Проблема самобытности культур разных народов и их взаимовлияния и взаимообогащения



Проблема творческого взаимодействия и взаимообогащения культур разных народов всегда волновала Дмитрия Сергеевича. Ей, помимо достаточно кратких высказываниях в «Письмах о добром и прекрасном», он посвятил еще несколько статей. В одной из них – «Патриотизм против национализма» ученый подчеркивает, что преувеличенная похвальба своим чужда русскому народу и никогда не была в почете. Автор также приводит факты, показывающие, что русские постоянно жили в мире со многими народами, и при этом их культура и литература всегда были «открыты» и «восприимчивы» к достижениям других культур.[21]

И действительно, мы знаем, что иностранные ремесленники, художники, писатели (греки, французы, сербы, немцы, итальянцы), часто приезжали и оставались в России, занимаясь творчеством, и сами русские писатели, композиторы, художники вводили образы, мотивы, идеи других национальных культур в свои произведения. Вспомним такие произведения А.С.Пушкина, как «Подражание Корану», «Бахчисарайский фонтан», кавказские повести Л.Н.Толстого. В XX веке обращаются к теме Кавказа И.А.Бунин, В.Я.Брюсов, В.В.Маяковский, С.Есенин и другие поэты и писатели. Она входит в поэзию Б.Л.Пастернака, Н.С.Тихонова, Н.А.Заболоцкого, других советских поэтов.

При этом, по мнению Д.С.Лихачева, интересно, что свойства русских литераторов «находить какие-то дурные стороны во временном бытии нации» стоит у них рядом «с умением замечать лучшее в других народах». Даже в древнерусских памятках говорится и о храбрости татарских защитников Казани, и с сочувствием передается плач казанской царицы Сююмбики[22].

Мы знаем также, что в лучших произведениях древнерусской литературы – например, в самом древнем оригинальном памятнике XI века «Слове о законе и благодати» первого в истории церкви на Руси митрополита Илариона ярко выражена мысль, по словам Д.С.Лихачева, «о том, что все народы равноправны и все совершают общее дело для всего человечества»[23]. Как подчеркивают современные исследователи, христианская идея равноправия всех народов в этом произведении – его основная внешнеполитическая линия.[24]

  По словам Д.С.Лихачева,именно патриотизм, в отличие от национализма – это творческое начало, которое может вдохновить всю жизнь человека. Потому что «истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно». Национализм же, «отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее».[25]Культура должна быть открытой – подводит итог своим размышлениям автор.

Мы можем добавить, что только тогда она и является подлинной культурой, про которую один из мудрых молодых пользователей интернета написал, что такая культура вытекает из врожденной способности человека творить, уподобляясь в этом, как и в Добре и Любви, Творцу. Поэтому она является «мощным противоядием против всех навязываемых стереотипов, против любой попытки солгать вообще».[26] А к этим затемняющим светлое сознание человечества стереотипам относится и такой подменяющий подлинное чувство любви к родине и своему народу стереотип, как исключительность и превосходство своей национальности над всеми другими.

Первого сентября 1995 года на площади Гуманитарного университета профсоюзов в День знаний Д.С.Лихачев провозгласил отточенносформулированную идею своего проекта преамбулы Декларации прав культуры. Она подводит итог всем основным просветительским идеям ученогои становится, по словам исследователей его творчества, своего рода вершиной его жизненного пути: “Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла.”[27]Это высказывание называют посланием ученого мировому сообществу, посланием в будущее.Следовательно, культура, как подчеркивает ученый, и есть та сила, которая способствует развитию и сохранению жизни на планете. Поэтому подлинный патриотизм и культура тесно взаимосвязаны.


4. «Диалог культур» как настоящий способ разрешения современных межнациональных конфликтов и его примеры в творчестве знаменитых русских писателей

В работе «Заметки о русском» Д.С.Лихачев остро ставит проблему исчезновения в связи с «глобализацией» (как бы мы сейчас назвали этот процесс) «бесценных сокровищ» культур малых народов, но подчеркивает, что если народ свободен от «комплекса неполноценности», то при подлинном диалоге культур он все равно никогда «не потеряется, не растворится среди других». Наоборот, именно общение народов между собой способствует развитию их собственных культур – их взаимообогащению[28].

По Лихачеву, национальные особенности каждого народа – именно то, что может привлекать другие народы к познанию этих иных самобытных культур. Иначе жизнь человечества без этих индивидуальных различий была бы «скучной, серой»[29], и это выхолащивало бы любовь и к своему, родному, как непохожему на другое, точно так же, как и интерес к этому другому.

История культуры убеждает нас в том, что при творческом позитивном развитии сознания человечества, наоборот, национальные различия становятся тем фактором, который пробуждает живой интерес к другим народам, заставляет что-то в них открыть и полюбить по аналогии со своим собственным, своеобразным, не похожим на другое, – помогает подойти к сознанию этого народа объективно и многое в нем понять.

В своем осмыслении того, как выявление национальных особенностей разных народов и их творческое развитие взаимообогащает эти народы и способствует развитию всего человечества как единого целого, Лихачев обращается к уникальным высказываниям Ф.М. Достоевского. Этот писатель в статье «Два лагеря теоретиков…» писал, что упоминая национальность, мы имеем в виду не национальную исключительность, которая часто идет в разрез с интересами общества, - мы разумеем под ней истинную национальность, которая, наоборот, действует в интересах всего человечества. По мнению Достоевского, судьба между народами распределила задачи: улучшить и развить ту или иную сторону «общего человека». Только тогда человечество совершит полный «цикл развития», когда каждый народ применительно к своим способностям исполнит свою задачу. Разницы как таковой в «народных задачах» нет, ведь в основе каждой народности лежит общий человеческий идеал, хоть и оттененный красками национальной культуры. Проблема в том, что очень редко народ понимает свои истинные, а не ложные интересы, и поэтомународы ищут своей славы только в пустом первенстве среди своих соседей[30].

