Наказание за возбуждение ненависти, либо вражды, в том числе по национальному признаку



В Российской Федерации за возбуждение вражды по национальному признаку (в это понятие можно включить распространение расистской, экстремистской, сепаратистской и других подобный идеологий, а также провокации на межэтнические конфликты) Статьей 282 УК предусмотрена уголовная ответственность в виде наказания

... штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Примеры[

· Шри-Ланка (сингалы против тамилов)

· Судан (арабы против фор, загава и масалитов)

· Мьянма (бирманцы против шанов, каренов, кая, монов, араканцев, качинов и ряда других).

· Сомали (между племенами дир, дарод, исаак, хавийе, дикиль и раханвайн)

· Либерия (между народностями кран и мандинка и народностями гио и мано)

· Сирия

Сотрудничество

Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически смешанную среду, где часто действует продуктивное сотрудничество в производстве материальных благ, в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.
В XX в. отмечается возрастание интеграционных тенденций двоякой направленности:
• экономическая, политическая интеграция, ведущая к
образованию союзов государств;
• интеграция национальных образований в пределах многонациональной страны. Это может отвечать интересам народов, живущих в едином государстве, способствовать укреплению этого единства.
Значителен отечественный опыт межнационального сотрудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, по-вседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.
Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвидацию неграмотности, создание письменности 50 этносов, расцвет яркого, самобытного искусства малочисленных народов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в XX в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур. В то же время ошибки и преступления органов тоталитарной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были нарушены из-за непродуманного административно-территориального деления, ухудшилась экологическая обстановка в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обвиненных в пособничестве немецким оккупантам, нанесло большой урон достоинству сотен тысяч людей, тяжело отразилось на их судьбах. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.
В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного общества, а также с необходимостью единства в борьбе с международным терроризмом.
Один из примеров интеграции — деятельность Европейского союза (ЕС), объединяющего (2005 г.) 25 государств с населением 450 млн человек, говорящих на 40 языках. В ЕС введены единое гражданство, единая валюта — евро. Созданы наднациональные органы власти: Европарламент, Совет ЕС, Европейский суд. Разработана Конституция ЕС. Однако она может вступить в силу лишь после ее одобрения всеми странами ЕС (решением парламента или всенародным референдумом). Россия не остается в стороне от интеграционных процессов XXI в. Это, в частности, проявляется:
• в заботе о формировании общего экономического, гуманитарного правового пространства с несколькими странами, входящими в созданное после распада СССР Содружество Независимых Государств;
• в переговорах с Евросоюзом о взаимодействии в сферах экономики, правосудия, безопасности, науки, образования, культуры. Большое место в документах о партнерстве уделено совместным действиям по соблюдению принципа недискриминации, включая противодействие любым формам нетерпимости и расизма, уважению прав человека.
Наряду с тенденцией к международной интеграции существует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. В основном в мирной форме прошло образование независимых постсоветских государств, разделение Чехословакии на два государства — Чехию и Словакию. Вооруженные действия сопровождали распад Югославии.

47.ЧЕХИ, чеши (самоназвание), народ в Чехии (8,4 млн. человек, 1991; в прошлом в состав чехов включались группы, которые в переписи населения 1991 назвали себя мораванами и силезцами). Живут также в Словакии (53 тыс. человек), США (550 тыс. человек), Канаде (55 тыс. человек), Германии(27 тыс. человек) и др. Общая численность 10,38 млн. человек. Говорят на чешском языке западной подгруппы славянской группы индоевропейской семьи. Основные группы диалектов: чешская, среднеморавская, восточноморавская, ляшская. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие — главным образом католики, есть протестанты (последователи Евангелической церкви чешских братьев, лютеране и др.).

Славяне стали преобладающим населением на территории современной Чехиив VI—VII веках, ассимилировав остатки кельтского и германского населения. Письменные источники сохранили названия племён на территории Богемии (латинское обозначение Чехии): чехи, хорваты, лучане, зличане, дечане, пшоване, литомержцы, хебане, гломачи. Самым сильным среди них было племенное княжество чехов. В IX веке Чехия входила в состав Великоморавской державы, к этому времени относится распространение здесь христианства из Византии. В конце IX — начале X вв. образовалось Чешское (Пражское) княжество, включившее в X веке в свои земли Моравию. Со второй половины XII века Чехия в составе Священной Римской империи. Немецкая колонизация, проводимая чешскими королями, католическим духовенством и дворянством, привела к нарушению этнического единства страны, острым национальным противоречиям и наряду с другими причинами вызвала в первой половине XV века гуситское движение. В 1526 Чехия попала под власть Габсбургов, проводивших политику онемечивания чехов. К XVIII веку дворянство восприняло немецкий язык и культуру. В конце XVIII — первой половине XIX вв. пробуждается чешское национальное самосознание, возрождается чешский литературный язык, создаются национально-просветительные общества (так называемое чешское Возрождение). С распадом Австро-Венгрии в 1918 образовалось национальное государство чехов и словаков. В 1993 оно распалось на Чехию и Словакию.

В составе чехов выделяются областные группы. Различается традиционная культура сельского населения собственноЧехии и исторической области Моравия, где сохраняются областные группы (гораков, моравских словаков, моравских валахов и ганаков).

Традиционное занятие чехов — земледелие (зерновые культуры, сахарная свёкла, кормовые культуры, хмелеводство, садоводство, овощеводство). Большую роль играет животноводство (крупный рогатый скот, свиноводство и птицеводство). Народные промыслы — изготовление изделий из стекла, керамики и фаянса, плетёных кружев, вышивка. Современные чехи преимущественно заняты в промышленности.

Более половины городского населения живёт в небольших городах с населением до 20 тыс. человек. Большинство из них возникло в средние века и сохраняет старую радиально-круговую планировку. Сельские поселения обычно рядовой, уличной или круговой планировки, в горных районах преобладает беспорядочная кучевая планировка. Сельские дома, как правило, обращены фасадом к улице, хозяйственные постройки располагаются под одной крышей с жилищем. Преобладают усадьбы закрытого типа с глухими воротами. Традиционный сельский дом состоит из трёх помещений: изба, сени-кухня и кладовая (комора). В сенях можно встретить так называемые чёрные кухни — каменные конусообразные помещения, куда выходит устье находящейся в избе печи. Старые постройки преимущественно срубные, крыши двускатные, полувальмовые, крыты соломой или дранкой. Щели стен замазывали глиной и красили в белый, жёлтый или голубой цвета. В безлесных районах ставили глинобитные дома, к концу XIX века широко распространились кирпичные постройки. Региональные различия сказывались во внешнем оформлении домов, в частности в окраске или орнаментальной росписи стен изнутри и снаружи.

Традиционная мужская одежда состоит из рубахи, штанов до колен, жилета, верхнего суконного кафтана, женская — из длинной рубахи, корсета, широкой сборчатой юбки с большим количеством нижних юбок, фартука, чепца или платка на голове. Традиционную одежду чехи перестали носить уже в середине XIX века, но в некоторых районах она сохраняется. В Восточной Моравии и сейчас почти каждая деревня имеет свой костюм, отличающийся расцветкой и украшениями. Самый красочный — праздничный костюм области Подлужи. На юге Моравского Словацка женские и мужские сорочки украшают сплошной вышивкой и кружевом. Головной убор девушек — обтянутый красным материалом картонный усечённый конус, прикреплённый широкой лентой и бантом на темени. В Западной Чехии (в районе Домажлице) сохраняется праздничный костюм этнографической группы ходов: женская белая с широкими рукавами сорочка, красная гофрированная юбка, полосатый тканый передник, яркий корсаж, большой чёрный с красными цветами платок, завязанный особым способом на затылке.

Для чешской национальной кухни характерно обилие мучных изделий: кнедлики (вареники) из кислого или пресного теста, чаще всего с фруктовой начинкой, блины, лепёшки и т. п. Традиционное чешское блюдо — свинина с кнедликом и капустой. Множество сдобных булочек, калачей, пышек, печенья, пряников готовят по праздникам, на Рождество — особый сдобный хлеб. Распространённый напиток — пиво, а также чёрный кофе.

Семья малая. Чтобы не дробить земельные наделы, родители при жизни передавали хозяйство и дом старшему из сыновей (майорат), который обязан был взамен давать им ежегодно определённую сумму денег или часть урожая на содержание. Сохраняется старинная семейная обрядность, особенно свадебная. Руководят свадьбой «старосват» (или «дружба», «оратор») и «старосватка». Оратор произносил наставления, шутливые речи. Свадебные речи печатались отдельными изданиями уже с XVII века, а в середине XIX века издавались подробные руководства по празднованию народной свадьбы.

