах, разбоях и т. д.) в связи с повышением уровня преступности.

1649 год — Наказ о городском благочинии (о мерах по борьбе с преступностью).

1667 год — Новоторговый устав (о защите отечественного производителя и продавца от иностранной конкуренции).

1682 год – отмена местничества.

1683 год — Писцовый наказ (о правилах межевания вотчин и поместий, лесов и пустошей).

 

7.1. Законодательные акты княжеских канцелярий Северо-Восточной Руси 14-16в. Судебники 1497, 1550. (слишком больно)

Задолго до установления монгольского ига древнерусское государство распалось на три основных региона: северо-восточный, в частности, Ростово-Суздальское (затем Владимиро-Суздальское) и Рязанское княжества; северо-западный (Новгород и Псков) и юго-западный, в частности, Галицко-Волынское и Черниговское княжества.

Княжества юго-западного и северо-восточного регионов в целом обладали сходными политическими чертами. Поначалу они сохраняли монархическую форму правления и административную структуру, доставшуюся им в наследство от Древнерусского государства.

В дальнейшем же, в результате татаро-монгольского завоевания северо-восточный русский регион стал испытывать сильное влияние с Востока. Наиболее близкие к западному имперскому центру – городу Сараю (столице Золотой Орды) Рязанское княжество, Ростово-Суздальское княжество и его правопреемница — Владимирская Русь начали заимствовать из Орды черты, характерные для восточной деспотии.

Административная система в северо-восточной Руси строилась на основе сильной власти князя. Здесь князь играл лидирующую роль в политической жизни общества и административном механизме государства. Как уже указывалось, со временем удельный вес его власти неизмеримо возрос, а деятельность вечевых собраний угасла. После установления монголо-татарского ига княжеская власть здесь только окрепла. Князь, получивший от хана ярлык на княжение, как бы представлял на месте интересы Орды, был посредником между населением и ордынским царем (императором), использовал его авторитет и поддержку, в том числе военную. Безусловно, князь был ограничен в определенных отношениях вассальными обязательствами перед своим сюзереном (ханом), но при этом обладал почти полной автономией в делах внутреннего управления своим княжением. Заметим, что монголо-татары напрямую не вмешивались в сложившиеся политические институты и правовые отношения на захваченных ими русских землях. В итоге, князь обладал внутренним суверенитетом. Он имел все властные государственные полномочия – законодательные, административные и судебные. Его опорой и поддержкой продолжал оставаться совет, состоящий и теперь уже избираемый им из ближайших к нему бояр (боярский совет - прообраз Боярской Думы). В доход князя поступали подати с населения, различные пошлины и иные сборы (барщина, натуральные оброки с собственных дворцовых сел и владений).

Напомним, что в северо-восточной Руси князь был не один, а множество. Начало объединению и централизации земель данного региона, как это не удивительно, было положено, опять-таки, ордынскими ханами, которые для своего удобства учредили или, по крайней мере сохранили и поддержали, титул Великого князя Владимирского (а затем и «всея Руси») – формального главы, ответственного перед Ордой за все русские земли. Впрочем, децентрализующим фактором явилось то, что ханы часто передавали ярлык на Владимирское княжение от одного князя к другому. Это привело к ожесточенной борьбе между князьями за верховный титул и высшую власть, в результате которой сложилась следующая иерархия: Великий князь Владимирский и всея Руси - великие князья (Суздальско-Нижегородский, Ростовский, Рязанский, Тверской, Московский и т.д.) - удельные князья. В ходе дальнейшей междоусобной борьбы за власть и земли соседа, многие великие князья перешли в разряд удельных, а удельные князья благодаря этому, а также в результате наследственных дроблений земель уделов, лишались владетельных прав и превращались в князей служилых.

Особо значимое положение князя-правителя и наличие весьма крупных дворцовых (домениальных) земель в северо-восточном регионе предопределили и дальнейшее развитие в нем дворцово-вотчинной системы управления. Для которой было характерно (не без ордынского влияния) продолжающееся размежевание частных и публичных функций по управлению (намечающийся выход «Государева Двора» из состава «Государева Дворца»).

Местное управление в северо-восточной Руси осуществлялось удельными князьями, княжескими агентами (наместниками, волостелями, ездоками), феодалами (в отношении населения их вотчин), органами крестьянского самоуправления (на уровне сельской общины).