Современные ученые, культурологи в русле многих идей Лихачева, намечая возможные позитивные векторы развития современных цивилизаций и народов, выказывают сходные идеи о том, что «развитие каждой локальной цивилизации» осуществляется «не столько под влиянием внутренних процессов и механизмов», сколько в силу характера и уровня взаимодействия ее с другими цивилизациями. Эту форму взаимодействия на рубеже XX-XI века стали называть «диалогом культур». «Диалог культур» рассматривается как способ гармоничного и продуктивного взаимообогащения культур и достижения согласия относительно фундаментальных ценностей цивилизации.[31]

   Творческое взаимовлияние плодов культуры и духовной мысли разных народов, в частности, влияние мотивов, традиций, духовных достижений других народов на произведения русских писателей, поэтов, композиторов, философов широко известно. Так, в знаменитом «Подражании Корану» А.С.Пушкина в яркой поэтической форме передано общечеловеческое содержание вопросов веры и безверия, мужества в исполнении божественной воли, дерзновенного исповедания истины перед «нечестивыми», гордыни и смирения, свободной воли человека, чести, стремления к высокому. Это внятно одинаково и мусульманской, и христианской культуре.

А.С.Пушкин предпринимал также два кавказских путешествия, второе из которых нашло отражение в его книге «Путешествие в Арзрум»,в поэме «Кавказский пленник», в стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «Монастырь на Казбеке», «Делибаш», «На холмах Грузии», «Дон» и др. В этих произведениях воспеваются красоты кавказской природы, выразительными штрихами передаются особенности характера, поведения кавказских народов.

Кавказ, Кавказский край, занимает исключительное место в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.По словам В.Г.Белинского, «юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии, так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно величавой природы, как Лермонтов…»[32]. Кавказские мотивы отразились в таких его произведениях, как «Мцыри», «Черкесы», «Кавказский пленник», «Измаил-Бей», «Аул-Бастунджи», «Герой нашего времени».

В своей знаменитой поэме «Мцыри» Лермонтов создает яркий, мужественный, не сломленный даже, казалось бы, всевластными обстоятельствами судьбы свободолюбивый характер главного героя – сына кавказских народов, попавшего в плен и всю свою недолгую жизнь положившего на то, чтобы вырваться из него на желанную родину. Авторы литературоведческих работ о Лермонтове подчеркивают, что истоки трагедии «Мцыри» лежат глубоко в истории народов Кавказа: «Лермонтов любил этот край и глубоко уважал непобедимо-гордый дух людей, населяющих его территорию. Бесконечные войны не могли сломить их свободолюбивый национальный характер, даже наоборот, закалили его. И вот дитя такого народа попадает в плен, да не куда-нибудь, а в монастырь. Более жестокую насмешку судьбы трудно себе представить,
ведь ребенок был уже достаточно большим, чтобы помнить жизнь в родном ауле. Монахи думали, что мальчик со временем привык к плену, считали даже, что «...он хотел во цвете лет изречь монашеский обет», но они глубоко ошибались»[33].

Мотив общечеловеческого единения народов и снисхождения даже к врагу другой национальности отчетливо звучит и в таком знаменитом произведении Л.Н.Толстого, как «Война и мир». Так, русские в этом романе проявляют сострадание к измученным холодом и войной французам: встретив в лесу голодных и замерзших капитана Рамбаля и его денщика Мореля, «солдаты окружили французов, постелили больному шинель и обоим принесли каши и водки», а один русский солдат сказал: «Тоже люди.… И полынь на своем кореню растет». И сам русский полководец Кутузов, которыйосматривает свои полки после победного Красненского сражения и благодарит их за ратные подвиги, проявляет милосердие к бегущим из России французам. Он жалеет их, так как понимает, что они действовали по приказу Наполеона и руководствовались не только своей волей. Выступая перед солдатами Преображенского полка, Кутузов говорит: «Вам трудно, да всё же вы дома; а они видите, до чего они дошли. Хуже нищих последних».[34]

Проблема проявления милосердия к врагу поднимается и в произведениях русских писателей XXвека. Так, в повестиВ.Л.Кондратьева «Сашка»главный герой во время немецкой атаки захватил в плен немца. Сначала он воспринял его как врага,но,присмотревшись, увидел в нём обычного человека,такого же,как и он сам.Герой пообещал немцу жизнь, сказал ему,что русские не звери и не станут убивать безоружного.Однако немец не стал ничего рассказывать комбату,и поэтому тот дал Сашке приказ застрелить его.Рука Сашки не поднималась на безоружного,так похожего на него самого солдата.В итоге комбат,осмыслив доводы,решил отменить свой приказ, и победила сашкина человечность.
   Известно, что русские люди, как воевавшие, так и гражданское население, в большинстве своём не были враждебно настроены по отношению к пленным немцам и проявляли им сочувствие во многих бытовых случаях.

   В качестве примера мирного сосуществования и взаимовлияния культур разных народов Д.С.Лихачев приводит факты интереса русских в разные периоды истории к изучению языков,обычаев, культуры соседних народов, говорит осложившихся основах и формах их мирного общежития. При этом ярким, показательным, по его мнению, является факт исконного многовекового сосуществования на территории России славянских, тюркоязычных и финно-угорских народов, а также дружественные по духу просветительские миссии русских купцов, воевод, духовных лиц к коренным народам Сибири и Аляски[35].


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 636; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!