Зачетно-экзаменационные материалы для проведения промежуточной аттестации (экзамен/зачет)



Вопросы для подготовки к зачету

Проверяемые компетенции: ПК-10

1. Понятия психокоррекции и психотерапии. История развития психотерапии и психокоррекции.

2. Связь психотерапии с другими науками и дисциплинами.

3. Основные формы психокорекции и психотерапии: индивидуальная, семейная, групповая, психотерапевтическая среда и психотерапевтическое сообщество.

4. Основные направления психотерапии в рамках развития психологии личности (психодинамическое, когнитивно-бихевиоральное, гуманистическое и др.).

5. Современные тенденции в развитии психотерапии и психокоррекции.

6. Психологическая концепция Зигмунда Фрейда. Стадии психоанализа.

7. Основные методы психоанализа. Метод свободных ассоциаций. Метод толкования сновидений. Интерпретация.

8. Психоаналитическая индивидуальная терапия (психоанализ).

9. Основы бихевиоральной психологии. Основные принципы, приемы и методы воздействия.

10. Стимульный контроль, контроль последствий, моделирующее научение, ролевой тренинг. 11.Когнтивная терапия, рационально-эмотивная терапия, мультимодальная поведенческая терапия.

12. Психологическая концепция Ф. Перлза. Понятие о незавершенном гештальте и его значение гештальттерапии.

13. Основные принципы гештальттерапии.

 14.Базовые техники гештальттерапии: «диалог», «преувеличение», т.д.

15. Психологическая концепция В. Райха. Связь психического и соматического. Понятие о мышечных блоках и мышечном панцире. Блокируемые эмоциональные состояния. Виды, уровни и особенности проявления мышечных блоков.

16. Основы телесно-ориентированной психотерапии. Основные принципы, приемы и методы воздействия.

17.Дыхательные техники, методы совместного наблюдения, методы прямого физического воздействия.

18. Основы психодрамы. Основные принципы, приемы и методы воздействия.

19. Теория ролей и понятие «теле» в психодраме (Я.Л. Морено)

20. Основные стадии и базовые техники психодрамы: «дублирование», «обмен ролями», зеркало и т.д.

21. Арт-терапия как психотерапевтический метод.

 22.Диагностические и терапевтические возможности арт-терапии.

23. Семья как объект психотерапевтического воздействия. Основы семейной психотерапии. Показания и противопоказания к семейной терапии.

24. Основы групповой психотерапии. Принципы формирования и функционирования группы.

25. Позиция, роли и функции ведущего психотерапевтической группы. Этапы развития и функционирования психотерапевтической группы.

Задачи для подготовки к зачету

Проверяемые компетенции: ПК-10

 

Задание 1. С какими функциями общения связаны следующие жизненные ситуации. 1. Человек испытывает чувство одиночества. 2.Человек обращается в справочное бюро для того, чтобы узнать время отправления поезда. 3.После общения с товарищем, молодой человек почувствовал, что у него изменилось настроение. 4. Учитель дал задание, и дети стали его выполнять. 5. После нескольких деловых встреч между молодыми сотрудниками отдела возникло взаимное чувство уважения и симпатии. 

Задание 2. Разделитесь в учебной группе на несколько подгрупп (по 5-6 человек). Каждая подгруппа должна выполнить следующее: а) договориться об определении понятия «общение», которое было бы принято всей подгруппой; б) найти аналогию (музыкальную, литературную, архитектурную, игровую и т. д.), которая позволила бы изобразить это определение; в) представить свое определение на суд остальных подгрупп; г) после того как все подгруппы выступят, провести общее обсуждение и определить: в чем сходство и различие предложенных определении?

 Задание 3. Участникам разделиться на группы. Пусть каждая команда вспомнит какое-нибудь четверостишие из известного стихотворения и представит его другим командам, но очень интересным способом: каждое слово должно быть представлено иным словом или словосочетанием. Другие команды должны отгадать, какое четверостишие было представлено. Пример – двигается подросток млекопитающего мужского пола, вибрирует телом и сокрушается по мере перемещения пешком: «ох, скоро жѐрдочка оборвется, и я немедленно свалюсь вниз» (идѐт бычок, качается). Время на подготовку – 10 мин.

