Кулинарные традиции народов Европы



Кулинарные традиции Европыне являются самыми древними в мире, однако врождённое предприимчивость и любопытство её жителей сделали кухню континента чрезвычайно сложной и разнообразной.

Кулинарные традиции народов Европы– это удивительные рецепты национальных блюд разных стран. Это скорее собирательное понятие, ведь каждая страна может гордиться собственными кулинарными особенностями и традициями.

В Центральной Европе преобладают польские и венгерские блюда. Коронные рецепты – это приготовление гуляша, штруделей, овощного супа с укропом и др.

Блюда Восточной Европы, крайне разнообразны. Обычаи приготовления пищи передались современным жителям ещё от кочевников, которые много столетий назад заселили эти земли.

В Западной Европе выделяют французскую кухню, повара которой знают толк в овощах и хорошем вине. Соседи французов – немцы не представляют своей жизни без картофеля, мяса и пива.

Кухня Северной Европы крайне разнообразна. От пива с жаренным картофелем или рыбой до крем-брюле и помадки в шоколаде.

Особенно можно выделить рецепты утки в оранжевом соусе и куриного егеря.

Отличительной особенностьююжно-европейской кухни является добавление во многие блюда вина, которое к тому же в обязательном порядке подаётся на стол перед трапезой.

Современная европейская культура

В заключение, статьи необходимо отметить, что, начиная со второй половины 20 века, в Европе возникло понятие массовой культуры – характерным явлением в 20 веке, которое было вызвано массовым потреблением и производством.

Массовая культура стремительно охватила разные сферы жизни, и наиболее полно проявилось в молодёжной субкультуре (например, рок музыка и др.).

Произошло заметное её усиление благодаря СМИ, повышению уровня грамотности населения и развитию информационных технологий.

44.ГОЛЛАНДЦЫ, холандерс (самоназвание), нидерландцы, народ, основное население Нидерландов. Численность свыше 14 млн. человек, из них вНидерландах свыше 12,3 млн. человек. Живут также в Канаде (свыше 410 тыс.), США (около 600 тыс.), странах Западной Европы, в Африке, Азии, Вест-Индии. Говорят на нидерландском (голландском) языке германской группы индоевропейской семьи. Группы диалектов: северо-западная (североголландские диалекты), южно-центральная (брабантские и восточнофламандские), юго-западная (западнофламандские и зеландские), северо-восточная (саксонские), юго-восточная (лимбургские). Письменность на основе латинского алфавита. Большинство верующих — протестанты, главным образом кальвинисты и приверженцы нидерландской реформатской церкви, есть также меннониты, баптисты и др. Католики — вторая по величине конфессиональная группа.

Во второй половине 1-го тысячелетия до нашей эры земли современных Нидерландов заселяли в основном кельты. К началу нашей эры туда переселились германские племена, наиболее известными среди них и многочисленными были фризы и батавы. Римское завоевание (I век до нашей эры — V век нашей эры) совпало с продвижением германских племён саксов и франков (III—IV вв.), ассимилировавших кельтов и батавов; лишь на севере Нидерландов оставались независимые фризы. При Карле Великом (768—814) почти все нидерландские области вошли в состав Франкского государства, а после его распада (843) сделались частью Восточно-Франкского королевства. В X—XI вв. на этой территории сформировалось несколько феодальных владений, формально связанных вассальными отношениями со Священной Римской империей, этнической основой которых стали потомки германских племён саксов, фризов, отчасти франков, а также кельтов. В конце XI — начале XII вв. появляется название Голландия (нидерландское Holland, буквально — «Полая земля»): графство Голландия.

Формирование новой этнической общности — голландцев, зародившейся в провинции Нидерланды, Зеландия и Утрехт, относится к концу XV — началу XVI вв. и связано с объединением разрозненных провинций под общим названиемНидерланды [XV век; Nederland, буквально — «Низкая (низменная) страна», или «Низинная земля»]. В последней четверти XV века Нидерланды перешли под власть Габсбургов; в 1556 оказались под властью Испании. В конце XV—XVI вв. в Нидерландах зарождаются капиталистические отношения; провинция Голландия и Зеландия — наиболее экономически передовые и густонаселённые области. В 1579 Утрехтская уния объединила Северные провинции — Голландию, Зеландию, Утрехт, Гелдерланд, Гронинген, а затем Оверэйссел и Фрисландию в единое государство — Республику Соединённых провинций.

