ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени М. П. ДРАГОМАНОВА

Крымский гуманитарный факультет

Кафедра психологии и практической психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Общая психология с практикумом»

на тему: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ»

Студентки 2 курса группы ПС

направления подготовки

Социально-политические науки

специальности

Психология

Андрущенко М.А.

Руководитель

к. психол. наук, доцент

Данилова Т.Н.

Национальная шкала ________________

Количество баллов: ______Оценка: ECTS _____

                                                                Члены комиссии ________________ ___________________________

                                                                                                                                        (подпись)                   (фамилия и инициалы)

                                                                                                 ________________ ___________________________

                                                                                                                                        (подпись)                   (фамилия и инициалы)

                                                                                                                           ________________ ___________________________

                                                                                                                                        (подпись)                   (фамилия и инициалы)

Гурзуф – 2014 г.


2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3

РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей творческой личности ……………………………………………….…………...6

1.1. Понятие и природа творчества…………………………...........................6

1.2. Сущность творчества как психологического процесса, стадии творчества.........................................................................................................................9

1.3. Психологические черты и особенности творческой личности…........15

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ...………………………………………20

РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое исследование творческой личности……………………….....................................................................................21

2.1.Методики исследования…………………………………………………...21

2.2. Интерпретация полученных результатов………………………………..26

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ………………………………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….38

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования:

 

«Жизнь могуча, бесконечно разнообразна и чревата всем добрым и злым. И у человека, в конечном счете, одно дело в жизни: самому вносить в нее, сколько только может он, красоты и добра» [21, 84].

Объяснить феномен творческого мышления пытались еще античные философы (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Спиноза и другие).  Несмотря на такое долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются в современном обществе.

Данная тема представляет большой интерес для изучения, так как в связи с тем, что происходит смена поколений, меняются и представления людей, они начинают по-новому смотреть на вещи и видят все происходящие в другом свете, то, что было модно, отодвигается на задний план и появляются новые, более оригинальные, креативные предметы повседневности. Благодаря творческим людям создаются новые оригинальные вещи, которые обладают высокой ценностью для общества. В основе всех изобретений, открытий, создания новых предметов искусства и литературы, рождения новых идей лежит нестандартное мышление, которое постоянно двигает человечество вперед, в связи с этим осуществляются самораскрытие и самореализация, которые способны открыть человеку смысл его жизни и подарить ему счастье.

Таким образом, овладение теорией творчества помогает осознать его социальную значимость, его общественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности, которые создают творческую личность как таковую.


4

Цель– исследовать психологические особенности творческой личности.

 Объект – личность творческих студентов.

 Предмет исследования– психологические особенности личности студентов, обладающих креативным мышлением.

Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:

1. Теоретический анализ научной литературы, посвященной изучению психологических особенностей творческой личности;

2. Выявить психологические черты и особенности творческой личности;

3. Осуществить сравнительный анализ творческих способностей у студентов-психологов и студентов-медиков;

4. Осуществить анализ полученных результатов.

 Гипотезы исследования:

1. Индивидуально-психологические свойства творческой личности включают в себя высокую нормативность поведения, общительность, радикализм и чувствительность.

2. Студенты-психологи отличаются от студентов-медиков более высокой эмоциональностью, общительностью и настойчивостью в достижении цели.

Методы исследования:

Теоретические: анализ литературы, выдвижение гипотез.

Эмпирические:

- Диагностика уровня невербальной креативности (методика П. Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994);

- Опросник Кеттелла (16-PF) – форма C, 105 вопросов;

- методы математической статистики (t-критерий Стьюдента для независимых выборок, факторный анализ);

- Количественный и качественный анализ данных исследования.

Теоретико-методологическая основа:

Теоретическую основу исследования составили работы: В.И.Андреева [17], Р.М.Грановской [6], Н.Н. Николаенко [15], А.Н.Лука [10] , Чезаре Ломброзо [9], А.Я. Пономарева [20], С.Л. Рубинштейна [21] и другие.

Теоретическое значениезаключаются в том, что были изучены психологические черты и особенности творческой личности, которые выделяют ее среди обычных людей, описаны различия психологических особенностей студентов-психологов и студентов-медиков.

Практическое значение исследования. Материалы исследования представляют практический интерес для развития творческого потенциала студентов, учащихся в КГФ НПУ им. Драгоманова, а так же студентов-практикантов, которые работают в МДЦ «Артек».

Опытно-экспериментальная база исследования. В исследовании принимали участие студенты-психологи КГФ НПУ им. Драгоманова 2 курса (возраст испытуемых от 18-20 лет, всего 25 человек), студенты-медики КГМУ им. С. И. Георгиевского 2 курса (возраст испытуемых от 18-20 лет, всего 25 человек). Всего 50 человек.

Структура работы:курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов по разделам, заключения, 10 приложений. Основное содержание курсовой работы изложено на 36 страницах. Список использованных источников включает 31 источник. В работе содержится 8 таблиц и 2 графика.


