Полемика «нестяжателей» и «иосифлян» (нет в маленьких)



ИППУ в системе исторических и юридических наук.

В системе юридических наук и юридического образования иппу является самостоятельной научной и учебной дисциплиной. В рамках этой дисциплины исследуются история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, а также истории политических и правовых теорий.

Правовые и политические учения прошлого имеют особое место в современном политико-правовом знании.

Соединение в современной юридической дисциплине политических и правовых учений объясняется внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и понятий, которые составляют комплекс государствоведения и правоведения.

Юридический подход к истории политической и правовой мысли очень важен для разграничения предметов изучения в политологии и в юридической науке.

Юридическая наука в целом изучает политические явления в их взаимодействии с правом, их существовании в системе определенного правопорядка.

Термины «политическое» и «государственное» различаются в разные эпохи и у разных авторов. Так, Аристотель, характеризуя человека как политическое существо, говорит, что люди умственно и нравственно развитые, будучи свободными, могут организовать совместную общественную жизнь на политических началах. Только лучшая форма правления обозначается им как полития.

В древнеримских источниках большее внимание уделяется учреждениям власти, должностным лицам и их полномочиям, публично-правовым моментам политической жизни, т. е. государственным аспектам общественного устройства.

Вплоть до современности сохранилось представление о более широком объеме «политического» по сравнению с «государственным».

ИППУ – дисциплина юридическая. В ней правовая мысль прошлого освещается в виде тех теоретических, концепций права и законодательства, в которых раскрываются понятие, сущность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни для характеристики правового и политического состояния общества в целом.

Своеобразие предмета истории политических и правовых учений состоит в том, что здесь предметом изучения являются не сами исторически возникающие политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания.

ИППУ сориентирована на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.

Закономерности развития государственно-правовой жизни и закономерности развития политической идеологии имеют единые основания, но полностью они не совпадают.

Периодизация ИППУ.

1 этап: Древний мир и Средние века. Период от возникновения права и государства (V–IV вв. до н.э.) до XV–XVI вв. Социальная структура общества определялась правом, не равным для различных сословий, а государство (чаще монархическое, чем республиканское) зависело от высшего, наиболее привилегированного сословия и состояло на страже общественно-правового неравенства. Люди в этот период делились на свободных и несвободных, привилегированных и непривилегированных, «своих» (граждан данного государства, членов касты или сословия и т.д.) и «чужих». Даже в наиболее развитых государствах, где имелись зародыши гражданского общества, при определении государства как «дела народного» под народом подразумевалась лишь малая часть общества (свободные, имеющие гражданство).

Попытки теоретического обоснования всеобщего правового равенства людей влекли за собой свирепые репрессии против политических мыслителей в сословных государствах.

2 этап: позднее Средневековье и начало Нового времени. Эпоха грандиозных сдвигов, поисков, открытий в области политико-правовой идеологии и вообще духовного развития Европы. Это время Возрождения, Реформации, Просвещения.

Происходит признание и утверждение всеобщего равенства людей перед законом. В политико-правовой идеологии по существу была сформулирована теоретическая модель бессословного, гражданского общества равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, предприимчивость и творческую инициативу, обоснован идеал общества, освобожденного от сословных границ, лишних запретов и излишней правовой регламентации.

3 этап: Новое и Новейшее время. Происходит становление и развитие гражданского (бессословного, промышленного, капиталистического) общества (XIX–XX вв.) – результат политических революций в ряде стран Европы XVII–XVIII вв.

Политико-правовая идеология дополняется рядом новых тем, порожденных сложностями развития современного государства и права гражданского общества.

Значительно шире получают развитие демократические теории подчинения государства народу. Обосновываются раз личные формы самоуправления, непосредственная и представительная демократия, выборность и ответственность должностных лиц, широкое осуществление политических прав и свобод. Выработка и осуществление политики происходит непосредственно народом и через зависимых от народа должностных лиц.

Также развивались идеи подчинения государства праву: людьми должно управлять не государство, а равный для всех закон.

Данные теории возникли еще в Древнем мире, но в этот период получили особенное развитие.

 

Полемика «нестяжателей» и «иосифлян» (нет в маленьких)

С конца XV в. Острую полемику стало вызывать экономическое положение церкви и её владельческие права, в особенности право, владеть населёнными землями и использовать подневольный труд живущих на ней крестьян, при этом активно обсуждались претензии церкви на вмешательство в политическую жизнь страны.

Направление политической мысли, выступившее с предложением реорганизации некоторых форм деятельности церкви и потребовавшее отторжения от неё всех богатств и лишения её права владения населёнными землями, а также категорически отрицавшее возможность вмешательства со стороны церкви в политическую деятельность государства, получило название нестяжательства.