Победа Нидерландской революции XVI века способствовала процессу национальной консолидации голландцев. Сложился литературный язык. Небывалого расцвета достигла культура, первая половина XVII века — «золотой век» Нидерландов. Особенно бурно развивалась провинция Голландия; с середины XVII века понятия «Голландия» и «Нидерланды» часто отождествляются. Во второй половине XX века наметился процесс консолидации трёх родственных народов Нидерландов — голландцев, живущих главным образом в северных, центральных и восточных провинциях страны, фламандцев (населяют южные провинции) и фризов (сосредоточены на севере в провинции Фрисландия, частично Гронинген и на Западно-Фризских островах) — в единый нидерландский этнос. Однако с оживлением фризского национального движения усилился рост центробежных сил.

Голландцы заняты в высокоразвитой промышленности, сельском хозяйстве и в сфере обслуживания. Традиционные направления сельского хозяйства — животноводство, полеводство, овощеводство (как в открытом грунте, так и в теплицах и парниках), садоводство и цветоводство, принёсшее голландцам мировую славу: «тюльпанный бум» охватил Голландию ещё в XVII веке. В наши дни теплицы для выращивания цветов (к югу от Амстердама и Гааги) занимают более 40 млн. кв. метров. Давние традиции имеет рыболовство; голландцы ещё в XV веке научились засаливать сельдь. Большого искусства достигли голландцы в обработке дерева: резьба и роспись украшают мебель, домашнюю утварь, старинную национальную обувь — деревянные башмаки — кломпы. Традиционные изделия кузнецов — каминные щипцы, флюгеры для домов и церквей, художественные изделия, широко известны голландские изразцы, серебряные украшения, фаянс из Делфта; красочна вышивка полотенец, скатертей, одежды.

В течение многих веков голландцы отвоёвывают у моря участки суши — пульдеры. В настоящее время провинция Флеволанд (с населением более 180 тыс. человек) целиком размещена на осушенных и освоенных землях. Уже 2 тыс. лет назад в Нидерландах стали насыпать искусственные холмы — тйрпены, на которых спасались во время наводнений; спустя X веков на морском побережье появились защитные плотины; слово «дам» (плотина) входит в названия многих городов (Амстердам, Роттердам, Зандам). Всю страну прорезает густая сеть каналов. Особый колорит сельскому пейзажу придают многочисленные ветряные мельницы, приводившие в движение насосы для откачки воды с польдеров, с их помощью пилили лес, мололи зерно. Некоторые ветряки продолжают действовать, другие используются под музеи, кафе, жильё, оставаясь своеобразным символом страны.

Бульшая часть голландцев сосредоточена в городах. По плотности населения Нидерланды удерживают первое место в Европе и третье в мире, уступая Бангладеш и Тайваню. До 1000 человек и более на 1 км2 живут в провинциях с голландским населением: Северная и Южная Голландии, Утрехте. Процесс урбанизации привёл к созданию западноголландской конурбации Рандстад Холланд («кольцевой город»): здесь на 1 км2 в среднем проживает более 2000 человек и сконцентрировано около 42% населения страны. Нидерланды — страна старинной городской культуры; некоторые города ведут своё происхождение от римских поселений. Средневековые архитектурные ансамбли формируют центр городов.

Сохраняются сельские поселения традиционного типа — хутора, кучевые и рядовые деревни, расположенные часто по берегам рек, каналов, на больших плотинах. Кое-где сохраняются наиболее древние типы сельских построек — традиционный крестьянский дом-гумно, или саксонский дом (халлехёйс), в котором жилые и хозяйственные помещения объединены под одной крышей, а также фризский дом (гульфхёйс), имеющий в центре большое помещение для хранения сена. Много традиционных черт в интерьере жилого дома: камин, кровати в стенных нишах, керамические тарелки на стенах, полках, оборке камина.

В сельской местности бытуют отдельные элементы народной одежды, главным образом женской праздничной (полотняные и кружевные чепцы разнообразной формы, металлические украшения — зачастую золотые и серебряные, вышивка, кружева, кломпы).

