Вопрос. Эпоха реформации и контрреформации в Европе.



ЭГО и последствия. В мануфактурный период важную роль в разложении феодализма и зарождении капиталистического хозяйства сыграли Великие географические открытия конца XV- начала XVI вв. Можно выделить несколько обстоятельств, обусловивших Великие географические открытия: · нехватка в Европе денег из золота и серебра вследствие значительного роста производства и торговли, роста потребности в деньгах как всеобщем средстве обмена. Жажда денег, новых источников быстрого обогащения стимулировали поиск новых морских торговых путей из Европы в Африку, Индию, Восточную Азию; · они были подготовлены хозяйственными и научно-техническими достижениями. В Европе появились новые типы кораблей (каравеллы, баржи), возросла их грузоподъемность (с 500 до 2 тыс.т), значительно увеличилась безопасность мореплавания благодаря усовершенствованию компаса, морских карт, приборов и приспособлений; большое значение имело усовершенствование огнестрельного оружия (появились мушкеты, пистолеты, пушки); · развитие абсолютизма в Европе. Монархи стремились расширить свои владения, им нужны были огромные деньги для содержания армии, чиновников, двора. Первыми из западноевропейских стран, которые начали поиски новых морских путей в Африку, Индию и Азию, были Португалия и Испания. Успешным было путешествие португальца Васко да Гамы, который открыл морской путь из Европы в Индию через Атлантический океан. Генуэзец Христофор Колумб в 1492 г. отправился на запад через Атлантический океан и открыл Америку (хотя до конца своих дней был уверен в том, что достиг берегов Восточной Азии). Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция Магеллана в 1519-1521 гг. В результате географических открытий испанские конкистадоры завоевали и разгромили государства ацтеков в Мексике, инков в Перу, захватили Гватемалу, Гондурас, Боливию, Чили, Аргентину, португальцы – Бразилию. В конце XV в. английские и французские мореплаватели исследовали часть Северной Америки, а голландцы в1606 г. открыли Австралию. Основные социально-экономические последствия великих географических открытий: · начала складываться колониальная система, которая ускорила возникновение в Западной Европе капиталистического производства и содействовала накоплению у буржуазии больших денежных средств, необходимых для организации крупных капиталистических предприятий; · благодаря экспедициям мореплавателей многих стран мира Европа, Африка, Америка и Австралия были связаны между собой торговыми путями и начал складываться мировой рынок; · произошла так называемая «революция цен», которая была обусловлена ввозом из Америки в Европу большого количества золота и серебра (количество денег в западноевропейских странах увеличилось более чемв 4раза), резким падением их стоимости, что привело к существенному (в 2-3 раза и более) повышению цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности; · «революция цен» способствовала укреплению положения городской и сельской буржуазии, росту их доходов; крупные земельные владельцы – феодалы- разорялись, несли потери крестьяне и наемные рабочие; · в результате великих географических открытий центр экономической жизни переместился со Средиземного моря в Атлантический океан, возвысились новые центры мировой торговли – Лиссабон, Севилья и особенно Антверпен, который стал самым богатым городом в Европе. Таким образом, в результате Великих географических открытий отдельные страны Западной Европы оказались в максимально благоприятных условиях для развития капиталистического производства. Великие географические открытия ускорили процесс первоначального накопления капитала.     2. Реформация и контрреформация Причины Реформации. С начала XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского — преобразование). Это широкое общественное движение, характеризующееся отходом от католической церкви значительной части населения Европы. Учение католической Церкви перестало удовлетворять многих европейцев в условиях происходящих перемен. Католическая церковь служила опорой феодализма. Она учила, что мир и все, что в нем находится, созданы богом и не подлежат никакому изменению. Проповедовалась идея об исконной греховности человека; церковь же через спои таинства (Крещение, причащение и т.