Напротив, приверженцы сохранения существующих порядков и всех форм церковной организации и её экономического статуса стали называть стяжателями. Оба они исходили из внутрицерковных кругов и предполагали добиться улучшения церковной организации и деятельности, но по-разному представляли себе идеалы монашеского служения и статус монастыря. Определённые расхождения были между ними и по ряду других вопросов, но поскольку всё-таки их идеологи сформировались во внутрицерковной среде, то были между ними и общие черты.

Основателем доктрины нестяжания принято считать старца Нила Сорского(1433-1508). Наилучшим устройством человеческого общежития ему представляется такое устройство, при котором частная собственность отсутствует вообще. В XV в. В Московском государстве наиболее распространённой формой монашества являлся большой общежительный монастырь, как правило, обладавший значительными земельными владениями и использовавший все виды подневольного труда. Наиболее пригодной формой монашества Нил считает отшельничество, но это весьма трудный путь, пригодный для немногих, хорошо подготовленных для выполнения такой задачи, людей.

Более простым и доступным, по мнению Нила, является скитничество, которое представляет собой поселение «с единем или двемя братоми» на началах полной взаимности и братской поддержки. На труд Нил смотрит довольно широко и не возражает против каких-либо видов труда. Если нет насилия, и никто не ущемлён, то всякая трудовая деятельность дозволяется и поощряется. Нил Сорский действительно выступил как враг «всяких монастырских имуществ...ибо это непосредственно вытекало из его общего взгляда на сущность и цели иноческой жизни». Нил отказывал в предпочтении такой традиционной форме организации монашества, как монастырь. Монах не только не получает, по мнению Нила, спасения души, но, напротив, вступает на путь погибели.

Нетрадиционными являются и взгляды Нила относительно милостыни. Издавна считалось, что церковь употребляет своё имущество в первую очередь для раздачи милостыни. Нил рассматривает эту проблему в двух аспектах: брать милостыню и подавать её. Он прекрасно понимает ,что в трудных северных климатических условиях , да ещё при жесткой эксплуатации крестьянского труда не всегда можно заработать даже на скудное пропитание. В этом случае подаятелями у него выступают меряне, т.к. у монахов и монастыря ничего нет, ибо им «излишнее не подобает имети».

Другой злободневной проблемой было отношение к еретичеству и еретикам. Официальные церковные иерархии настаивали на преследовании еретиков, причём не только силами церкви, но и всеми средствами государства с применением казни. Нестяжатели не разделяли подобную точку зрения. Учения Нила вообще исключало возможность такого активного и жестокого воздействия на человека. Не дело истинного христианина осуждать ближнего, ему подобает «плакати свои грехи». Ни укорять, ни осуждать заблуждающихся не следует. Единственно возможная помощь заключается лишь в мудрой душевной беседе.

Стяжательская позиция была сформулирована основателем Иосифо-Волоколамского монастыря Иосифом Волоцким(1439-1515), имя которого и было впоследствии присвоено этому направлению мысли.

Теоретическим оправданием монастырского стяжания служило требование использовать его на «благие дела» (строить церкви и монастыри, кормить монахов, подавать бедным и т.д.).

Победа стяжателей на Церковном Соборе 1503 г. Ещё более усилила экономические и политические притязания иосифлянской партии.

Центральным в политической теории Иосифа Волоцкого является учение о власти. Он придерживается традиционных взглядов в определении сущности власти, но предлагает отделить представление о власти как о Божественном установлении от факта её реализации определённым лицом - главой государства. Властитель выполняет Божественное предназначение , оставаясь при этом простым человеком, допускающим ошибки, которые способны погубить не только его самого, но и весь народ.

В XV в. В России вновь обострился вопрос о еретиках. Иосиф Волоцкий предпринял доказать, что еретическое инакомыслие -- это не столько преступление против религии и церкви, сколько политическое преступление против государства, поэтому и преследовать оно должно силами и средствами государства. В этой части своего учения Иосиф в наибольшей степени выдвигает царство на первое место, поручая ему защищать церковь теми силами, которыми оно располагает как политическая организация.

Иосиф многократно повторяет, что к еретикам должны применяться пожизненное заключение и смертная казнь. Между еретиком и уголовным преступником всё время проводится прямая параллель, и эта параллель даёт возможность обосновать правомерность смертной казни, осуществляемой исключительно «царскими судами» по «грацким законам».

В итоге Иосифу удалось ввести церковную программу борьбы с еретичеством в сферу государственной политики. Решениями Собора 1504 г. Требования обличителей были удовлетворены и узаконено применение к еретикам пыток и смертной казни.

К середине XV в. Иосиф и его единомышленники стали влиятельными людьми в Москве, с мнением которых считались и митрополит и Великий князь. Политическая доктрина Иосифа выполнила роль той почвы, на которой в дальнейшем активно развивались демократические тенденции, подвергавшие критике тиран и тиранические методы правления.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!