Основная пища — овощи, рыба, молочные продукты, в первую очередь сыр. Хлеба едят мало, заменяя его отварным картофелем. Традиционные блюда: смесь картофеля и овощей, сдобренных жирной подливкой; мясо, тушённое с картофелем, морковью и луком, густой гороховый суп на мясном бульоне. Особое лакомство — сельдь (харинг), которую продают повсеместно в пакетиках с ломтиком солёного огурца и луком. Разнообразны кондитерские изделия; отличные вкусовые качества имеет голландское пиво. Известна приверженность голландцев к кофе, в последние годы популярным стал чай.

У голландцев доминирует нуклеарная семья. До сих пор главным образом в сельской местности отмечаются многие семейно-общественные праздники, они сопровождаются традиционной обрядностью, например свадьба и её кульминация — свадебный пир, рождение ребёнка, его крещение, имянаречение (новорождённый получает иногда до пяти имён) и проч.

Современные голландцы активно участвуют в общественно-политической жизни, являясь членами многочисленных партий, союзов, комитетов, обществ, клубов, в том числе стрелковых — наследников стрелковых гильдий прошлого; в основе большинства их — религиозная принадлежность.

Сохраняются многие календарные праздники. Наибольшей популярностью пользуются дни Святого Мартина (11 ноября) и Святого Николая (6 декабря). Оба праздника сопровождаются традиционной обрядовой пищей, шумными шествиями, ритуальными огнями; их празднуют даже более торжественно и пышно, чем Рождество и Новый год. Самый большой весенний праздник — масленица — вбстенбвонд. На Пасху раскрашивают яйца, ходят с «пасхальными пальмами». Дети — непременные участники праздников, их одаривают подарками, сладостями.

Ежегодно отмечают третий вторник сентября, когда тронная речь королевы открывает в Гааге очередную сессию Генеральных штатов (парламента); этот ритуал складывался на протяжении веков и представляет необычайно красочное зрелище. Ярмарки, народные гуляния, процессии ряженых сопровождают кйрмесы — праздники в честь святого, покровителя местной церкви. Множество ярмарок, аукционов устраиваются осенью, по окончании сельскохозяйственных работ: одна из них — знаменитая сырная ярмарка в городе Алкмаре (Северная Голландия) — также насчитывает несколько столетий. Каждое утро в 13 голландских городах происходят цветочные аукционы: в городе Алсмере — крупнейший в мире. Традиционный праздник — встреча рыбаков, вернувшихся с первым уловом сельди.

Неотъемлемая часть народных праздников — спортивные состязания. Коньки и сани остаются традиционным массовым увлечением, велосипед — излюбленным средством передвижения.

Фольклор голландцев имеет много общего с фольклором других германоязычных народов, особенно фламандцев. Любимому герою голландцев — Тилю Уленшпигелю посвящён цикл легенд. Распространены сказки и легенды о похождениях Рейнеке Лиса; бытует множество волшебных сказок и сказок о животных, поговорок и пословиц. Многие народные песни появились в честь героев Нидерландской революции XVI века, особый жанр — песни гёзов. Фольклор оказал сильное влияние на развитие профессиональной культуры.

 

ФЛАМАНДЦЫ, народ на севере Бельгии (провинции Восточная и Западная Фландрия; численность 5,1 млн. человек), на юге Нидерландов (1720 тыс. человек) и на севере Франции (в так называемой Французской Фландрии — районы Дюнкерка и Азбрука; 250 тыс. человек). Живут также в других странах Западной Европы, Америки, Африки и в Австралии. Общая численность 7230 тыс. человек. Говорят на южном варианте нидерландского языка. Верующие — в основном католики.