д.) может его спасти. Распространение гуманистических идей подрывало учение церкви. Людей раздражала роскошь духовенства, его жадность, что особенно проявлялось в продаже индульгенций. За деньги можно было купить «отпущение грехов». Правители многих стран были недовольны претензиями т-пап на верховную власть. Короли, купцы, предприниматели,дворяне мечталиполучитьбогатства и земли церкви. Выступление Мартина Лютера. Начало Реформации было связано с выступлением профессора Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Вопреки учению католической церкви Лютер провозгласил, что церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком. Он объявил ложными претензии католической церкви на то, что она может отпускать грехи с помощью таинств в силу особых полномочий от Бога. Основное положение в проповеди Лютера гласило, что человек достигает спасения души не через церковные обряды, а с помощью сноси веры. Источником религиозной истины, помнению Лютера, является Священное Писание. Роль церкви и духовенства должна сводиться только к разъяснению его текстов. Богослужение должно проводиться на понятном народу языке, а не на латыни. Лютер перевел Библию на немецкий язык. Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро покончить с его умением. Лютеранствоприняли многие горожане, крестьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать против папскогоРима не толькословом,но и с помощью оружия. В ходе Реформации от католическойцеркви отделились различные направления в христианстве, общее название которых — протестантизм.Протестантами впервые стали называть германских правителей, подписавших в 1529 г. на имперском сейме (собрании князей Священной Римской империи) «Протестацию». Они протестовали против решения большинства сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. Крестьянская война в Германии. Вскоре и лагере Реформации произошел раскол. Идеологом народной реформации стал священник Томас Мюнцер. Он был сторонником Лютера, но в 1520 г. перешел на более решительные полтин. Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Германия не должна быть княжеской и дворянской, а дворянские замки и монастыри нужно уничтожить. Врагами являются те, кто обрекает простой народ на страдания. Не должно быть различий между богатыми и бедными, частной собственности. В 1524— 1525 гг. в ряде районов Германии вспыхнуло восстанут крестьян против феодалов под лозунгами народной реформации. Крестьяне собирались в целые армии и вели боевые действия против отрядов местных правителей и дворян. Поэтому эти события называются Крестьянской войной. Программа крестьянства называлась «12 с гатей». В ней говорилось, что народ должен быть освобожден от всех тягот. Все людидолжны объединиться дляпереустройства жизнина основеобщей пользы. Все, кто отказывается заботиться об общей пользе,объявляются вне общества. Господское добро и землю крестьяне по указанию Мюнцера делили между собой. В середине мая 1525 г. в Тюрингии произошел неравный бой между феодальной конницей, вооруженной артиллерией и фактически безоружными крестьянскими отрядами. Крестьянская армия была разбита, а Мюнцер попал в плен и был казнен. Жан Кальвин и его учение. Центром Реформации а ада также Швейцария. Здесь распространилось учение француза Жана Кальвина. Он считал, что ни один человек не может знать, какая судьба его ждет и тем более не может ее изменить. Но каждый верующий должен всеми силами доказывать свою богоизбранность. Богатство человека в земной жизни, по мнению Кальвина, является доказательством его богоизбранности. Такая точка зрения побуждала к активной деятельности.Кальвинизм предполагал целеустремленность и действенность. Кальвин призывал к бережливости и скромности в быту. Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Церковная община избирала и контролировала своих руководителей — старшин (пресвитеров) и проповедников (пасторов). В кальвинистской церкви не было возведенных в сан священников. Пасторов избирали из числа наиболее грамотных прихожан. Контрреформация. Чтобы начать движение против Реформации, католической церкви необходимо было провести свои реформы, что и произошло с 40-х гг. XVI в. После этого она развернула наступление против Реформации. Эта политика стала называтьсяконтрреформацией. Она ярко отразилась в деятельности ордена иауитов. Основателем ордена иезуитов («Общества Иисуса») был испанский дворянинИгнатий Лопала. Члены ордена жили в миру. Главными направлениями деятельности иезуитов были: воспитание молодежи в духе католицизма, проникновение во все сферы общества с целью подчинения их своей власти. Члены ордена выслеживали и выдавали инквизиции «заблудшие массы». Одновременно папство укрепляло богословские факультеты Университетов и церковные шкоды. В Риме было создано главное Учреждение по борьбе с ересями — инквизиционный трибунал. Составили также специальный «индекс запрещенных книг», которые подлежали уничтожению, а их авторы — наказанию. Религиозные