Чехи отмечают многие календарные праздники. Рождество празднуется с ближайшими родственниками, под украшенное рождественское дерево прячут подарки. Масленица («мясопуст») отмечается в основном сельской молодёжью: ряженые с музыкантами ходят по домам с колядками, получая угощение, вечером устраиваются танцы в трактире. Веселье кончается шуточными похоронами символа Масленицы — контрабаса. В Западной Чехииустраивается пародийный «суд» над Масленицей — соломенным чучелом, которое приговаривается к смерти. Кульминация обряда — обвинительная речь «судьи» с шутливой злободневной критикой местных порядков. В городах сохраняется традиция костюмированных масленичных балов. На Пасху готовятся пышки и калачи, красятся пасхальные яйца. В пасхальный понедельник по традиции молодёжь хлещет друг друга прутьями и обливает водой. На майские праздники в деревнях и маленьких городах юноши ставят молодые деревца — «май» — перед домами девушек; самый большой «май» украшает центральную площадь. Торжественно отмечается также праздник окончания уборки урожая — дожинки.

Фольклор включает исторические песни и предания, сказки, баллады, песни, танцы: чешская полька, соуседка (вальс с хороводом), седлацка (кружение пары). Самодеятельные ансамбли народных инструментов (две скрипки, контрабас, кларнет, флейта, с конца XIX века — духовые инструменты) существуют в каждой деревне или городском квартале. Большой популярностью пользуется фольклорный фестиваль в городе Стражнице.

СЛОВАКИ, словаци (самоназвание), народ, основное население Словакии (85,6%). Численность свыше 4,5 млн. человек. Живут также в США (530 тыс. человек),Чехии (390 тыс. человек), Венгрии (80 тыс. человек), Сербии (67 тыс. человек),Канаде (25 тыс. человек), Польше и Румынии (по 22 тыс. человек) и др. Говорят на словацком языке славянской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе латинской графики. Большинство верующих — католики, есть протестанты (лютеране) и греко-католики (униаты).

Славяне на территории Словакии стали преобладать с VI века. Двигаясь с юго-востока и севера, они частично поглотили прежнее кельтское, германское, а затем и аварское население. Вероятно, южные районы Словакии входили в первое западнославянское государство Само в VII веке. Первое племенное княжество предков словаков — Нитранское, или княжество Прибины, возникло в начале IX века по течению Вага и Нитры. Около 833 оно присоединилось к Моравскому княжеству — ядру будущей Великоморавской державы.

В 863 появляется глаголическое письмо. Под натиском венгров, появившихся в Подунавье в конце IX века, Великоморавское государство распалось. Его восточные области постепенно (к XII веку) вошли в состав Венгерского государства, затем (после 1526) — Австрийской (с 1867 Австро-Венгерской) монархии. Термин «словаки» появился с середины XV века. В более ранних источниках встречается этноним «словени», «словенка» и территория «словенско».

Словацкие области на севере Венгрии не представляли особой административные единицы. С XVI века, со времени османской оккупации собственно венгерских областей, появилось этнотерриториальное понятие Словакии (Slavonia, Slowakei). Формирование словацкой нации шло в условиях национального гнёта и насильственной (отчасти естественной) мадьяризации. Словацкое «национальное возрождение» началось в 80-х годах XVIII века, большую роль в нём играли сельская интеллигенция (священники, учителя) и горожане. Появление словацкого литературного языка в конце XVIII века способствовало росту самосознания и национальной консолидации словаков. В 1863 в городе Мартине было основано национальное культурно-просветительное общество Матица Словацкая.

В 1918—93 Словакия в составе Чехословакии. С 1993 — независимая суверенная Словацкая республика.

Традиционное занятие словаков — сельское хозяйство: в горных районах пастбищное отгонное скотоводство (крупный рогатый скот, овцы), в низменных — земледелие (зерновые, виноград, садоводство). Развивается промышленность; рассредоточенный характер промышленности позволяет и сельским жителям трудиться на промышленных предприятиях.

Традиционные ремёсла — изготовление изделий из кожи, деревянной утвари, плетение, вышивка, производство кружев, набивных тканей. Крупнейшие керамические мастерские в городах Модра и Поздишовце изготовляют фаянс и керамику в традиционном стиле.

Традиционные поселения в Южной Словакии рядовой и уличной планировки. В горных районах преобладают небольшие кучевые поселения и хутора. Встречаются и поселения, тянущиеся цепочкой на несколько километров. Традиционные жилища состоят из трёх помещений: хижи (изба), питвора (сени), коморы (кладовая). В горных районах преобладают деревянные срубные постройки, на равнинах — глинобитные и саманные, стены которых окрашены в светлые тона, на юго-западе расписанные ярким орнаментом. Дома обращены фасадами к улице, жилые и хозяйственные помещения расположены в ряд под одной крышей.

Традиционная одежда имеет около 60 вариантов. Наиболее распространённый женский костюм состоит из длинной нательной рубахи с лямками, короткой собранной у ворота сорочки, переднего и заднего фартука (позднее юбки и передника). Другой распространённый комплекс — туникообразная длинная рубаха, юбка, передник, безрукавка.

Мужская одежда — штаны (узкие или широкие, суконные, полотняные, расшитые шнуром), туникообразная рубаха, меховые и суконные жилеты. На шляпе холостые носят перья и длинные ленты. Обязательная принадлежность костюма горца — очень широкий кожаный пояс с латунными пряжками.

Традиционная пища — каши, блюда из картофеля и капусты, молочные продукты, мясо.

В семейном быту до недавнего времени сохранялись патриархальные черты. До середины XX века существовали сложные отцовские или братские семьи. Глава семьи (газда) пользовался непререкаемой властью. Сохраняется традиционная соседская взаимопомощь. Из семейных обрядов самый торжественный — свадьба: ранее она праздновалась всеми родственниками и соседями целую неделю.

Характерными были связанные с семейными и календарными обрядами народные театральные представления: молодёжь в масках устраивала танцы и игры. Одним из самых больших календарных праздников остаётся Рождество. Его отмечают в семейном кругу, наряжают рождественское дерево (ранее это мог быть и сноп), дарят подарки. Распространены новогодние обходы «полазников» с пожеланиями счастья и добра, имевшие когда-то магическую функцию.

Масленица, особенно её последние три дня, праздновалась всей деревней. Руководила ею молодёжь и её выборный староста. Ряженые (в медведя, переодетые женщинами парни) обходили дома с колядками, получая дары в каждом доме. Вечером в трактире устраивалось угощение с танцами. Праздник дожинок — окончания уборки урожая тоже сопровождается маскарадом. Дожинки приобрели особую популярность.

В фольклоре словаков большое место занимают сказки и предания. Особенно сильна традиция воспевания народных мстителей — «збойников», среди которых наиболее популярен Юрай Яношик, герой народных баллад и сказок.

Народные песни связаны с семейными и календарными обрядами. Сохранились лирические песни, с преобладанием минорного тона. На востоке Словакии типичны танцевальные песни. Наиболее распространённые танцы — одземок, чардаш, полька и др., имеющие много вариантов. Существует множество музыкальных народных ансамблей (струнных, духовых). Популярна сольная инструментальная музыка (скрипка, свирель, волынка, цимбалы и др.). Ежегодно устраиваются фольклорные праздники, самый крупный из них — общесловацкий фестиваль в городе Виходна.

ЛУЖИЧАНЕ, сорбы, венды, лужицкие сербы (самоназвание — сербья, сербски люд), народ на востоке Германии, в бассейне верхней и средней Шпре (Котбусский и Дрезденский округа). Численность 100 тыс. человек. Язык западно-славянской подгруппы славянской группы индоевропейской семьи с двумя группами говоров — верхнелужицкими и нижнелужицкими. Имеется 2 литературных языка: верхнелужицкий и нижнелужицкий. Распространён также немецкий язык. Подавляющее большинство верующих — лютеране, есть католики. Лужичане живут смешанно с немцами, более компактно расселены лужичане-католики (в окрестностях города Бауцен, в Виттихенау и в районе Каменца).

Лужичане — потомки некогда многочисленных полабских славян (сербы, мильчане, нишане, гломачи, лужичане и др.), земли которых к концу X века были захвачены немецкими феодалами и со временем заселены немецкими колонистами. Лужичане были обращены в христианство. К XV веку сформировались исторические области Нижняя Лужица на земле лужичан и Верхняя Лужица, или Будишинская земля (от главного города Будишин, современный Бауцен), на земле мильчан, с XIV века — в составе Чешского королевства, с 1526 — Габсбургской империи, с 1635 — Саксонии, в 1815 — поделены между Пруссией (Нижняя Лужица и часть Верхней с городом Гёрлиц) и Саксонией (Верхняя Лужица с городом Бауцен).

К XX веку лужичане населяли 2 изолированных района: Нижняя Лужица, с центром в городе Котбус, и Верхняя Лужица, с центром в городе Бауцен. Несмотря на многовековую как естественную, так и насильственную ассимиляцию, лужичане сохранили родной язык и некоторые особенности культуры. Современные лужичане пользуются культурной автономией.

Традиционные занятия — пашенное земледелие (рожь, сахарная свёкла) и животноводство. В Нижней Лужице, особенно в исторической области Шпревальд, развиты огородничество, садоводство, луговодство. Традиционные ремёсла — ткачество, гончарство и др. Развита горнодобывающая, керамическая и стекольная промышленность.

