Стили современного русского литературного языка
Определите стиль и тип речи.
1. Поэзия творчества
У нас почти нет книг о работе писателей. Эта удивительная область человеческой деятельности никем по существу не изучена.
Сами писатели говорят о своей работе неохотно. Не только потому, что присущее писателю образное мышление плохо уживается с теоретическими выкладками, что трудно «поверить алгеброй гармонию», но еще и потому, что писатели, возможно, боятся попасть в положение сороконожки из старой басни. Сороконожка однажды задумалась над тем, в какой последовательности должна она двигать каждой из сорока ног, ничего не придумала, а бегать разучилась.
Разъять на части, проанализировать процесс своего творчества может и сам писатель, но, конечно, никак не во время творческого процесса, не во время работы. Творческий процесс похож на кристаллизацию, когда из насыщенного раствора (этот раствор можно сравнить с запасом наблюдений и мыслей, накопленных писателем) образуется прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл (в данном случае кристалл – это законченное произведение искусства, будь то проза, поэзия или драма).
Творческий процесс непрерывен и многообразен. Сколько писателей – столько и способов видеть, слышать, отбирать и, наконец, столько же манер работать.
Но все же есть некоторые особенности и черты литературного труда, свойственные всем писателям. Это способность находить типичное, характерное, способность обобщать, делать прозрачными самые сложные движения человеческой души. Способность видеть жизнь всегда как бы вновь, как бы в первый раз, в необыкновенной свежести и значительности каждого явления, каким бы малым оно ни казалось. (К. Паустовский) (публицистический стиль, описание; научный стиль, рассуждение; художественный стиль, повествование)
|
|
2. Ясные дали таланта
Оказывается, пока критики вели бесконечные споры о творчестве Шукшина, пока одни посылали ему упреки во всех смертных грехах, а другие восхищались художественной щедростью Шукшина, его сложной простотой, его юмором, его любовью к людям, к родной земле, пока писались и публиковались все эти суждения, в это самое время в библиотеках молодежь зачитывалась рассказами Шукшина, зрители смотрели его фильмы, и из всего, взятого вместе, - из прозы, фильмов, облика самого Шукшина и его поразительного артистического дарования – составилось представление об этой своеобразной личности. Этого Шукшина полюбили и в обиду не дают.
Вот что произошло. Немыслим этот художник вне нашей жизни, в отрыве от русских характеров, вне социальных процессов, происходящих в нашем обществе.
|
|
Работа Василия Шукшина примечательна своей целенаправленностью, единством. За любым его рассказом, за каждым фильмом стоит убежденный художник, знающий, почему, зачем он работает, за что выступает, против чего восстает. (публицистический стиль, повествование; публицистический стиль, рассуждение; художественный стиль, описание; научный стиль, рассуждение)
3. Судьба поэта
Чем крупнее художник, масштабнее его творчество, самобытнее талант, противоречивее его эпоха, тем труднее порой современникам до конца оценить истинный вклад его в духовную жизнь нации, раскрыть все грани его дарования.
Наносное, случайное, субъективное, словно туман в горах, может на какое-то время закрыть от нашего взора главное в творчестве художника, исказить, трансформировать его подлинный облик. Но если художник был истинным сыном своего народа и его действительно взволновали прежде всего судьбы Родины, передовые идеи века; если он постоянно чувствовал свою высочайшую гражданскую ответственность перед Отечеством; если он настойчиво стремился к реалистическому изображению действительности, к правде и только правде, то рано или поздно словесный туман всяческих «легенд» и различного рода «романов без вранья» вокруг его имени рассеется бесследно и бесславно. И тогда, подобно горной вершине, обозначится явственно и зримо его неповторимый образ.
|
|
Время – самый суровый и справедливый критик, и оно ныне вывело поэзию Есенина на главную орбиту литературы.
Сейчас все рельефнее, все весомее, все многограннее и полнее предстают перед нами образ Есенина, его прекрасно-неповторимая судьба великого поэта и человека; все очевидней становится та истина, что творчество его занимает не только достойное место в истории литературы, но во всей духовной жизни нашего народа и всего человечества. (Ю.Л.Прокушев) (художественный стиль, повествование; публицистический стиль, рассуждение; научно-популярный, описание; научный стиль, рассуждение)
4. История искусства
История народа – это во многом история его искусства. В самом деле, насколько меньше мы знали бы, скажем, о французском народе, если бы не Вольтер и Бальзак, Гюго и Стендаль, Ренуар и Роден.
Бетховен и Гете, Шопен и Мицкевич, Дефо и Диккенс, Моцарт и Вагнер, Лист и Карузо, Сервантес и Рабле, художники Возрождения и вообще все великие художники – сотни имен – это история искусства, но это и история человечества.
|
|
Достоевский и Толстой, Шаляпин и Павлов, Чехов и Станиславский, Чайковский и Мусоргский, Рахманинов и Уланова… Это история нашего народа, история отечественного искусства, но это и наш вклад в общую сокровищницу человечества.
И вот оказывается, что история творится на наших глазах, мы видим воочию, как преходящее и сиюминутное становится вечным, откристаллизовывается в нетленные ценности. Кажется, не так давно прозвучало впервые имя неизвестной тогда Галины Улановой, а можем ли мы теперь представить отечественную культуру без этого имени? Да и мировую культуру вообще? Вместе с высочайшей техникой Уланова принесла в балет нежность, душевную глубину, доброту, просветленность. Но есть и еще одно значение этого имени в истории нашего искусства. Оно как бы пронесло эстафету, связало собой достижения и высоты русского классического балета с последующими десятилетиями, с новыми поколениями, с нынешним днем. Как в глубокой древности хранительница огня (была такая весьма ответственная должность) в бережных ладонях (и в сердце), Уланова пронесла сквозь времена огонь светлого искусства. (В. Солоухин) (научный стиль, описание; разговорный стиль, рассуждение; художественный стиль, повествование; публицистический стиль, рассуждение)
5. Каждому дереву своя цена
Когда повеет ветерок, за версту услышишь, как цветет липа. Незримая река медового аромата льется от нее по яркому июльскому разнотравью. В тихую, безветренную погоду несметное количество пчел слетается сюда на работу. Посветлевшее от цветения старое дерево гудит, шумит пчелами, мелькающими среди цветов и листьев. С одной липы больше собирается меда, чем с гектара цветущей гречихи. От цвета черемухи нет подобного проку, но цветет она рано, в пору весеннего пробуждения и буйства всех земных сил и соков. Поэтому и связана с ней лирика тайных встреч, и первых свиданий, и горячей любви.
