Западная культура и наука в послевоенный период(все, что нашла)



Наука
Начало XX в. ознаменовалось значительными открытиями в области атомной физики. В последовавшие десятилетия актуальной научной и практической задачей стало получение и использование атомной энергии. В 1942 г. в США группа учёных под руководством Э. Ферми создала первый ядерный реактор. Полученный в нём обогащённый уран был использован для создания атомного оружия (две из трёх произведённых тогда атомных бомб были сброшены на Хиросиму и Нагасаки). В 1946 г. атомный реактор построили в СССР (руководил работой И. В. Курчатов), в 1949 г. произошло первое испытание советского атомного оружия. После войны встал вопрос о мирном использовании энергии атома. В 1954 г. в СССР была построена первая в мире атомная электростанция, в 1957 г. спущен на воду первый атомный ледокол.
Во второй половине XX в. началось освоение человеком космоса. Первые шаги в этом сделали советские учёные и конструкторы во главе с С. П. Королёвым. В 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. состоялся полёт первого космонавта Ю. А. Гагарина. В 1969 г. американские космонавты Н. Армстронг и Б. Олдрин высадились на Луне. С 1970-х годов в космосе стали действовать советские орбитальные станции. К началу 1980-х годов СССР и США запустили более 2 тыс. искусственных спутников, собственные спутники вывели на орбиту также Индия, Китай, Япония. Эти устройства используются для передачи радио-и телесигналов, наблюдения за земной поверхностью, погодой и т.д. Для того чтобы оценить значение названных событий, необходимо представить, что за ними стоят достижения многих современных наук — аэронавтики, астрофизики, атомной физики, квантовой электроники, биологии, медицины и т. д. Они потребовали многолетних творческих поисков, неустанного труда и мужества тысяч людей.
Важной составной частью развития современной науки и техники стала компьютерная революция. Первые электронно-вычислительные машины (компьютеры) были созданы в начале 1940-х годов. Работу над ними вели параллельно немецкие, американские, английские специалисты, но наибольшие успехи были достигнуты в США. Первые ЭВМ занимали целую комнату, для их настройки требовалось значительное время. Применение транзисторов (с 1948 г.) позволило сделать вычислительные машины более компактными и быстродействующими. В начале 1970-х годов появились микропроцессоры, а вслед за ними — персональные компьютеры. Это была уже настоящая революция. Расширились и функции компьютеров. Сегодня они используются не только для хранения и обработки информации, но и для обмена ею, проектирования, обучения и т. д.
Если первая половина XX столетия была веком кино, то вторая стала веком телевидения. Его изобрели ещё до Второй мировой войны. Первые телепередачи состоялись в 1936 г. в Лондоне. Война приостановила развитие нового вида техники. Но уже с 1950-х годов телевидение стало входить в повседневный быт людей. В настоящее время в развитых странах телеприёмники имеются в 98 % домов. Сегодня телевидение является самым мощным, массовым каналом передачи разного рода информации — от политических новостей до развлекательных, зрелищных программ.
Указанные научные и технические достижения в совокупности привели к информационной революции. Она, в свою очередь, изменила основы современного общества, которое называют постиндустриальным или информационным. Обществоведы полагают, что, если в Средние века главным источником богатства и власти являлась земля, в XIX в. — капитал, то в конце XX столетия эта функция перешла к информации. Неслучайно средства массовой информации — газеты, радио, телевидение — рассматривают сегодня как «четвёртую власть»

Культура

Война заставила задуматься о незащищённости людей и невосполнимости утрат, о человеческой жизни как высшей ценности. Художники по-разному откликнулись на это. Одни попытались уйти, спрятаться от страшной реальности. Другие встали на защиту человека, его права на жизнь, взаимопонимание, радость.
Различие позиций особенно явственно выразилось в театре и кино. В конце 1940-х — начале 1950-х годов в европейском искусстве возник театр абсурда. Его героем стал «маленький человек», потерянный, беспомощный перед судьбой, охваченный паническими настроениями. Среди основателей этого направления были драматурги Э. Ионеско и С. Беккет. Они заявляли: «Мир лишён смысла, реальность — ирреальна», люди «блуждают в хаосе, не имея за душой ничего, кроме страха, угрызений совести... и сознания абсолютной пустоты их жизни» (Ионеско), «время даётся человеку на то, чтобы состариться...» (Беккет).

Иного взгляда на мир и человека придерживались создатели неореализма — течения, появившегося в итальянском кино в эти же годы. Начало ему положил фильм Р. Росселлини «Рим — открытый город» (1945), где рассказывалось о событиях и судьбах людей в военные годы. Героями произведений неореализма были обычные люди с их повседневными заботами, поисками удачи, а если получится, то и счастья. Зрители радовались и плакали вместе с киноперсонажами. Фильмы режиссёров Р. Росселлини, В. де Сики, Л. Висконти стали киноклассикой. Созвучны этому направлению и первые фильмы Ф. Феллини «Дорога», «Ночи Кабирии».