Древнейший тип поселения — круговой планировки, характерна также кучевая планировка, в немецких областях — уличная, в Нижней Лужице — хуторская. Дом и хозяйственные постройки окружает замкнутый, с высокими воротами (Верхняя Лужица) или открытый (Нижняя Лужица) двор. Своеобразие сохранил Шпревальд — дома здесь тянутся вдоль каналов, через которые перекинуты мостики, у каждой усадьбы имеется своя пристань на отводном канале, т. к. летом главным средством передвижения служит лодка. Местами сохранился древний тип срубного одноэтажного дома, объединяющего под одной крышей жилое и хозяйственное помещения. Характерны также дома рамной (фахверковой) конструкции (особенно в Верхней Лужице) и двухэтажные: первый этаж срубный (теперь в основном кирпичный), второй — каркасный, крыши черепичные. Во внутренней планировке сохраняется трёхчастное деление, близкое к планировке восточнославянских жилищ.

Традиционный мужской костюм утрачен. Народный женский костюм повседневно носят лишь в отдельных местностях; широко используется как праздничная и свадебная одежда. Выделяют 4 основных варианта костюма: района Хойерсверды, Шлайфе, Каменц-Баутценского и Нижние Лужицы (Шпревальд и окрестности Котбуса). Основные общие элементы: одна или несколько сборчатых (в Шлайфе — плиссированных) юбок, кофта, корсаж, передник. Разнообразны головные уборы: различной формы чепцы и по-разному повязываемые платки.

В лужицкой кухне ощущается немецкое влияние.

Традиционные блюда: картофель, каши (ячменная, просяная, гречневая), супы (пивной, молочный, колбасный, из пахтанья), грибы, овощи; по праздникам употребляли мясные блюда (кровяные и ливерные колбасы, свинина, говядина).

Сохранилось народное прикладное искусство: роспись пасхальных яиц (писанки), плетение кружев, изготовление пряничных досок, пёстрая керамика, в меньшей степени — художественное ткачество (набойка) и вышивка.

Развит словесный (сказки, исторические легенды, поговорки) и музыкальный фольклор. Письменность на основе латинской графики возникла в XVI веке в связи с распространением лютеранства. В период национального возрождения середина XIX века сформировалась профессиональная культура.

48.ПОЛЯКИ, поляци (самоназвание), народ, основное население Польши. Численность 38,459 млн. человек (1993). За пределами Польши живут вБелоруссии (417,7 тыс. человек), Литве (258 тыс. человек), на Украине(219,2 тыс. человек), Российской Федерации (94,6 тыс. человек),Казахстане (60 тыс. человек), Латвии (60 тыс. человек); США (5,6 млн. человек), Германии (1,5 млн. человек), Франции (1 млн. человек), Канаде(400 тыс. человек), Великобритании (140 тыс. человек), Бразилии (200 тыс. человек), Аргентине (100 тыс. человек), Чехии и Словакии (по 40 тыс. человек), Бельгии (60 тыс. человек) и в других странах. Общая численность свыше 49 млн. человек. Говорят на польском языке славянской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие — в основном католики, есть протестанты.

Поляки как народ складывался с формированием и развитием древнепольского государства. Его основу составили объединения западно-славянских племён полян, слензан, вислян, мазовшан, поморян. Процесс консолидации Поморья с остальными польскими землями был заторможен не только непрочностью политических связей его с древнепольским государством, но и своеобразием его социально-экономического и культурного развития (длительное господство язычества и др.). По говорам близки были поляне, слензане и висляне. В период политической раздробленности (XI—XIII века) отдельные польские земли обособились, но культурные и экономические связи между ними не прерывались. В ходе сопротивления немецкой экспансии и преодоления политической раздробленности (XIII—XIV века) осуществлялось объединение польских земель, расширялись и укреплялись связи между их населением. В это же время шёл процесс германизации захваченных немцами западных и северных земель (Нижняя Силезия, Поморье, Мазурия, Западная Великопольша).

В XIV—XV веках объединение земель польского государства способствовало процессу национальной консолидации поляков, усилившемуся в XVII веке. В рамках многонационального государства — Речи Посполитой (образована в 1569 Люблинской унией с Великим княжеством Литовским) — происходил процесс консолидации польской нации. Этот процесс осложнился с конца XVIII века в связи с тремя разделами Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795) между Россией, Австрией и Пруссией и утратой единой польской государственности. В конце XVIII—XIX вв. в сохранении и росте национального самосознания поляков выдающуюся роль сыграли национально-освободительные движения (восстания 1794, 1830—31, 1846, 1848, 1863—64); польский народ сохранял приверженность родине, родному языку и обычаям.

Но политическая разобщённость поляков сказывалась на их этнической истории. Ещё в XIX веке существовало несколько групп поляков, различавшихся диалектами и некоторыми этнографическими особенностями: на западе — великополяне, ленчицане и серадзяне; на юге — малополяне; в Силезии — слензане (слензаки, силезцы); на северо-востоке — мазуры и вармяки; на побережье Балтийского моря — поморяне. В группу малополян входили гурали (население горных районов), краковяне и сандомирцы. Среди силезцев различались ляхи, силезские гурали и другие группы. К великополянам относились куявяне, а к мазурам — курпи. В Поморье особенно выделялись кашубы, сохранявшие специфику языка и культуры (иногда их считают особой народностью). С ростом промышленности и урбанизацией, особенно с конца XIX века, различия между этими группами стали стираться.

После 1-й мировой войны 1914—18 образовалось независимое польское государство, в которое не вошли многие северные и западные польские земли. Создание единого государства стало основой этнической реинтеграции групп населения, разобщённых в период разделов. Воссоединение Польшей её северных и западных земель наступило лишь после 2-й мировой войны 1939—45. В стране произошли значительные перемещения населения. В западных районах Великопольши, в части Силезии, Поморья и на Мазурии, откуда выехали немцы, среди местных поляков поселились поляки из других частей Польши, СССР, Югославии, Румынии, западно-европейских стран. Польша стала страной с почти однородным национальным составом населения.

Более половины поляков живут в городах (наиболее крупные — Варшава, Лодзь, Краков, Вроцлав, Познань), заняты в многоотраслевой промышленности, торговле, бытовом обслуживании, в сфере здравоохранения, просвещения, науки, культуры.

Главныеотрасли сельского хозяйства — земледелие и животноводство; основное направление — возделывание зерновых культур, значительная часть посевных площадей занимает картофель. Важное значение имеют овощеводство, садоводство. Кроме современной сельскохозяйственной техники применяются старые орудия: рамочные бороны, косы, грабли, вилы. Животноводство молочное и мясное (крупный рогатый скот, овцы, свиньи). Для переездов, перевозок, отчасти сельскохозяйственных работ крестьяне традиционно используют ещё лошадей, в меньшей степени — волов.

Различия природных условий, исторические судьбы различных областей способствовали возникновению региональных особенностей хозяйства и традиционной культуры. Так, в хозяйстве гуралей — жителей горных районов Малопольши и Силезии сохраняются традиции отгонного скотоводства. Согласно обычаю, владельцы овец выбирают старшего пастуха (бацу), у него есть помощники (юхаси) и погоняльщик (хонельник).

В Западном и Восточном Поморье издревле развито морское рыболовство: им занимаются главным образом государственные промысловые организации и кооперативы современного типа, но кое-где на побережье сохранились старинные рыбацкие артели (машоперии), живы старинные обычаи коллективного лова рыбы. Рыболовство развито также в речных и озёрных районах страны (Мазурское Поозерье, районы течения Вислы и др.). Применяются как современная техника лова и транспортировки рыбы, так и старинные рыболовецкие орудия: остроги, верши, неводы, сети и др. Подсобные занятия — пчеловодство, сбор грибов и ягод.

Традиционные типы сельских поселений: уличные деревни, окольницы и овальницы с домами, расположенными вокруг центральной площади или пруда (радиальная планировка). В процессе социально-экономического и культурного развития меняются планировка и типы застройки польских деревень. Во многих деревнях возведены новые здания — школы, клубы, кафе и др., в архитектуре которых сочетаются современный стиль и местные традиции. В клубах (светлицах) и кафе можно увидеть старинную крестьянскую мебель, интерьер кафе нередко выдержан целиком в стиле старой корчмы, еще сохраняющейся в отдельных деревнях. Здесь подают польские национальные блюда и напитки.

В сельских поселениях многих районов преобладают срубные постройки. В Великопольше, Любушской земле, в Западном Поморье, Вармии, на Мазурах применяется каркасная конструкция стен из столбов и балок с заполнением пространства между ними глиной, кирпичом, обмазанными глиной связками соломы и др. Повсеместно растёт использование новых строительных материалов. Крыши построек четырёхскатные, двускатные или полувальмовые, с небольшим навесом. На западе и северо-западе сохранились дома с «подсенями» в виде арки, ниши, галереи. Традиционная планировка крестьянского жилища — трёхкамерная, с центральным или боковым расположением сеней. В Силезии, Великопольше, Мазовии, в южных районах Малопольши распространены сени с большим сводчатым камином, в него выходит устье хлебной печи, находящейся в избе. Современный сельский дом имеет несколько жилых и хозяйственных помещений.