Но вот угасает все: осыпается черемуха и отцветает сирень, жухнут травы и желтеют листья. Кто же залюбуется в сентябре черемухой, чей взор задержится на кусте жасмина, кто заглядится на голые заросли шиповника? Вероятно, никто. Но есть иное дерево, которое не бросается в глаза ни весной, ни летом.
Зато когда совсем обеднеет земля и нечем ей будет порадовать глаз человека, загорятся среди долины яркие, пламенные костры рябины, а люди сложат об этом дереве свои лучшие, задушевные песни. То янтарные, то оранжевые, то ярко-красные, проглядывают гроздья сквозь резную зелень, и, глядя на них, мы изменяем красоте шиповника и жасмина. (В. Солоухин) (художественный стиль, описание; научно-популярный стиль, повествование; публицистический стиль, описание; научный стиль, описание)
6.
Много в России прекрасных мест, но по-настоящему уникален и абсолютно неповторим один лишь священный Байкал, сибирское «славное море».
В чем же секрет необыкновенной прозрачности и чистоты байкальской воды? Во-первых, в ее огромном объеме. Представим размеры поверхности озера: длина – как от Москвы до Петербурга, а ширина – чуть меньше диаметра Москвы, глубина же – больше полутора километров. И в этом серповидном ковше воды столько же, сколько во всех реках мира!
Во-вторых, вода в Байкале пресная, почти бессольная… Пожалуй, самая пресная вода на свете рождается при таянии ледников: в такой «ледяной воде» почти нет растворенных солей. Что ж, байкальская вода тоже холодная, и есть у Байкала свои «ледниковые воспоминания»: несколько десятков тысячелетий назад в озеро обрушивались айсберги с горных ледников. Сколько лет вода остается в проточном озере? Обычно два-три года. Ну, если озеро глубокое, то двадцать-тридцать лет. В Байкале же четыре столетия… Конечно, уже давно ушла из Байкала сверхчистая ледниковая водичка. Учеными подсчитано, что за все времена существования озерной впадины (это двадцать-тридцать миллионов лет) вода в ней сменилась «всего» пятьдесят тысяч раз. Вроде бы цифра эта велика, но вот та вода, от которой отпил казак-землепроходец Курбат Иванов, первым пересекший озеро больше трехсот лет назад, еще не ушла из Байкала… Исключительно медленно протекая через озеро, подолгу отстаиваясь в его темных глубинах, вода становится чище и прозрачнее. (по В. Маркину) (научно-популярный стиль, рассуждение и описание; публицистический стиль, описание;
художественный стиль, повествование; научный стиль, рассуждение)
7.
Вода Байкала необычайно чиста и прозрачна. Ученые утверждают, что своей уникальностью Байкал обязан тому, что обладает удивительной системой самоочищения. Его воду очищает большая группа живых организмов. Это дружная семья, сложившаяся за те миллионы лет, что существует байкальская впадина. В прозрачной воде невиданно мощный слой микроскопических растений поглощает солнечный свет, выделяет больше десяти миллионов тонн кислорода в год и создает около четырех миллионов тонн новых органических веществ! Это все дает возможность дышать несметному числу животных, настолько мелких, что их можно и не заметить в прозрачной воде. Эту армаду ученые объединяют понятием «зоопланктон». Микроскопическое население Байкала обильно, но король в этом царстве – это малюсенький рачок по имени эпишура. 97% веса зоопланктона приходится на эпишуру; в каждом литре байкальской воды – от тридцати до пятидесяти тысяч этих рачков.
Эпишура – основной фильтр байкальской воды. Подсчитано, что за год миллиарды рачков «перерабатывают» таким путем в семь с лишним раз больше воды, чем приносят все впадающие в озеро реки. Но эпишура может очищать только такую уникальную, богатую кислородом воду, как байкальская; в загрязненной воде она погибает. Вообще микроорганизмы чутко реагируют на малейшие изменения, именно это и вызывает тревогу ученых, которые объявили настоящую войну за сохранения чистоты священного Байкала. (по В. Маркину) (публицистический стиль, описание; научно-популярный стиль, рассуждение и описание; разговорный стиль, повествование; художественный стиль, рассуждение)
8.
Что такое настоящие культурные ценности? Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишневого сада». Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. Не портрет на стене. Это живое явление культуры…
Возьмем, к примеру, музыку Баха. Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. Но посмотрите на современные афиши. Ее исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.
В подлинной культуре ничто не умирает. Может оставаться, как незажженная лампочка. Но придет минута, чья-то рука коснется выключателя – вспыхнет яркий свет. Вспомним хотя бы Пушкина. Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснен, его переставали читать. Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он все еще впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. Лирика Пушкина всегда дает толчок мысли. (по Ю.М. Лотману) (разговорный стиль, описание; публицистический стиль, рассуждение; научный стиль, повествование; художественный стиль, рассуждение)
9. Кочерга
Забавное происшествие случилось минувшей зимой в одном учреждении.
Надо сказать, что это учреждение занимало небольшой отдельный дом. Причем дом был старинной постройки. Обыкновенные печи отапливали здание. Специальный человек – истопник – наблюдал за печами. В этом году, в феврале, истопник, спускаясь по лестнице, слегка обжег кочергой одну служащую.
Конечно, случай этот мелкий, пустой, недостойный попасть на страницы художественной литературы. Однако неожиданные последствия этого дела были весьма забавны.
Директор учреждения вызвал к себе истопника и сделал ему строгое внушение. Истопник, сокрушенно вздыхая, ответил, что у него на шесть печей всего одна кочерга, с которой он и ходит то туда, то сюда. Вот если бы на каждую печку была отдельная кочерга, вот тогда б и можно было придираться.
Эта простая мысль – иметь кочергу на каждую печку – понравилась директору. И он тотчас стал диктовать машинистке требование на склад: «Имея шесть печей при наличии одной кочерги, немыслимо предохранить служащих от несчастных случаев. А посему в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче…»
Но тут директор осекся. Он перестал диктовать и, почесав затылок, сказал машинистке:
– Не помню, как пишется – пять коче… Три кочерги – ясно. Четыре кочерги – понятно А пять? Пять – чего? Пять кочерги…
Молоденькая машинистка, пожав плечами, сказала, что в школе ей не приходилось склонять что-либо подобное.
