Роль патриотизма в формировании человека и народа



В связи со всем сказанным в «Письмах о добром и прекрасном» Лихачев поднимает важную проблему «содержательности» патриотического чувства, которое не должно быть голословным, а должно проявляться в конкретных действиях, поступках, в жизни человека. Он говорит, что любовь к родине- это не что-то «отвлеченное», это также любовь и уважение к своей родной местности, к памятникам ее культуры, и гордость  ееисторией.[14]

В «Заметках о русском» ученый, привлекая наше внимание к седьмой книге С.М.Соловьева «История России с древнейших времен», пишет о том, что восхваление и вознесение национальных особенностей чужды по-настоящему русским людям и не могут их увлечь[15]. И действительно, многие русские писатели и мыслителиXIX-XX веков, такие как Д.И.Фонвизин, П.Я.Чаадаев, Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.П.Чехов, И.А.Бунин и другие,даже, наоборот, акцентируют многие пороки своего народа, видя в этом свой долг и свою нравственную задачу.С большой сатирической силой Гоголь, Щедрин, Крылов с помощью «видимого миру смеха», но под влиянием «невидимых миру слез» о родной стране пытались с горечью и юмором обличать эти недостатки. И это не мешало им горячо любить родину и быть патриотами, посвятившими ей всю свою жизнь и свое творчество.Лихачёв обращает свое внимание на то, что подлинный патриотизм и связан с серьезным видением своих пороков, которые нужно исправить.

Вспомним, например, «Философические письма» П.Я.Чаадаева (1836), с болью говорившего в первой половине XIXвека о причинах «застоя» России на пути своей самобытной истории. Этого мыслителя, как известно, объявили в обществе того времени сумасшедшим, хотя на самом деле, очевидно, он скорее и был подлинным патриотом, ратовавшим за настоящее духовное и социально-экономическое развитие родной страны по примеру эволюции других земель и цивилизаций, которые входят в его осмыслении во всемирное «братство» народов. Исследователи говорят о том, что в фамилии главного героя знаменитой комедии Грибоедова – Чацкий - есть отголоски имени этого известного мыслителя. Мы помним, что среди тех идей, которые излагал Чацкий,есть и мысль о неэффективности слепого подражания России западу и идея развития самобытной русской культуры.

Д.С.Лихачев ссылается также в своих рассуждениях на статью Ф.М.Достоевского «Два лагеря теоретиков…», где говорится о том, что русский народчасто с «беспощадной силой» выставляет на всеобщее обозрение свои «язвы» и склонен к самобичеванию, хотя временами это происходит несправедливо, поскольку это связано с его склонностью к «негодующей любви к правде, истине…»[16]. И далее Достоевский, также приводя намв пример Гоголя и Щедрина, подводит нас к мысли о том, что такая «отрицательная» литература может быть намного «живучей» и «жизненней», нежели «положительная». Писатель подчеркивает, что осознание этих самых «язв» и «недостатков» и является залогом к исправлению и «оздоровлению» народа[17].

Прочитав эту статью Достоевского, я пришел к мысли, что согласен с автором, но не до конца. Я считаю, что осознание своей болезни – даже еще не полшага к выздоровлению. Безусловно, его можно считать залогом улучшения, но если у человека нет желания и стимула улучшить что-то в своей жизни и в жизни народа, то осознание этого просто так не выльется ни во что большее. Эти истины, на мой взгляд, в наше время, когда идут споры о направлении развития страны в новый период, как никогда актуальны.

В статье «Мысли о науке» Д.С.Лихачев афористично утверждает по этому поводу, что «истина историка и литературоведа» (к этому кругу людей, ищущих истину и правду, мы, несомненно, можем отнести и наших писателей с их «смехом сквозь слезы» и справедливым обличением неправды в своем народе и в самих себе ради настоящей правды и своего собственного изменения) «всегда патриотична; ложь и подтасовка патриотичными быть не могут»[18]. Это важно, поскольку народ, как и человек, осознающий свою «болезнь», уже обретает возможность от нее «исцелиться».

Каковы же могут быть положительные, действенные проявления патриотизма в любое время?В седьмом «Письме» Лихачев в числе конкретных проявлений Патриотизма, как и других сущностно связанных с ним чувств – Любви и Дружбы, - называет «Заботу» о своей семье, о «малой» и «большой» родине, о городе и стране, стремление к их преобразованию. Все эти понятия включают такой общий смысл, как забота. Во всех этих трех понятиях не обойтись без заботы: любовь и дружба- это забота о любимом человек, о семье и близких. А патриотизм - это забота о культуре своего народа, о его наследии, прошлом, о своем селе, городе и, в итоге,- о стране.

   В связи с этим в сорок третьем «Письме» Лихачев напоминает нам, что любовь к своей Родине, включающая в себя любовь к своему городу, местности, к памятникам ее культуры и гордость своей историей, - это не нечто отвлеченное. И дальше он пишет: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость. А для всего этого необходимо развивать науку культурной экологии»[19]. То есть он говорит нам о том, что патриотизм не может быть навязан или грубо интегрирован в сознание, к нему человек должен прийти сам, должен понять и почувствовать эту любовь к родным местам, родной истории и культуре.

В результате ученый вводит важное понятие «национального достоинства» и его критериев по аналогии с понятием достоинства человеческой личности. Подлинное «достоинство нации» «измеряется» не числом танков и другой военной мощи нации или числом территорий, страхом мощной тоталитарной державы, внушаемым другим народам, а числом ученых, поэтов, университетов, школ, больниц, трудолюбием и поведением народа[20] – то есть направленностью разума нации к позитивному развитию и познанию, а социальной сферы – к любому простому человеку.

В «Заметках о русском» Д.С.Лихачев вспоминает также о том, что русский народ с древнейших времен открыт и восприимчив к другим народам и национальностям, и в связи с этим поднимает в свои размышления в разных статьях и выступлениях такую важную проблему, как эффективность органическоговзаимодействия разных культур и народов в ходе исторического развития человеческой цивилизации.


 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!