Задание 4.Определите, какие жесты могут быть использованы при произнесении фраз: Все это не для меня. Пусть это останется между нами. Избавьте меня от этого, я этого не хочу. Нет-нет, ни за что. Так все напутано, такая неразбериха. Забыла выключить утюг. Примечание: изобразите жесты, описанные в предложениях. Оцените правильность демонстраций, пусть попробуют изобразить жесты разные участники, сделайте сравнительный анализ.

 Задание 5.Упражнение «слепой-глухой-паралитик» - договориться о встрече, о том, какой подарок сделать на день рождения.

Задание 6. Задание для команды «Как старик домовничал» (отработать технику 2,3) Один старик все ругал свою жену: — Вот, — говорит, — я пашу, у меня работа тяжелая, а ты дома сидишь, ничего не делаешь. А она отвечает: — Ну что ж, давай, поменяемся: я пахать поеду, а ты дома оставайся, тут дела немного, ты и отдохнешь. Так и сделали: она в поле поехала, а старика дома оставила. А дела дала ему совсем мало: хлеб испечь, масло сбить да клушку с цыплятами покараулить. Вот и все, всего три дела. Остался старик дома. Хочется ему поскорее все дела переделать. Вот он всех цыплят на одну ниточку к клушке привязал, чтобы коршун не утащил, хлеб замесил, печку истопил, посажал в печку хлеб, а сам сел масло сбивать. Бьет он масло, услыхал клушка кричит. Он выбежал, видит — понес коршун всех цыплят вместе с клушкой. Они все на одной ниточке привязаны, ну, коршун всех и потащил. Старик думает: «Он далеко не улетит, ему тяжело, где-нибудь сядет. И вот он пахталку на спину привязал и побежал за коршуном. Думал так: «Пока я бегаю, масло-то и собьется. Два дела сделаю: и коршуна догоню, и масло собью». Бегал старик за коршуном, бегал, споткнулся да упал, пахталка разбилась, сметана по земле потекла. И цыплят не отнял, и сметану пролил. Вот тебе и два дела! Ну что же делать? Надо идти домой. Пришел старик домой. Надо хлеб вынимать. Заглянул в печку, а хлеб-то в уголь превратился. Нахозяйничал старик: цыплят у него коршун утащил, сметану пролил, хлеб сжег. Плохо дело. Жена придет— что ей сказать? И надумал старик: «Хоть цыплят до нее высижу, поменьше ругаться будет». Положил он яиц в кошелку, залез вподпечку и сел цыплят высиживать. Вот приехала старикова жена с поля, стала лошадь выпрягать, сама думает: "Что же старик плохо встречает? Хоть бы лошадь выпряг». Прибрала она лошадь, идет в избу. Старика нет, а под печкой клушка клохчет. Она поглядела, а там не клушка, а старик. Она его вытащила, стала спрашивать: — Давай сказывай, что ты дома делал? Стал старик рассказывать. И тут уж старикова жена увидела, что у старика ничего с домашними делами не получается. И все у них пошло, как и прежде: старик пашет, а старуха дома всеми делами управляется. Только с тех пор перестал старик жену за безделье ругать.

Задание 7. Упражнение «сочинить сказку группой». Прежде чем один скажет продолжение, он должен повторить то, что сказал предыдущий.

 Задание 8. Ролевая игра «В чем дело?» Цель. Выявление факторов эффективности техник активного слушания Инструкция. Предлагаю поэкспериментировать с техниками. Объединяемся в три команды — первая, вторая и третья (тренер объединяет команды по какому-либо принципу, который в данный момент кажется ему наиболее подходящим). Каждая команда продумывает проблемную ситуацию. Вы должны сообщить другой команде определенное известие, по вашим предположениям, не слишком для неѐ приятное. Например, вы должны сообщить, что в проектную команду будет включен не она, а другая команда, или что на развитие нового направления будет набран другой отдел и т. п. Задача команды: добиться максимально полного понимания позиции своего собеседника. Она должна стараться сделать это с помощью техник активного слушания и открытых вопросов.

 Задание 9. Выберите партнѐра. Каждый должен нарисовать на листе бумаги три фигуры, состоящие из нескольких прямых пересекающихся линий. Не показывайте рисунки друг другу. Цель упражнения: устно проинструктировать партнѐра так, чтобы он смог воспроизвести ваши рисунки. Припередачи инструкции необходимо выполнить три условия: а) когда вы объясняете свой первый рисунок, вы должны отвернуться от партнера и никак не комментировать его усилия. Ему, в свою очередь, также не разрешается разговаривать и смотреть на нас на этой фазе эксперимента. Это — ситуация, когда обратная связь отсутствует. 6) когда вы описываете второй рисунок, вы можете повернуться и наблюдать за работой партнера. Вы можете комментировать то, что он рисует, но ему так и не разрешается ни говорить, ни смотреть на вас. Это - ограниченная обратная связь. в) наконец, говоря о третьем рисунке, вы можете взаимодействовать открыто: смотреть и комментировать усилия партнера, он может смотреть на вас, задавать вопросы для контроля за точностью своей работы. Это - свободная обратная связь.