Директор позвал своего секретаря и, смущенно улыбаясь, рассказал ему о своем затруднении. Секретарь тотчас стал склонять это слово. Но, дойдя до множественного числа, секретарь запнулся и сказал, что множественное число вертится у него в голове, но он сейчас не может его вспомнить. (по М.М. Зощенко) (художественный стиль, повествование; публицистический стиль, описание; научно-популярный стиль, повествование; разговорный стиль, рассуждение)
10. Ветер под землей
Когда роешь землю, то выбрасываешь лопатой песок да камни. Ну еще, бывает, дороешься до воды. Думал я, что и везде под землей только песок, вода да камень. Ничего-то я не знал!
Однажды я протиснулся в тесную щель. В лицо ударил ледяной ветер и затушил свечу. Ветер из-под земли!
Чем дальше я полз, тем становилось холодней. Руки зашлись, я весь продрог, когда наконец выбрался из трубы. Я спрятал свечу и зажег фонарь. Сполохи света закачались по сторонам: пещера была из стекла! Расплавленное стекло залило пол, потолок, стены, да так и застыло складками и сосульками. Гигантские стеклянные столбы уходили в темноту, и сквозь них виднелись другие, как бы повисшие в полумгле.
Пол был блестящий и гладкий, словно каток. И непроглядно-черный, как омут. Но стоило посветить – и сквозь толщу стекла, там, в глубине, засветились разноцветные камешки. Видно каждую песчинку. Идешь как по воздуху. Страшно оступиться и рухнуть.
С потолка свисают тяжелые люстры, граненые подвески, стеклянные цепочки, сверкающие елочные гирлянды. А стены, как рыбьи бока, встопорщились блестящими чешуйками. Вдоль стен стоят литые прозрачные вазы. Поднимаются округлые тумбы. (по Н.И. Сладкову) (публицистический стиль, повествование; разговорный стиль, описание; научно-популярный стиль, повествование и рассуждение; художественный стиль, повествование и описание)
11.
Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник», предназначенного для регулярных пассажирских рейсов между Европой и Америкой. В открытом море «Титаник» наскочил на плавающую ледяную гору – айсберг…
В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе…
И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли…
Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чье творчество были насыщены неустанной, напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, обрушивавшихся на него с первых до последних дней жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость…
Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. Сотни людей, обреченных вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия, от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на тонувшем корабле.
Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в такую трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство. (по Д. Кабалевскому) (научно-популярный стиль, рассуждение и описание; публицистический стиль, описание; публицистический стиль, повествование и рассуждение; художественный стиль, рассуждение)
12.
Во всей мировой литературе я не знаю более близкого духовного родства, чем родство этих двух гениев.
Вся жизнь Лермонтова вплоть до его трагической гибели была прямым продолжением жизни Пушкина.
Едва умолк выстрел на Черной речке, как всю Россию потрясли, словно мощнейшее землетрясение, стихи Лермонтова «Смерть поэта», и яростное горе потери, неистовая жажда возмездия сделали никому не известного юношу великим русским поэтом, видным со всех сторон Отечества, достойным преемником пушкинской музы.
В эту минуту Пушкин как бы стал Лермонтовым, чтобы потребовать высшего суда над надменными потомками «известной подлостью прославленных отцов».
По словам Блока: «Отлетевший дух Пушкина как бы снизошел на Лермонтова. В этом году его дар совершенно окреп и определился; поэт претворил в себе все влияние литературы и жизни и стал самим собой».
Блок очень точно заметил: «В эту минуту наивысшего духовного напряжения, высшего, почти нечеловеческого прозрения, осененный Пушкиным Лермонтов «стал самим собой». Стать самим собой, казалось бы, так легко, а на самом деле нет ничего труднее для человека – стать самим собой!»
Трудно сказать, как бы сложилась поэтическая судьба Лермонтова, не будь этого стихотворения, поднявшего поэта на такую великую высоту. Это загадка.
(по Н. Доризо) (разговорный стиль, рассуждение и описание; публицистический стиль, рассуждение и повествование; публицистический стиль, описание; художественный стиль, повествование)
13.
Некоторые люди панически боятся жаб, не могут преодолеть отвращения к ним. А страшны ли они? Присмотритесь внимательно.
У них удивительно выразительные, «умные» глаза. У глаз подвижные веки, зрачок круглый, черный, а радужная оболочка золотистая или серебристая. Кожа на туловище у жаб не покрыта слизью и никакого дурного запаха не издает. В своих движениях жабы несколько медлительны, как бы неуклюжи, прыгают они не так ловко и проворно, как лягушка, но в целом их туловище совсем не безобразно. Когда жаба прижмется к пеньку, камню или затаится среди наземной зелени, вид у нее просто привлекательный.
Почему же у людей поднимается на жаб рука с камнем или палкой? Объяснить это можно только полной безграмотностью в отношении к живой природе, отсутствием необходимого уважения ко всему живому. (И. Сосновский) (научно-популярный стиль, рассуждение и описание; научный стиль, рассуждение; художественный стиль, описание и повествование; публицистический стиль, повествование)
14.
Искусство живописи пришло на Русь из Византии вместе с христианской религией. Первые иконы были привезены готовыми. Это бесспорно. В числе их икона «Владимирская Божья матерь», хранящаяся ныне в Третьяковской галерее. Писал ее, по преданию или по легенде, евангелист Лука. Надо полагать, не одну икону привезли из Византии на Русь. Но столько, чтобы хватило оснастить первые храмы. Привезенные иконы можно было размножить для все новых и новых церквей, развозя их из Киева в глубину Руси. Но одних образцов мало. Нужны были живые учителя, тем более они нужны были для писания фресок.
Жесткая, суровая, аскетическая манера письма постепенно смягчалась и, можно сказать, очеловечивалась русскими мастерами. Вместо сухого канона и догмы появилось живое чувство непосредственности, первородство восприятия, радость открытия, торжество умения.
После Куликовской битвы к этому присоединилось также могучее чувство самосознания. (В. Солоухин) (официально-деловой стиль, рассуждение; публицистический стиль, повествование и рассуждение; научный стиль, описание и повествование; художественный стиль, описание)
15.
Волшебная осень парков. Тихо. Чуть-чуть сыровато. Листья нехотя отрываются и словно повисают на невидимых паутинках. Долго-долго падают кленовые листья. Как они хороши! Хотелось сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть бы ходили люди по золотому ковру.
