Преподобномученик Петр (Павел Козлов), иеромонах Ниловой Пустыни



Дни памяти: Собор Новомучеников и исповедников Российских, 15 / 28 Февраля

Преподобномученик Петр[102] (в миру Павел Федорович Козлов) родился 24 июня / 7 июля 1879 года в деревне Зуево Зубцовского уезда Тверской губернии в семье крестьян Федора и Марии. Павел с детства мечтал стать монахом; по достижении двадцатилетнего возраста он оставил родителей, крестьянское хозяйство и 15 / 28 января 1906 года поступил послушником в Валаамский монастырь.

14 / 27 декабря 1908 года он был перемещен в Кременецкий Вознесенский монастырь[103] в качестве келейника игумена Аполлинария и 18 / 31 августа 1910 года был зачислен в число послушников этого монастыря.

28 февраля / 13 марта 1911 года был пострижен в монашество с именем Петр и 30 октября / 12 ноября того же года был рукоположен во иеродиакона.

24 октября / 6 ноября 1913 года перешел в Валаамский монастырь.

31 декабря 1916 (это было бы 13 января 1917) года он был зачислен в число братии Нило-Столобенской пустыни Тверской губернии.

В России произошла революция, но монах Петр, выбрав крест церковного служения, пожелал стать священником и 9 / 22 мая 1917 года был рукоположен в сан иеромонаха.

В середине двадцатых годов власти закрыли Нилову пустынь, и иеромонах Петр стал служить в приходском храме. В 1930 году, воспользовавшись тем, что он не смог вовремя уплатить налоги, власти приговорили его к пяти годам ссылки, которую он отбывал в городе Енисейске. Наученный в монастыре всякому делу, о. Петр зарабатывал на жизнь починкой сапог, пилкой и колкой дров. Чувствуя, что слабеет здоровьем, он подал властям заявление о сокращении срока ссылки по состоянию здоровья и по прошествии четырех лет получил разрешение вернуться на родину.

В 1935 году владыка Фаддей направил его служить в храм села Борки Зубцовского района, где о. Петр прослужил до 19 февраля 1938 года, когда был арестован и заключен в тюрьму города Зубцова.

В день ареста следователь допросил священника и секретаря сельсовета. Секретарь сельсовета показал, что

священник рассказывал ему, каковы были условия заключения, о том, что в лагере процветает воровство и что кормят заключенных очистками от картофеля. В 1937 году при уплате налогов за церковь он говорил, что большевики берут налоги и с колхозников, и с церкви, хотя говорят, что Церковь отделена от государства. Говорят одно, а делают другое. Говорил, что раньше крестьяне работали на барина, а сейчас хуже чем барщина: колхознику не дают отдохнуть, он работает целый день, а получать ничего не получает.

На допросе следователь спросил иеромонаха Петра:

— Следствию известно, что вы систематически занимались контрреволюционной антисоветской агитацией среди населения, направленной на подрыв экономической мощи колхозов и советской власти. Говорили, что жить теперь тяжело, все большевики забрали, налогами задавили и так далее. Признаете себя в этом виновным?

— Я виновным себя в этом не признаю, так как антисоветской агитацией не занимался и данных слов никому не говорил.

— Следствию известно, что летом 1937 года вы говорили, что вот, при советской власти ничего не стало. Что вы можете на это сказать?

— Я данных слов не говорил и виновным себя в этом не признаю.

— Следствию известно, что в декабре 1937 года, во время выборов в Верховный совет СССР, вы говорили: «а что нам выбирать, мы их не знаем...»

— Действительно, я был на предвыборном собрании и говорил, что не знаю, за кого голосовать, так как газет я не читал, а больше ничего я не говорил.

— Следствию известно, что во время подписки на заем укрепления обороны страны вы говорили, что сколько ни подписывайся, у большевиков ничего не будет.

— Я таких слов не говорил.

На этом допрос был закончен, закончено и само следствие. 26 февраля Тройка НКВД приговорила иеромонаха Петра к расстрелу. Он был расстрелян через день — 28 февраля 1938 года.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Игумен Дамаскин. "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия".
Тверь, Издательство "Булат", т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.

О дне сем.

Паремия на 6 часе. Книга пророка Исаии (Глава 5): 1Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, 2и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.

3И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.

4Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?

5Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, 6и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его,- и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.

7Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль.

8Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле.

9В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей; 10десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу.

11Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; 12и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют.

13За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою.

14За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их.