Фламандцы родственны голландцам. Этническую основу фламандцев составили франкские, фризские и саксонские племена. Фламандцы составляли основное население графства Фландрия, в средние века одного из наиболее экономически развитых регионов Европы. Формирование этноса фламандцев происходило в XV—XVI вв. После Нидерландской революции XVI века фламандцы оказались разъединёнными: северная часть Фландрии вошла в освободившиеся от испанского господства Соединённые провинции, бульшая часть Фландрии осталась под властью Испании, с 1714 — Австрии, в 1797 присоединена к Франции. По решению Венского конгресса 1814—15 обе части Фландрии были включены в состав Нидерландского королевства. В результате Бельгийской революции 1830 фламандцы вместе с валлонами создали независимое государство Бельгия, часть фламандцев осталась в составе населения Нидерландов. Развитие промышленности в Бельгии, в меньшей степени затронувшее Фландрию, привело к подавлению фламандской культуры валлонской. В 1840-е гг. зарождается фламандское национальное движение, направленное на возрождение национальной культуры; развивается национальная литература, фламандский язык становится официальным языкомБельгии. Со второй половины XX века в условиях бурного экономического развития Фландрии обострились зародившиеся в середине XIX века противоречия между фламандцами и валлонами по национально-языковой проблеме, по вопросу о введении в Бельгии федеративного государственного устройства. С 1993 Бельгия — федерация региональных сообществ Фландрии, Валлонии и Брюсселя.

Во Фландрии традиционно высоко развиты художественные ремёсла — производство тонких льняных тканей, знаменитых фламандских кружев, обработка металлов. Традиционные поселения — близко расположенные хутора. Распространённый тип дома — так называемый дом с длинным фронтоном, объединяющий жилые и хозяйственные помещения в одну вытянутую постройку. Встречается также дом с замкнутым двором (ср. Валлоны). В отличие от валлонских, фламандские дома обычно оштукатурены и окрашены в белый, розовый или жёлтый цвета. Характерны деревянные украшения конька крыши в виде лебединых голов. Женская традиционная одежда сходна с голландской: полотняная рубашка с плечиками, полотняная кофта, тёмный корсаж, несколько широких юбок, фартук, длинная кофта с баской, большая одноцветная или клетчатая шаль с бахромой, чёрный шёлковый платок с бахромой (фали), покрывавший голову и верхнюю часть туловища (напоминает испанскую мантилью), пышные кружевные чепцы с украшениями из искусственных цветов, бус, лент и кружев. Традиционная пища — овощные и крупяные блюда, солёная рыба, преимущественно сельдь, куриная похлёбка. По праздникам выпекаются пироги, булочки, к каждому празднику — особый сорт печенья в специальных формах, украшенных орнаментом и надписями.

Фламандские семьи более многодетны (обычно по 3—4 и больше детей) и патриархальны, чем валлонские. Взрослые дети обычно живут с родителями. Долго сохранялись остатки общинных отношений: обычаи взаимопомощи, ежегодных общих обедов, должность выборного старшины. В городах сохраняются восходящие к средневековым обществам и братствам гильдии и клубы, устраивающие по праздникам уличные шествия. Самый популярный праздник — кермес (день патрона города, селения), длится несколько дней и сопровождается ярмарками, состязаниями в стрельбе из лука, факельными шествиями и шествиями с куклами-великанами, изображающими героев народных сказок и легенд. Свадебные обычаи сходны с голландскими. Сохранился богатый фольклор — песни и легенды.

ФРИЗЫ, фризен, фрисен (самоназвание), народ в Нидерландах (западные фризы — в основном в провинции Фрисландия, включая часть Западно-Фризских островов, а также Гронинген) и в Германии (восточные фризы — в области Сатерланд вблизи нидерландской границы и северные фризы — в прибрежной зоне Южного Шлезвига, южной части Северно-Фризских островов и на острове Гельголанд). Численность вНидерландах 400 тыс. человек, в Германии 20 тыс. человек. Говорят на фризском языке западной подгруппы германской группы индоевропейской семьи, родственном нидерландскому. В Нидерландах бытует западно-фризский язык, который делится на 4 локальных диалекта; кроме того, выделяется так называемый городской фризский (смешанный фризско-нидерландский). Имеется литературный язык (стандерт фриск). Распространён также нидерландский язык. У фризов Германии — северо-фризский и восточно-фризский языки (по другим классификациям — диалекты), делящиеся на многочисленные поддиалекты; вытесняются литературным немецким языком и нижненемецким диалектом. Верующие фризы — в основном кальвинисты, сторонники голландской реформатской церкви, лютеране, имеются католики.