Как же снять? Как поймать это дыхание осени? Кажется, листья падают не беззвучно. Кажется, полет сопровождает какая-то музыка. Бом-бом. Один лист, другой, третий. Стройная музыка в парке. Один ли я ее слышу?
Нет. Вот девочка подняла голову, блестящими глазами провожает листья. Рядом женщина под зонтиком. Книга. Но она не читает. Она слушает золотой хоровод. Вспоминаю. Скорее, скорее снимать. Поймать хоть отрывок музыки листопада. (По В. Пескову) (художественный стиль, описание; разговорный стиль, повествование; публицистический стиль, рассуждение; научно-популярный стиль, описание)
16.
Каждому человеку совершенно необходимо уметь нравиться, но искусством этим овладеть нелегко. Вряд ли его можно свести к определенным правилам, и твой собственный здравый смысл и наблюдательность подскажут тебе больше, нежели мои советы.
Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе, – вот самый верный способ нравиться людям, какой я только знаю. Внимательно подмечай, какие черты тебе нравятся в людях, и очень может быть, что то же самое в тебе понравится и другим. Если тебе приятно, когда люди внимательны и чутки к твоему настроению, вкусам и слабостям, можешь быть уверен, что внимательность и чуткость, которые ты в подобных же случаях выкажешь другим, будут им также приятны. Сообразуйся с тоном, господствующим в обществе, и не старайся задать ему свой. Будь серьезен, весел, даже легкомыслен, шути – в зависимости от того, какое будет в эту минуту настроение у всей компании. Именно так каждый отдельный человек должен вести себя по отношению к обществу, окружающему его. Не надо докучать собравшимся, рассказывая какие-нибудь истории, это – самое нудное и неприятное, что только может быть. Если ты случайно знаешь какой-нибудь очень коротенький рассказ, имеющий прямое отношение к предмету, о котором в данную минуту идет речь, расскажи его как можно короче. (По Ф.Честерфильду) (разговорный стиль, описание и повествование; художественный стиль, описание; научный стиль, описание; публицистический стиль, рассуждение)
17.
Узуальные нормы – это, как представляется, наиболее изменчивый аспект функционирования языковой системы. Так при сравнении современного русского языка с языком пушкинской эпохи становится очевидным, что в то время, как инвентарь грамматических форм остался практически неизменным, нормы словоупотребления претерпели весьма существенные изменения. Описанию некоторых узуальных сдвигов в употреблении слов, связанных с нормами лексической сочетаемости, посвящено это исследование. (официально-деловой стиль, повествование; художественный стиль, описание; публицистический стиль, рассуждение; научный стиль, описание)
18.
Еще в 90-х годах при помощи магнитно-резонансных исследований было установлено, что мозг мужчин и женщин функционирует по-разному.
Правая и левая стороны мозга соединены пучком нервов, который называют «мозолистое тело». Представьте, что у вас на плечах два компьютера, соединенных кабелем. Этот кабель и есть «мозолистое тело». Он позволяет одной стороне мозга сообщаться с другой и дает возможность двум полушариям обмениваться информацией. У женщин «мозолистое тело» больше, чем у мужчин, и женщина имеет на 30% больше соединений между правой и левой сторонами. Так научно доказано, что, работая над одной и той же задачей, мужчины и женщины используют разные полушария. Результатом большого количества соединений является способность женщин вести несколько не связанных друг с другом дел и более беглая речь.
Поскольку женщины используют во всякой деятельности обе стороны мозга, многие из них путают правую и левую стороны. Около 50% женщин не могут мгновенно сказать, какая рука правая, а какая левая, определяют это по кольцу или другой примете. Мужчины оперируют какой-то одной стороной мозга и поэтому безошибочно определяют стороны. (художественный стиль, описание; официально-деловой стиль, рассуждение; научно-популярный стиль, повествование и описание; разговорный стиль, повествование и описание)
19.
К моменту нашего рождения (вопреки расхожим постулатам XX века о том, что мы появляемся на свет с девственно чистым умом, а наши родители, учителя и среда диктуют нам наши предпочтения и выбор) мозг уже загружен, будто компьютер, набором как базовых, так и вспомогательных программ. Базовая матрица человеческого ума и тела – женская. То есть мы все начинаем свою жизнь девочками. И только в 6-8 недель после зачатия бесполый эмбрион начинает превращаться в девочку или мальчика. Здесь все зависит от количества половых гормонов – женского эстрогена и мужского тестостерона. Но время от времени случается так, что женский эмбрион в этот момент получает значительную дозу мужских гормонов, в результате чего рождается девочка с мужским складом ума. И наоборот.
Считается, что от 80 до 85 процентов мужчин имеют мужской склад ума. Оставшиеся 15-20 процентов мужчин обладают в той или иной степени феминизированным умом. Среди девочек и женщин – 90 процентов с мозгом, запрограммированным на женское поведение. А 10 процентов имеют мозг, ориентированный на мужской стиль поведения. (официально-деловой стиль, рассуждение; разговорный стиль, повествование и описание; научно-популярный стиль, описание; художественный стиль, описание)
20.
Гений, любил говорить Эдисон, это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота. Почти в каждом человеке заложены потенциально неограниченные умственные способности. По мнению физиологов, при современных методах воспитания используется не более одной десятой возможностей мозга как мыслительного органа. При этом люди настолько различны, настолько индивидуальны, что каждый из нас в чем-то выдающаяся, неповторимая личность. К сожалению, далеко не всегда личность находит свое призвание. Интеллект, как и любое другое свойство человека, формируется под воздействием человеческих факторов и факторов окружающей среды. Однако здесь возникает главный вопрос: в какой степени интеллектуальные способности обусловлены наследственностью, а в какой окружающей средой? То, что ум – врожденное качество, убедительно подтверждается такими наблюдениями. Приемные дети были усыновлены при рождении и никогда не видели родных матерей. Когда они стали взрослыми, были измерены их «коэффициенты интеллектуальности», которые затем сравнили с «коэффициентами» их биологических и приемных родителей. Оказалось, что умственные способности приемыша соответствуют умственным способностям тех, кто его родил. Учеными сделан вывод, что приблизительно на восемьдесят процентов умственное развитие обусловлено генетическими причинами и только на двадцать – окружающей средой. А зависит ли этот «коэффициент интеллектуальности» от пола человека? Исследования показали, что мужчины и женщины обладают примерно одинаковым уровнем умственного развития, хотя есть и некоторые различия. Мужчины, как правило, лучше справляются с цифровыми и пространственными задачами, женщины же лучше решают словесные задачи и тексты на запоминание. (официально-деловой стиль, повествование; художественный стиль, рассуждение; разговорный стиль, описание; научно-популярный стиль, повествование и рассуждение)
Разговорный стиль речи
Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова.