6

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Понятие и природа творчества

Творчество — это высший уровень познания и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных и физических сил, порождающая нечто новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью [27].

В древнегреческой мифологии Аполлон был богом рассудка, здравого смысла, порядка, ясности, логики. Дионис был богом безрассудства, воображения, творчества- всего хаотического и необузданного в человеческой натуре. В одной из трагедий Эврипида поклонник Аполлона непочтительно отозвался о Дионисе и был тут же разорван на части разъяренными вакханками. Так в аллегорической форме был выражен взгляд, согласно которому разум и творчество противостоят друг другу.

Между тем исследования советских психологов говорят о другом. Раньше творческие способности считали чем-то исключительным, уделом избранных натур. Такая позиция равносильна признанию, что для творческих личностей должны быть какие-то особые психологические законы [10].

В XIX в. высказывалось мнение, что талант наследуется. Приводились такие примеры: прапрабабка Льва Толстого Ольга Головина (в замужестве Трубецкая) и прабабка А.С.Пушкина Евдокия Головина (Пушкина) были родными сестрами. А благодаря тому, что в Западной Европе в средние века аккуратно велись церковные книги регистрации рождений, удалось установить, что пять крупнейших представителей немецкой культуры – поэты Шиллер и Гильдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк – состоят в родстве: Иоганн Вант, живший в XV в., был их общим предком. Как недавно установили немецкие и австрийские исследователи, житель Вены Симон Михель, умерший в 1719 г., был прадедом Карла Маркса и Генриха Гейне.

На самом же деле задатки творческих способностей присущи любому человеку. В психологической литературе существуют две основные точки зрения, которые касаются творческой личности. Исходя из первой, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она не может отделиться от человека так же, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью. Данная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь принимается во внимание ценность нового результата, он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным [14].

Творчество характеризуется выходом за пределы традиций и стереотипов. Но первое, что бросается в глаза, - сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.

Есть две противоположные точки зрения: талант - это максимальная степень здоровья, талант - это болезнь.

О том, что талантливый человек- это, прежде всего, больной человек высказывался итальянский тюремный врач- психиатр Чезаре Ломброзо. Он никогда не утверждал, что существует прямая зависимость между талантом и безумием, хотя и подбирал эмпирические примеры в пользу этой гипотезы: «Седина и облысение, худоба тела, а также плохая мускульная и половая деятельность, свойственная всем помешанным, очень часто встречается у великих мыслителей. Кроме того, творцам, наряду с помешанными, свойственны: постоянное переполнение мозга кровью (гиперемия), сильный жар в голове и охлаждение конечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая чувствительность к голоду и холоду» [9, 15-16].

Ч. Ломброзо, В. Гирш и Д. Карлсон говорят о том, что все талантливые люди болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности. Они очень чувствительны к социальному поощрению и наказанию и т.д. Вывод, к которому они приходят, звучит следующим образом: талант и безумие могут совмещаться в одном человеке, что подтверждается взаимосвязью креатизма с нейротизмом [9; 4; 8].

Список талантливых людей, страдающих психическими расстройствами, бесконечен. Эпилепсией болели Петрарка, Мольер, Флобер, Достоевский, не говоря уже об Александре Македонском, Наполеоне и Юлии Цезаре. Меланхолия была у Руссо, Шатобриана, Гоголя. Психопатами (по Кречмеру) являлись Жорж Санд, Микеланджело, Байрон, Гете и другие. Галлюцинации были у Байрона, Гончарова и многих других. Количество пьяниц, наркоманов и самоубийц среди творческой элиты не поддается подсчету.

Ч. Ломброзо в своих трудах приходит к выводу: «Особенности гениальности по сравнению с талантом в том отношении, что она является чем-то бессознательным и проявляется неожиданно» [9, 23].

Следовательно, гений по преимуществу творит бессознательно, талантливый же человек творит рационально и является интеллектуалом. Хотя и гений и талантливый человек имеют так же общие способности, к ним можно отнести креативность мышления.

Гегель в «Эстетике» также коснулся вопроса о природе способностей: «Говорят, правда, и о научных талантах, однако наука предполагает только наличие общей способности к мышлению, которая, в отличие от фантазии, не проявляется как нечто природное, а как бы абстрагируется от всякой природной деятельности, так что будет правомерно сказать, что не существует специфики научного таланта в смысле определенного дарования» [5, 47]. То, что различия в уровне интеллекта в значительной мере определяются генотипом (то есть природным фактором), Гегель, в отличие от нас, мог не знать.

Интерес к феномену творчества вспыхнул в эпоху Возрождения, именно тогда в связи с интересом к творчеству появились первые биографии художников и композиторов. Этот интерес был воскрешен усилиями романтиков в XIX веке и, как «миф», похоронен в XX веке.

Однако, несомненно: творческий человек отличается от гения тем, что активность бессознательного у него проявляется в гораздо меньшей степени. Поскольку творчество преобладает над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 573; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!