Большинство поляков носят современные костюмы. Традиционную народную одежду надевают в части деревень по праздникам. Разнообразны и красочны традиционные костюмы крестьян, приезжающих из различных районов на праздник урожая, другие общенародные торжества. Более чем в других районах традиционная одежда сохранилась в окрестностях города Лович и в горах, где крестьяне носят её повседневно. Для ловичского костюма характерны полосатые ткани; из них сшиты юбки, передники, женские накидки, мужские штаны.

Сохранилась верхняя мужская одежда — сукман. В горах мужчины носят короткую льняную рубаху с запонкой из серебра или иного металла, штаны из белого сукна, украшенные сердцевидным узором, широкий кожаный пояс, короткую куртку (цуху) из белой шерсти. Крестьянки носят юбку из узорной или однотонной ткани, рубаху, безрукавку. Зимняя одежда гуралей — кожухи. Своеобразен краковский костюм: женская юбка из ткани в цветочек, передник тюлевый или полотняный, поверх рубахи — суконный или бархатный корсаж, украшенный золотым или серебряным шитьём, металлическими пластинками и др. ; мужской — рубаха с отложным воротником, штаны в полоску, синий кафтан с богатой вышивкой, из головных уборов (тёплые меховые шапки, шляпы и др.) интересна конфедератка, подобная головному убору польских военных.

Поляки сохранили немало традиционных способов приготовления пищи. В горных районах делают фигурные сыры, кислый освежающий напиток из молока. Распространены кислые похлёбки — жур (из муки, заквашенной на воде), квасница (из квашеной капусты), баршч (из квашеной свёклы) и др. Первые блюда приправляют салом, маслом, сметаной; баршч готовят с ушками — тесто с начинкой из мяса или грибов, жур — с колбасой. Распространённое блюдо — бигос из квашеной или свежей капусты, которую тушат с мясом или колбасой, луком, грибами, яблоками, лавровым листом. Большое место в питании поляков занимают блюда из картофеля, молоко, творог, сыр и др. Польская кухня славится кондитерскими изделиями — свадебное и новогоднее печенье в виде птиц и животных, пряники, торты, пирожные и т. п. В некоторых деревнях пекут свадебный «каравай». Обычные напитки — чай, кофе из злаков и чёрный.

Семья преимущественно малая (простая), менее распространена расширенная (сложная) семья. В XIX веке встречались сложные «отцовские» семьи из супругов-родителей, их сыновей с жёнами и детьми и «братские», объединяющие несколько братьев с жёнами и детьми. Из старинных обычаев сохранились некоторые семейные (например, свадебные) и календарные.

Традиционный свадебный цикл включал в прошлом сватовство, сговор (на нём договаривались о приданом и др.), обручение, венчание, свадебное пиршество. На свадьбе противостояли две «дружины» — жениха и невесты, состоявшие из их родственников и друзей. В современной свадьбе многие старые обряды уже не выполняются, остальные носят главным образом игровой характер. Сохранился обычай иметь дружек, но дружины жениха и невесты стали немногочисленными. По традиции заботятся о том, чтобы свадебный пир был обильным, в некоторых сельских районах к нему пекут ещё обрядовый хлеб — «колач», «каравай», мелкое фигурное печенье.

Похоронная обрядность поляков сократилась, но, как и ранее, носит двойственный характер — семейно-родственный и общественный. Во всей Польше ежегодно 2 ноября отмечают День поминовения: в костёлах служат панихиды, все стремятся посетить могилы своих родственников, даже если надо для этого приехать издалека. На могилах и перед памятниками на улицах и площадях зажигают свечи и лампады.

Из календарных зимних праздников особенно почитаемы рождественские — «Годы»; в их обрядности прослеживаются элементы аграрной и скотоводческой магии, культа предков. Канун Рождества — сочельник и первый его день считаются семейными праздниками. Принято в сочельник собираться в доме родителей или в кругу своей семьи. К этому дню наряжают елку. На ужин обязательно готовят рыбные блюда, вся остальная пища тоже постная. Перед едой сотрапезники разламывают облатни, одаривают ими друг друга, желая счастливого нового года, здоровья, удачи. Пища в первый день Рождества должна быть обильной и состоять преимущественно из мясных блюд. На Рождество дети получают подарки, якобы от Святого Миколая. В прошлом в рождественские праздники и на Новый год колядовали. Сейчас колядуют не повсеместно, колядниками бывают мальчики, а сам обряд превратился в игру, увеселенье. В том же значении бытуют святочные и новогодние гадания, выступления ряженых.

Славится общественными гуляниями польский «карнавал» — масленица. На Масленицу в последний четверг перед постом едят специально к этому дню выпеченные пончики, оладьи, пышки. Главный весенний праздник «Вельканоц» — Пасху поляки отмечают очень торжественно, как и в старину: к Пасхе красят яйца, выпекают обрядовый хлеб, которые освящают в костёле, готовят разнообразную праздничную пищу. Сохранились отчасти ещё обычаи хождения ряженых по дворам и обливания водой в пасхальные понедельник (девушек) и вторник (юношей). Некоторые традиционные народные праздники имеют иное значение, чем прежде. Например, дожинки стали всенародным праздником урожая. Отмечают новые праздники — День моря, День шахтёра, День ребёнка и др.

В Польше живы традиции народного творчества: скульптура, резьба, живопись на стекле, вырезание выцинанок — узоров из бумаги, вышивка, керамика, ткачество и плетение. Народные мотивы используют в своём творчестве многие художники-профессионалы. Богато устное народное творчество (обрядовые, календарные, лирические, семейные, трудовые песни, легенды, баллады, басни, сказки, пословицы и др.). Польские народные танцы — полонез, краковяк, мазурка и др. в переработанном виде распространились во всей Европе. Народные танцы, песни и музыка вошли в репертуар современных профессиональных и самодеятельных коллективов. Народные танцевальные и песенные мелодии звучат в произведениях польских композиторов.

Языки

Южнославянские языки

К южнославянским языкам относятся: болгарский, македонский, сербскохорватский и словенский. Южнославянским по происхождению является старославянский язык. Исторически сложилось так, что территория южных славян оказалась отрезанной от других славянских территорий. На северо-востоке южные славяне граничат с румынами, на севере - с венграми и австрийцами. На западе носители южнославянских языков граничат с итальянцами, а на юге - с албанцами, греками, турками.

Южнославянские языки разделяются на две группы: восточную (болгарский и македонский) и западную (сербскохорватский и словенский), между этими группами есть переходные говоры. Единого более менее устойчивого праязыка у южных славян не существовало. Заселение в VI-VП вв. Балканского полуострова славянскими племенами происходило так, что славяне на Балканах оказались на большой территории. Это способствовало обособлению племенных диалектов, возникновению отдельных славянских языков. На специфику развития южнославянских языков в известной мере воздействовали межъязыковые контакты с неславянскими народами.

Некоторые южнославянские языки имеют общие черты, возникшие в рамках Балканского языкового союза. Этот союз охватывает разнородные по происхождению и первоначальному типу языки, носители которых живут на Балканском полуострове: румынский, греческий, албанский, болгарский, македонский и частично сербскохорватский. Языковые контакты народов Балканского полуострова в ходе исторического развития создали возможность выработки общих черт в языках, которые можно определить как возникновение языкового союза.

Общими чертами языков, входящих в Балканский языковой союз являются:

1. полная или частичная утрата склонения и выражение соответствующих отношений при помощи предлогов;

2. полная или частичная утрата инфинитива;

3. развитие постпозитивного артикля (члена), например, в болгарском;

4. употребление кратких форм местоимений (энклитик);

5. сходство в системе гласных;

6. наличие значительного общего фонда лексики.

БОЛГАРСКИЙ ЯЗЫК

Современный болгарский язык - национальный язык болгарского народа, государственный язык Болгарии. Он является родным для 6 миллионов болгар в самой Болгарии и для более 1,3 миллиона болгар, живущих за пределами Болгарии (в Югославии, Греции, Румынии, Молдове, на юге Украины).

Болгария расположена в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. Граничит на севере с Румынией, на Западе с Югославией и Македонией, на юге с Грецией и Турцией. На востоке Болгария омывается Черным морем.

Древнейшее известное население болгарских земель - фракийцы, народ с богатой материальной и духовной культурой. Фракийский язык дошел до нас в форме отдельных слов, сохранившихся в названиях местностей и других собственных имён. Известно около 250 фракийских слов, на основании которых можно составить самое общее представление о фракийском языке.

Фракийцы довольно успешно отражали набеги эллинских, кельтских и других племен, но со второй половины III в. до н.э. постепенно попадают под власть Римской империи. После распада Римской империи на Балканах устанавливается долгая эпоха византийского господства.

В начале VI в. на Балканский полуостров проникают славяне. Они осваиваются в византийских городах, образуют раннефеодальный Союз семи славянских племен. Несколько позже сюда же приходят с Северного Кавказа, Приазовья, Бесарабии протоболгары - народ тюркского происхождения. Объединившись, славяне и протоболгары образовали в 660 г. болгарское государство во главе с ханом Аспарухом. Столицей этого первого болгарского государства была Плиска. Тюрки-булгары в этом государстве составляли меньшинство, и постепенно начинается процесс ассимиляции их славянами.