1. Агафью Тихоновну знал чуть ли не весь служивый люд района. Старуха приветливая, общительная – пока пьешь чай, она тебе все обскажет: все картинно, со смешком, с прибаутками.
– Пойдем в избу, – со свойственной ею гостеприимностью предложила Тихоновна, выходя из огородика с горсточкой лука.
– У меня самовар шумит. Ешь – пей, гостенек, сказала Тихоновна и поклонилась гостю в пояс.
– Надо бы тебя не чаем угощать-то. Дорогой гость! А светленького у бабушки нету. Была тут маленькая, да внук выманил. (Ф. Абрамов) (разговорные, общеупотребительные, жаргонизмы)
2. Как же быть! Всяк случается, братец ты мой, – начал опять ярославец, – ты не серчай… Вот, примерно, – прибавил он после молчка, – у нас по соседству, верстах эдак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий, что говорить, на всё и про всё парень! С достатком и люди-те были… Об лето хаживали, вишь, они по околотку … крыши да дома красили, тем и пробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли: кругом их такие-то все болота, и, и, и! Страсти господни! Пешу не пройтить! Вот какие болота! (Д. Григорович) (общеупотребительные, термины, разговорные, диалектные)
Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова.
3. Парень уж тогда, с самой осени, небаской с лица был. И день в школу сходит да три лежит. В покров прибегает из школы – как раз в ту пору затайка изделалась, на полях снег водой взялся.
– Мама, – говорит, – ко мне сегодня птичка прилетала. Я лежу на лавке, а она села на стволочек рамы да клювиком в стекло тук-тук и все смотрит, смотрит мне в глаза. Чего ей от меня надо?
– То, говорю, – замерзла она, в тепло просится. Вишь ведь, стужа-то какая – бревна рвет.
А птичка-то, оказывается, не простая – смертная. С предупреждением прилетела: готовься мол, скоро по твою душеньку прилечу.
В те поры, когда он, Степа-то, про эту птичку, рассказывал, я и в ум не взяла: вся устала, примерзла – до птички ли мне? А вот когда я кровь-то за хлевом при белом свете увидела, тут я про птичку вспомнила. Прибежала к бригадиру.
– Так и так, говорю, Павел Егорович, у меня порато болен – дай лошадь в район к докторам съездить. (Ф. Абрамов) (просторечные, диалектные, жаргонизмы, общеупотребительные)
4. – Здорово, Тихоновна, – сказал Ананий Егрович, подходя к огороду.
Старуха живо разогнулась, хитровато прищурила один глаз.
– Признал. А я гляжу споднизу да думаю: возгордился – мимо пройдет али окликнет?
– Ну, тебя нетрудно признать. Вон ведь как сияешь!
– Молчи ты, бога ради. Не стыди. Сама знаю, что не ладно. В этом повойнике-то я еще молодицей хаживала. Все Маруське берегла. А раз Маруська не носит – не пропадать же добру. Кто осудит, а кто и поймет. (Ф. Абрамов) (устаревшие, общеупотребительные, диалектные, разговорные)
5. – Ой, Александр Павлович, да что вы… Да я…
– Ну подумай, подумай… Я в сорок лет стал начальником цеха, а ты в тридцать. Улавливаешь разницу? Идеи есть, возможности есть, опыт уже есть… Ну и зарплата, естественно, будет значительно больше… Деньги-то небось нужны, семью кормить…
– Да нужны, конечно… Но страшновато…
–А чего бояться? Из всех наших молодых кадров ты самый надежный, честно скажу. Верю, что не подведешь. Ну в принципе – что, договорились?
– Да я…
– Я понимаю… Но в принципе, значит, договорились. Слушай, а чего резину тянуть? Принимай цех с понедельника!
– Как, прямо с понедельника?
– Конечно! Анечка, подготовь мне проект приказа – Семенова Николая Петровича назначить начальником шестого цеха. Ну, Коль, я на тебя надеюсь! Не подведи! (разговорные, устаревшие, диалектные, общеупотребительные)
6. – Вы – парниша что надо, – заметила Эллочка после первых минут знакомства.
– Вас, конечно, удивил ранний визит неизвестного мужчины?
– Хо-хо!
– Но я к вам по одному деликатному делу.
– Шутите!
– Вы вчера были на аукционе и произвели на меня чрезвычайное впечатление.
– Хамите!
– Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно.
– Жуть!
Беседа продолжалась в таком же направлении, дающем, однако, в некоторых случаях чудесные плоды. Но комплименты Остапа раз от разу становились все водянистее и короче. Он заметил, что второго стула в комнате не было. Пришлось нащупывать след. Перемежая свои расспросы цветистой восточной лестью, Остап узнал о событиях, происшедших вчера в Эллочкиной жизни.
«Новое дело – подумал он, – стулья расползаются, как тараканы». (И. Ильф, Е. Петров) (разговорные, профессиональные, общеупотребительные, диалектные)
7. – А все-таки здорово как! – сказал доктор. – Красота ведь, а?
Он протянул вперед короткую руку с толстенькими, как у младенца, пальцами и широко, по-театральному, черкнул ею по морю.
– Да… ничего, – равнодушно ответил Воскресенский и зевнул полупритворно. – Только надоедает скоро. Декорация.