В первые века нашей эры германские племена фризов жили по всему южному и юго-восточному побережью Северного моря, занимая также обширные пространства вплоть до провинции Зеландия на юго-западе. Этноним фризы (в римских источниках — Frisii, Frisiavones, Frisiones) предположительно возводится к древнегерманским «храбрый», «мужественный», либо к Frese, Fries — «край», «берег» (т. е. буквально «береговые жители»). Этническая территория фризов в средние века распалась на отдельные части. В XI—XIII вв. западные области (так называемая Западная Фрисландия) вошли в графство Нидерланды. Средняя Фрисландия (или собственно Фрисландия) фактически сохраняла независимость до начала XVI века, когда была включена в состав Нидерландов. Самостоятельное графство Восточная Фрисландия было захвачено в XVIII веке Пруссией.

Основные занятия — молочное животноводство, коневодство, на побережье — рыболовство и овцеводство. Высоко развиты мореходство и судостроение. До наших дней сохранились традиционные ремёсла (ткацкое, изготовление женских украшений). Фризы заняты в многоотраслевой промышленности. Традиционное жилище — так называемый фризский дом (гульфхёйс): жилые и хозяйственные помещения с овином в центре под общей высокой четырёх- или двускатной черепичной крышей, опирающейся на внутренние столбы. Ныне хозяйственные помещения часто строятся отдельно от жилья. У северных и восточных фризов распространился так называемый саксонский дом (халлехёйс). Более поздняя форма традиционного жилища — кирпичная жилая и хозяйственные постройки, соединённые узким коридором. Интерьер жилища также отличается своеобразием: постели скрыты в стенных нишах за деревянными резными дверцами. Традиционная женская одежда (сохранилась в сёлах в качестве праздничной) — костюм из 3 коротких юбок (нижняя — светлая хлопчатобумажная, средняя — шерстяная, полосатая, верхняя — тёмная шерстяная, собранная у талии в сборки) и тёмной кофты с длинной баской, короткими и узкими рукавами; в глубокий вырез кофты видна манишка со сборками и вышивкой. Головной убор замужней женщины состоит из чёрного чепчика, поверх которого надевают каску из двух полукруглых золотых пластинок, соединённых обручем. Сверху надевали кружевной чепец. Височные и нагрудные украшения женщин из золота и серебра передаются, как и головной убор, по наследству. Традиционная обувь — деревянные башмаки-кломпы. Традиционная пища — овощные (особенно из картофеля), молочные и рыбные блюда.

Календарные праздники (Рождество, Масленица, Пасха, Троица, дни местных святых патронов и др.) сопровождаются традиционными ритуальными огнями, ярмарками, состязаниями в беге, стрельбе из лука, играми в мяч, зимой — конькобежным марафоном. Распространены водные виды спорта: плавание, гребля, парусный спорт. Сохраняются семейные традиции и обряды — свадебные, родильные, похоронные.

В 20-е годы XIX века возникло фризское национальное движение за возрождение родного языка и культуры. В 1990-е гг. фризский язык во Фрисландии получил статус «официального регионального языка», однако продолжается борьба за упрочение его позиций во всех сферах жизни. Был признан национальный флаг Фрисландии. Фризы Германии также борются за сохранение своей культуры и языка.

45.ФРАНЦУЗЫ, франсе (самоназвание), народ, основное население Франции (56,3 млн. человек). Живут также во владениях Франции (Гвиана, Новая Каледония, Реюньон, Французская Полинезия), в Алжире, Тунисе, Марокко, на Мадагаскаре. Крупные группы французов сосредоточены в США (650 тыс. человек), Италии (320 тыс. человек),Бельгии (132 тыс. человек), Швейцарии (80 тыс. человек) и др. Общая численность французов 59,4 млн. человек. Говорят на французском языке романской группы индоевропейской семьи. Верующие — в основном католики, есть кальвинисты-реформаты (преимущественно в Париже, в Пиренеях, в бассейне Роны, в районе Марселя, в Нормандии).