Распад Древнерусского государства усугубил различия в правовом развитии отдельных территорий Руси. В удельный период не существовало единого национального русского права. Однако региональные правовые системы объединялись, во-первых, общим историческим правовым базисом (правом Древнерусского государства). Во-вторых, Удельную Русь объединяли единые нормы канонического права, поскольку в период татаро-монгольского ига Православная церковь сберегла конфессиональную (религиозно-идеологическую и организационно-административную) общность на большей части русских территорий.22 Наконец, правовые системы земель северо-восточной и отчасти северо-западной Руси объединялись извне нормами ордынского права — государственного, налогового, административного (в частности, имеются в виду: общая подчиненность русских князей ордынскому царю; необходимость получения у него ярлыка на княжение; «ордынский выход» — уплата ежегодной дани; институт баскачества; выдача Ордой русским князьям и Церкви тарханных грамот, предоставлявших налоговый, судебный, другие иммунитеты).23

Дальнейшее развитие в рассматриваемый период получают и межгосударственные отношения, что вполне понятно, поскольку значительно увеличилось количество государственных образований. В источниках упоминается множество договоров, заключаемых русскими княжествами, землями между собой и с иностранными государствами. Иногда в них содержится достаточно любопытный правовой материал.

Основными источниками права в разобщенных русских землях продолжают оставаться юридический обычай и судебный прецедент, имеющие региональные отличия.25 Однако получает свое дальнейшее развитие и законодательство. Русская Правда подвергается редактированию, исходя из необходимости приспособления к местным особенностям и условиям, и, таким образом, из общерусского судебника превращается в локально-модифицированный нормативно-правовой акт регионального значения. Иными словами, поскольку Русская Правда по-разному применяется в различных землях, она уже как бы не одна: «русских правд» становится множество.

Нормотворчество северо-восточной Руси в период политической раздробленности характеризуется интенсивной законодательной деятельностью князей. Однако эта деятельность выражается в основном в издании массы актов индивидуального законодательства (княжеских грамот, наказов и т. д.), регулирующих мелкие, нередко частные, вопросы и отдельные случаи — казусы. Общеправовые вопросы затрагиваются в них достаточно редко. Но в целом постановления этих актов существенно дополняли и развивали нормы действующих источников права: количественные изменения в итоге переходили в качественные.

Среди дошедших до нас княжеских грамот большая часть относится к так называемым жалованным грамотам. Жалованные грамоты выдавались физическимлицам (феодалам-вотчинникам, значительно реже - купцам, ремесленникам, крестьянам), либо юридическим лицам (монастырям, храмам, сельским и городским общинам и т.д.). Они даровали им различные права (на землевладение, другую недвижимость, пользование различными угодьями), льготы и привилегии:

  • освобождали от податей, налогов, таможенных пошлин, иных повинностей (безданные, тарханные, обельные, льготные грамоты);
  • подчиняли суду землевладельца людей, живущих на его земле, либо, наоборот, освобождали кого-либо от суда (несудные грамоты),
  • запрещали наезды — вмешательство во внутренние дела жалуемого лица со стороны представителей государственной или местной власти (заповедные от ездоков грамоты) и т. д.

Особенностью княжеских жалованных грамот как законодательных актов являлось то, что они оставались в силе лишь до тех пор, пока правил даровавший их князь, а затем требовалось, чтобы его преемник дал подтверждение привилегии (запись об этом обычно делалась на оборотной стороне грамоты).

Специфичным видом жалованных грамот были грамоты уставные. Уставные грамоты определяли порядок местного самоуправления и действия правительственной администрации на местах, предоставляли, как правило, льготы и привилегии населению конкретной административно-территориальной единицы.

Существовало два типа уставных грамот. Старый, ранее известный тип грамот, определявших порядок местного государственного управления на отдельной территории («уставные грамоты наместничьего кормления» по дефиниции М.Ф.Владимирского-Буданова) и новый появившийся во времена правления Ивана IV тип грамот, определявших порядок местного самоуправления – так называемые уставные земские грамоты. К первому типу относится, например

Белозерская уставная грамота — правовой акт 1488 года, принятый после вхождения Белозерского княжества в виде наместничества в состав Русского государства двумя годами ранее. Памятник завершающего этапа кодификации русского права и образец политики Ивана Великого по интеграции новоприсоединённых земель. Некоторые нормы Белозерской уставной грамоты нашли применение в первом общерусском Судебнике 1497 года.

Белозерская уставная грамота, состоявшая из 23 статей, представляла собой сборник процессуального, административного и гражданского законодательства и действовала на территориях Белозерской земли в конце XV — начале XVI веков. Первая часть грамоты посвящена распределению полномочий между княжеской администрацией и местными органами власти, определялся порядок судопроизводства, в том числе в случае душегубства. Были установлены права белозерских торговых людей и размеры взимаемых с них торговых пошлин.

К наиболее ранним из известных грамот второго типа относится Уставная земская грамота волостей Малой Пенежки, Выйской и Суры Двинского уезда от 25 февраля 1552 года. Как и другие грамоты этого типа, она определяет порядок организации земских органов и их компетенцию, регламентирует функции местных земских изб в различных областях – полицейской, судебной, финансовой. Издание уставных земских грамот продолжалось вплоть до второй четверти XVII века.