– Та-ак! Мы их ели. Это, знаете, анекдот есть такой, – пояснил Ильяшенко. – Пришел солдат с войны к себе в деревню, ну и, понятно, врет, как слон. Публика, конечно, обалдемши от удивления. «Были мы, говорит, на Балканах, в самые, значит, облака забрались, в самую середку». – «Ах, батюшки, да неужто ж в облака?» А солдат этак с равнодушием: «А что нам облака? Мы их ели. Все одно как стюдень»…
Рассказав анекдот, он тотчас же, первый радостно захохотал свободным грудным смехом. Воскресенский принужденно улыбнулся. (А.И. Куприн) (диалектные, общеупотребительные, эмоционально-оценочные, разговорные)
8. А у нас… обрати внимание: у нас, если баба пошла по воду, она никогда дом не запирает – зачем? Приткнет дверь палочкой, и все: сроду никто не зайдет. Уж на что цыганы – у нас их полно – и то не зайдут: мы их так приучили. – Да кого! Вы вот возьмите: у нас один вор есть… – Вор?! – Вор! Мы все про него знаем, что он вор, он уже раз пять сидел за это дело. А у нас одна заслуженная учительница живет, орден имеет… И этот вор натурально пришел к ней и говорит: «Пусти пожить недели на две». А он у нее учился когда-то… в первом классе, что ли. Он вообще-то детдомовский, а она, видно, работала там. (В. Шукшин) (жаргонные, разговорные, общеупотребительные, профессиональные)
9. – Какой прелестный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.
И как только она поцеловала лепестки, так внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела маленькая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом, и ее прозвали Дюймовочкой.
Скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепестки розы – одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем играла на столе. (Г.Х. Андерсен) (общеупотребительные, эмоционально-оценочные, жаргонные, разговорные)
10. Тимофей Васильевич обиженно сжал губы и сурово посмотрел на племянника.
– Ты это что же – с родного дядю? Дядю грабишь?
Кондуктор тоскливо посмотрел в окно.
– Мародерствуешь, – сердито сказал дядя. – Я тебя семь лет не видел, а ты чего это? Деньги требоваешь за проезд. С родного дядю! Ты не махай на меня руками. Хоть ты мне и родной родственник, но я твоих рук не испужался. Не махай, не делай ветру перед пассажирами.
Тимофей Васильевич повертел гривенник в руке и сунул его в карман.
– Что же это, братцы, такое? – обратился Тимофей Васильевич к публике. – С родного дядю требует. Две, говорит, станции… А?
– Платить надо, – чуть не плача сказал племянник. – Вы, товарищ дядя, не сердитесь. Потому как не мой здесь трамвай. Народный. (М. Зощенко) (общеупотребительные, жаргонные, диалектные, разговорные)
11. Тимофей Васильевич засмеялся и стал объяснять пассажирам:
– Это он мне родной родственник, Серега Власов. Брата Петра сын… Я его семь лет не видел…
Тимофей Васильевич с радостью посмотрел на племянника и закричал ему:
– А я тебя, Серега, друг ситный, два дня ищу. По городу роюсь. А ты вон где! Кондуктором. А я и по адресу ходил. На Разночинную улицу. Нету, отвечают. Мол, выбыл с адреса. Куда, отвечаю, выбыл, ответьте, говорю, мне. Я его родной родственник. Не знаем, говорят… А ты вон где – кондуктором, что ли?
– Кондуктором, – тихо ответил племянник. (М. Зощенко) (устаревшие, общеупотребительные, просторечные, диалектные)
12. – Так, – снова сказал дядя, – кондуктором, значит. На трамвайной линии?
– Кондуктором…
– Скажи какой случай! А я, Серега, друг ситный, сел в трамвай, гляжу – что такое? Обличность будто у кондуктора чересчур знакомая. А это ты. Ах, твою семь-восемь!.. Ну, я же рад… Ну, я же доволен…
Кондуктор потоптался на месте и вдруг сказал:
– Платить, дядя, нужно. Билет взять… Далеко ли вам?
Дядя счастливо засмеялся и хлопнул по кондукторской сумке.
– Заплатил бы! Ей-богу! Сядь я на другой номер или, может быть, вагон пропусти – и баста – заплатил бы. Плакали бы мои денежки. Ах, твою семь-восемь! А я еду, Серега, друг ситный, до вокзалу. (М. Зощенко) (диалектные, неологизмы, общеупотребительные, просторечные)
13. Михеич поднял на Настену слезящиеся глаза и устало, вымогающее сказал:
– Он здесь, Настена. Не отказывайся, я знаю. Никому не говори, откройся мне одному. Откройся, Настена, пожалей меня. Я ить отец ему.
Настена покачала головой.
– Дай один только и в последний раз увидаться. Христом-богом молю, Настена, дай. Не простится тебе, если ты от меня скроешь. …Хочу я спросить его, на что он такое надеется. А? Не говорил он тебе? У нас в родове всякие бывали, но чтоб до такого дойти… От стервец дак стервец. Доигрался… Сведи нас, Настена, – почти с угрозой потребовал он. – Христом-богом молю: сведи. Надо заворотить его, покуль он совсем не испоганился. Ты сама видишь: дале некуда играться. Хватит. Пожалей меня, Настена, подмогни. И тебе легче будет. (В. Распутин) (просторечные, общеупотребительные, жаргонные, неологизмы)
14. Скажи, могу я у тебя первое время перебиться? Пустишь, нет?
– Да можешь, можешь. Куда тебя деть. Вместе будем, если че, обороняться. Старуха тебя, конечно, не пожалеет, у ей счас все косточки против тебя бренчат. Внучонка сподобила, – не утерпела, хихикнула Надька. – То-то она все зырила за тобой. Кто бы вот про тебя подумал? Ну, Настена-а! Рисковая ты, рисковая, не сладко тебе придется. Ниче, вместе станем горе мыкать. Я дак уж привычная. Ты так, с пустыми руками и пришла? Ничего не взяла? Может, мне сходить, собрать там?
– Не надо. Я потом сама.
– Сама. Ты уж досамакалась. Да не вянь ты, не вянь, не пропадешь. Не то бывало. (по В. Распутину) (устаревшие, диалектные, общеупотребительные, просторечные)
15. Шурка подбежал к окну – посмотреть, куда она направилась.
У ворот бабка Маланья повстречала соседку и стала громко рассказывать:
– Зовет Павел-то в Москву погостить. Прямо не знаю, что делать. Прямо ума не приложу. «Приезжай, – говорит, – мама, шибко я по тебе соскучился».
Соседка что-то отвечала. Шурка не слышал что, а бабка ей громко:
– Оно, знакомое дело, можно бы. Внучат ни разу не видела еще, только по карточке. Да шибко уж страшно…
Около них остановились еще две бабы, потом еще одна подошла, потом еще… ( В.Шукшин) (жаргонизмы, просторечные, диалектные, общеупотребительные)
16. Кондрат сидел со стариком хозяином, у которого он остановился. Старики толковали про жизнь. Хозяин рассказывал:
– Да… вот так, значит. Вырастил я их, лоботрясов, шесть человек, а сейчас один остался, как гвоздь в старой плахе. Разъехались, значит, по городам. Ничего вроде живут, справно, а меня обида берет: для кого же я весь век горбатился. Для кого дом этот строил?
