Учение Гуго гроция о гос-ве и праве.



Гроций Гуго (1583-1645) – голландский юрист и политич мыслитель, основатель раннебуржуазного учения о гос-ве и праве, рационалистической доктрины естествен и международного права Нового времени. Делит право на: естественное – должное или недолжное по самой природе, а не в силу волеустановленного предписания людей или бога. Источником естественного права явл-ся не воля и интерес, а разумная природа человека, как социальн существа, кот-му присуща общительность с себе подобными. Волеустановленное право – право в более широком смысле – явл-ся правом, поскольку не противоречит разумной человеческой природе. Международное право – права, возникающие путем взаимного соглашения м/у гос-вами. Возникают в интересах совокупности всех сообществ, а не каждого в отдельности. Гос-во – следствие из естественных начал, проистекающее из требований естественного права справедливости и пользы, совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и пользы. Догосударственная стадия жизни людей – естественное состояние людей, без частной собствен-ти. По развитию ремесел, изысканного образа жизни развились пороки, справедливость и приязнь людей ослабли, появилась частная собственность. Люди объединились в гос-во не по божественному велению, но по собственной воле, убедившись в бессилии отдельных семейств. Т.е. государство – чисто человеческое установление, выступающее по социальному смыслу союзом большинства слабых и угнетенных против меньшинства – сильных и могущественных. Сущность верховной власти – суверенная власть, которая не подчинена другой власти. Общий носитель верховной власти – государство в целом. Носитель власти в собственном смысле – несколько лиц согласно законам и правам народа. Его классификация форм правления – царская (единодержавная), власть вельмож,

свободная гражданская община, демократическая республика. По его мнению форма не имеет существенного значения – народ может выбрать любую. Отрицательно относится к тирании и отдает предпочтение единаличной и аристократической власти, не отвергает демократическую форму. Не отрицая суверенитета народа, опровергает мнение что власть везде и всюду принадлежит ему. В вопросе права подданных сопротивляться верховной власти - противопоставляет закон о непративлении, отступления от которого только в случае крайней необходимости (в случаях, если вооруженное сопротивление подданных не причинит величайшего потрясения государству и гибели невиновных.

 

24. Соц-политич взгляды Спинозы.Спиноза был пантеистом – не признавал одного Бога, обожествлял всю природу. Был иудеем, а затем кальвинистом. Гос-ву передаются права в области управл-я, экономики, распределения. Гос-во имеет абсолютное право регулировать религиозные отнош-я – законы гос-ва в этом плане явл-ся абсолютными. Гос образования возникают у всех народов – считать разум критерием естеств права нецелесообразно. Естественное право заложено в самой природе, и она развив-ся по естественному праву. Бог не может существовать вне естественного права и не может его нарушить, несмотря на то, что он абсолютен. Природа у Спинозы разумна, она органично и правильно устроена, следоват-но, законы природы можно применять к человеческому общежитию. Гос-во – это верховная власть, кот. имеет право оценивать действия своих подданных и имеет право ограничивать их действия, может противоречить естественному праву. Гос-во образуется для общественной пользы – если гражданина - ограничением, то это для его же пользы. Гос-во не находится над людьми, оно упорядочивает отнош-я на основе одного эталона. Ограничения власти: власть определяется пользой населения; власть не распростр-ся на сферу личных отношений граждан; власть должна выполнять волю населения, т.е. власть связана обществ мнением. Спиноза отвергает право на восстание, но если гос-во нарушает свои обязательства перед гражданами, то оно нарушает нормы публичного права, и общественный договор с таким гос-вом ничтожен – население имеет право перезаключить договор. Сопротивление гос-ву в частном порядке незаконно. Все войны допустимы и война всегда ведется за право, т.е. цель войны – мир, возникший в результате договора. Таким образом, МП – право, которое создается людьми и отражает стремление природы к единству. Спиноза придерживается Аристотеля и выделяет 3 формы правления: монархию; аристократию; демократию.

Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!