Среди сохранившихся уставных грамот рассматриваемого периода наиболее важна Двинская уставная грамота, дарованная жителям Двинской области (район реки Северная Двина) Московским великим князем Василием I Дмитриевичем в 1397—1398 годах.

В ней устанавливается исключительная подсудность двинян двинским наместникам. Провозглашено невмешательство других чиновников великокняжеской администрации в дела двинского суда и управления. Предоставлены значительные таможенные льготы двинянам для ведения торговли в других областях, находящихся под властью Великого князя московского. Кроме того, Двинская уставная грамота регулирует некоторые вопросы судопроизводства, содержит целый ряд уголовно-правовых норм.

Часть норм Уставной грамоты (прежде всего в сфере уголовного права) близки к Русской Правде. В ее тексте встречаем те же понятия – «вира», «продажа», «извод» (свод). Но также обнаруживаем и много новшеств.

Двинская уставная грамота предусматривает следующие составы преступлений:

  • Против личности – убийство (душегубство), побои, нанесение ран, причинение бесчестия преставителю социальных верхов (боярину) - оскорбление действием или словесное оскорбление («А кто кого излает»).
  • Против собственности (имущественные) – порча межевых знаков, «татьба» (хищение).
  • Против правосудия – самосуд.

Что касается системы наказаний, то помимо штрафов, размер которых в ряде случаев дифференцирован, Двинская уставная грамота вводит новые (по сравнению с Русской Правдой) виды наказания – «пятнение» (клеймение) и смертную казнь через повешение (за неоднократный рецидив при хищении).

В вопросах судопроизводства Уставная грамота дозволяет обжаловать несправедливое решение двинского наместника в великокняжеский суд (суд самого Великого князя московского), определяет порядок рассмотрения таких дел. А также - регламентирует инициацию судебного процесса, вызов ответчика или доставку обвиняемого в суд (осуществлялось особыми должностными лицами – «дворянами и подвойскими»); устанавливает размеры судебных пошлин и сборов; предусматривает институт «поруки» (отдача на поруки как пресечение способов уклонения от суда и следствия); предписывает оформление судебных решений в письменном виде.

Двинскую уставную грамоту принято рассматривать как образчик московского законодательства, однако следует иметь в виду, что поскольку ее основная цель – предоставление таможенных и судебных привилегий жителям области, ранее принадлежавшей Великому Новгороду, то - возможно она основана в большей степени на новгородском, нежели московском праве.

 (Существенное содержание наместничьих грамот совершенно одинаково: в них определяется корм наместника, судебные пошлины и уголовные штрафы в пользу наместника, пошлины за вызов к суду и от ареста обвиняемого в пользу слуг наместника (его дворян); торговые и свадебные пошлины; далее определяется отношение судебной власти наместника к суду центральному, никто не может вызвать провинциала в Москву помимо местного правителя, но на неправый суд и беззаконные действия самого наместника жители имеют право жалобы великому князю; потом определяется состав лиц наместничьего управления (тиунов, праветчиков и доводчиков, назначаемых самим наместником), с целью оградить население от излишних поборов и издержек на них. Далее, воспрещаются незаконные действия со стороны слуг наместника (очевидно, те, которые были особенно обычны: например, вторжение незваными на пиры и братчины). Наконец, в Уставных грамотах содержатся иногда немногочисленные нормы материального уголовного права, но лишь по связи их с правами наместника на уголовный суд и пошлины.)

Были еще губные грамоты Они начинаются с 30-х годов XVI в. и продолжаются потом до конца XVII в. (несмотря на существовавший уже общий закон – Уставную книгу разбойного приказа). Губные грамоты, хотя и даются по просьбе самого населения, но менее имеют характер пожалования, ибо ими возлагается на население обязанность ловить и карать разбойников. Важное отличие губных грамот от уставных заключается в том, что губные обращены ко всему населению (со включением служилых классов). Содержание губных грамот, кроме учредительной части, где определяется избрание, состав и обязанности губных властей, – касается (более, чем в уставных грамотах) материального уголовного права. Общие черты их содержания составили потом общий уголовный закон. Губные грамоты также можно разделить два вида - на грамоты, вводящие на местах систему губного самоуправления, например, Губная Белозерская грамота 1539 года, и - губные наказы, объявляющие выборы на должности в системе губного самоуправления или вводящие на местах особые меры по борьбе с разбоем, например, Медынский губной наказ 1555 года.

Особое место среди грамот занимали акты в сфере финансового и таможенного управления. Они делились на грамоты, устанавливающие порядок государственного таможенного и финансового управления в определенной области, например, Белозерская таможенная грамота от 21 мая 1497 года, и - грамоты, определяющие порядок управления, отданного на откуп частным лицам.