В VIII-IХ вв. Болгария превращается в мощную для того времени политическую силу, чему способствовали и победа над Византией, и укрепление государственного устройства. Принятие в 665 г. христианства упрочило международное положение Болгарии. Вместе с тем это был важный шаг на пути формирования болгарской народности, славянской в своей основе. Введение богослужения на родном языке, создание своей письменности, которая широко распространяется учениками Кирилла и Мефодия, ускорили процесс ассимиляции протоболгар.

Во время правления царя Симеона Болгария достигает вершины могущества. Это было время расцвета болгарской культуры и письменности. Известными деятелями культуры и просвещения были Климент Охридский, Иоанн Экзарх Болгарский, черноризец Храбр. Границы этого Болгарского государства расширились в разных направлениях.

С 1016 г. и почти до конца XII в. Болгария попадает под власть Византии. В этот период наряду с официальной религией появляется религия тайная: еретизм, "богомильство", характеризующееся отказом от мирской жизни, антифеодальной и антивизантийской направленностью.

Многочисленные восстания против жестокого византийского угнетения привели к свержению иностранного ига и к возникновению Второго Болгарского царства (1167-1396) со столицей в Велико-Тырнове. Сначала это было могучее государство, однако развитие феодальных отношений ведет к ослаблению центральной власти, усиливаются классовые противоречия.

С середины ХIV в. феодально раздробленная и обессиленная Болгария попадает под власть Османской империи; 1369 г. - дата падения последнего ( Видинского) болгарского царства. Турецкое иго почти на пять столетий прервало самостоятельное общественно-экономическое и духовное развитие болгарского народа. Завоеватели истребили значительную часть коренного населения, особенно в городах, другую же часть пытались массово обратить в мусульманство, "отуречить". Но, несмотря на многовековой гнет, болгарский народ сохранил свое национальное самосознание, глубокие исторические корни своей культуры, свой язык.

ХVШ в. - начало эпохи Возрождения болгарского народа. Начинается экономическое развитие, появляются зачатки капиталистических производственных отношений. Широкое распространение получает просветительское дело, бывшее до этого времени привилегией монастырей. В 1835 г. в Габрово открывается первая светская школа с преподаванием на болгарском языке. В 40-е годы XIX в. укрепляются связи Болгарии с Россией. У болгарского национально-освободительного движения появляются свои вожди и идеологи. Выдающимися деятелями революционного движения были Васил Левски, писатель Любен Каравелов, поэт Христо Ботев. Во время русско-турецкой войны 1877-1676 гг. плечом к плечу с русскими воинами сражались болгарские ополченцы. Победа России в войне способствовала созданию автономного княжества Болгарии.

После освобождения в стране стремительно развивается экономика, усиливается прозападная ориентация в политике. Новые возможности получила для своего развития культура. В 1866 г. были открыты Высшие педагогические курсы, на базе которых в 1904 г. создан Софийский университет.

В начале XX в. в Болгарии углубились социальные противоречия в городе и в деревне, что привело к экономическому кризису. Во время первой мировой войны Болгария выступает на стороне Германии. После 1934 г. в ней устанавливается профашистская диктатура. Во второй мировой войне Болгария участвует как союзник гитлеровской Германии. В то же время в стране возникает и ширится партизанское движение. В 1942 г. создан Отечественный фронт - массовая антифашистская организация, объединившая все антифашистские силы в стране. Вступление в Болгарию Советской армии предопределило успех освободительной борьбы болгарского народа. 9 сентября 1944 г. началось народное вооруженное восстание, власть перешла к Отечественному фронту. В условиях народовластия создаются возможности для развития культуры, литературы, расширяются сферы функционирования болгарского языка.

В истории болгарской письменности и литературного языка выделяется три периода, непосредственно соотносящихся с историческими вехами в жизни страны: древнеболгарский (X-XI вв.); среднеболгарский (ХII-ХVI вв.) новоболгарский (с конца ХVI в.).

Литературным языком в эпоху Первого царства был старославянский язык - древнейший литературный язык славян, созданный во второй половине IX в. братьями Кириллом (Константином-философом) и Мефодием для нужд церковной службы, но использовавшийся для создания художественно-познавательной литературы и в административной жизни государства. Х век вошел в историю Болгарии как "золотой век" болгарской письменности. На территории Болгарии старославянский язык в течение нескольких веков выполнял функцию литературного языка. В то же время разговорная речь все дальше отходила от норм книжного языка.

Среднеболгарский период характеризуется борьбой двух норм - церковно-книжной и народно-разговорной. Важнейшими памятниками этого периода являются Добрейшево, Тырновское и Банское евангелия, а также грамоты.

После завоевания Болгарии турками (1396 г.) письменность в Болгарии практически прекращается более чем на два века.

С конца ХVI в. в болгарских землях начинают распространяться рукописные сборники религиозно-нравственного содержания (дамаскины). В дамаскинах уже более менее последовательно отражаются лексические, фонетические и грамматические особенности народных говоров.

Современный болгарский литературный язык складывается довольно поздно - в XIX в. В основе его преимущественно восточные (балканские) народные говоры. В XX в. на литературный язык стали оказывать заметное влияние и западные диалекты, на территории которых находится современная столица Болгарии.

Современный болгарский алфавит основан на кириллице и включает 30 букв. В отличие от русского алфавита в нем нет букв Ё, Ы, Э; буква Ъ (болгарское название ер-голям) обозначает гласный звук особого образования (это звук среднего ряда, среднего подъема: дърво, храбър, дъб); буква Ь обозначает мягкость согласных перед гласным О: боксьор, шофьор: конечные согласные в болгарском языке только твердые, напр., ден (день), кон (конь), есен (осень).

Буквы Ю, Я обозначают мягкость предшествующих согласных или сочетаний ja, jy: яблъка (яблоко), ярост (ярость), земя' (земля), бял (белый).

Буква Щ обозначает сочетание ШТ, например, щедър, бъдещ (будущий), нощ.

В безударных слогах гласные не редуцируются, некоторая редукция гласных допускается в разговорной речи.

Ударение в болгарском языке свободное и незакрепленное, при словоизменении и словообразовании оно может менять свое место: 'езеро - езера', дърво' - дъ'рвен.Существительные женского рода имеют одинаковое ударение в единственном и во множественном числе.

Морфология болгарского языка характеризуется следующими особенностями:

1. в процессе развития аналитического строя утрачено склонение, грамматические значения падежных форм выражаются с помощью предлогов: букет от розы (букет роз), рисувам с молив (рисовать карандашом), пътувам с влак (ехать поездом);

2. употребляется постпозитивный артикль (член), выражающий грамматическое значение определенности: масата (стол), стаята (комната), слънцето (солнце);

3. утрачен инфинитив, основной словарной формой глагола по традиции считается 1-е лицо единственного числа настоящего времени;

4. противопоставляются полные и краткие (безударные) формы местоимений;

5. сохраняется звательная форма имен существительных: родино, земьо, Иване;

6. сохраняется развитая система спряжения, например, прошедшее завершившееся (аорист), прошедшее незавершившееся (имперфект), прошедшее неопределенное (перфект), прошедшее предварительное (плюсквамперфект).

В лексике болгарского языка имеется значительное количество заимствований из турецкого и греческого. С конца XIX в. на лексику оказывает влияние русский язык. Наиболее заметно влияние русского языка в области научно-технической терминологии. В современном болгарском языке насчитывается более двух тысяч лексических русизмов.

Современные болгарские говоры принято делить на 2 основные группы: западные и восточные. В основе этого членения лежит так называемая ятевая граница. В западных диалектах на месте общеславянского звука, обозначавшегося буквой "ять", в любой позиции находим гласный [е]: лето, летен (летний), звезда, хлеб. На востоке Болгарии древнему соответствует [а]: лято, хляб, място. В северо-восточных говорах, на которые ориентированы и нормы литературного языка, [а] представлен только под ударением перед твердыми согласными, в других позициях находим [е]: л'ято - л'eтен, хл'яб -хл'eбен, б'ял - белин'a (белизна). В юго-восточных говорах отражён как [а] во всех позициях.

МАКЕДОНСКИЙ ЯЗЫК

Македонский язык - национальный язык македонцев, основного населения Македонии, самый молодой славянский литературный язык. На нем создаются и публикуются художественные произведения, научные труды, он является объектом изучения македонистики и славянского языкознания.

Население Македонии по данным 1981 г. составляло 2187 тыс. человек, из них 1300 тыс. - македонцы. Около 100 тыс. македонцев проживают в Югославии, 150 тыс. в пограничных с Македонией районах северной Греции, 10 тыс. - в Албании.

Столица Македонии - г. Скопье; древним культурно-историческим центром республики является город Охрид.

Македония граничит на севере с Югославией, на юге - с Грецией, на востоке - с Болгарией, на западе - с Албанией.

Верующие македонцы в основном православные.

Македония - историческая область в центральной части Балканского полуострова в бассейне реки Вардар и соседних землях. В древности она была заселена смешанным населением - фракийцами, иллирийцами, греками. В V -II вв. до н.э. здесь существовало могучее рабовладельческое государство. Позже население этой области было ассимилировано греками.