Активная художественная позиция, обращение к зрителю, стремление вступить с ним в диалог присущи демократическому театру конца 1940-х — 1950-х годов. В послевоенные годы во Франции был создан Национальный народный театр. Его возглавил Ж. Вилар. Этот известный актёр и режиссёр видел свою задачу в том, чтобы театр «повернулся лицом к ведущему актёру современности — народу», «был бы доступен всем». В 1947 г. Ж. Вилар организовал в Авиньоне фестиваль французского драматического искусства, который затем стал ежегодным.

В 50-х годах в литературе появляются "разгневанные молодые люди "- английские писатели К. Эмис, Д. Уэйт, Д. Осборн и др. Их произведения отличались антифашистской направленностью, переживанием за судьбу молодежи, презрением к респектабельности и фальши. Они отстаивали свободу лица и его право на самовыражение. "Разгневанные" и американские "Битники" стали идейными предшественниками рок-движения.

Феноменом художественной жизни 60-х годов стал рок-движение, сформировавшееся в Англии и США, авпоследствии охватил весь мир. Выйдя из недр массовой культуры, создатели года -Элвис Пресли, группы "Битлз", "РоллингСтоунз" и другие исполнители - порвали с ней, выразив стихийный протест молодежи социальной неустроенности, войнам, милитаризма, расовой дискриминации. Тексты песен были откровенны, их образ подчеркнуто демократичным, а их поведение бросала вызов нормам морали. Музыкальное дарование исполнителей, повышенные звуки, ритмичные мелодии вызывали восхищение, превращались в силу, способную объединить молодежь.

ЗОЛОТОЙ МИЛЛИАРД

— условный миллиард жителей наиболее богатых и развитых стран мира (США, Канада, Евросоюз, Япония).

Впервые о «золотом миллиарде» заговорили в середине 1970-х гг. после первого серьезного мирового кризиса природных ресурсов. Группа ученых из различных университетов, назвавшаяся Римским клубом, подготовила и распространила доклад «Пределы роста», в котором утверждала, что при существующих темпах экономического роста природные ресурсы земли будут исчерпаны в течение 20–50 лет, а следовательно, необходим переход на энерго- и ресурсосберегающие технологии, ограничение рождаемости в развивающихся странах, «консервация прогресса». Неявным выводом из этого доклада было то, что развитым странам (странам «золотого миллиарда») нет причин способствовать развитию слаборазвитых стран, т. к. все они могут стать конкурентами за все более и более редкие ресурсы.

На Международном форуме по проблемам регулирования народонаселения в Рио-де-Жанейро в 1992 г. было также заявлено, что если все страны мира когда-нибудь достигнут такого же благополучия, как США и другие развитые страны, это будет означать увеличение нагрузки на биосферу и атмосферу Земли в сотни раз и мгновенную гибель от нехватки ресурсов. Это означает, что такой уровень развития просто невозможен, а значит, страны мира перестают делиться на развитые и развивающиеся, они делятся на те, кому разрешено медленно развиваться и те, кому это запрещено, на «отставших навсегда».

Привилегированные страны — это и есть страны «золотого миллиарда», которые уже сейчас потребляют две трети мировых ресурсов, обязаны бороться за стагнацию в странах неразвитых, за поддержание их на низком уровне развития.

Этим объясняется политика в отношении вымирающей Африки, опутывание долгами стран Южной Америки и Азии, сдерживание и препятствование росту России, Китая, Индии, повсеместное провоцирование кризисов, создание «горячих точек» ради ухудшения инвестиционного климата, организация «бархатных революций», насаждение марионеточных несуверенных режимов.

Такая политика, однако, не является разумной: планета у нас одна, и нищее население стран «третьего мира» мигрирует в благополучную Европу, в США. Возникают серьезные конфликты, в целом сильно падает моральный авторитет развитых стран, они больше не рассматриваются как локомотив прогресса, а, напротив, предстают паразитами на теле всей планеты. Кроме того, новейшие исследования показывают ошибочность многих исходных параметров, на основании которых делались выводы о скором исчезновении на земле ресурсов.

Поступательное гармоничное развитие человечества возможно без эгоистического перераспределения и войн за ресурсы, если будет лучше использован научно-технический потенциал человечества.

Внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий противостоят транснациональные корпорации (ТНК), которые сделали огромные инвестиции в старые технологии и ждут полной выработки и отдачи. Таким образом, концепция «золотого миллиарда» есть циничное, антигуманистическое мировоззрение узкой прослойки недальновидных дельцов и политиков.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 2203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!