Типологические показатели подсистемы



Согласных фонем в двух языках

Класс щелевых:

в английском языке — [f, Ɵ, s, ʃ , w, v, , ð,z, ʒ, h];

в русском языке — [ф, ф', с, с', ш, х, х', в, в', з, з', ж].

Класс аффрикат наиболее ограничен в обоих языках:

в английском языке — [tʃ, dʒ]

в русском языке — [ч, ц].

Класс сонорных:

в английском языке — [m, n, r, I, j, η];

в русском языке — [м, м', н, н', р, р', л, л', й].

Класс долгих согласных:

в английском языке — отсутствуют;

в русском языке — [ж':, ш':].


Наибольшие расхождения по инвентарю согласных фонем наблюдаются в классе щелевых, где имеются фонемы [Ɵ, w, ð, h], и в классе сонорных, где имеется фонема [η], отсутствующие в русском языке. В обеих подсистеме согласных существует корреляция по звонкости — глухости. В английской подсистеме 16 согласных из 18 образуют б коррелирующих пар:

[p-b]: pill-bill;  [f-v]: fat-vat; [t-d]: team-deem ; [s-z]: seal-zeal; [k-g]: coat-goat; [tʃ, dʒ]: rich-ridge.

В русском языке нейтрализация наблюдается двух случаях:1)нейтрализация оппозиции звонкость — незвонкость, когда снимается различительный признак звонкости;2)нейтрализация оппозиции звонкость — незвонкость, когда добавляется признак звонкости ко второму члену оппозиции.Нейтрализация оппозиции звонкость — незвонкость происходит во всех случаях, когда звонкая фонема находится в конце слова перед паузой или перед последующим словом без паузы перед глухим или сонорным согласным, а также перед гласным; в середине слова перед глухим согласным. При этом звонкие фонемы [б, б', в, в', д, д', з, з', ж, г, г'] изменяются в глухие [п, п', ф, ф', т, т', с, с', ш, к, к']: лоб [лоп], зябь [з'ап'], кров[кроф], кровь [кроф'], сад [сат], грудь [грут'], из [ис], грязь [гр'ас'], уж [уш], луг [лук].Английской подсистеме согласных явление нейтрализации

несвойственно. Звонкие фонемы, находящиеся в позиции конца слова или слогов, лишь частично утрачивают звонкость, но тем не менее они остаются вне оппозиции звонкость — незвонкость, как безразличные к данному противопоставлению. В русском языке наблюдается так называемая обратная тенденция,т.е. нейтрализация, когда глухие согласные в позиции конца слов приобретают признак звонкости, если они оказываются перед звонким согласным в позиции начала следующего слова в речевой цепи; ср. от города [ᴧд горъ?дл], с горы[з гАры] и т.д.

В русской подсистеме согласных наиболее четко выделяются 2типа оппозиций: твердость — мягкость и глухость — звонкость.Как отмечает В. К. Журавлев, оппозиция твердость — мягкость имеет тенденцию к усилению.В английском языке существенно важным является 1 тип оппозиции: глухость — звонкость.

В обоих языках наблюдаются случаи чередования согласных.Однако по своему фактическому характеру эти чередования различны.врус.существуют фонетические чередования,кот.представляют собой реализацию действующего в языке закона нейтрализации звонких фонем, например: сад [сат], но [сада].в англ.этот тип нейтрализации оппозиции звонкий-незвонкий не представлен-случаи фонетического чередования согласных отсутствуют. Другой тип чередования — исторические(традиционные)чередования есть обоих языках. Рус.: плуг — плужный;крюк — крючок-историческое чередование используется в словоформах одной и той же лексемы и при образовании слов, принадлежащих другой части речи.В английском языке исторические чередования носят более ограниченный характер, возникают при соотнесении 2лексем: divide-division; оppress-oppression.

Дистрибуция согласных фонем в английском языке характеризуется невозможностью появления заднеязычной носовой фонемы [η]в начальной позиции в слоге или слове, и фонемы [h] в конечной.

Типология супрасегментных единиц. Ударение и интонация

В просодической типологии выделяют просодию слова (ударение) и просодию предложения (интонацию). По просодии слова языки разграничиваются на основе четырех переменных (критериев): 1) природаударения (ударение м.б.силовы, или динамическим, если оно определяется силой выхода; музыкальным, если оно связано с высотой тона; количественным, если оно сопряжено с долготой звука); 2) место ударения в слове (м.б.неподвижным, или фиксированным, если оно прикреплено к определенному слогу в слове; подвижным, если оно может перемещаться в слове с одного слога на др); 3) качество ударения (главное удар-е выполняет свою осн выделит ф-цию; второстеп удар-е – более слабое, выполняет вспомогат ф-цию); 4) функции ударения (смыслоразличительная, если оно служит для различения отдельных лексических единиц, н-р мук’а - м’ука, и форморазличительная – для различения словоформ одного и того же слова, н-р зим’ы-з’имы).

Тип ударения в каждом языке устанавливается по преобладающим артикуляционно-акустическим признакам - мелодическому, динамическому или количественному. Ведущим признаком и в английском, и в русском языках является силовой, динамический признак. Расхождения между ними выявляются в сопутствующих признаках: вторым по значимости в русском языке является количественный/качественный компонент, в английском языке - мелодический компонент, что связано со значимостью долготы гласного в системной фонологии английского языка.

По качеству ударения русский язык относится к языкам с одним ударением в слове, главным; в английском же языке в многосложных словах присутствуют ударения, разные по качеству - главное, вторичное и даже третичное, что объясняется т.н. ритмической тенденцией, или ритмизирующей функцией словесного ударения, проявляющейся в обязательном чередовании ударных и безударных слогов. Это обусловлено типологичностью чередования односложных ударных знаменательных и безударных служебных слов в синтагматической цепи английского языка как языка доминантно изолирующего типа и переносом данной ритмической модели на акцентуальную структуру многосложных слов.

По функции, помимо универсальной кульминационной функции, ударение в слове в русском языке еще выполняет смыслоразличительные и форморазличительные функции. В английском языке этому препятствует фиксированность ударения в слове.

Интонация – комплексное явление, основными компонентами которого являются 1) мелодика, т.е. высота и движение тона; 2) интенсивность - сила или громкость звучания, проявляющаяся во фразовом ударении; 3) длительность и темп произнесения, а также паузы; 4) ритм (регулярное воспроизведение соизмеримых интонационно-ритмических единиц; 5) тембр. Основные смыслоразличительные функции выявляются в рамках сопоставляемой единицы интонации – интонемы, или синтагмы, которая определяется как отрезок речевой интонации от начала движения тона до его завершения, чаще всего ограниченный паузой, состоящий из предударной части, шкалы и завершения, накладывающихся на одну смысловую группу. Основными из перечисленных интонационных компонентов для смыслоразличения в интонемах (синтагмах) являются мелодика шкалы, которая бывает трех основных видов – с понижением тона, с повышением тона и с ровным тоном, и мелодика ядерного тона, или фразовое ударение, т.е. выделение главного по смыслу компонента в синтагме, которое бывает нисходящим, восходящим и ровным. Во всех данных компонентах прослеживаются общие и отличительные черты в интонемах русского и английского языков.

Мелодика характеризуется движением тона.

Существует восходящий, нисходящий, ровный тоны.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 756; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!