Автохтонное население Франции было вероятнее всего индоевропейского происхождения. С конца 2-го тысячелетия до нашей эры начинается заселение страны индоевропейскими племенами кельтов. К середине 1-го тысячелетия до нашей эры они практически смешались с местным населением и заняли всю территорию современнойФранции. На средиземноморском побережье были основаны также финикийско-карфагенские и греческие колонии, главная из них — Массилия (современный Марсель) — в 600 до нашей эры. Со II века до нашей эры сюда начали проникать римляне. Кельтов они называли галлами, а их страну — Галлией. Римское завоевание Галлии привело к романизации её населения (особенно на юге страны) и возникновению галло-римской этнической общности, говорившей на местном варианте народной латыни. Во время Великого переселения народов (V век) в Галлию вторглись германские племена вестготов (на юг и юго-запад), бургундов (на восток и юго-восток) и франков (на север и северо-восток). В начале VI века франки вытеснили из Галлии вестготов, в 534 завоевали королевство бургундов. С середины VI века вся территория Галлии вошла во Франкское королевство, сформировалось германо-латинское двуязычие. К концу IX века народная латынь поглотила германские наречия и легла в основу будущего французского языка. Следствием неодинаковой степени романизации севера и югаФранции стало сложение двух этнических общностей: северофранцузской (к северу от реки Луара) и южнофранцузской. Их языки назывались по характерному различию в произношении слова «да»: ланг д'ойль (от oil) на севере и ланг д'ок (от oc) на юге. Северные диалекты первоначально оставались лишь разговорными, в то время как на юге уже к XI веку начал складываться литературный язык (провансальский). На особых языках говорили народы, обитавшие на западных окраинах империи. У подножий Пиренеев ещё с доримских времён жили баски — народ неизвестного происхождения, устоявший перед романизацией. В конце VI века из-за Пиренеев пришли на юго-западное побережье Франции васконцы (предки гасконцев), скорее всего иберийского происхождения. В V—VI вв. началось переселение с Британских островов на Северо-Запад Франции (современный полуостров Бретань) кельтских племён бриттов (предков бретонцев). С VIII века с севера на франкские земли стали прибывать скандинавские племена норманнов. Формированию единой общности способствовало политическое объединение французских земель вокруг королевского домена Капетингов Иль-де-Франс с центром в Париже (с конца X века). К началу XIV века под властью французских королей была объединена большая часть Франции. На основе диалекта Иль-де-Франс начал формироваться северофранцузский литературный язык. Этническая и языковая консолидация проходила в Северной Франции значительно быстрее, чем в южной. К концу XV века начинается слияние северной и южной этнических общностей. Северофранцузский язык становится общефранцузским разговорным и письменным языком. Формирование общенациональной французской культуры было ускорено в XVI веке усилением политической централизации и внутренних экономических связей, утверждением французского национального языка, который вытеснил латинский язык из судебного и административного делопроизводства, расцветом светской культуры в эпоху Ренессанса. В XVII—XVIII вв. утвердилась гегемония Франциив Европе. Французский язык служил языком дипломатии и аристократии европейских стран. Решающим фактором в формировании французской нации стали эпоха Просвещения и Французская революция конца XVIII века. Философия французских просветителей, французская классическая литература сыграли большую роль в распространении французского литературного языка в провинциях, где до того времени стойко держались местные говоры. Административные реформы эпохи революции (уничтожение провинций с их таможнями, учреждение департаментов, введение всеобщей воинской повинности), реформа школьного образования и т. п. способствовали стиранию областных различий и слиянию французского народа в единую нацию.

В условиях современной общенациональной нивелировки культуры среди французов ещё удерживается сознание принадлежности к определенным историческим областям (нормандец, пикардиец, бургундец, овернец, гасконец и т. п.) с местными особенностями культуры.

При высоком промышленном развитии во Франции сохраняется значительная роль сельского хозяйства. Главная отрасль — животноводство (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, птица); существенное место занимает земледелие (основные культуры — пшеница, ячмень, кукуруза, сахарная свёкла, табак и др.). Развиты также традиционные виноградарство и виноделие. Традиционные ремёсла (резьба по дереву, изготовление расписной керамики, плетение кружев) утрачивают значение. Однако некоторые из них (лионские шёлковые мануфактуры, севрский фарфор, парфюмерное производство Граса близ Канна и др.) превратились в промышленные отрасли и приобрели мировую известность.

Бульшая часть французов живёт в небольших городах (20—30 тыс. жителей) и нескольких крупных городах-агломерациях. Маленькие города с населением менее 20 тыс. жителей сохраняют средневековую радиальную планировку с замком или монастырём в центре, с главной площадью, где расположены церковь, мэрия и рынок.