Многочисленными оставались и жалованные грамоты, определяющие права частных физических и юридических лиц в области феодальной собственности на землю. Однако с конца XV века характер жалованных грамот несколько меняется от предоставления льгот и привилегий к их сохранению и даже некоторому ограничению.

Уставные земские грамоты суть грамоты, определяющие местное земское самоуправление, как оно установлено реформами Грозного. Они начинаются с 1552 г. и продолжаются до 2-й четверти XVII в. (важнейшие из них: Важская грамота 1552 г. и Двинская 1556 г.). Хотя грамоты этого рода имеют более широкие задачи, чем губные (так как земское самоуправление гораздо шире губного), но значение тех и других среди источников права одинаково. Вообще земские грамоты поглощают в себе и отчасти перерабатывают содержание как уставных наместничьих, так и губных грамот, касаясь финансового, полицейского, уголовного и отчасти гражданского права с точки зрения ведомства, компетенции земских учреждений. Все три рода уставных грамот имеют специальный учредительный характер. Впрочем, бедность норм, содержащихся в губных и земских грамотах, изъясняется уже отчасти существованием в то время общего кодекса в форме Судебников.

Из прошлого года про грамоты :

Духовные грамоты князей. Указано: 1) распоряжение государственными землями; 2) частными землями; 3) движимым имуществом. Духовная грамота Ивана Калиты. Сохранилось 14 духовных грамот московских князей: Донской – 2 грамоты; Василий I – 3 грамоты. Эти грамоты помогаю проследить, как менялись границы городов, перераспределялись земли.

Жалованные грамоты. Пожалования на новую землю или подтверждение прав на землю (боярам, купцам). Виды: 1) Жалованные - дарственные акты на имущества от государства частным лицам; они содержат в себе пожалование недвижимых имуществ, угодий и промыслов, или укрепляют сделки на недвижимые имущества между частными лицами, равно между этими последними и князем. 2) Льготные (иммунитеты) - содержащие в себе освобождение грамотчика от общих тягостей суда и дани; в них получивший пожалование освобождается от суда местных властей (с подчинением суду князя), а лица, живущие в его

имении, или вполне подчиняются суду своего землевладельца, или только частью (последнее гораздо чаще; обыкновенно владельцу вручается суд, кроме душегубства, разбоя и татьбы с поличным). То же и относительно дани и повинностей в пользу местных властей и пошлин при проезде и перевозке товаров. Жалованные-льготные грамоты – свидетельство отсутствия феодализма; 3) Охранительные грамоты - это акты, утверждающие общую законодательную норму в применении к частному случаю и лицу. Общие нормы не установляются этими грамотами, а лишь подтверждаются и санкционируются угрозами наказаний за их нарушение; самые же нормы предполагаются уже существующими или в силу обычного права, или в силу пожалования; например, каждому гражданину принадлежит право иска и назначения срока явки к суду против разбойников, воров и грабителей, но это право специально утверждается особой грамотой за известным лицом.

Указные грамоты. Различные указы. 1554, 1581 гг. (указы Грамоты в Брянск).

Кормленные грамоты. Подробно изучал Борис Флоря, полный список составил Антонов. Сейчас известно 159 грамоты и 13 фальсифицированных грамот служилых людей.

Кормления – отправка представителей княжеской власти на какую-либо территорию с правом взимания кормов и доходов. 2 вида грамот: 1. Краткая (какой человек куда направлен); 2. Пространная. Кормленщик отправляется на суд боярский. Кормленщик едет со своим аппаратом, может решать дела на месте. А если без суда боярского, то кормленщик не может решать сам. Грамота давалась на 1 год.

Уставные грамоты. Давались местному населению и определяли порядок управления в конкретном регионе (определяли права и обязанности местного населения). Известно более 10 грамот. Двинская (1397 г.). Белоозерская (1488 г.). Давались большим регионам. Уставная грамота не есть наказ, определяющий обязанности правителя, а пожалование прав населению провинции однажды навсегда. Существенное содержание наместничьих грамот совершенно одинаково: в них определяется корм наместника, судебные пошлины и уголовные штрафы в пользу наместника, пошлины за вызов к суду и от ареста обвиняемого в пользу слуг наместника (его дворян); торговые и свадебные пошлины; далее определяется отношение судебной власти наместника к суду центральному, никто не может вызвать провинциала в Москву помимо местного правителя, но на неправый суд и беззаконные действия самого наместника жители имеют право жалобы великому князю; потом определяется состав лиц наместничьего управления (тиунов, праветчиков и доводчиков, назначаемых самим наместником), с целью оградить население от излишних поборов и издержек на них.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 2279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!