Задание 10. Предложите членам группы написать небольшие по объему тексты: доклад, статью или обращение. Затем обменяйтесь написанным так, чтобы каждый мог прочитать чей- либо текст. Читая полученный текст, постарайтесь определить: Какой вопрос хотел рассмотреть автор? Каковы основные аспекты вопроса? Какое впечатление на читателя хотел произвести автор своим сообщением. Сравните свое восприятие прочитанного с авторским замыслом. Если информация была воспринята не совсем верно, обсудите причины ее искажения.

Задание 11.Привести примеры на каждый тип трансакций.

Задание 12. Вспомнить и проанализировать ритуалы приветствия в разных возрастных группах. Вспомнить и проанализировать существующие ритуалы: открытка на день рождения, комплимент женщине и т.д.

 Задание 13. Проведение различных упражнений на выявление основных каналов восприятия у студентов и окружающих их людей. затрудняют переход от одной стадии к другой от формального общения к дружескому.

 Задание14.Вспомните множество жизненных ситуаций, в которых актуализируется каждая функция общения.

Задание 15.Прочитайте данное описание.

Боря, Саша, Коля и Дима - ученики 4 класса. Все они отличаются отсутствием

дисциплинированности. Они разговаривают на уроках, нарушают правила поведения,

не выполняют требования дежурного учителя. Мальчики отличаются друг от друга по

своему темпераменту.

Боря - типичный непоседа. На уроке ни минуты не сидит спокойно. Постоянно меняет

позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Исключение

составляют уроки математики, на которых он сосредоточен, деловит и настойчив.

Говорит он очень быстро - «проглатывает слова». Быстрая походка вприпрыжку.

Требованиям дежурного учителя не подчиняется. Легко увлекается каким-нибудь

делом (и хорошим и плохим), но быстро охладевает. На замечания учителей не

реагирует. Слывёт среди товарищей человеком, которому «всё нипочём».

Саша выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлёкшись рассказом

учителя, приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными

восклицаниями и вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку, не подумав, и

поэтому часто отвечает невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя,

вступает в драку. Бывали случаи, когда он устраивал драку на уроке. На переменах он

никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Требования

дежурного учителя игнорирует.

Коля сидит в классе обычно спокойно, редко отвечая на вопросы болтливого соседа по

парте. На уроке часто занимается посторонним делом. На замечания учителя не

реагирует. По его лицу трудно понять, что он думает или чувствует в данный момент.

Кажется, его трудно рассердить или рассмешить; но когда он рассердится, совершенно

теряет контроль: были случаи, когда он оскорблял товарищей и учителя. На перемене

спокоен, но может, как бы невзначай подставить подножку расшалившемуся товарищу

ребята побаиваются его. Замечания дежурного игнорирует.

Дима - болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Когда его пересадили на

другое место, Дима обиделся и долго размышлял, почему так сделали, и на всех уроках

сидел расстроенный и подавленный. На уроке часто занимается посторонним делом.

Мешает товарищу, способен на каверзный поступок: может ущипнуть соседа, когда

тот отвечает с места. Если учителя делают ему замечание, то краснеет и долго

оправдывается. На перемене примыкает к драчунам, и хотя сам в драке участия не

принимает, подзадоривает других. При появлении дежурного учителя сразу же

убегает. (По В. С. Мерлину.)

По данным характеристикам определите, какой тип темперамента у каждого

мальчика.

Какие из перечисленных приёмов можно рекомендовать по отношению к каждому из

них и почему?

1.Применить меры наказания: а) вызвать родителей, б) написать замечание в

дневник.

2.Разъяснить правила поведения в школе.

 3.Дать ответственное поручение в классе (назначить старостой, организатором

какого-либо дела, например, спортивного и др.).

4.Провести индивидуальную беседу.

5.Представить поведение ученика в смешном виде.

6.Чаще поощрять за хорошие поступки.

7.Сблизить с товарищами.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 541; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!