Среди сельских поселений преобладают небольшие деревни с несколькими десятками или сотнями жителей либо совсем мелкие, состоящие из 5—10 дворов; встречаются также фермы-хутора. Планировка поселений в основном линейная. Традиционные сельские жилища имеют несколько типов по планировке и принципу конструкции. Основной тип — одноэтажные каменные или глинобитные на деревянном каркасе постройки, где под одной крышей объединены жилые помещения и примыкающие к ним конюшня, стойло, амбар и погреб для вина. Двускатные крутые крыши старинных домов Северной и Центральной Франции крыты шифером, черепицей и др. На крупных фермах Северо-ВосточнойФранции, Парижского района, Пикардии и Фландрии жилые и хозяйственные постройки с четырёх сторон замыкают двор с колодцем или прудом посередине. В горных областях (Альпы, Пиренеи) распространён альпийский тип дома — двух- или трёхэтажный, с нижним каменным и верхним срубным этажом. На юге Франции (Аквитания, долины Роны и Соны, остров Корсика) характерны небольшие двухэтажные дома под низкими черепичными крышами, каменные или глинобитные, второй этаж жилой, иногда деревянный, с галереей, на которую ведёт внешняя каменная лестница. Крестьянский дом состоял обычно из общей комнаты, служившей кухней и столовой, и одной-двух спален. Жизнь семьи сосредоточивалась в общей комнате с камином в нише у фронтонной стены. В нём на чугунном треножнике готовили пищу, на полках перед ним хранилась кухонная утварь. Современное крестьянское жилище лишь частично сохраняет традиционный интерьер.

Народный костюм перестали носить уже в XIX веке. В основе женского традиционного костюма — широкая юбка со сборками, кофта, корсаж, передник, чепец или шляпа. Мужской костюм — штаны, гетры, рубаха, жилет, куртка или широкая блуза, головной убор — берет или шляпа. Старинная обувь — деревянные сабо. Разные провинции имели различные мотивы вышивки, формы чепцов, покрой и украшение корсажа и передника.

Для традиционной пищи характерны овощные и луковые супы (чаще протёртые), бифштексы (из говядины; в деревнях многие блюда — из свинины) с жареным картофелем, баранье рагу под различными соусами, омлеты с ветчиной, грибами (трюфелями и шампиньонами) и другими приправами, рыбные блюда; широко употребляется сыр (остальные молочные продукты французы едят меньше, чем другие европейские народы). Потребляется много овощей, фруктов, устрицы, лангусты, крабы, морские ежи, моллюски. Традиционные центры виноделия — департамент Жиронда, области Бургундия и Шампань. Режим питания в деревнях зависит в значительной мере от сезона и характера сельских работ, а горожане в своём большинстве строго соблюдают традиционные часы раннего лёгкого завтрака (кофе, тосты или булочки с маслом, вареньем, мёдом), второго завтрака (мясное блюдо с овощами, закуски, кофе с десертом) и позднего обильного обеда.

Главный праздник — Рождество (25 декабря) — отмечают в семейном кругу. В деревнях к Рождеству откармливают гусей и индеек, заготавливают свинину, кровяные колбасы. Изобилие блюд на рождественском столе считается залогом благополучия. Обычай украшать ёлку распространился в городах в XIX веке, но почти не проник во французскую деревню. Рождество, Новый год и День королей (6 января) составляют зимний цикл праздников («двенадцать дней»). Праздник конца зимы (карнавал) теперь отмечается главным образом в городах южных провинций, в частности в Ницце; процессия с чучелом Карнавала сопровождается театрализованными действами. На Пасху, Троицу, в престольные праздники устраивают ярмарки, народные гуляния, шуточные состязания. На Пасху выпекают особые хлеба, подают омлет с мясом. День Всех святых (1 ноября) отмечается как день поминовения умерших. На могилы родственников ставят горшочки с хризантемами. Главный национальный праздник — День взятия Бастилии (14 июля) отмечается военным парадом, вечером — народными гуляниями с песнями и танцами на площади Бастилии. Помимо общенациональных отмечаются и местные праздники. Из национальных игр самая популярная — игра в шары (були). Сохраняются местные традиционные зрелища и игры: на юге — бои быков и бега коров, в баскских областях — игра в мяч, в Лангедоке — состязания борцов на лодках и т. п.

