Сущность творчества как психологического процесса, стадии творчества



Творчество представляет собой мыслительный процесс, в итоге которого рождается некоторая новая мысль, идея, которая может быть сохранена в абсолютно любой форме – в мелодии, кинофильме, поэме, книжке, фото и в других формах.

Выделяют три аспекта творчества:

1. Творчество как создание духовных и материальных ценностей — ценностный (аксиологический) аспект.

2. Творчество как создание или открытие нового, небывалого — эвристический аспект.

3. Творчество как самовыражение, самоутверждение и самосовершенствование человека — гуманистический аспект.

Основные элементы всякого творчества: вдохновение и труд.

Вдохновение — настрой на творчество, творческое горение.

С другой стороны, одного расположения души к творчеству мало.

Творческий труд — необходимый элемент творческого процесса.

Во всяком творчестве присутствует то, что характерно для отдыха — некоторая бесцельность, рассредоточенность, расслабленность, наслаждение. Творчество не просто является промежуточным звеном между трудом и отдыхом, а органически связывает их, включая их в себя. В самом существе творческого труда лежит вдохновение.

Творческий человек проходит такой путь формирования и развития своих способностей:

задаток → способность → талант → гений

Задатоквозможность появления той или иной способности. Он, как правило, генетически предопределен.

Способность— психо-физиологическое средство деятельности. Творческая способность — способность открывать или созидать что-то новое, нужное людям.

Дар— случайная составляющая способности, таланта, гения, то, что дается человеку в силу стечения обстоятельств. Дар — подарок судьбы, «от бога». Дар — то, что человек якобы не заслужил своим трудом-деятельностью, а получил готовым от своих родителей, учителей, в силу случайного стечения обстоятельств.

Призвание — расположение к творчеству.

Талант — просто творческая способность.

Гений— высшая творческая способность.

Таланты— творческие эволюционеры, субъекты творческой эволюции. Они бывают разной степени: большей или меньшей (просто талант — большой талант). И разных видов (по качеству) [1, 597-600].

Творческий процесс осуществляется так: сначала преобладает интерес к объекту познания, затем, когда результат достигается, человек анализирует свои состояния, приведшие к результату. Знание этих состояний позволяет создать более благоприятные условия для творчества, следовательно, способствует получению новых результатов. Новые результаты способствуют изучению процесса творчества у себя, шлифовке творческого поведения и т. д. [28]. Первоначальный период возрастающей избирательности по отношению к результатам творчества можно назвать предотношением, т. е. еще не сформировавшимся сознательным отношением при наличии явной избирательности [26].

Общение с людьми дает информацию, создает мотивы творческой деятельности, в том числе воспринимаемые бессознательно, ставит жизненно важные вопросы.

Но погружение в общение рассредоточивает, не позволяет объединить все получаемое разнообразие знаний и впечатлений. Оно отвлекает от погружения в собственный внутренний мир.

Известно, что гипостимуляция, например, в условиях Крайнего Севера резко активизирует воображение, делает почти всех людей похожими на творческих. Человек как бы вынужден жить за счет внутренних источников информации, а не за счет внешних. Подобное влияние оказывает на человека длительное уединение. Однако в чрезмерном уединении - обеднение внутренней жизни, обеднение мотивов деятельности, скука, однообразие.

Важно не только восприятие информации, что осуществляется, в частности, в общении, важна и качественнаяпереработка воспринятого, а также выражение результатов этой переработки, что предполагает уединение. Таким образом, одно дополняет другое.

Пример объединения противоположностей: А. С. Пушкин волей обстоятельств был задержан в Болдино, при этом влюблен, жаждал встречи, к тому же общение с друзьями накануне было достаточно активным, отсюда - ожидание встреч. На какое время задержат - было неизвестно. Это породило феномен Болдинской осени (к тому же еще и осень!) - самый творчески продуктивный период его жизни или один из самых творчески продуктивных.

Человек, время от времени получающий новые результаты, представляет их окружающим. Поэтому, сталкиваясь с оценками полученных им результатов, он может сопоставлять самооценку и оценку. Возникает вопрос соотнесения того и другого.

Каждый человек может быть непосредственным, как ребенок. Э. Берн в каждом человеке выявляет инстанцию личности, которую так и называет: «ребенок». Дети впечатлительны, непосредственны, зависят от оценок окружающих. Восприятие оценок окружающих с позиции детской непосредственности присуще и творческой личности.