– Такая уж теперь наша жизнь пошла – ничего не поделаешь.
– Жись эта меня не касается.
– Она всех касается, кум.
– Кхх… Мне вот надо бы крышу сейчас новую, а не могу – сил не хватает. А эта, лонись, приехал младший: поедем, говорит, тять, со мной. Продай, говорит, дом и поедем. Эх ты, говорю, сопля ты такая! Я сейчас кто? Хозяин. А без дома кто? Пес бездомный.
– Ты зря так… Зря.
– Нет, не зря.
– Зря.
– Ты, значит, никогда не крестьянствовал, если так рассуждаешь. ( В.Шукшин) (диалектные, термины, разговорные, жаргонизмы)
17. Вот, братцы мои, и праздник на носу – пасха православная.
Которые верующие, те, что бараны, потащат свои куличи святить. Пущай тащат! Я не потащу. Будет. Мне, братцы, в прошлую пасху на кулич ногой наступили!
Главное, что я замешкался и опоздал к началу. Прихожу к церковной ограде, а столы уже заняты. Я прошу православных граждан потесниться, а они не хотят. Ругаются.
– Опоздал, – говорят, – черт такой, так и станови свой кулич на землю. Нечего тут тискаться и пихаться – куличи посроняешь. (М.Зощенко) (термины, просторечные, жаргонные, общеупотребительные)
18. Говорят, против алкоголя наилучше действует искусство. Театр, например. Карусель. Или какая – нибудь студия с музыкой.
Все это, говорят, отвлекает человека от выпивки с закуской.
И действительно, граждане, взять для примеру хотя бы нашего слесаря Петра Антоновича Коленкорова.
Человек пропадал буквально и персонально. И вообще жил, как последняя курица. (М.Зощенко) (диалектные, термины, жаргонизм, общеупотребительные)
К особенностям разговорного стиля не относится(-ятся)...
1) употребление прилагательных и глаголов оценочного значения (глазастый, поговаривать)
2) тенденция к отсутствию склонения составных числительных, аббревиатур, первой части имени собственного (к Иван Иванычу)
3) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств
4) широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии
Для текстов разговорного стиля не характерно…
1) образование прилагательных и глаголов оценочного значения (глазастый, поговаривать)
2) тенденция к отсутствию склонения составных числительных, аббревиатур, первой части имени собственного (к Иван Иванычу)
3) сжатость, компактность изложения, экономия использования языковых средств
4) широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии
Тип связи в тексте
Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.
А. Слово лето в древние времена означало «год».
Б. В современном языке сохранились следы подобного словоупотребления в сложных словах летопись, то есть запись событий по годам, и летосчисление.
В. Это вполне естественно, если учесть, что наиболее деятельным временем года у славян, как земледельцев и скотоводов, было лето, на которое приходились наиболее важные работы, обеспечивающие материальное благополучие на целый год.
Г. В старом значении слово лето в настоящее время употребляется только в родительном падеже множественного числа в сочетании с числительными, начиная с пяти, а также в некоторых устойчивых сочетаниях: человек преклонных лет.
А, Б, В, Г; параллельная
А, В, Б, Г; последовательная
А, Г, В, Б, последовательная
А. Цветаеву - поэта не спутаешь ни с кем.
Б. Уже в ранних стихах начала складываться особая цветаевская хватка в обращении со стихотворным словом, стремление к афористической четкости и завершенности.
В. Это, бесспорно, верный критерий подлинности и силы поэтического мастерства.
Г. Стихи ее узнаешь безошибочно – по особому распеву, неповторимым ритмам, необщей иннтонации.
А, Г, В, Б; последовательная
Б, В, Г, А, параллельная
А, Б, В, Г; последовательная
Г,Б,А,В, параллельная
А. Представление о счастье связывалось у них с нравственной чистотой и духовной гармонией, которым, по их мнению, не способствовало стремление к богатству.
Б. Нельзя забывать, что в старину многие люди считали божьим наказанием не бедность, а богатство.
В. Тех, кто гордился богатством, особенно не нажитым, а доставшимся по наследству, крестьянская среда недолюбливала.
Г. Гордились не богатством, а умом и смекалкой.
А, Б, В, Г; последовательная
Б, Г, В, А, параллельная
Г, В, А, Б, параллельная
Б, А, Г, В; последовательная
А. Холмы уже прогрелись под солнцем.
Б. На них рыжеет прошлогодняя трава.
В. И дымки эти ползут по влажной земле.
Г. Или это сама земля, только что оттаявшая, дышит сизоватым паром, похожим на дымки?
А под холмами кое-где до времени не растоплены пёстрые островки снега, но рядом с ними уже пыхтят тракторы, постреливая сизыми дымками.
между Б и В; последовательная
после Г, параллельная
между В и Г, параллельная
между А и Б; последовательная
А. Имена людей – часть истории народа.
Б. Древнерусские имена были своеобразными характеристиками людей.
В. Ученые установили, что в именах людей отражаются быт, верования, чаяния, фантазия, художественное творчество народов, их исторические связи.
Г. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить.
Г, А, В, Б, параллельная
А, В, Б, Г, последовательная
А, Г, Б, В, последовательная
А, Б, В, Г, параллельная
А. Русский язык принес нам из далеких времен редкий подарок – «Слово о полку Игореве» – его степную ширь и горечь, трепет синих зарниц, звоны мечей.
Б. Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев, томительно звучал в стихах Пушкина; гудел, как колокол на башне вечевой, у Лермонтова; рисовал громадные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова.
В. Он был главным и праздничным, ласковым и разящим.
Г. Этот язык украшал сказками и песнями тяжелую долю простого русского человека.
А, Г, В, Б последовательная и параллельная
В, Б, А, Г, параллельная
Б, В, А,Г, параллельная и последовательная
А, Б, В, Г, последовательная
А. Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек в свою нынешнюю высоту.
Б. Книгу надо считать опорным камнем фундамента цивилизации.
В. Книга – это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле.
Г. Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса.
Б, А, В, Г, параллельная
А, Б, В, Г, последовательная
В, А, Г, Б, последовательная
Г, А, Б, В, параллельная
А. Каждый из нас обязательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам.