В VI-VII вв. Македония была заселена славянскими племенами. В IX в. большая часть ее территории входила в состав Болгарского царства.

В итоге Балканских войн (1912-191З гг.) территория Македонии была поделена между Сербией (Вардарская Македония, в настоящее время - государство Македония), Грецией (провинция Македония) и Болгарией.

С 1945 г. Вардарская Македония - одна из республик Югославии. К этому времени завершается формирование македонской нации. В конце 1991 г. Македония вышла из состава Югославии.

Славянская письменность в Македонии имеет длительную историю. В середине IX в. почти вся историческая область Македония входила в состав Первого Болгарского царства. С принятием христианства в Х в. здесь распространяется старославянский язык; город Охрид был одним из культурно-исторических центров на западе Болгарского царства.

В IX-X вв. речь славян, населявших Македонию, мало отличалась от речи населения восточной части Болгарии, однако в XI-XIII вв. формируются многие характерные черты, отделившие говоры Македонии от соседних древнеболгарских и древнесербских.

Период ХIV-ХVIП вв. характеризуется усилением в македонском языке сербских особенностей. Письменность в этот период носила преимущественно церковный характер, рукописи издавались на сербо-болгарском изводе старославянского языка.

В эпоху славянского Возрождения (конец ХVПI в.) появляются рукописи на македонском языке. В начале XX в. возник вопрос о создании особого македонского литературного языка, отличного от болгарского. Этой проблеме посвящена книга К.Мисиркова "О македонском вопросе", написанная на македонском языке. Однако инициатива Мисиркова не получила поддержки.

В конце 30-х гг. появляются первые поэтические произведения на македонском языке (книга стихов К.Рацина "Белые рассветы").

В период немецкой оккупации на македонском языке появляются массовые подпольные издания, в частности - стихи македонских поэтов К.Рацина, К.Неделковского, 3.Марковского.

Официальные нормы македонского литературного языка были утверждены в 1945 г. Основой его явились центральные говоры западного диалекта, однако можно отметить и ряд черт восточного диалекта.

В основу македонского алфавита положен сербский вариант кириллицы. Он включает 31 букву. Из сербского алфавита в него введены љ, њ, обозначающие мягкость согласных л, н. Буква j используется для передачи звука й. Характерной особенностью македонской графики являются буквы ќ, ѓ, s, γ . Буквы ќ, ѓ обозначают звуки, возникшие на месте праславянских сочетаний *tj, *dj (русск. свеча, межа): в произношении они варьируются от мягких к', г' до мягких аффрикат ч', дж': буква γ обозначает аффрикату дж , s - звонкую аффрикату дз.

Согласный p может быть слогообразующим: срце, прст, арба, зрно.

Ударение постоянное: в двусложных словах оно приходится на первый слог, в многосложных - на третий слог от конца, напр.: 'eзеро - ез'eрото.

Именные части речи в македонском языке, как и в болгарском, не изменяются по падежам; они имеют формы единственного и множественного числа, имена прилагательные изменяются по родам.

Имена существительные могут иметь постпозитивный артикль (член), выражающий значение определенности, напр.: кн'uгата, ез'eрото, гр'aдот.

Утрата македонскими именами падежных форм значительно повысила частоту употребления предлогов, которые обеспечивают передачу разнообразных синтаксических отношений.

В лексике македонского языка имеется значительное количество тюркизмов, а также заимствований из сербских и греческих говоров.

На территории Македонии выделяется три диалектные группы: северная, западная и восточная.

СЕРБСКОХОРВАТСКИЙ ЯЗЫК

Современный сербскохорватский язык является языком сербов, черногорцев, хорватов и боснийцев. На нем говорят более 15 миллионов человек. Это народы, проживающие в Югославии, Хорватии, Боснии и Герцеговине. Некоторые носители сербскохорватского языка живут за пределами славянских государств - в Австрии, в Италии. Сербы и черногорцы являются основным населением Югославии, в состав которой входят Сербия и Черногория. Столица Югославии - г. Белград. Хорваты в основном проживают в Хорватии (столица Хорватии - г.Загреб), боснийцы - в Боснии и Герцеговине (столица Боснии и Герцеговины - г.Сараево).

Славянские племена на территории современных государств Югославии, Хорватии, Боснии и Герцеговины появились в VІ-VII вв. н.э. С принятием христианства в Х в. здесь возникают первые раннефеодальные государства: в Хорватии - королевство, на землях Сербии, Боснии и Герцеговины - Сербское государство. Эти государственные объединения были неустойчивыми, постоянно подвергались военной экспансии со стороны соседних государств.

Со второй половины ХІV в. земли южных славян (Босния, северная часть Сербии) были захвачены Венгерским королевством, Хорватское побережье - Венецией.

Феодальная раздробленность южнославянских государств и княжеств позволила Османской империи в конце ХІV-ХV вв. завоевать Македонию, Сербию, Боснию и Герцеговину. Началась насильственная исламизация славян в Боснии. В ХV в. туркам удалось захватить часть Черногории.

Долгие пять веков турецкого ига были тяжелым периодом в истории народов южнославянских государств. Огромный урон был нанесен культуре этих народов, которая не могла свободно развиваться, затормозилось их экономическое развитие.

В начале XIX в. усиливается национально - освободительное движение сербов против турецкого владычества, происходят крупные сербские восстания. В результате победы России в Русско-турецкой войне 1877-78гг. была признана полная независимость Сербии и Черногории. Хорватия, Босния и Герцеговина входили в это время в состав Австро-Венгерской империи.

После первой мировой войны в 1918 г. Сербия, Черногория, Хорватия и Словения объединяются, образуют независимое государство - Королевство сербов, хорватов, словенцев (с 1929 г. - королевство Югославия).

В годы второй мировой войны Югославия была оккупирована фашистской Германией и фашистской Италией. В стране развернулась народно-освободительная борьба против оккупантов.

После поражения гитлеровской Германии в 1945 г. Югославия стала федеративным государством, в состав которого вошло пять республик.

В 1991 г. Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина объявили себя суверенными государствами и вышли из состава Югославии.

Первым литературным языком сербской, македонской и хорватской народностей был старославянский язык. В Хорватии, несмотря на принадлежность хорватов к католической церкви, глаголическая азбука сохранялась довольно долго, вплоть до XIX в. Первые памятники письменности - книги религиозного содержания - относятся к XII в.: древнейшими книгами с сербскими языковыми чертами являются Мирославово (XII в.) и Вуканово (XIII) евангелия.

Первый памятник деловой письменности на сербскохорватском языке - грамота боснийского бана Кулина 1189 г.

Древнейшим хорватским памятником являются Венские листки (XII в.), написанные глаголицей. После XII в. у хорватов получает распространение латинская письменность.

В период турецкой оккупации центром развития культуры и славянской письменности стал г. Дубровник.

Огромное значение для сербского возрождения и развития сербского языка имела научно-исследовательская и публицистическая деятельность Вука Стефановича Караджича (1787-1864). Вук Караджич реформирует литературный язык и при этом, стремясь сделать письменную речь доступной народу, опирается на собранные им многочисленные фольклорные тексты. В 1814 г. он издает грамматику сербского языка (второе издание - 1818), которая открывается азбукой, основанной на кириллице, но обработанной и приспособленной для нужд сербского языка. Одновременно выходит из печати подготовленный Вуком Караджичем "Сербский словарь с толкованием на немецком и латинском". Второе издание словаря включало 47 тысяч слов. Многочисленные собрания народных сказок, песен, преданий, а также этнографические труды увековечили имя В.Караджича в истории сербской и славянской культуры.

В первой половине XIX в. среди хорватов получило распространение культурно-политическое движение иллиризма. Представители его считали необходимым выработать единый литературный язык для сербов и хорватов. Видный представитель хорватского возрождения Людевит Гай в 1830 г. опубликовал проект "хорватско-славянской" орфографии на латинской основе. В начале 1850 г. в Вене состоялась встреча видных южнославянских ученых, и было подписано соглашение о едином литературном языке сербов и хорватов. Значительный вклад в реализацию этой идеи внесла Югославянская Академия наук, основанная в 1867 г. в г. Загребе. Одним из организаторов Югославянской Академии был ученый-филолог Ватрослав Ягич, хорват по национальности, он содействовал осуществлению идей Вука Караджича о единстве сербохорватского литературного языка. Однако полного слияния сербского и хорватского вариантов литературного языка так и не произошло. Образовалось два варианта языка, которые различаются произношением отдельных звуков и некоторыми различиями в лексике.

В XIX в. значительный вклад в развитие сербскохорватского литературного языка был внесен сербским поэтом И.Йвановичем-Змаем, черногорским поэтом П.Негошем, хорватом Й.Мажураничем.

К началу XX в. относится творчество Б.Нушича, сатирические произведения которого получили мировую известность. Лауреатом Нобелевской премии в области литературы стал сербский писатель Иво Андрич.

Письменность на сербскохорватском языке существует в двух вариантах: кириллическом и латинском.

