Подлинный «патриотизм» и «национализм»: различие понятий



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ГБОУ) ГИМНАЗИЯ №248 КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Международный конкурс творческих работ

«Идеи Д.С.Лихачева и современность»

Творческая работа

Подлинный патриотизм как источник развития национальной культуры и как культура творческого диалога с другими народами

«Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные ассоциации»

(Д.С.Лихачев)

 

 

Исполнитель:

ученик 10 класса ГБОУ Гимназии №248 Джабиев Рустам

Научный руководитель:

доцент кафедры маркетинга и социальных коммуникаций

СПбУТУиЭ Юркина О.В.

Директор ГБОУ Гимназии № 248

Санкт-Петербурга                                                      Н.В. Антипичева

Санкт-Петербург

2018


 

Идеи Д. С. Лихачева и современность

Джабиев Рустам

Аннотация

Цель данной работы –анализ взглядов выдающегося ученого,мыслителя и публициста нашей эпохи Д.С.Лихачева, связанных с проблемойположительного общечеловеческого содержания понятия «патриотизм» как категории, концептуально связанной с другими основными понятиями его «концептосферы» - «мудрость», «культура», «любовь», «добро», «интеллигентность» и с такими важными понятиями современного культурологического дискурса, как«толерантность» и «диалог культур».


 

Содержание

Вступление……………………………………………………………    2

 

1. Подлинный «патриотизм» и «национализм»: различие понятий……3

2. Роль патриотизма в формировании человека и народа………………5

3. Проблема самобытности культур разных народов и их взаимовлияния и взаимообогащения……………………………………………… ……8

4. «Диалог культур» как настоящий способ разрешения современных межнациональных конфликтов и его примеры в творчестве знаменитых русских писателей………………………………………………………9

Заключение. Взаимосвязь понятий «культура», «интеллигентность» и подлинный «патриотизм»……………………………………………………………13


Вступление

В наше время много зла, разделения и вражды между людьми и народами. Подлинное чувство любви к родине и к своему народу подменяется в сознании людей чувством национальной исключительности и превосходства над другими народами. Некоторые люди не понимают, что «хороших» и «плохих» народов в целом быть не может - в каждой нации есть свои великие творцы в искусстве, гении, пророки, герои и люди, потерявшие нравственные ориентиры. В целом, культура каждого народа своя – она самобытна, и культуры разных народов, как членов одной большой семьи под названием «Земля», взаимно дополняют и обогащают друг друга.

 

Исследователи творчества и общественной деятельности Д.С.Лихачева подчеркивают, что, несмотря на то что ученый внес большой вклад в развитие литературоведения, еще более выдающейся, значимой и для нашего народа, и, как оказывается при глубоком взгляде на его идеи и концепции, для всей цивилизации в целом, является его публицистическая и просветительская деятельность в области культуры. Именно эта деятельность, как отмечает ученый А.Запесоцкий, «предопределила его активную общественную позицию, его неповторимый общественно-политический облик духовного лидера русской интеллигенции в трагически-яркий, переломный момент истории нашего Отечества».При этом, как подчеркивает этот автор, активная гражданская позиция Лихачева была, в отличие от многих, в этот сложный период мучительного поиска страной новых идеологических точек опоры,«практическим выражением именно его культурологической концепции»[1] - его представлений, как бы мы сказали, о вечных «добрых» смыслах человеческого бытия. Поэтому Д.С.Лихачёва как глубокого, чуткого, широко мыслящего человека, крупного ученого и подлинного патриота, не раз спасавшего богатства родной природы и достояние родной национальной культуры (можно отметить, в первую очередь, его огромную роль в сохранении старинных северных русских городов, а также экологии русской земли в связи с гражданской акцией национальной интеллигенции во главе с Дмитрием Сергеевичем, которая помогла отменить проект Правительства СССР о повороте северных рек вспять[2]), проблема подлинной любви к родине и её подмены грубым национализмом всегда волновала. В ряде писем из книги «Письма о добром и прекрасном», как и во многих других своих сочинениях, он не раз к этой проблеме возвращается.

   Рассмотрим, как связано понятие «патриотизм» в произведениях ученого и публициста с другими основными ключевыми понятиями его «концептосферы» - с теми идеями, которые лежат в основе его творческой и жизненной философии и которые отражены в его известной книге «Письма о добром и прекрасном».


Подлинный «патриотизм» и «национализм»: различие понятий

По глубокому убеждению Д.С.Лихачева, страшный опыт фашизма в середине XX века уже показал, насколько себя дискредитирует извращенный национализм. И публициста все время беспокоило, что, несмотря на эту трагическую страницу в жизни человечества, национализм во второй половине века не сдавал свои позиции, хотя это, как жестоко показала война, «противоречит человеческому рассудку»[3]. Поэтому он всегда выступал «против любого национализма за патриотизм каждого народа»[4].

    Ученый не раз подчеркивал в своих статьях, что подлинный патриотизм «прямо противоположен» национализму как агрессивной форме общественного сознания, нарушающей моральные законы человеческого общежития наряду с другими формами таких нарушений – воровством, убийством и другими.