Фольклор на протяжении веков питал французскую литературу, музыку, театр. Особым видом городского фольклора, подвергшегося литературной обработке, стали песни, исполняемые профессионалами-шансонье. Традиционные танцы (фарандола, гольярда, менуэт, бурре, гавот и др.) исполняются во время фольклорных фестивалей под аккомпанемент народных инструментов (волынка, тамбурин, виола, фасита).

ВАЛЛОНЫ(самоназвание), народ в Бельгии (в исторической области Валлония). Численность в Бельгии 3,92 млн. человек, живут также во Франции (55 тыс. человек), США (75 тыс. человек) и др. Общая численность 4100 тыс. человек. Говорят на французском языке. Валлонский диалект французского языка сохранился лишь среди валлонов, живущих в лесистых отрогах Арденн. Верующие — католики.

Валлоны — потомки кельтов (главным образом белгов), которые жили на юге современной Бельгии и в смежных районах Франции и подверглись романизации после завоевания их Римом (I век до нашей эры). В 1830 вместе с фламандцами создали Бельгийское государство; усилились процессы национальной консолидации.

Во второй половине XX века обострились национально-языковые противоречия между валлонами и фламандцами. В 1980-е гг. введена система внутренней автономии.

Этническая территория валлонов делится на северную — равнинную с преобладанием земледелия (пшеница, ячмень, картофель, сахарная свёкла) и небольших деревень и южную — гористую, где преобладает скотоводство (крупный рогатый скот), деревни более крупные, но редко расположенные.

В долине Мааса от Льежа до Монса тянется плотно заселённая полоса, образованная старыми небольшими городами и посёлками вокруг угольных шахт, рудников и т. д. Большинство современных валлонов живёт в городах, в том числе в крупных агломерациях (Брюссель, Льеж).

В культуре и быте валлонов много общего с северо-восточными группами французов. В сельской местности преобладает тип дома с замкнутым двором, когда жилище и хозяйственные постройки образуют прямоугольник, внутри которого расположен небольшой, обычно вымощенный булыжником двор. Старые постройки большей частью каркасные (в Арденнах — каменные); распространены 1—2-этажные кирпичные дома, по стенам которых пропущены полоски белого кирпича, сделаны белые каменные наличники и дверные проёмы. На крышах домов нередки металлические флюгеры, обычно с изображением петуха. В интерьере традиционен камин с тёмным кафелем, постели расположены в стенных нишах. Характерно обилие декоративной посуды.

Традиционная одежда у женщин — узкая длинная полосатая юбка, тёмный фартук, перекрещивающаяся на груди косынка, на голове — широкополая шляпка или небольшой платок. Многие валлоны, как и французы, носят берет и длинную рабочую блузу навыпуск, преимущественно синего цвета.

Основная традиционная пища — картофельные, овощные и крупяные блюда; рыба употребляется чаще, чем мясо. Традиционные напитки — кофе, молоко, пиво.

Валлоны большую часть свободного времени проводят вне дома; праздники, семейные торжества и встречи с друзьями принято проводить в кафе и ресторанах. Распространены торжественные шествия во время церковных праздников, карнавалы с песнями, танцами, с участием клоунов-жилей в старинных костюмах и головных уборах, украшенных перьями.

 

МОНЕГАСКИ, монакцы, микроэтнос, коренное население Монако. Численность 7 тыс. человек (немного более 1/5 населения страны). Говорят на монегаскском диалекте (смесь французского и итальянского языков) и французском языке. Монегаски — католики.

Монегаски — народ смешанного окситано-генуэзского происхождения.

Заняты в основном в сфере обслуживания туристов.

По традиционной культуре близки южным французам. Характерны праздники факельщиков и барабанщиков по средневековым улицам города Монако.

 

46.Межэтнический конфликт — конфликт между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком-либо государстве. Так как «национальность» в русском языке обычно означает то же, что и «этническая принадлежность», то его иногда называют межнациональным конфликтом.

 

Общее определение

1. стороны ищут поддержки в этнически родственной или этнически дружественной среде;

2. в отдельных видах этноконфликтов этнический фактор стремится к политизации;

3. новые участники солидаризируются с одной из сторон конфликта исходя из общей этнической идентичности, даже если эта позиция им не близка;

4. этноконфликты чаще всего не являются ценностными и происходят вокруг тех или иных объектов и интересов групп.

Похороны 465 опознанных жертврасстрелов жителей Сребреницы


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!