войны. В XVIв. в Германии и Франции вспыхнули гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации. В Германии ряд правителей государственных образований их условно называют княжествами) перешли в лютеранство вместе со своими подданными. Это усилило их независимость от императора. Императоры из династии Габсбургов, опираясь на католические княжества, начали борьбу с протестантами. Долгая война закончилась поражением императора Карла V, который в 1556 г. отрексяот престола. Еще в 1555 г. был заключен Аугсбургскаи религиозный мир, который установил полную независимость князей в религиозных вопросах и утвердил их право определять религию своих подданных. Императорская власть еще более ослабла. Во второй половине XVI в. Европа разделились на католические и протестантские государства. Протестантскими были в основном северные страны — Англия. Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия.Саксония и др.). Во Франции но второй половине XVI в. также шли жестокие религиозные воины между католиками и кальвинистами (гугенотами). Вождями гугенотов были король Наварры (вассального 07 французского короля государства на юге страны) Антуан Бурбон (а с 1562 г. его сын Генрих) и адмирал Гаспар де Колчньи. Вождями католиков были герцоги Гизы. Гугенотство во Франции стало знаменем борьбы против усиления королевской власти. Поэтому гугенотами были многие знатные люди. Напротив, буржуазия чаше придерживалась католичества. На первых порах борьба не была ожесточенной. В августе 1572 г. был заключен мир. Протестанты получили право занимать государственные должности, проводить богослужение; им предоставили во владение ряд городов-крепостей. Король Франции Карл IX пошел на этот договор, чтобы обеспечить мир. Однако Гизы и мать короля Екатерина Медичи решились на расправу над гугенотами. Для закрепления мира был заключен брак между Генрихом Наваррским и сестрой короля Маргаритой (Марго). В Париж на свадьбу съехались гугеноты. 23 августа 1572 г.. в ночь накануне дня святого Варфоломея началось их избиение. Генрих Наваррский остался жив, перейдя в католичество, адмирал де Колиньи был убит. В Париже истребили 3 тыс. гугенотов, резня продолжалась несколько дней и перекинулась в провинцию. Кровавая Варфоломеевская ночь напугала гугенотов. Но вскоре война вспыхнула с новой силой. Гугеноты создали свое государство во главе с бежавшим из Парижа Генрихом Наваррским В ходе войны погибли многие вожди обеих сторон. Был убит король Генрих III. брат умершего Карла IX. В 1589 г.Генрих IV Наваррский стал королем Франции, основав династию Бурбонов. В 1593 г он принял католичество и вступил в Париж. В 1598 г. король провозгласилНантский эдикт, завершивший религиозные войны. Католицизм оставался господствующей религией, но гугеноты получали свободу вероисповедания, сохраняли за собой ряд крепостей, вооруженные силы.

вопрос. Эпоха реформации и контрреформации в Европе.

*лекция*

 Реформация - слово, которое переводится с латинского как "перестройка", стало символом целой эпохи в истории Европы. Это был период, когда происходила борьба за переосмысление роли Католической церкви в обществе. Реформация началась в Германии и была вызвана кризисным состоянием Католической церкви. Стремясь остановить распространение протестантизма католическая церковь начала собственную реформу. Эта система мер получила название Контрреформации. Утвердил реформу католической церкви собор, работавший от 1545 до 1563 г. в городе Триденти. Происходит реорганизация инквизиции – безжалостная расправа с еретиками. Составляется индекс запрещенных книг, расширяется церковная цензура. Важную роль в осуществлении политики Контрреформации сыграло "Общество Иисуса" или орден иезуитов, основанный испанским дворянином Игнатием Лойолой в 1540г. Главной задачей ордена стала защита и распространение католицизма, не только в Европе, но и во всем мире. Деятельность иезуитов была весьма разнообразной, от участия в политической жизни европейских дворов, до создания школ, приютов, отправки миссионеров в Азию и Америку. Однако, и в самой католической церкви не было единства, наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в свой адрес, однако на тридентском соборе 1545-1563 победила консервативная линия: католические догматы признавались неоспоримыми, подтверждалось главенство папы, укреплялась инквизиция, в результате активные меры, предпринятые католической церковью, позволили сохранить ей доминирующее положение в Европе и затормозить наступление протестантизма.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 534; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!