НЕОТОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА МАРИТЕНА



Неотомистская теория права Жака Маритена

 

Жак Маритен (1882—973) —французский религиозный философ, представитель неотомистской теории права1.Эпоха. Две мировые войны. Создание международных институтов, призванных защитить права человека (ООН,Всеобщая декларация прав человека и др.). Все это обусло-вило обращение католического философа Маритена к проблеме прав человека.

Биография. Родился в протестантской семье, но затем принял католичество. В 1899 г. поступил в Сорбонну, гдеизучал естествознание и философию. В университетские1 Неотомизм (нео + томизм) —от имени христианского теолога XIIIФомы (Thomas) Аквинского.годы увлекался философскими теориями: христианским социализмом Ш. Пеги, интуитивизмом А. Бергсона, религиозными идеями Л. Блуа, под влиянием которого в 1906 г принял католическое вероисповедание. Книга Фомы Аквинского ≪Сумма теологии≫, прочитанная Маритеном в 1910 г., произвела переворот в его сознании. Многие годы Маритен посвятил преподавательской и политической деятельности: читал лекции не только во Франции, но и в США, Англии, Канаде. С 1940 по 1945 г. —профессор Принстонского и Колумбийского университетов. Затем в течение нескольких лет —посол Франции в Ватикане. В 1948—960 г. —вновь в Принстонском университете. Сыграл важную роль в процессе обновления французского католицизма. Умер в Тулузе (Франция) в 1973 г. Логическое основание политико-правового учения. Правовое учение Фомы Аквинского и философские учения XX в. (экзистенциализм и др.). Вслед за Фомой Аквинским Маритен считал, что естественное право восходит к вечному божественному закону (lex aeterna), который является идеальным рациональным планом управления миром, замыслом Бога, которому подчинено все то, что небожественно, но согласно которому мыслящее существо несравнимо выше, чем другие божьи сознания: ≪Естественное право есть закон лишь потому, что оно сопричастно Вечному закону≫.Основные работы: ≪Права человека и естественный закон≫, ≪Человек и государство≫, ≪Моральная философия≫,≪Интегральный гуманизм≫.

Содержание политико-правового учения. Понятие естественного права и проблемы его познания. Маритен поставил перед собой цель —вписать вопрос о естественном праве в современную для него философскую мысль XX в., опираясь на правовое учение католического философа XIII в Фомы Аквинского Маритен дистанцируется от понимания естественногоправа школами: — юридического позитивизма. Для представителей этой школы (Дж. Остин и др.) естественное право представляет-ся лишь метафорой; — рационалистического естественного права. Для пред-ставителей этой школы (начиная с Г. Гроция) естественное право —это реальность, открытая для своего понимания человеческим разумом Маритен рассматривает естественное право с онтологической и гносеологической точек зрения. С онтологической точки зрения естественное право — это правила человеческого поведения, которые обусловлены одинаковой человеческой природой и совместимы с ней. Раскрывая понятие человеческой природы, Маритен утверждал: ≪Человек есть существо, наделенное разумом≫;≪имеет цели, которые с необходимостью соответствуют его сущностной конституции и которые одинаковы для всех≫. Естественное право обеспечивает нормальное функционирование человеческого рода. Все многообразие правил естественного права соответствует всем моральным законам (не только исходным и основополагающим, но и малозначительным, не только осознаваемым сейчас, но и тем, которые люди осознают в отдаленном будущем) Маритен вносит элементы неопределенности и динамичности в понимание естественного права, поскольку невозможно дать всеобъемлющую характеристику сущности человека:

 

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 1075; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!