Б. И чем древнее поселок, улица или река, тем тайна глубже.
В. В любом названии места скрывается тайна.
Г. Мы без труда решали задачи, если нашу деревню называли: Сосновка, Осиповка, Дубовка, Березовка.
В, Б, А, Г, последовательная
А, Б, В, Г, параллельная
Б, А, В, Г, параллельная
А, Б, Г, В, последовательная
А. Эти языки, можно сказать, братья.
Б. Они потомки древнерусского языка, на котором говорили в Киевской Руси.
В. Многие знают, насколько похожи и грамматикой, и словарем русский, украинский и белорусский языки.
Г. Известно, что между языками существует родство.
Б, А, Г, В, параллельная
В, Г, А, Б, параллельная
Г, А, Б, В, последовательная
Г, В, А, Б, последовательная
А. Взять, например, ее четырехградусную тепловую константу.
Б. Некоторые на первый взгляд простые физико-химические свойства воды настолько нам привычны, что мы не задумываемся об их истинном значении.
В. При этой температуре вода обнаруживает поразительное свойство – она становится почему-то наиболее тяжелой и плотной.
Г. Вообще-то вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой поэмы – так интересна она сама по себе, так велика ее роль в нашей жизни, так драматична и сложна судьба драгоценного жидкого минерала.
А, Б, В, Г, параллельная
Б, В, А, Г, последовательная
В, Б, Г, А, параллельная
Г, Б, А, В, последовательная
Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.
А. Он многократно издавался и переиздавался.
Б. Только при жизни учёного справочник был издан восемь раз.
В. А к началу 21-го века ожеговский словарь выдержал уже двадцать восемь изданий!
Г. «Словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова вышел в свет в 1949 году.
В, Г, Б, А, последовательная
Г, А, Б, В, последовательная
Г, В, Б, А. последовательная
А, Б, В, Г, параллельная
А. Никогда не были так шумны московские улицы, как тогда.
Б. До поздней ночи ходили по Москве с песнями, ездили, обнявшись, втроем и вчетвером на одном извозчике, горланили.
В. «Татьянин день» 12 января старого стиля был студенческим праздником в Московском университете.
Г. И полиция в этот день студентов не арестовывала.
А, Б, В, Г, параллельная
В, А, Б, Г, последовательная
А, Б, Г, В, последовательная
Б, Г, А, В, параллельная
А. История средних веков начинается по обыкновенному построению падением Западной Римской империи и оканчивается или открытием Америки, или Реформацией.
Б. Переходы от одной жизни к другой совершаются постепенно и медленно и составляют поучительные эпохи в истории.
В. Но разделять таким образом историю – значит резать ее по живому.
Г. Одним годом нельзя отделить древний мир от среднего.
А, В, Г, Б, последовательная
А, В, Г, Б, параллельная
Б, А, В, Г, последовательная
А, Г, В, Б, параллельная
А. Мы подошли к такому рубежу, когда неупорядоченная стихийность заводит в тупик.
Б. Речь идет о сотрудничестве, которую было бы точнее назвать «сотворчеством».
В. И мировому сообществу предстоит научиться формировать и направлять процессы таким образом, чтобы сохранить цивилизацию, делать её безопасной для всех и более благоприятной для нормальной жизни.
Г. Формула развития «за счет другого» изживает себя.
А, В, Б, Г, последовательная
Б, Г, В, А, последовательная
В, Б, А, Г, последовательная
Б, Г, А, В, параллельная
А. Осенью в лесу происходят перемены.
Б. Как приятно ходить по нему солнечным осенним днем!
В. Постепенно они сбрасывают листву, образуя на земле ковер из опавших листьев.
Г. Лиственные деревья меняют окраску с зеленого на желтый и красный цвета.
А, Г, В, Б последовательная
А, Б, В, Г параллельная
А, Г, В, Б параллельная
Б, В, А, Г последовательная
Укажите место, которое должно занимать выпущенное из текста предложение. Определите тип связи предложений.
А. Мёд – старинный сладкий напиток из меда с водой, пряностями и с добавлением хмеля.
Б. Мёд и пиво были традиционными ритуальными праздничными напитками Древней Руси.
В. Выражение: «И я там был, мёд, пиво пил», - представляет собой финальную формулу русских народных сказок, которые часто кончаются свадебными пиром.
Г. Сказка в этом случае обычно заканчивается так: «Я на том пиру был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
Выражение употребляется, когда шутливо говорят о присутствии на каком-либо праздничном угощении.
после Г; последовательная
между А и Б; параллельная
между Б и В, последовательная
между В и Г, параллельная
А. Лексика – это весь словарный запас языка, в переводе с греческого «лексис» означает – слово, выражение.
Б. В современном русском языке более 150 тысяч слов.
В. Затем – научные термины, специфические слова моряков, спортсменов, музыкантов.
Г. Их около 10 тысяч.
Плюс иностранные слова, которыми мы часто пользуемся, их 30 тысяч.
между Б и В, последовательная
между А и Б, параллельная
между В и Г, последовательная
после Г, параллельная
А. Искусство живописи пришло на Русь из Византии вместе с христианской религией.
Б. Первые иконы были привезены готовыми.
В. В числе их икона «Владимирская Божья Матерь», хранящаяся ныне в Третьяковской галерее.
Г. Писал ее, по преданию или по легенде, евангелист Лука.
Это бесспорно.
после Г, последовательная
между Б и В, последовательная
между В и Г, параллельная
между А и Б, параллельная
А. В литературе, как известно, всегда самой близкой стороной жизни были страдания людей, трагедия их существования на Земле.
Б. Источником трагедии всегда являлись отношения между людьми, личностные, общественные, столь сильно выраженные Шекспиром, а в русской литературе, безусловно, Достоевским.
В. Но вот в конце XX века выявилась совершенно другая сфера и причина глобальной трагедии – в отношениях между человеком и природой.
Г. Новизна, неожиданность этой трагедии застала литературу врасплох, она оказалась неподготовленной к новой роли.
Литература все еще не восприняла «проблему природы» как, безусловно, главную проблему современного мира.
между Б и В, последовательная
между В и Г, параллельная
между А и Б, параллельная
после Г, последовательная
А. Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор?
Б. Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона.
В. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию.
Г. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.
Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.
после Г, параллельная
между А и Б, последовательная
между Б и А, параллельная
между В и Г, последовательная
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1103; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!