После вдохновения возникает желание поделиться успехом с окружающими. Однако чрезмерное обращение к оценке со стороны окружающих, как отмечает Е. И. Николаева, заставляет человека искать поощрения от окружающих вновь и вновь, перекладывает оценку результатов труда на них, что может надоедать окружающим или даже становиться мучительным для них. В таком случае, люди могут заметить несущественные детали, а главное могут пропустить. Поэтому оценки со стороны окружающих важны не всегда [16].

Р. М. Грановская отмечает: «По мере формирования и укрепления самооценки возрастают способности к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции» [6, 466].

Оценки результатов труда людьми знающими, компетентными, находящимися в нормальном психологическом состоянии (настроении) более обоснованны, чем мнения случайных и не подготовленных к этому людей. Поэтому можно определить для себя круг значимых лиц, с оценками которых следует считаться. Самооценка и восприятие оценок со стороны окружающих в этом случае взаимосвязаны [30].

Результаты творчества периодически обновляются: то, что достигнуто, подготавливает новые шаги. Поэтому возникает вопрос о соотношении удовлетворения от достигнутого и обновления, которое может быть связано с отрицанием значимости полученных результатов.

I. Крайняя позиция: можно с восторгом принимать малейший отблеск истины, отбрасывая от себя всякую критику.

II. Все, что сделано, может быть раскритиковано; оно имеет недостатки. Все можно переделать. Поэтому лучше свои работы не показывать и даже не говорить о них. Не хотелось бы, чтобы критиковали. Лучше работать над собой, для себя и с самим собой, совершенствуясь...

Художественная иллюстрация крайнего поведения в этом плане дана в рассказе О. де Бальзака «Неведомый шедевр». Художник, мастер своего дела, так долго переделывал свою замечательную картину, что от нее ничего не осталось.

III. Работы никогда не бывают идеальными и полностью завершенными, но, увидев свет, они «сталкиваются» с другими работами, взаимодействуют с ними и таким образом развиваются.

 Я. А. Пономарев говорил о том, что проблема стадий творческого процесса, их классификация, интерпретация стала классической проблемой психологии творчества [3]. Он анализирует работы Т. Рибо, Б. А. Лезина, П. К. Энгельмейера, А. М. Блоха, Ф. Ю. Левинсон-Лессинга, Г. Уоллеса и др. и отмечает, что чаще всего выделяются следующие стадии [20, 246]:

· "Первая стадия (сознательная работа) - подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи).

· Вторая стадия (бессознательная работа) - созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи).

· Третья стадия (переход бессознательного в сознание) - вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).

· Четвертая стадия (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

Описания процесса творчества даются в литературе с различных сторон. Возникает задача - с учетом новых наработок создать единое представление, отражающее процесс творчества в целом. В качестве прототипа такого представления можно рассматривать описание процесса творчества, сделанное известным канадским врачом и биологом Гансом Селье в книге «От мечты к открытию». Выделенные им семь стадий творчества можно увеличить: работу разума разделить на наблюдения и осмысление явлений. Получается десять стадий, которые можно изобразить в виде нуга, подчеркивая то, что творческая личность находится «в круге творчества» постоянно. Он сравнивает научное творчество с воспроизведением потомства и выделяет семь стадий творчества. Выделим фрагменты его характеристик.

1. «Любовь, по крайней мере, желание. Первой предпосылкой для научного открытия является пылкий энтузиазм, страстная жажда познания, которая должна быть удовлетворена».

2. «Оплодотворение». "Разум оплодотворен фактами, собранными посредством наблюдений и изучения.

3. «Созревание». «На этой стадии ученый вынашивает идею. В начале он может даже не сознавать этого».

4. «Родовые схватки». «Ощущение, что в вас есть что-то, требующее выхода, хотя вы не знаете, как помочь этому». По мнению Г. Селье, это ощущение можно сравнить с желанием и невозможностью произнести слово, когда оно «вертится на кончике языка».

5. «Рождение». «Это случается совершенно неожиданно и значительно позже, обычно непосредственно перед засыпанием или пробуждением».

6. «Обследование». «Как только новорожденная идея возникает из подсознания, она должна быть обследована и проверена путем сознательных рассуждений и логически спланированного эксперимента».

7. «Жизнь». «Все открытия, заслуживающие этого названия, имеют теоретическое приложение, но определенное внимание всегда должно уделяться и возможным практическим приложениям».

Г. Селье не является профессиональным психологом. Однако, по его словам, он старался наиболее точно и полно отразить свой опыт, к тому же представлял свои взгляды, будучи руководителем научной школы. Поэтому его описание процесса творчества с эмпирической точки зрения можно считать достаточно выверенным, реалистичным [8].

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!