Сербская кириллица (вуковица) включает 30 букв. Мягкость л, н обозначается буквами љ, њ: мягкие аффрикаты тш, дж - буквами ћ, ђ; аффриката дж - буквой γ.

В хорватской графике мягкость л, н передается сочетаниями lj, nj, буквам ћ, ђ соответствуют ć, đ, твердой аффрикате дж - сочетание . Для обозначения шипящих ш, ч, жиспользуются надстрочные знаки: Š, Č, Ž.

Гласные звуки в сербскохорватском языке различаются по долготе и краткости: а-ā, и-ū, о-ō, е-ē.

Ударение незакрепленное. В отличие от других славянских языков в сербскохорватском, как и в словенском, сохраняется старое музыкальное ударение.

Можно отметить следующие фонетические особенности, характеризующие сербскохорватский язык:

1. сохраняется слоговой р: срце, црн "черный", срб;

2. в конце слога л перешёл в о : Београд "Белград", зао "зoл", весео "весел";

3. слоговой л изменился в у : вук "волк", пун "полный", дуг "долгий";

4. праславянские *dj, *tj перешли в ђ (д'ж'), ћ (т'ш');

5. сочетание чр изменилось в цр: црн "чёрный", црвен "красный";

6. согласные не смягчаются перед и, е.

Имена существительные имеют категорию рода, числа, изменяются по падежам. Сохраняется звательный падеж.

Сербскохорватские глаголы характеризуются сложной системой форм прошедшего времени: употребляются формы аориста, имперфекта, перфекта, плюсквамперфекта.

В лексике сохраняются многие архаические слова, утраченные другими славянскими языками. В сербскохорватском языке имеется значительное количество заимствований из турецкого языка, а также из других неславянских языков - итальянского, венгерского, немецкого.

На территории распространения сербскохорватского языка выделяется три диалекта; штокавский, чакавский, кайкавский (в зависимости от произношения вопросительного местоимения что : што, ча, каj). Внутри каждого из диалектов можно выделить многочисленные говоры.

СЛОВЕНСКИЙ ЯЗЫК

Словенский язык - национальный язык основного населения Словении (столица г. Любляна). Население Словении составляет 2 млн. человек, примерно 250 тыс. словенцев компактно проживают в соседних со Словенией районах Италии, Австрии, Венгрии.

Территория современной Словении была заселена славянами в VІ-VІІ вв. Первым государственным образованием словенцев было княжество Карантания. К концу VІІІ в. Карантания попадает под власть франков, начинается германизация славянского населения.

Христианство распространялось здесь немецкими миссионерами. Сохранились документы, отражающие сведения о неоднократных восстаниях словенцев против насильственной христианизации.

В XI-XIII вв. Словения, попав под власть Римской империи, утрачивает государственную самостоятельность, вследствие чего процесс формирования словенской народности не был завершен. В ХVІ в. словенские земли вошли в состав Австро-Венгерской империи Габсбургов.

После первой мировой войны часть Словении объединилась с Хорватией и Сербией в независимое государство - Королевство сербов, хорватов, и словенцев. Воссоединение основных словенских земель осуществилось после второй мировой войны. Народ Словении обрел государственность и национальную независимость.

В 1991 г. Словения объявила себя суверенным государством и вышла из состава Югославии.

Славянская глаголическая письменность была известна словенцам уже в IX в., когда в Паннонии, населенной в то время словенцами, останавливались по пути в Венецию и Рим Константин и Мефодий. Однако влияние немецких миссионеров и римско-католического духовенства сделали невозможным распространение славянского письма в Словении.

Древнейший памятник словенского языка, написанный латиницей, - Фрейзезингенские отрывки - относится к рубежу Х-ХI вв. Последующие немногочисленные словенские памятники религиозного содержания относятся к ХІV-ХV вв. Литературными языками средневековой Словении были латинский и немецкий.

В период Реформации протестант-проповедник и просветитель Примож Трубарь издал в 1550 г. первую словенскую книгу - букварь и катехизис.

