Исторические типы стратификации
Рабство – в качестве института рабство определяется как форма собственности, при которой один индивид имеет право владеть другим. Подобно любым другим средствам производства раб является «вещью». Труд рабов существовал в различных социальных условиях – в античном мире, в колониях Вест-Индии и на плантациях южных штатов Америки.
Каста – форма социальной стратификации. Касты расположены в иерархическом порядке и отделены друг от друга в соответствии с правилами ритуальной чистоты. Низшие страты кастовой системы обозначаются понятием «неприкасаемые», поскольку они исключены из практики выполнения ритуалов, позволяющих обрести религиозную чистоту. В рамках этой иерархической системы каждая каста выступает как ритуально более чистая по сравнению с той, что расположена ниже ее. Кастовая система представляет собой пример социального закрытия, когда доступ к богатству и престижу оказывается закрытым для социальных групп, исключенных из практики выполнения очищающих ритуалов. В соответствии с одной из точек зрения, касты нельзя рассматривать отдельно от «кастовой системы», являющейся особенностью классического индусского общества. Согласно другой точке зрения, понятие «каста» расширяется настолько, что охватывает стратификацию этнических групп, например, в южных штатах США
Сословия – система стратификации, исторически сложившаяся в Европе и России, для которой, как и для кастовой системы, характерны резкие различия и жесткие барьеры между небольшим числом страт. В отличие от каст, сословия формировались не на основе религиозных правил, а политическим путем, посредством принимаемых людьми законов. Эти законы служили как определение сословной системы, так и контролю над мобильностью между стратами, а также созданию упорядоченной системы прав и обязанностей, применимых ко всем членам общества. Каждое сословие имело собственный кодекс надлежащего поведения. Сословия характерны для периода феодализма и постфеодального, раннего периода модерна. В ту пору общество делилось на три сословия – духовенство, дворянство и простой народ, а иногда на четыре, если в пределах низшего сословия существовало деление на городских жителей и крестьян
|
|
Класс –большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу
«Синие воротнички» - американский термин, используемый для обозначения рабочих, занятых физическим трудом
«Белые воротнички» - понятие, используемое для описания всех работников, занятых умственным трудом; в последнее время оно связывается с низшими уровнями профессиональной иерархии
|
|
Культура как фактор социальных изменений
Культура – убеждения, ценности и выражающие их символы, которые являются общими для группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы
Ценности – разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения (терминальные и инструментальные ценности)
Ценности социальные – нравственные и этические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Индивид интернализует (усваивает) ценности в процессе своей социализации, являющиеся основой социальных норм
Язык – 1) система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, средством передачи от поколения к поколению и хранению информации; 2) система коммуникации, осуществляемой на основе звуков и символов, имеющих условные, но структурно обоснованные значения
Нормы социальные – образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена какой-либо группы или общества и поддерживается с помощью санкции; нормы обеспечивают упорядоченность, регулярность социального взаимодействия
|
|
Обычай – набор работоспособных образцов поведения, позволяющих наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом
Традиция – культурные нормы и ценности, которые люди принимают в силу их прошлой полезности, привычки и которые могут быть переданы другим поколениям
Культурадоминирующая – совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества
Культура массовая – вид культуры, характеризующийся ориентацией на усредненный массовый вкус, стандартизацией формы, содержания, расчетом на коммерческий успех
Субкультура – система ценностей, установок моделей поведения, жизненного стиля какой-либо группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры
Контркультура - тип субкультуры, отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающей свою альтернативную культуру
Культурные универсалии – общие черты, свойственные всем культурам
Закон культурного отставания (по У.Огборну) – закон, согласно которому изменения в области материальной культуры происходят более быстрыми темпами, чем в области нематериальной культуры. Нарушение равновесия в развитии культуры приводит к социальной дезорганизации, конфликтам, разрушению экологической среды
|
|
Аккультурация – процесс взаимного влияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технологии, образцы поведения, ценности и т.д. чужой культуры, которые, в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требованиям
Ассимиляция – одностороннее либо взаимное поглощение индивидов и групп другими группами, имеющее своим следствием отождествление культурных черт и характеристик самосознания составляющих группы индивидов. В отличие от аккультурации, предполагающей изменение культуры в результате контакта с другими культурами, ассимиляция ведет к полной элиминации (исключению, устранению) культурных различий. В отличие от амальгамации ассимиляция не требует биологического слияния групп. Ассимиляция часто сопровождается явлением маргинальности, свойственным группам и индивидам, утратившим связь со старой культурой, но не полностью воспринявшим черты новой культуры
Аномия – отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам
Этноцентризм – свойство этнического сознания воспринимать и оценивать все явления окружающего мира сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона
Ксенофобия – навязчивый страх перед иностранцами, неприязненное отношение к ним
Культурный релятивизм – концепция, подчеркивающая историческое своеобразие каждой культуры, которая может быть оценена исходя только на основе ее собственных принципов, а не универсальных критериев
Культурный шок – потрясение, испытываемое представителями определенной культуры при соприкосновении с другой культурой
Стереотип – это односторонний, связанный с преувеличением и, как правило, предубежденный взгляд в отношении группы, племени или класса людей. Стереотипы обычно связаны с расизмом и сексизмом. Они часто не поддаются изменению или исправлению путем соотнесения с опровергающими их данными, поскольку порождают чувство социальной солидарности.
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!