15И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; 16а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.

17И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых.

18Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех - как бы ремнями колесничными; 19которые говорят: "пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!" 20Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое –

горьким!

21Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!

22Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, 23которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!

24За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева.

25За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта.

26И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли,- и вот, он легко и скоро придет; 27не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его; 28стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его - как вихрь; 29рев его - как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет.

30И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря; и взглянет он на землю, и вот - тьма, горе, и свет померк в облаках.

И снова – обличение нечестия иудеев. От иносказаний пророк переходит к прямому обличению, а затем – к приговору. Особенно выделяется обличение гордым, «разумным перед самим собой»….

Паремии на Великой вечерне. Паремии Триоди. Паремия 1. Книга Бытия (Глава 4): 1Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.

2И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

3Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, 4и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

6И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?

7если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

8И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

9И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

10И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; 11и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; 12когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

13И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; 14вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

15И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

16И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

17И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

18У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.

19И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла].

20Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.

21Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.

22Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.

23И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; 24если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

25И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

26У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога].

Бог не истребил Каина, этого первого убийцу, не изъял с земли, но позволил жить и продолжать род. Тут же описывается род его и указывается, что в его детях и потомках нечестие прародителя накапливается, не потому что грех, якобы, передается генетически, но потому что дети усваивают поведение родителей, как бы те не старались привить им хорошие манеры – дети смотрят не столько на то, чему те их учат, сколько на то, что они фактически делают. Так зло начало умножаться. И вот, потомок Каина перещеголял пращура в преступлении, притом неясно, кается ли он в этом перед женами, либо наоборот, хвалится, как это делают иные современные маньяки. И тут же указывается на рождение третьего сына Адама – Сифа, праведника. И добрый пример родителя передавался детям. Правда, потом все было уничтожено за счет скрещивания потомков Сифа и Каина, так что усвоенный последними греховный навык стал передаваться и детям Сифа... Страшен и тяжел крест родителей, так что те на Суде дадут ответ не только за себя, но и за то, каких детей они воспитали. Я, человек холостой, отвечаю только за свои грехи, но если женюсь и у меня будут дети, то горе мне, если мои грехи через подражание родителям передадутся детям. Думаешь об этом – и ужас берет….. Боже, помилуй мя!К слову, далее в книге будет содержаться намек на то, что у Адама были и другие дети, как сыновья, так и дочери, но здесь пишется только о трех его сыновьях, так как рассказ о них лишь и важен для нас. У многих текст книги, начиная с этого момента, рождает смущение, дескать, откуда дети Адама брали жен. На этом основании некоторые рационалисты делают выводы, дескать, были еще какие-то группы людей, скатываясь, таким образом, на позиции безбожников, сводящих информацию об Адаме к легендам и мифам, либо утверждающим, дескать, Адам был всего лишь человеком, который спас свое племя от гибели... Однако запрета на скрещивание между близкими родственниками (а других жен и мужей у первых людей не было) еще не существовало, да и тело человеческое еще не достигло такой степени разрушения, чтобы инцест приводил к генетическим проблемам. все это будет потом, когда такое скрещивание из необходимости станет капризом греховной человеческой воли….

Паремия 2. Книга Притч Соломоновых (Главы 5 и 6): 1Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, 2чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине;] 3ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; 4но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; 5ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.

6Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.

7Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.

8Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, 9чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; 10чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.

11И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены,- 12и скажешь: "зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, 13и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: 14едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!" 15Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

16Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; 17пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.

18Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, 19любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.

20И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?

21Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.

22Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: 23он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.

Глава 6.

1Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого,- 2ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.

3Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; 4не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; 5спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.

Пей воду из твоего источника и не гоняйся за чужим…. Это можно приложить к любой ситуации, а не только о прелюбодействе, о чем пишет Соломон. Зависть, привычка человека заглядываться на чужое, рождает много зла….

Четверг 1 марта.

Праздники этого дня также в Великий пост отходят на второй план, однако о них нельзя не написать. Так, в этот день отмечается память мучеников, в Персии, в Мартирополе пострадавших. Увы, о них сведений не удалось найти, кроме цитат из жития упоминаемого ниже святителя Маруфа (в календаре именуемого преподобным), который писал о них и даже погребал их мощи. Однако ни о том, как они пострадали и кто они были, ни о том, что же писал святой Маруф, до нас не доведено. Также в этот день отмечается память святителя Макария (Невского), митрополита Московского.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 416; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!