Ключевыми понятиями книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном» являются такие понятия, как  «Добро», «Верность», «Любовь» и «Мудрость». И позитивное общечеловеческое содержание понятия «Патриотизм» Лихачев тоже связывает с теми же категориями: он говорит, что «Добро» как основа жизни человека и цель ее заключается во всеобщем счастье всех людей. Это чувство питает «Любовь», расширяющаяся от любви к близкому окружению – к школе, семье – до любви к стране и ко всему народу, но она возможна только без чувства национальной исключительности, так как тогда возникает подмена патриотизма национализмом и его отхождениев своих мотивах и основахот «Добра» и «Любви». Поэтому по поводу различия понятий «патриотизм» и «национализм»Лихачев высказывается в этой книге отточенно и афористично: «Между патриотизмом и национализмом – глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим»[5]. В другой своей книге «Заметки о русском» автор добавляет: «Осознанная любовь к своему народу несоединима с ненавистью к другим».[6]

При этом Лихачев отмечает важный признак того, какую любовь к Отечеству можно считать настоящей - любовь к родине должна быть мудрой, рациональной, а не «слепой»: «Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной»[7]. Интерпретируя слова публициста, можно сказать, что человеку, имеющему патриотические чувства, нужно уметь видеть и осознавать и свои собственные недостатки, чтобы развиваться, становиться лучше, и недостатки своего народа. А люди, возвышающие свою родину слепо – вместе с ее недостатками – совершают на самом деле преступление против собственного же отечества.Ученый предупреждает далее, что иначе «слепой восторг» перед страной вместе с ее нравственными «уродствами», как и слепая любовь матери к ребенку, может привести к рождению «монстра» - такого, как фашизм. Именно поэтому подлинный патриотизм всегда «мудр». А «Мудрость», по определению Лихачева, это как раз «ум, соединенный с добротой»[8].

В своей международной речи в Праге в 1991 году Д.С.Лихачев вскрывает важные причины национализма и негативного отношения больших и малых народов друг к другу. Он говорит о том, что даже малые народы, утверждающие свою независимость, при этом сами часто становятся в позицию угнетателей национальных меньшинств. Это связано всегда с предвзятым и равнодушно-эгоистичным отношением народов к другим национальностям, что проявляется в первую очередь в полном незнании или поверхностном, часто вообще ложном знании истории, культуры, ментальности своих соседей-наций и вообще в опасной подмене культуры политикой, часто искажающей истинный путь бытия этих «соседей»[9].

Взаимосвязь понятий «патриотизм», «национализм» и «культура» в современном политическом дискурсе часто подчеркивается и представителями власти, и известными публицистами. Так, в январе 2011 г. на встрече с Федеральным Собранием России Дмитрий Медведев, в то время Президент России, противопоставил уже понятия «нацизм» и «культура», но в сходном с размышлениями Дмитрия Сергеевича афористическом ключе: «Нетерпимость, агрессивность, замкнутость - это проявления, как правило, низкого уровня культуры. Все нацисты, независимо от места их происхождения, - они по своей природе антинациональны. Они просто подрывают культурные основы развития своего государства» и «фактически разрушают все, включая свой этнос, за который как будто бы они борются». В противоположность этой тенденции низведения подлинного патриотизма и национализма в его исконном понимании[10] до националистической идеологии президент подчеркивал, что единственный способ противостоять национальной агрессии и нетерпимости – это рассказывать о наших истинных ценностях, о наших обычаях, «чтобы не давать распространяться идеологическим мифам, предрассудкам и всякого рода подделкам». А настоящая национальная сила нашего отечества зиждется, по его определению, на «лучших чертах русского характера, которые сделали нашу страну сильной, по сути создали ее» - это «терпимость, отзывчивость, умение уживаться с соседями, уверенность в себе, известные всем великодушие, широкий взгляд на вещи, на свою историю и историю других». По убеждению Д.Медведева, «именно в этом проявляются русские традиции и русский характер»[11].

В своих комментариях к этому выступлению политологЛеонид Поляков так охарактеризовал те политические процессы в нашей стране, в том числе связанные с противоречиями между национальностями, которые мотивировали подобное содержание выступления Президента в тот период: перед нами «проблема того, что на самом деле в России должен быть гражданский мир, общее гражданское согласие». Но возникает вопрос: «как мы все относимся друг к другу и к своей стране? Являемся ли мы гражданами одной страны – России, которая для нас высшая ценность, или мы – это какие-то группы людей, которые беспрерывно борются друг с другом»[12].
   Известный публицист Дмитрий Быков, размышляя об опасностях подмены изначально позитивного содержания националистического движения национализмом в его искаженном ключе, выразился о причинах такой подмены близко к приведенным выше рассуждениям Дмитрия Сергеевича и емко, и экспрессивно: «Любой национализм, к сожалению, зациклен не на своих проблемах, а он зациклен на понятии чужого, на проблеме чужого. И, к сожалению, любой национализм ставит себе задачи противоположные общему вектору развития человечества»[13].


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 871; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!