СОЛИДАРИСТСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВО И ПРАВО



Солидаризм как политико-правовое учение возникло благодаря Огюсту Конту. Для соли-даризма характерно неприятие идей о существовании субъективных прав, дестабилизирующих общество.

Центральным понятием солидаризма является солидарность. Данный термин был введен в социологию Контом. Все классики социологии XIX в. уделяли большое внимание понятию «солидарность». Оно оказывалось решающим фактором в жизни общества. Солидарность была той составляющей, которая позволяет социуму существовать.

Солидаризм разрабатывался в социологическом реализме Э. Дюркгейма (1858–1917). Дюркгейм выделяет два типа общества – традиционные и индустриальные. В первых единство в обществе поддерживается так называемыми коллективными представлениями. Это религиозные обряды, ритуалы, традиции. В индустриальном обществе солидарность достигается за счет разделения труда. При этом и трудящиеся, и буржуазия играют важную роль в системе общественного производства материальных благ.

Идеи Дюркгейма развивает французский политический деятель Л. Буржуа. Государство и индивид – абстракции. Реально существуют лишь некие общности людей на основе коллективного жительства.

Основная заслуга разработки концепции соли-даризма принадлежит Леону Дюги (1859–1928). Он развивает идею о том, что общество основывается на классовой дифференциации. Последняя – следствие неравенства. Зависимость между классами Дюги обозначает термином «солидарность». Однако каждый класс выполняет важную роль в производстве общественных благ.

Дюги критикует марксистскую концепцию классовой борьбы, он называет идеи революционного насилия преступлением против самого общества и солидарности. Каждый класс необходим в обществе, поскольку выполняет определенную роль. Дюги согласен с идеологами анархизма, проповедующими автономию экономики.

По мнению Дюги, рабочие должны бороться за свои права мирными средствами. Они вправе ограничить эгоизм своих работодателей, но не более того.

Не стоит уравнивать всех людей, это – варварство. По природе люди неравны между собой. На этом основании Дюги отвергает опыт революций. Именно поэтому буржуазия выполняет важную роль – роль собственника.

В отрицании субъективного права Дюги доходит до объявления человека лишь частицей социального организма. Человек – винтик огромной социальной машины.

Голосование в парламенте, по Дюги, ни в коей мере не отражает сути общей воли. Даже парламент не столь могуществен, сколько власть исполнительная. Между тем общество движется к состоянию отсутствия господствующего класса. По Дюги, будет реализовываться равновесие интересов всех социальных групп по принципу солидарности. Леон Дюги (1859–1928), был защитником социально-юридического (т. е. позитивистского и социологического) понимания права, с некоторыми отступлениями в пользу естественно-правовой традиции.

Дюги считал, что в связи с возникновением нового общества (общественного строя) метафизической концепции субъективного права уже нет места, и она уступает место понятию объективного права, налагающего на каждого члена общества социальную обязанность.

Институционализм появился на базе своеобразного истолкования того факта, что существующие в каждом обществе коллективы (социальные общности, учреждения), такие как семья, добровольные ассоциации, а также коллективы, организованные во имя удовлетворения умственных и иных запросов, следует воспринимать учреждениями интегративными, т. е. обеспечивающими сплочение общества в нацию-государство.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Л. И. ПЕТРАЖИЦКОГО

В начале прошлого века была опубликована работа Л. И. Петражицкого «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». В своей работе Петражицкий определяет право как явление нашей индивидуальной психики. Петражицкий признает различия между правом и нравственностью, но главное различие между ними он видит как различие между чисто императивным характером нравственных импульсов и императивно-атрибутивным характером права. «Императивность» в толковании Петражицкого выступает как индивидуально-личностное сознание долга, а «атрибутивность» – это сознание «своего права».

Для нравственности важен момент добровольности в исполнении обязанностей, а для права важно исполнение обязанностей.

Одним из важных выводов теории стало положение о том, что роль права в общественной жизни важнее роли нравственности, поскольку пассивная этическая мотивация в этом плане уступает активной этической мотивации (сознанию правомочности).

Правовой психике свойственно двустороннее мотивационное действие – наряду с пассивной этической мотивацией (сознанием долга) имеет место активная (сознание управомоченности), так что получается соответственно координированное индивидуальное и массовое поведение.

Петражицкий выделяет такие специальные функции права, как «распределительная» и «организационная». Кроме того, к заслугам Петражицкого относят освобождение теории права от узкого юридического догматизма. В этом вопросе он создал учение о многообразии нормативных фактов и видов положительного права. Петражицкий насчитал целых 15 видов положительного права. Он различает книжное право, для которого нормативным фактом служит авторитет книги, преимущественно юридического содержания (имеются в виду священные книги, сборники обычного права, научные трактаты и Свод законов Юстиниана); далее следуют «право принятых в науке мнений», «право учений отдельных юристов или групп их», «право юридической экспертизы»; «право изречений религиозно-этических авторитетов (основателей религий, пророков, апостолов, святых, отцов Церкви и т. д.)» и «право религиозно-авторитетных примеров, образцов поведения», «договорное право», «право односторонних обещаний», «программное право» (программное заявление органов государственной власти), «признанное право» (признание известных прав и обязанностей одной из сторон юридического отношения).

 «Прецедентное право» усматривается в деятельности государственных учреждений и в международном праве. Различается также «общенародное право как везде существующее право» (нормативным фактом для него служат ссылки на то, что «так принято во всем мире», «у всех народов»).

 

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!