50. Хозяйственная деятельность восточных славян Славянские племена занимались обычными для оседлого населения видамидеятельности: земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством,бортничеством. Различия в хозяйственной жизни отдельных племен определялись природно-климатическими условиями. На черноземных землях полян, в условиях мягкогоклимата, основу хозяйства составляло пашенное земледелие. Обладая достаточными запасами железной руды, славяне быстро освоилижелезо и с VI в. делали из него не только оружие, но и, что не менее важно,сельскохозяйственные орудия: плуги с железными лемехами, железные серпы. Однако земледелие было не единственным занятием полян. Они занималисьтакже и скотоводством (разводили коров, свиней, коз, выращивали лошадей),огородничали. Кроме того, по землям полян, а также северян и тиверцев проходил«днепровский» торговый путь, благодаря которому стали формироваться торгово-ремесленные центры. Обилие в лесах пушного зверя, а в реках и озерах - прекрасной рыбыспособствовало развитию у славян пушного и рыбного промыслов, а близость кторговым путям Балтики - развитию мореходства. Древляне, вятичи и дреговичи, селившиеся среди непроходимых болотлесов, занимаясь в основном охотой, рыбной ловлей, бортничеством, собиралигрибы и ягоды. Но удаленность их земель от оживленных торговых путей,некоторая изолированность замедляли развитие хозяйства в этих племенныхсоюзах. Заниматься земледелием жителям лесов было очень непросто. Для этогонужно было сначала вырубить вековые деревья или непроходимые заросликустарников, затем сжечь их, чтобы получить, таким образом, золу - крайненеобходимое для бедной нечерноземной почвы удобрение, да еще выкорчевыватьогромные пни. Чтобы все это проделать, требовались усилия всего рода втечение нескольких лет. Такой способ земледелия называют подсечно-огневым,он гораздо более трудоемкий, чем пашенный, когда просто распахивали степнуюцелину. Уже с VII-VIII вв. господствовавшее в хозяйстве восточных славянземледелие соседствовало с высокоразвитым ремеслом. В поселениях, особеннона пересечении торговых путей, концентрировались ремесленные мастерские:кузнечные, гончарные, кожевенные. Впоследствии на месте таких поселенийобразовались русские города - политические, военные, религиозные, торговыеи ремесленные центры, обнесенные укреплениями. «Повесть временных лет»называет к IX веку около 30 крупных городов. Однако именно земледелие былотем основным занятием, которое во многом определило структурудревнеславянского общества, его характер. Место для города выбирали, сообразуясь с его безопасностью. Крепостьобычно строили на холме, в некотором отдалении от реки. Но развитиеремесел, торговли тянуло людей с «горы» в «подол». Так и делился древнийгород на аристократический, более защищенный «детинец» (центральную часть)и торгово-ремесленный подол — менее безопасный, но зато более выгодный иудобный. Городские: посады (предградья) возникают на Руси с конца X —начала XI веков. Именно тогда появились названия, обозначающие городскоенаселение: горожанин, гражанин и гражданин. Почти все города Киевской Руси (в отличие от западноевропейских) имелине каменные, а деревянные укрепления. Вместо выражения «построить город»говорили «срубить город». Городские укрепления состояли из деревянныхсрубов, наполненных землей, которые приставлялись один к другому, образуякольцо укреплений. Слово «город» имело в то время несколько значений:крепость, крепостная стена, ограда, населенный пункт. В город вели ворота. Количество ворот зависело от размеров города. ВКиеве было пять ворот. Самые торжественные — Золотые. Над ними быласооружена надвратная церковь. Много легенд связано с Золотыми воротами.Через них стремился войти в город враг, чтобы продемонстрировать свою силу,через них же въезжали и самые почетные гости. В детинце находились все крупные сооружения. Главным среди них былсобор, возвышавшийся посреди площади. В соборе хранили городскую казну,принимали послов, здесь создавалась библиотека и работали переписчики,здесь «сажали на стол» князя. Был храм и последним прибежищем защитниковгорода. Словом, это было главное здание и принадлежало оно всему городу.Где святыня — там и город, сердце города. Жители Новгорода говорили: «ГдеСвятая София (главный новгородский храм) — там и Новгород». Одной из главных частей города был торг. Обычно торг раскидывался подкремлевскими (крепостными) стенами и становился связующим звеном междукремлем и посадом. Торговая площадь была местом не только оживленным, но инеспокойным. Поэтому на ней очень часто строили церковь. Само присутствиецеркви сдерживало страсти. Церкви принадлежал контроль за правильностью мери весов — в храмах на торгу хранились торговые мерила. Транзитные торговые пути «из варяг в греки» (Балтика-Днепр-Черноеморе), «из варяг в персы» (Балтика-Волга-Каспийское море) способствовалиразвитию хозяйственной жизни славян. Зерно, воск, меха, мед становилисьпредметами внешней торговли.                              Искусство                Зарождение фольклорного творчества Своими корнями русская культура уходит в древнюю языческую эпоху.Язычество — комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов — имелосвою историю. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии,поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы и пр. Постепенностала проявляться тенденция к единобожию: огромное значение приобрели Род —земледельческое божество, управлявшее дождями, земными водами, подземнымогнем и пр. — и тесно связанные с ним богини плодородия — рожаницы. По мерестановления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна —княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы).Свое художественное выражение язычество нашло в народном фольклоре:сказках, заговорах и заклинаниях, пословицах и поговорках, обрядовых песняхи пр., хранящих следы магических представлений. В X— XI вв. складываетсябылинный эпос, связанный со становлением Киевского государства, защитой егоот врагов. Развитие устной поэзии предшествовало появлению письменной литературы,формировало и определяло ее идейную направленность и художественнуюособенность. «От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразносопутствует истории», — говорил М. Горький, оценивая значение устноготворчества народа. Песни, былины, пословицы, сказки, плачи-причеты,загадки, различного рода легенды долго сохранялись в народной памяти. И,хотя, письменные источники времен Древней Руси сохранили их толькочастично, а большинство литературных записей сделано в XVII—XIX вв., все-таки по ним можно представить основной характер и содержание фольклораX—XII вв. Значительное место в фольклорном творчестве Руси занималимифологические сюжеты, корнями своими уходящие в языческие представлениядревних славян о природе, жизни и смерти, в культовые обряды доклассовогообщества. Обрядовый фольклор был тесно связан с календарными и некалендарнымипраздниками. Праздновали встречу зимы — коляду и проводы зимы — масленицу.Праздник красной горки и радуницы означал встречу весны, которую провожалина семик. Были летние праздники — русалии и Купала, осенние - обжинок и др.Кроме того, определенным обрядом обставлялись свадьбы, похороны. Эти идругие события сопровождались специально, к тому приуроченными песнями иплясками, гаданиями и заклинаниями. Особенно широко были распространены на Руси песни. Их пели насвадьбах. Песенные причитания — «плачи»— входили в похоронный обряд.Исполнялись песни на тризнах - и пирах. Источники, отрицательно относившиеся ко всякого рода языческимпережиткам, называя многие праздники «бесовскими», «сатанинскими», донеслидо нас рассказы об играх и плясках, песнях, загадках, гаданиях напраздниках, в которых участвуют «мужи и жены», которых якобы прельщал«трубами и скоморохами» дьявол. Так же описывается и свадьба: «И егда же укого их будет брак и творять с бубьны и с сопельми и с многыми чюдесыбесовьскыми». Наиболее живучими формами фольклорного творчества были заговоры изаклинания. В них наши предки видели средство магического воздействия навнешний мир. Они были тесно связаны с повседневной жизнью человека, состремлением обеспечить свое хозяйственное благополучие, сохранить здоровьеблизких людей и т. п. Летопись донесла до нас блестящие образцы заговора-заклинания. В договоре князя Игоря с греками от 944 г. мы читаем: «А кто изрусской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которыеприняли крещение, получат возмездие от бога, вседержителя, осуждение напогибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеютпомощи и от бога, и от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, ида погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и дабудут рабами во всю свою загробную жизнь». То же можем мы увидеть и в договоре, заключенном в 971 г. Святославом:«Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, ктосо мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем,— от Перунаи Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото и пусть посечет нассобственное наше оружие». Конечно, бытовые заговоры и заклинания носили несколько другойхарактер и имели другую форму. В них обращались к силам природы, к духам, кбогам-покровителям. Они сопровождались определенными обрядами, которые впредставлениях жителя Древней Руси должны были способствовать хорошемуурожаю, удачной охоте, выздоровлению, исполнению желаний и т. п. Существовали на Руси сказки, предания, легенды. Вполне возможно, чтобольшинство сказочных сюжетов своими корнями уходит глубоко в толщу веков.Таковы многочисленные сказки о борьбе со змеем, вплетенные и в былинныйэпос, сказки о вещей деве, о бабе-яге, сказки о зверях, например о хитройлисице, медведях, волке. В них также ясно видно стремление людей силойслова, заговора, заклинаний повлиять на стихийные, враждебные людям силыприроды. В то же время жители Древней Руси в сказках выражали свою мечту охорошей, счастливой жизни. Отсюда сказки о ковре-самолете, сапогах-скороходах, скатерти-самобранке, о дворцах, вырастающих в одну ночь, очудесной прялке. Сказочные мотивы нашли свое отражение и в летописном материале, впамятниках житийной литературы, в различных литературных сочинениях. Следы многочисленных преданий и легенд донесли до нас письменныеисточники. Большинство легенд имеет религиозный характер и трактует вопросыо сотворении мира, крещении Руси, деяниях церковников. Однако есть илегенды другого, светского содержания. К числу таких относятся предания оКие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди и основании Киева, сказания об Олеге иего смерти, о мести Ольги древлянам, о призвании варягов на Русь и др. Знала и любила Русь пословицы, поговорки, загадки. Они вплетены вписьменные источники. Авторы литературных произведений по-разномупользуются пословицами и поговорками. В одних случаях это своеобразныепримечания для описываемых событий, в других — изречения исторических лиц.«Погибоша аки обри», рассказывает «Повесть временных лет» о гибели племениобров, воевавших со славянами. Выражение «беда аки в Родне» напоминало оголоде в городе, осажденном Владимиром в 980 г.. «Мир стоит до рати, арать до мира», «мертвии бо сраму не имуть», «един камень много горньцев(горшков) избиваеть», «аще ся волк овця ввадит, то выносит все стадо, ащене убиют его», «безумных ни орют, ни сеют, сами ся рожают»— все этипословицы: исторического, политического, военного, бытового характеравозникли именно в Древней Руси. Отзвуком бытовой поговорки веет от изречения князя ВладимираСвятославича: «Руси есть веселье пити, не можем бес того быти». Взначительной степени использованы бытовавшие в то время пословицы,поговорки, афоризмы, поучения в двух, связанных между собой сюжетно,памятниках XII и XIII вв.— «Слове» и «Молении» («Послании») ДаниилаЗаточника, что создало им большую популярность на Руси. Народные загадки также использовались летописцами. Новгородская 1-ялетопись под 1016г. рассказывает о борьбе сыновей Владимира — Ярослава иСвятополка. Однажды Ярослав направил в лагерь противника разведчика,который должен встретиться с тайным сторонником Ярослава и спросить его:«...что ты тому (т. е. Ярославу) велиши творити? Меду мало варено, адружины много». Посланец получил ответ также в форме загадки: «Рци такоЯрославу: «да аще меду мало, а дружины много, да к вечеру дати». И Ярославпонял, что в ночь нужно идти в бой. Среди памятников устного творчества особое место занимают былины,известные в народе под названием «старинок». Сюжеты большинства былинзародились в эпоху Древнерусского государства и отражают историческиефакты, идеологию и бытовые черты того времени. Возникновение былинного эпоса в Древнерусском государстве было неслучайным явлением. Если первоначально в устном творчестве преобладалилегенды, загадки, предания, песни, пословицы и поговорки, то с образованиемгосударства и складыванием древнерусской народности с ее определеннойязыковой, территориальной, экономической, культурной общностью возникаетпотребность для создания широких эпических произведений устного народноготворчества. Былины создавались как исторические произведения. В них всинтезированном виде отражалось представление народа о князе и его власти,о дружине и ее ратных делах, о богатырях-героях, отвечавших идеаламтрудовых масс. Характерно, что одно из главных мест в былинах занимает идеяборьбы народа за свою независимость. Былины проникнуты духом патриотизма игордостью за свою родину. Нет никакого сомнения, что большинство сюжетов былин возникло иразрабатывалось в народе. В них отражалось отношение народа к историческимсобытиям, фактам и явлениям, давалось свое понимание социальных отношений,сложившихся в Древнерусском государстве. Как правило, большинство былин, даже возникших в более позднее время,переносит своих героев в эпоху Древнерусского государства в Киев, ко дворуВладимира Святославича. Именно  это время в народной памяти приобрелоэпические черты, с ним связываются богатырские подвиги, прославлениеисторического прошлого. Устное, фольклорное творчество Руси, сформировавшееся задолго допоявления письменности, оказало большое влияние на развитие древнерусскойлитературы. Литературные письменные памятники не просто использовалибогатейший материал народного творчества, но и восприняли в определеннойстепени его формы, поэтический стиль, языковую традицию. Легенды,записанные в Киево-Печерском патерике, десятки лет были известны в устнойпередаче, прежде чем приняли письменную форму. Отзвуки устного творчествавидны и в «Слове о полку Игореве», автор которого вспоминает далекое отнего «время Бусово», «вещего Бонна»— творца и певца песен; «Жития» Бориса иГлеба, несомненно, были составлены на основе устных рассказов об их гибели.Устным творчеством, как источником пользовались авторы «Повести временныхлет». Страницы летописи пестрят передачей прямой речи, котораяпроизносилась до появления письменных источников, и сохранялась впамятниках устного характера. Летописец использовал и многочисленныесказания, предания, легенды о походах на Константинополь, о князьях-варягах, о вещем Олеге и мудрой Ольге и др. Возникнув ранее появления письменности, фольклорное творчествопродолжало жить и развиваться. Наслаивались новые темы и элементы,совершенствовалась форма, вкладывались новые идеи и содержание, но характертворчества оставался прежним, отражая прошлое, события настоящего, надеждынарода на лучшее будущее.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!